АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство

Читайте также:
  1. E) отставали от роста добывающих отраслей
  2. E) простагландин Е1.
  3. I. ДОИСТОРИЧЕСКИЕ СТУПЕНИ КУЛЬТУРЫ
  4. I. Литературное творчество молодых.
  5. II. Запуск електростанції і введення в режим навантаження.
  6. Na-катионирование воды второй ступени
  7. Na-катионирование воды первой ступени
  8. S-образная модель роста популяции
  9. А) Конгестивный простатит
  10. Автоматизм и творчество
  11. Автономной некоммерчекой организации «Санкт–Петербургский центр дополнительного профессионального образования»
  12. Анализ взаимосвязи коэффициентов на основе методики факторного анализа прибыли Дюпон и прогноз роста с помощью соотношений

Овладение на­званными выше видами педагогической деятельности может иметь различные уровни. Есть просто умелый учитель, который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне, и есть учитель, который проявляет педагогическое мастерство и до­бивается высоких результатов в своей работе. Многие же учителя, кроме мастерства, проявляют педагогическое творчество и своими находками обогащают методику обучения и воспитания. А есть и учителя-новаторы, которые делают настоящие педагогические от­крытия, прокладывают новые пути в обучении и воспитании, обога­щая педагогическую теорию.

В чем же состоит сущность этих характеристик деятельности учителей и каковы показатели их профессионального роста?

Под педагогической умелостью следует понимать такой уровень про­фессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осу­ществлять обучение и воспитание учащихся.

Педагогическая умелость - это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточ­ной теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и совершенствоваться в школе. Так, учителю не­обходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правиль­но определять структуру, содержание и методику проведения от­дельных этапов урока, использовать важнейшие приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину уча­щихся на занятиях, сочетать различные формы и методы проверки и оценки знаний, проведения фронтальной и индивидуальной рабо­ты с учащимися и т.д. Несколько упрощая дело, можно сказать, что система этих знаний, умений и навыков в той или иной мере определяется нормативными курсами психологии, педагогики и частных методик, которые изучаются в педагогических учебных заведениях и на педагогических отделениях университетов. К сожалению, нельзя сказать, что все учителя хорошо владеют этими нормативными курсами, что, естественно, отрицательно сказывается на их педагогической деятельности.

Следующей ступенью профессионального роста учителя является педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство как качест­венная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффектив­ность учебно-воспитательного процесса. Как видим, от обычной педагогической умелости мастерство отличается тем, что оно является более совершенным его уровнем, высокой отточенностью используемых учебных и воспитательных приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. В нем могут иметь место и определенные творческие элементы, но они отнюдь не обязательны. Главное внем – совершенная реализация и осуществление на практике психолого-педагогической теории и передового опыта учебно-воспитательной работы, которые способствуют достижению высоких показателей в обучении и воспитании.

Безусловно, для выработки педагогического мастерства учитель,1 как уже отмечалось, должен обладать необходимыми природными я данными, хорошим голосом, слухом, внешним обаянием и т.д. ОдндаИ ко несмотря на важное значение этих природных данных, способсиИ вующих успешной педагогической деятельности, едва ли не опреде- 1 ляющую роль играют качества приобретенные. А.С. Макаренко под-Я черкивал, что педагогическое мастерство можно и нужно вырабатыЯ вать.

«Я убежден, – писал он, – что научить воспитывать так же легко Д может быть, как научить математике, как научить читать, как наД учить быть хорошим фрезеровщиком или токарем, и я учил.

В чем заключалась такая учеба? Прежде всего в организации ха-рактера педагога, воспитании его поведения, а затем в организации 1 его специальных знаний и навыков, без которых ни один воспита­тель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, такЯ как у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком И не знает, в каких случаях как нужно говорить... Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не я может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение... Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет»[194].

Мастерство включает в себя также те педагогические усовершен­ствования, которые осуществляет учитель, делая необходимые вы­воды из допускаемых недочетов, ошибок и достигаемых успехов, обогащая свой методический арсенал. Учительница истории 10-й средней школы г. Гомеля К.Ф. Зотова обратила внимание на то, что при устном изложении нового материала в V-VIII классах большин­ство учащихся не усваивало его непосредственно на уроке. Тогда она несколько перестроила методику своей работы над новым мате­риалом: после объяснения начала практиковать выборочное чтение школьниками учебника и в порядке самоконтроля побуждать их от­вечать на помещенные в нем вопросы. Применение этой методики оказалось весьма полезным: учащиеся стали усваивать новый мате­риал непосредственно на занятиях.

Существенной спецификой характеризуется педагогическое твор­чество. Понятие «творчество» ассоциируется с созданием «новых по замыслу культурных и материальных ценностей», с самостоятель­ной созидательной деятельностью в различных областях произво­дительного труда, науки и культуры[195].

Педагогическое творчество также заключает в себе определен­ные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столь­ко с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспита­ния, сколько с видоизменением приемов учебно-воспитательной ра­боты, их определенной модернизацией. В этой связи оно имеет сходство с рационализаторством, которое широко распространено на производстве. Рационализатор не создает чего-то принципиаль­но нового, а вносит лишь определенные усовершенствования в имеющуюся технологию и таким образом проявляет своеобразное творчество.

Аналогичным образом обстоит дело с педагогическим творчест­вом учителя. Оно характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализа­цией методов и приемов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса. Примером подобного творчества является введение липецкими учителями приемов комментированных уп­ражнений по математике, языкам и другим предметам. То, что, выполняя упражнение, школьник пользуется внутренней речью, проговаривая про себя каждое выполняемое действие, в педагогике и психологии было известно давно. Однако при коллективной работе в классе отдельные учащиеся испытывают определенные трудности и не всегда осмысленно выполняют упражнения. Учитывая это, ли­пецкие учителя начали использовать методику, при которой один из учащихся вслух поясняет (комментирует) ход выполнения упражнения. Этот прием делает тренировочную работу более осмыслен­ной для всех учащихся и тем самым повышает ее эффективность. Но принципиально процесс учебной работы от этого не изменился; в него были внесены только определенные усовершенствования.

Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. «Новаторство – новое в созидатель­ной деятельности людей; деятельность новаторов»[196]. Само же это понятие происходит от лат. novator, что означает обновитель, чело­век, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности.

Данное определение в полной мере относится и к педагогическому новаторству. Оно органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество. Например, как новатор проявил себя учитель Игорь Петрович Волков (г. Реутово Московской обл.), который разработал методику «творческих заданий» школьникам средних и старших классов. Сущность ее заключается в том, что учитель дает учащимся множество творческих заданий, которые включают в себя работу с бумагой, картоном, по дереву, металлу, пластмассе, создание рисунков и картин, пробу сил в литературе, скульптуре и т.д. Выполнение этих заданий носит добровольный характер, причем каждый ученик избирает себе задание по душе в соответствии со своими склонностями. Включаясь в работу, они постепенно определяют свой интерес, развивают свои способности и таланты. На каждого ученика заводится «Творческая книжка», в которой фиксируются выполненные работы и по которой можно более или менее вероятно судить об их склонностях и творческих задатках и осуществлять дальнейшую работу по их развитию. Эта методика действительно является нова­торской.

Новаторством явилось введение в школе методики проблемного обучения или изложение изучаемого материала укрупненными блоками (В.Ф. Шаталов и др.), благодаря чему значительно сокращают­ся сроки изучения отдельных учебных предметов. Это серьезно из­меняет технологию обучения. Таким образом, новаторство в педагогической работе есть настоящее открытие, важное изобретение, которое является жизненным подвигом учителя. Вот почему настоящих педаго­гов-новаторов не так много. Но главное состоит в том, что когда учитель добросовестно и творчески относится к своему делу, осваи­вает передовой опыт, новые психолого-педагогические идеи, нахо­дится в непрерывном поиске, он будет не только добиваться успе­хов в обучении и воспитании, но и совершенствоваться сам, про­двигаясь от одной ступени к другой в своем профессиональном росте.

Литература для самостоятельной работы

Анин Б.М. Учитель в моей жизни. – М., 1987.

Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1987.

Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. – М., 1989.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. –М., 1987.

Кондратенков А.Е. Труд и талант учителя. – М., 1989.

Львова Б.Л. Творческая лаборатория учителя. – М., 1985.

Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.

Проблемы научной организации педагогического труда / Под ред. И.П. Раченко. – М., 1999.

Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 1993.

Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе про­фессиональной подготовки. – М., 1976.

Сластенин В.А., ПодымоваЛ.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997.

Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве // Педагоги­ка. – 1992. – № 7-8.

Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности учителя. – М., 1967.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)