АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Материалы научно-практической конференции. 5.Двойная игра. (Советско -финляндские переговоры 1938- 1939 гг.)

Читайте также:
  1. GG ДРУГИЕ ОТХОДЫ, СОДЕРЖАЩИЕ В ОСНОВНОМ НЕОГРАНИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ СОДЕРЖАТЬ МЕТАЛЛЫ И ОРГАНИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
  2. I. Нормативные материалы
  3. IV. Дидактические материалы для практических занятий
  4. IV. Материалы и полуфабрикаты
  5. V. ПРАВОВЫЕ АКТЫ И МАТЕРИАЛЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
  6. V.УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  7. Абразивные материалы.
  8. Абсолютизм. Общая характеристика. Особенности стиля. Используемые композиционные решения, конструктивные элементы и строительные материалы. Ключевые здания. Ключевые архитекторы.
  9. АППАРАТУРА, МАТЕРИАЛЫ, РЕАКТИВЫ
  10. Аппаратура, оборудование, средства измерения, сырье, материалы, реактивы
  11. Архитектура кхмеров. Общая характеристика. Особенности стиля. Используемые композиционные решения, конструктивные элементы и строительные материалы. Ключевые здания.
  12. АС ОТХОДЫ, СОДЕРЖАЩИЕ В ОСНОВНОМ ОРГАНИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ СОДЕРЖАТЬ МЕТАЛЛЫ И НЕОРГАНИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

5. Двойная игра. (Советско -финляндские переговоры 1938- 1939 гг.)

 

 

Кадры хроники о советско-финляндских переговорах, в т.ч.демонстрация документов карт и схем, иллюстрирующих переговорный процесс.

Вступление СССР в 1933 году в Лигу наций озадачило руководителей Финляндии. По их мнению, Лига наций уже не могла быть гарантом безопасности против Советского Союза. Их насторожило также заявление советского полпреда Э.А. Асмуса о том, что если Германия начнет войну, то Красная Армия вступит на территорию Финляндии. Эти предупреждения советские руководители повторяли и в 1936-1937 годах. В итоге по инициативе маршала Маннергейма и его сподвижников Финляндия перестала ориентироваться на Лигу наций и стала приверженицей проскандинавского нейтралитета, о чем и было заявлено в парламенте 5 декабря 1935 года.

Мы не будем углубляться в хитросплетения советско-финляндских переговоров 1938/39 годов. Но, не вызывает сомнения у современных российских и финских историков то, что и та и другая стороны вели двойную игру, стремясь обеспечить прежде всего свои интересы. Остановимся на наиболее драматическом этапе переговоров — осени 1939 года.

Маршал Маннергейм считал реальной угрозу войны с СССР и готовился к ней. И в то же время советовал вести в отношении СССР осторожную политику, особенно после подписания в 1939 году пакта Молотова — Риббентропа. Он настаивал на том, чтобы в переговорах с Москвой руководители Финляндии проявляли большую гибкость и советовал правительству пойти навстречу предложениям Москвы о передаче Советскому Союзу демилитаризованных финских островов в Финском заливе, которые по его словам, не имели особого значения для Финляндии, но зато были важны для безопасности Ленинграда и Кронштадта. Маршал считал выгодным для Финляндии перенос границы на Карельском перешейке дальше от Ленинграда, в случае компенсации за счет советской территории. Однако министры не прислушались к мнению маршала. Даже в вопросе главного противостояния в переговорах — советского требования о передаче в аренду полуострова Ханко для строительства там военной базы — Маннергейм искал компромисс.

6 апреля 1939 года безрезультатно окончился второй раунд переговоров, как и первый в марте. После этого правительства СССР и Финляндии, не отказываясь от политических переговоров, начали активно готовиться к силовому решению вопросов, которые не могли быть решены политическим путем. С обеих сторон развернулось крупное военное строительство, причем Советский Союз готовился к наступательным операциям, а Финляндия — к оборонительным.

Третий, последний раунд переговоров между Москвой и Хельсинки состоялся осенью 1939 года, уже в обстановке начавшейся мировой войны. Согласно советско-германским договоренностям, Финляндия оказалась в сфере влияния СССР.

Первая встреча финляндской делегации с советскими лидерами состоялась 12 октября.

Советские требования к Финляндии заключались в следующем:

1.Финляндия сдает в аренду СССР полуостров Ханко сроком на 30 лет для размещения там советской военно-морской базы;

2.Советский военно-морской флот получает право использовать бухту Лааппвик как стоянку для своих кораблей;

3.Финляндия уступает СССР несколько островов в Финском заливе, которые упоминались в предыдущих переговорах (Сейскаари, Лавансаари, Тютерсы, Бьерко);

4.Финляндия уступает СССР территорию на Карельском перешейке от села Липпола до южной оконечности города Койвисто;

5.Финляндия передает СССР западную часть полуостровов Рыбачий и Средний;

6.Обе стороны разоружают укрепленные районы на Карельском перешейке, оставляя на этой границе только обычную пограничную охрану;

7.В качестве компенсации за эти территории советское правительство предлагает Финляндии часть территории Советской Карелии вдвое большую, чем уступала Финляндия.

Делегация Финляндии отклонила советские предложения. Глава делегации Ю. Паасикиви, следуя инструкциям правительства, не имел права даже обсуждать вопрос об аренде полуострова Ханко. Он должен был отвергать любые предложения советской стороны о заключении пакта о взаимопомощи, как противоречащего скандинавскому нейтралитету. Также ему запрещалось обсуждать вопрос об изменении границ Финляндии и размещение на ее территории военных баз СССР. Решительный тон инструкций был подкреплен военными приготовлениями. 6 октября финским войскам был отдан приказ без задержки выдвинуться в приграничные районы. 10-го октября началась эвакуация жителей приграничных городов Финляндии. 11 октября, когда делегация прибыла в Москву, правительство объявило о призыве на службу резервистов.

Переговоры зашли в тупик. Паасикиви предложил сделать перерыв и провести консультации в Хельсинки. Сталин согласился и выразил надежду, что соглашение между двумя странами будет подписано 20 октября.

После перерыва, 23 октября финская делегация внесла свои предложения, которые сводились к тому, что

1.Финляндия готова заключить соглашение с СССР о передаче ему в обмен на советскую территорию островов Сейскаари, Лавансаари, Тютерсы и Суурсаари;

2.Финляндия согласна перенести границу на Карельском перешейке на расстояние 10 километров на север;

3.Финляндия настаивает на неприкосновенности полуострова Ханко и бухты Лаппвик, поскольку передача этих территорий нарушает нейтралитет страны;

4.Финляндия готова усилить существующий советско-финляндский пакт о ненападении пунктом о взаимных обязательствах не вступать в группировки и коалиции государств, прямо или косвенно враждебных той или другой из договаривающихся сторон.

Сталин был немало удивлен таким поворотом событий и заявил, что первоначальные предложения советского правительства от 14 октября были минимальными.

Переговоры окончательно зашли в тупик 13 ноября. Паасикиви передал Молотову заявление, в котором сообщалось, что, поскольку не удалось найти почву для соглашения, делегация Финляндии вынуждена вернуться в Хельсинки. Со второй половины ноября советская пресса начала активную пропагандистскую кампанию, направленную против Финляндии. Военное решение проблемы стало неизбежным.

Отвергнув весной 1939 года предложения Германии и СССР о заключении, соответственно, пакта о ненападении и договора о военной помощи, руководство Финляндии сделало ставку на политику нейтралитета, надеясь в будущем на тесное сотрудничество в военной области с северными странами, в первую очередь с Швецией. В октябре 1939 года на конференции глав государств Северной Европы выяснилось, что ни одно из них не согласно взять на себя обязательства о военной помощи Финляндии в случае войны с СССР. Переговоры провалились. Перед лицом военной опасности Финляндия осталась один на один со своим мощным восточным соседом. Расчеты на реальную поддержку западных стран оказались ошибочными

Материалы "Круглого стола", а также научно-практической конференции

 

6. «Красная Армия в настоящее время не является... эффективным средством ведения войны». (На что надеялись финны, рассчитывая избежать войны с СССР?)

 

Кинохроника, фотографии, документы.

Во второй половине ноября 1939 года, когда до начала войны оставались считанные дни, армейские аналитики и большинство политиков в Финляндии пришли к выводу о том, что война в ближайшее время, по крайней мере до весны 1940 года, не начнется. А если и начнется, то армия Финляндии вполне могла противостоять 15-17 дивизиям противника в течение, как минимум полугода. (29 марта 1940 года, через две недели после окончания «зимней войны», разведотдел армии Финляндии подвел итоги. В боях участвовало 46 дивизий РККА из 10 военных округов.) На что они рассчитывали?

1.По оценке Генерального штаба финляндской армии дислокация вооруженных сил СССР в Европе показывала, что до последнего времени финский вопрос считался руководством страны второстепенным. Захватить всю Финляндию СССР попытается только в «чрезвычайно благоприятных условиях, например во время затяжной войны между крупными государствами, в которой Россия не приняла бы участия».

2.Военные аналитики предполагали, что на Карельском перешейке нельзя сосредоточить большое количество войск, учитывая недостаточную оперативную емкость театра военных действий. Они считали, что здесь можно сконцентрировать и эффективно использовать не более 15 дивизий РККА.

3.Подготовленный 25 ноября ставкой финляндской армии документ содержал тезис о том, что «наблюдения и полученные сведения не дают оснований предполагать, что на Карельском перешейке сосредоточена наступательная группировка».

4.Определенные надежды возлагались на помощь извне. Иностранное бюро ставки армии 4 ноября 1939 года весьма оптимистично оценивало шансы вступления Швеции в войну против СССР и участие в ней добровольцев из Норвегии.

5.Статистическое бюро Генштаба армии Финляндии делает вывод: «Красная Армия в настоящее время не является и в ближайшее время не станет эффективным средством ведения войны». Поэтому, «принимая во внимание внутриполитическую ситуацию в СССР, советское правительство не начнет войну, хотя бы и против численно слабейшей армии».

Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, а также высоко оценивая боевую подготовку своей армии, ее несомненное превосходство в ведении войны зимой, военные и политики Финляндии видели в своей стране серьезную силу, которая могла либо избежать войны, либо затянуть ее ход, получив помощь от северных стран или принудив руководство СССР к миру на приемлемых для Финляндии условиях.

Таким образом, военные Финляндии грубо ошиблись в определении времени начала войны и в отношении количества военных сил СССР, готовившихся к войне.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)