|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 17. ВОСПИТАНИЕ ОТНОШЕНИЙ КАК ПРОЦЕСС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ И ЕГО ИССЛЕДОВАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ1. Специфика воспитания в отличие от процесса обучения и необходимость разработки его теоретических основ. Формирование отношений как важнейшая задача воспитания Как показано в главе о сущности и общих закономерностях воспитания, формирование и развитие личности требует организации двух взаимосвязанных процессов – обучения и воспитания в узком смысле. Поскольку теоретические основы обучения рассмотрены в предыдущем разделе пособия, в этом разделе необходимо обратиться к раскрытию теоретических проблем воспитания как специфического процесса развития и формирования личности. Понятие воспитание в русской педагогике стало выделяться со второй половины XVIII в. В этом специфическом значении, в частности, оно употреблялось в таких документах, как «Генеральный план московского воспитательного дома» (1763), «Устав народных училищ в Российской империи» (1786). В 1806 г. слово «воспитание» как особое педагогическое понятие было включено в словарь Российской академии. Однако вплоть до середины XIX в. оно ассоциировалось с понятием «образование» и фактически являлось его синонимом. С развитием же педагогической теории и практики оно приобрело самостоятельное значение. Было, однако, время, когда некоторые ученые пытались утверждать, что поскольку обучение носит воспитывающий характер, то, следовательно, ни в какой особой воспитательной работе школа не нуждается. Указанная точка зрения подвергалась критике со стороны виднейших педагогов. А.С. Макаренко в лекции «Проблемы школьного советского воспитания» (1938) говорил: «У нас среди педагогических мыслителей нашего времени и отдельных организаторов нашей педагогической работы есть убеждение, что никакой особенной, отдельной методики воспитательной работы не нужно, что методика преподавания, методика учебного предмета должна заключать в себе и всю воспитательную мысль. Я с этим не согласен. Я считаю, что воспитательная область – область чистого воспитания – есть в некоторых случаях отдельная область, отличная от методики преподавания... Я остаюсь при убеждении, что методика воспитательной работы имеет свою логику, сравнительно независимую от логики работы образовательной. И то и другое – методика воспитания и методика образования, – по моему мнению, составляют два отдела, более или менее самостоятельных отдела педагогической науки. Разумеется, эти отделы органически должны быть связаны. Разумеется, всякая работа в классе есть всегда работа воспитательная, но сводить воспитательную работу к образованию я считаю невозможным»[111]. Довольно четко разграничивала воспитание и обучение Н.К. Крупская. Она отмечала, что обучение направляется главным образом на приобретение знаний и умение применять их на практике, и в этом смысле оно обеспечивает обученностъ школьников. Воспитание же она связывала с формированием личностных черт и качеств, которые характеризуют воспитанность человека. На эту специфику воспитания указывал также профессор А.Ф. Протопопов. «Существенным признаком развития, формирования личности, отраженным в понятии «воспитание»,– писал он, – является выработка разнообразных качеств и свойств личности, ее поведения»[112]. Можно не только мысленно представить, но и наблюдать в жизни, когда у иного человека есть определенная обученность (знания, умения), но не хватает воспитанности (низкая культура отношений с людьми, не выработаны гражданские мотивы поведения и т.д.). Учащийся может хорошо решать задачи по математике, успешно овладевать знаниями по физике, химии и другим предметам, но проявлять эгоистические наклонности, не соблюдать правил опрятности и личной гигиены. Бывает и так, что человек как будто хорошо работает на производстве и обладает внешней культурой (вежлив, обходителен с товарищами и т.д.), но в то же время проявляет стяжательство, отличается лицемерием и т.п. Как видим, обученность и воспитанность – это далеко не одно и то же. А.С. Макаренко отмечал, что даже при самой высокой обученности и умелости личность может быть неполноценной, если у нее не сформированы здоровые социальные и духовные отношения. Вот почему развитие таких отношений он считал едва ли не главной задачей воспитания. В статье «О взрыве» он писал о том, что в педагогической работе «мы имеем дело всегда с отношением... Именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы»[113]. Поскольку же, как показано выше, отношения не всегда определяются обученностью человека, это обусловливает необходимость проведения специальной воспитательной работы по их формированию, требует разработки и знания ее теоретических и методических основ. Какие же специфические проблемы являются предметом исследования теории и методики воспитания как специального раздела педагогики? К этим проблемам относятся следующие: а) раскрытие сущности и значения воспитания в развитии и формировании личности, раскрытие специфики воспитания как педагогического процесса; б) определение содержания воспитательной работы; в) разработка методов воспитания; г) исследование системы воспитательной работы по формированию личностных качеств учащихся. Указывая на специфическую сущность воспитания и его отличие от обучения, следует еще раз подчеркнуть, что эти процессы не отграничены, не изолированы друг от друга. Наоборот, в системе формирования отношений они теснейшим образом связаны между собой и выступают в органическом единстве. Эта взаимосвязь и единство имеют множество тончайших переходов и педагогических оттенков. Укажем на важнейшие из них. Прежде всего нужно отметить, что несмотря на свою специфичность воспитание так или иначе включает в себя элементы обучения, или научения. На это, в частности, указывал психолог Б.Г. Ананьев: «Понятие научения относится как к сфере обучения, так и к сфере воспитания, поскольку оно содержит в себе существенные признаки образования индивидуального опыта в определенных условиях управления поведением. ...Ни один из первоначальных этапов воспитания – умственного, нравственного и эстетического – не осуществляется помимо научения соответствующим актам поведения и регулирования действий»[114]. Например, чтобы воспитывать добросовестное отношение к труду или патриотизм, нужно помочь учащимся уяснить, в чем состоит сущность этих отношений, научить их трудовым умениям и навыкам, а также патриотическому поведению, т.е. использовать приемы обучения. Существенной стороной единства обучения и воспитания является то, что содержание обучения заключает в себе большой воспитательный материал, в частности, он содержит мировоззренческие и нравственные идеи, примеры высокого патриотического служения родине, высоконравственных отношений между людьми и т.д. Кроме того, в системе учебной работы важное место занимает труд, предметы эстетического цикла, занятия физкультурой и спортом, что, естественно, способствует трудовому, эстетическому и физическому воспитанию. Нужно также иметь в виду, что обучение представляет собой важную форму совместной деятельности учащихся и их общения как с педагогом, так и друг с другом. В процессе этой деятельности и общения, если они умело организуются, учителя имеют возможность оказывать воспитательное влияние на школьников, учат сообразовывать свои действия и поступки с требованиями морали, закалять волевые качества. Наконец, роднит обучение и воспитание общность многих методов, с помощью которых они осуществляются. Как в системе учебной, так и в системе воспитательной работы широко используются методы разъяснения (убеждения), упражнения (приучения), контроля и т.д. Приведенные положения позволяют уяснить не только специфику и единство обучения и воспитания, но и методическую логику формирования отношений. Этот процесс, как правило, начинается в системе учебных занятий (обучения) и продолжается во внеурочное время с помощью проведения разнообразной внеклассной воспитательной работы. Это положение следует хорошо осмыслить, ибо в такой логике в последующих главах будет раскрываться процесс формирования у учащихся различных отношений. Содержание отношений, которые необходимо формировать в системе всестороннего развития личности В процессе развития общества сложилось и развивается большое разнообразие отношений, которые определяют умонастроение, деятельность и поведение личности и выступают в качестве важнейших компонентов ее всестороннего формирования. Эти отношения можно расчленить на следующие группы. Первую группу составляют социальные отношения, определяющие мировоззрение личности и общественную направленность ее поведения. Вторую группу составляют нравственные отношения. Они включают в себя: – отношение к родине (патриотизм), к другим странам и народам (культура межнациональных отношений); – отношение к труду (трудолюбие); – отношение к общественному достоянию, охрана природы и материальных ценностей общества (бережливость и т.д.); – отношение к выполнению служебных обязанностей (дисциплинированность); – отношение к другим людям и к самому себе (коллективизм, честность, правдивость, скромность, товарищество, чувство собственного достоинства). Третью группу составляют эстетические отношения (понимание различных видов искусства, стремление к творчеству в области искусства и т.д.). Четвертую группу составляют отношения, связанные с физической культурой личности. Все это позволяет сделать вывод, что содержание воспитательной работы в школе и других образовательно-воспитательных учреждениях включает в себя: а) формирование научного мировоззрения, социализацию личности; б) нравственное развитие учащихся, составными частями которого являются формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, добросовестного отношения к труду, сознательной дисциплины, культуры поведения и т.д.; в) эстетическое формирование учащихся; г) физическое развитие. 3. Сущность отношений как предмета воспитания и их переход в личностные качества. Структура личностного качества и ее значение для процесса воспитания Говоря о необходимости воспитания у учащихся разнообразных отношений к различным сторонам действительности, к другим людям и к самим себе, следует уяснить сущность этих отношений как предмета воспитания и педагогические подходы к их формированию. Отношение можно трактовать как выражение определенных связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и которые, затрагивая сферу ее потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе сказываются на ее поведении и развитии. Например, каждый человек обязан трудиться, но трудиться можно по-разному – добросовестно, старательно и, как говорят, спустя рукава. По-разному можно относиться к родине, к тому месту, где человек родился, вырос и получил путевку в жизнь. По-разному относятся люди и друг к другу. Одни проявляют гуманность, чуткость, вежливость, скромность, другие же допускают грубость и черствость и т.д. Все это, естественно, характеризует не только поведение, но и сказывается на личностном развитии человека. Однако степень сформированности и прочности отношений может быть различной. Например, иной школьник понимает, что нужно быть вежливым, но в одних случаях он так и поступает, в других же бывает резким, грубым. Если же вежливость закрепляется и определяет характер поведения человека, она превращается в личностное качество. В этом смысле под личностным качеством следует понимать закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое определяет устойчивость поведения человека в любых изменяющихся условиях [115]. Скажем, если вежливость стала привычной, личность будет проявлять ее не только в условиях нормального общения, но и тогда, когда будет встречаться с грубостью и некорректностью со стороны других людей. Задача школы состоит в том, чтобы формировать у своих питомцев устойчивые отношения, закреплять их и переводить в личностные качества. Но чтобы формировать личностные качества, необходимо знать их психологическую структуру. Как уже отмечено, с психологической точки зрения, отношения как личностный феномен являются очень сложным образованием и включают в себя сферу потребностей, знаний, чувств, убеждений, поступков и волевых проявлений. Если, например, обратиться к той же вежливости, о которой шла речь выше, то в ее структуре можно обнаружить: а) потребность личности быть всегда вежливой и укреплять у себя это качество, б) знание правил и норм вежливости, в) внутреннее стремление (чувство) и убеждение в необходимости соблюдения этих норм и правил, г) владение умениями и навыками проявлять вежливость, д) способность к проявлению волевых усилий и стремлений оставаться вежливым даже в условиях, когда личность сталкивается с грубостью, непочтительностью и т.д. Указанные структурные компоненты присущи и таким личностным качествам, как патриотизм, трудолюбие, сознательная дисциплина, коллективизм, и др. Все это позволяет заключить, что процесс воспитания личностных качеств включает в себя: а) формирование у учащихся потребности в выработке того или иного качества; б) включение их в активную познавательную деятельность по овладению знаниями о сущности формируемого качества, способах его проявления и выработке соответствующих чувств, взглядов и убеждений; в) практическое формирование умений, навыков и привычек поведения, связанных с вырабатываемыми качествами; г) развитие способностей к проявлению волевых усилий, позволяющих преодолевать встречающиеся трудности и препятствия, связанные с соблюдением тех или иных норм поведения. 4. Интегративный и целостный характер формирования личностных качеств. Явление генерализации при формировании личностных качеств В последние годы в педагогике активно разрабатывается проблема интегративности (от лат. integratio) – объединение в целое каких-нибудь частей (элементов) процесса формирования личностных качеств (В.М. Коротов, И.С. Марьенко, И.Ф. Харламов). Это значит, что процесс выработки всякого личностного качества начинается с формирования, простейших элементов поведения, которые в дальнейшем усложняются, переплетаются и, сочетаясь между собой, т.е. интегрируясъ, определяют развитие и укрепление этого качества. Здесь имеют значение два момента. Во-первых, в силу возрастных особенностей учащихся нельзя сразу во всей полноте сформировать личностное качество. Во-вторых, любое личностное качество является слишком сложным образованием, и его формирование начинается с выработки сравнительно простых умений и навыков поведения и продолжается в дальнейшем путем их усложнения, обогащения и интеграции в сложный комплекс привычек. Возьмем тот же пример воспитания у детей вежливости. Начинается этот процесс, как правило, с привития таких простых умений, как приучение первому здороваться со старшими, пригласить гостя сесть, уступать место старшим, проявлять готовность к оказанию помощи, к выражению сочувствия в соответствующих случаях и т.д. Забегая вперед, отметим, что точно так же формируются дисциплинированность, трудолюбие и другие качества. В этой связи всегда нужно иметь в виду следующее положение. Когда возникает необходимость в воспитании у учащихся того или иного личностного качества, нужно хорошо продумать его содержание, выделить в нем простейшие структурные элементы и определить систему работы по их формированию и интегрированию. Без такого детального продумывания предстоящей воспитательной работы нельзя успешно решить ни одной педагогической задачи. Но в процессе воспитания у учащихся необходимо формировать не одно, а множество различных черт и качеств. Как же быть в этом случае? При решении данной проблемы следует исходить из того, что, как отмечал А.С. Макаренко, человек не воспитывается по частям и что все его свойства и качества развиваются одновременно и в теснейшей связи между собой. В самом деле, учащиеся обычно вовлекаются в различные виды и формы учебной, общественной, патриотической, трудовой, нравственно-эстетической и санитарно-оздоровительной деятельности, а также находятся в постоянном индивидуальном и коллективном общении. Все это способствует развитию у них соответствующих потребностей и мотивов поведения, обогащает их сознание, взгляды и убеждения служит средством выработки поведенческих навыков и привычек, что в своей совокупности и приводит к укреплению и совершенствованию разнообразных личностных свойств и качеств. Указанная многосторонность и целостность развития учащихся имеет весьма важное методическое значение. Воспитательная работа в школе должна включать в себя два взаимосвязанных направления, одно из которых должно способствовать одновременному формированию всех личностных свойств и качеств учащихся, второе – предусматривать решение в каждый отдельный период работы с детьми одной-двух ведущих воспитательных задач, связанных с выработкой тех черт и качеств, которые отстают в своем развитии. Подобная организация воспитательной работы имеет большое значение. Дело в том, что развитие всех сторон и свойств личности происходит постепенно и медленно, иногда даже незаметно для самих учащихся. Между тем очень важно, чтобы они ощущали свой рост, совершенствование своей духовности и поведения и черпали в них силы для дальнейшей активной работы над собой. Решение ведущих воспитательных задач и формирование связанных с ними личностных качеств как раз и способствует этому. Почувствовав успех в собственном развитии, учащийся переживает внутреннее удовлетворение, и у него появляется стремление не только закрепить этот успех, но и активизировать свои усилия в дальнейшем самосовершенствовании. Немаловажную роль играет здесь и второе положение. Если то или иное личностное качество закрепляется, то по законам генерализации (распространения) оно положительно влияет на развитие других сторон и свойств личности. Например, в процессе решения ведущей воспитательной задачи учащийся стал более активно читать художественную литературу. Это, несомненно, положительно скажется на его интеллектуальном, эстетическом и нравственном формировании, на разумной организации досуга. То же самое происходит, когда школьник улучшает свою дисциплину, культуру общения и т.д. Только сочетание этих двух направлений в осуществлении воспитательной работы позволяет добиваться ее высокой результативности и педагогической действенности. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |