АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль эстетического воспитания в развитии личности

Читайте также:
  1. B) имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии.
  2. I. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ
  3. II. Механизмы и условия социализации личности
  4. III. Общие и специфические особенности детей с отклонениями в развитии.
  5. III. Психофизиологические механизмы психических процессов и регуляции поведения личности
  6. IV. Периоды развития личности и ее возраст
  7. IX. Эмпатия личности
  8. V. Гуманистическая психология о личности
  9. VI. ВНЕШНЯЯ КАРТИНА ЛИЧНОСТИ (манифестация и симптомы)
  10. VI. Психоаналитический подход в психологии личности
  11. VII. Концепция отношений личности
  12. VII. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Роль эс­тетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и дея­тельности человека. Об этом, в частности, говорится в одной при­тче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них фи­лософ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм». Видеть в труде созидательное начало красоты – значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.

Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к дейст­вительности на человека. Оно прежде всего выполняет большую по­знавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений. В.Г. Белинский отме­чал, что в познании окружающего мира имеются два пути: путь науч­ного познания и познание средствами искусства. Он указывал, что ученый говорит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель, ху­дожник – образами, картинами, но говорят они об одном и том же. Экономист, вооружаясь статистическими данными, доказывает, что положение того или иного класса ухудшилось или улучшилось вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт же показывает эти из­менения с помощью образного, художественного изображения дей­ствительности, воздействуя на фантазию и воображение читателей. В этой связи Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука.

Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и по­скольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. Отмечая эту сторону воз­действия искусства на личность, A.M. Горький называл эстетику этикой будущего.

Многие наши воины в годы Великой Отечественной войны, идя в бой, несли в своих вещевых мешках полюбившиеся им художественные произведения. Нельзя не усматривать определенной связи между жизненным подвигом Николая Островского и почти полнос­тью повторившего его судьбу писателя Николая Бирюкова – автора известного романа «Чайка» об отважной партизанке Великой Отечественной войны Лизе Чайкиной, – который около 30 лет проле­жал пораженный жестокой болезнью в постели и нашел в себе силы и мужество овладеть мастерством художественного слова, чтобы ос­таться в строю. Такой же страдальческий, но почетный путь про­шел белорусский писатель Виссарион Горбук, который после тяже­лого ранения в боях с фашистскими захватчиками потерял способ­ность к передвижению и, будучи надолго прикованным к постели, остался в жизненном строю, создал немало художественных произ­ведений для детей и взрослых.

Искусство, в особенности литература, является могучим средством духовного возвышения человека. Чем больше я читаю, писал A.M. Горький, тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь. А.И. Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многосторонней шири понимания. Благодаря чтению человек переживает века. Книги ока­зывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. Неда­ром Э. Хэмингуэй сравнивал книгу с айсбергом, большая часть кото­рого находится под водой. Искусство развивает эстетическую куль­туру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по «законам красоты».

Однако влияние искусства на воспитание человека в опреде­ляющей мере зависит от его художественно-эстетического разви­тия. В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пусты­ни, есть красота в душе араба». Без знания законов художествен­ного отражения действительности, без понимания языка и худо­жественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовольствие и наслаждение толь­ко человеку, который имеет соответствующую подготовку и в до­статочной степени эстетически образован. Чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью кото­рых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной под­готовки и соответствующего понимания. Даже интересный рас­сказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать их художественно-эстетического влияния. За­дача школы – обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его дейст­венным средством познания окружающей действительности, разви­тия мышления и нравственного совершенства.

2. Сущность эстетического воспитания и его содержание

Поня­тие эстетическое воспитание органически связано с термином эстети­ка, обозначающим пауку о прекрасном. Само слово эстетика происхо­дит от греческого aisthesis, что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художествен­ным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состо­ит в организации разнообразной художественно-эстетической деятель­ности учащихся, направленной на формирование у них способностей пол­ноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства – к литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения русского языка и лите­ратуры, изобразительного искусства и музыки. Существенной сто­роной эстетического воспитания является также познание прекрас­ного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении чело­века.

Не менее важной стороной содержания эстетического воспита­ния является его направленность на личностное развитие учащих­ся. Какие же стороны этого развития оно должно охватывать?

Прежде всего необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценнос­тей общества.

Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти воспри­ятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать пре­красное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей.

Существенным компонентом эстетического воспитания являет­ся овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умени­ем выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественно­го отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся представлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработ­ка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.

Большое место в содержании эстетического воспитания занима­ет формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с вос­приятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьни­ков чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения ис­кусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.

Важным содержательным компонентом эстетического воспита­ния является приобщение учащихся к художественному творчеству, раз­витие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л.Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художест­венном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания.

Наконец, эстетическое воспитание должно направляться на рас­крытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убежде­ний, а также нравственности. Как же должно осуществляться эсте­тическое воспитание?

3. Формирование у школьников художественно-эстетических по­требностей

Эстетическое воспитание в школе начинается с млад­ших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках музыки, изобразительного искусст­ва, природоведения. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении учащихся с различными видами искус­ства, приучении их к эстетическому восприятию и простейшим эс­тетическим суждениям. В решении указанной задачи большую роль играет пример и художественная подготовка самого учителя. Ему необходимо владеть умением красиво писать, выразительно и эмо­ционально читать стихи и рассказы, иметь навыки музыкального и изобразительного искусства. Подготовка учителя и его компетент­ность в различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбужда­ют потребность в приобщении к искусству.

Для воспитания художественного восприятия у младших школь­ников существенное значение имеет использование приема сравне­ния при изучении литературных произведений, прослушивании му­зыки и рассматривании картин и побуждение их к оценке этих про­изведений, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше, обостряет их вос­приятие и побуждает к оценочным суждениям.

В воспитании эстетических восприятий младших школьников необходимо широко использовать заучивание стихов, песен, демон­страцию репродукций картин.

Большое значение имеет показ красоты родной природы, причуд­ливо сочетающей в себе уплывающую в синеву даль полей, бирюзовое течение рек, спокойную, окаймленную кустами и деревьями гладь озер, неповторимую гамму птичьего пения, величавые массивы леса и т.д. Одним из лучших воспитателей называл природу К.Д. Ушинский. «А воля, а простор, природа... а эти душистые овраги и колы­хающиеся поля, а розовая весна и золотая осень, – писал он, – разве не были нашими воспитателями?...Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога...»[167] Для оз­накомления учащихся с красотой родной природы проводятся экологические экскурсии, организуются наблюдения за сезонными изменениями окру­жающего ландшафта, создаются гербарии из местных растений, проводятся выставки картин, посвященные животному миру, и т.д. Вместе с тем необходимо воспитывать активное отношение к сохра­нению природы, организуя для этого кружки «Друзья природы», «Зеленый патруль», акции «В защиту леса» и т.д. Все это показыва­ет, что эстетическое воспитание учащихся должно занимать видное место в комплексе учебных и внеклассных занятий в начальных классах.

Воспитательная работа по развитию и укреплению эстетических потребностей, стремления к восприятию прекрасного продолжается и в последующих классах, но, разумеется, на более высоком уровне.

4. Формирование у учащихся эстетических представлений, поня­тий и вкусов

Это весьма сложная педагогическая задача. Простей­шие эстетические представления и суждения, как уже отмечалось, формируются в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностя­ми к более глубокому пониманию искусства.

Очень важно в этих классах обогащать учащихся представления­ми о художественных средствах передачи настроения человека, ко­торые используются в литературе, музыке и изобразительном искус­стве. Вот как, например, А.С. Пушкин рисует печальную картину осени в романе «Евгений Онегин»:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Иные изобразительные средства использует поэт, показывая бодрящее воздействие зимнего пейзажа на человека:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив.

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно...

В познании художественных средств изображения действитель­ности в искусстве большое значение имеет осмысление и усвоение учащимися таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора, сравне­ние, минор и мажор в музыке, перспектива в изобразительном ис­кусстве и др.

В последние годы в школьной практике с целью развития эсте­тических суждений и углубления эстетических взглядов широко ис­пользуется написание сочинений, устное и письменное рецензиро­вание произведений литературы, музыки, театральных постановок, кинофильмов и художественных выставок.

В связи с важностью эстетического воспитания и развития у уча­щихся художественных представлений, понятий и суждений большое значение имеет работа по осмыслению ими той связи, которая сущест­вует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот почему на занятиях по литературе необходимо использо­вать произведения музыки и изобразительного искусства. Так, при изу­чении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» учитель может использовать иллюстрации С. Герасимова и П. Соколова к этому про­изведению. Изучение сказок Салтыкова-Щедрина обычно сопровож­дается рассмотрением иллюстраций художников Н. Муратова и Ку-крыниксов. Прослушивание романса А. Варламова «Белеет парус оди­нокий» организуется при изучении лирики М.Ю. Лермонтова. Подоб­ное синтетическое использование искусства в процессе учебной работы помогает уяснению специфики изобразительных средств раз­личных видов искусства и развитию разностороннего и более глубо­кого эстетического восприятия действительности.

Эстетическое воспитание не может ограничиваться только учеб­ной работой по литературе, музыке и изобразительному искусству. Эстетикой, приобщением к прекрасному должны характеризоваться занятия и по таким предметам, как математика, физика, химия география и т.д. Эмоционально-выразительное изложение материа­ла учителем, красивые записи на доске, побуждение учащихся к логически стройным суждениям и ответам на вопросы при проверке знаний также имеют немаловажное значение для формирования эстетической культуры. Уместно в этой связи привести мысль Аристотеля: «Математика выявляет порядок, симметрию, определенность, а это важнейшие виды прекрасного». Такие «виды прекрасного» необходимо осознавать и раскрывать каждому учителю по своему предмету.

Исключительно острой проблемой, слабо решаемой в школьной практике, является формирование у учащихся полноценных худо­жественных вкусов, умения отличать подлинные высокохудожественные произведения от примитивного ремесленничества, от худо­жественных поделок. Это особенно относится к музыке и изобрази­тельному искусству, когда учащиеся зачастую увлекаются какофо­нией и бездумным модернизмом и недооценивают классики, а иногда и форм отечественного искусства. Трудности школы здесь усугубляются тем, что средства массовой информации, дискотеки и видеотеки слишком широко популяризируют западную музыку и кинофильмы в ущерб отечественному искусству. Преодолеть эту труд­ность можно только одним путем – широким использованием классической литературы, лучших образцов современной музыки и ху­дожественного творчества.

5. Приобщение школьников к художественному творчеству и развитие их способностей в области литературы, музыки и изо­бразительного искусства

Будучи по своей природе существом творческим, человек обладает склонностью к художественно-творческой деятельности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершен­ствовать эти склонности и способности – одна из задач эстетичес­кого воспитания. В младших и средних классах она решается преж­де всего на занятиях по родному языку и литературе, изобразитель­ному искусству и музыке. С этой целью учителя дают школьникам задания делать свои иллюстрации к литературным произведениям, пейзажные зарисовки родной природы, пробовать писать стихи или рассказы. Такие задания имеют целью не формирование про­фессиональных умений в области художественного творчества, а рассчитаны главным образом на их эстетическое развитие. Для тех же школьников, у которых обнаруживаются творческие способности, подобные занятия служат средством совершенствования худо­жественного опыта, умений и навыков. Здесь иногда имеет значе­ние первое побуждение, которое дает толчок к серьезным занятиям искусством. Как писалось в одной статье для родителей, «...стоит про­будить в ребенке художника – и его не удержишь от творчества: он обязательно будет рисовать, писать стихи или сочинять музыку»[168].

Известный композитор Д.Б. Кабалевский выдвинул идею о том, чтобы уроки музыки посвящались практическому изучению музы­кальных произведений, глубокому ознакомлению учащихся с отра­жением в музыкальных произведениях явлений жизни, нравствен­ности людей. Художник Б.М. Йеменский разработал программу по рисованию, которая вместо традиционного обучения учащихся ри­сованию отдельных предметов предусматривает побуждение их к творческому отражению окружающей жизни средствами изобрази­тельного искусства. Это существенно улучшает эстетическое разви­тие учащихся, понимание ими тесной связи искусства с человечес­кой жизненной практикой.

Важным средством организации разнообразной художественно-творческой деятельности учащихся являются различные формы внеклассной работы: кружки и студии по литературе, музыке и изо­бразительному искусству, коллективы художественной самодеятель­ности, организация встреч с работниками искусства, проведение ху­дожественно-творческих конкурсов, олимпиад и т.д. В процессе этой работы школьники приобщаются к творчеству и делают пер­вые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Ре­зультаты художественной деятельности школьников оформляются в виде рукописных (машинописных) литературных журналов, вы­ставок картин и рисунков, организации концертов и т.д.

6. Использование эстетического воспитания в целях формиро­вания нравственности учащихся

При изучении произведений ис­кусства важнейшее значение имеет раскрытие их гражданской и нравственной направленности и использование их в целях мораль­ного формирования учащихся. Для этого необходимо вырабаты­вать у учащихся понимание того, что подлинное произведение ис­кусства всегда утверждает правду жизни, пафос творческого созида­ния прекрасного, стимулирует стремление людей к прогрессу, к осу­ществлению идеалов добра, свободы и справедливости. Любовь к Родине, борьба со всеми искажениями в жизни общества, развитие духовной красоты человека-творца – такова идейная направлен! ность произведений лучшей художественной классики. Вот почему при изучении поэзии А.С. Пушкина нужно привлечь особое внима­ние к тем строкам произведения, которые наполнены пафосом пат­риотизма и горячей любви к родине:

Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Непревзойденное мужество, храбрость и отвагу русских людей в борьбе за независимость и честь Родины, их беспредельную предан­ность своему патриотическому долгу воспевал М.Ю. Лермонтов. В стихотворении «Бородино» он рисует драматическую картину подготовки русских солдат к сражению, понимание ими решающего значения предстоящей битвы для судеб Родины. Беседуя с солдата­ми, полковник призывает их:

Ребята! Не Москва ль за нами, Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали. И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в бородинский бой.

Особенно важно показать красоту мужественных патриотичес­ких поступков русских людей, их идейно-политической стойкости и преданности своему гражданскому долгу.

Для раскрытия нравственного содержания искусства широко ис­пользуются различные формы внеклассной работы. В школах прово­дятся тематические литературно-художественные вечера: «Песни и му­зыка Великой Отечественной войны», «Мотивы морали и нравствен­ной чистоты в музыке», «Идеи патриотизма в изобразительном искус­стве» и др. Эти мероприятия оказывают большое влияние на интеллектуальную и эмоционально-нравственную жизнь учащихся, развивают и укрепляют чувства, воспитывают моральную чистоту мыслей и поведения. Но с чем же связано это влияние? Здесь проявля­ет себя так называемая эмпатия, т.е. перенесение себя в состояние другого человека, побуждение к сопереживанию его (положительного героя художественного произведения) чувств и эмоционального со­стояния, стремление следовать его действиям и поступкам.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)