АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Механизм индивидуального преступного поведения

Читайте также:
  1. d) Наличие противоборства, унификация действий соперников, регламентация поведения спортсменов
  2. II. Механизмы и условия социализации личности
  3. II. Основные принципы и правила поведения студентов ВСФ РАП.
  4. II. Основы судейского поведения
  5. II. СЛОВО В ЯЗЫКОВОМ/РЕЧЕВОМ МЕХАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА
  6. III. Контроль за соблюдением Кодекса этики и поведения членов Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО»
  7. III. Описание основных целей и задач государственной программы. Ключевые принципы и механизмы реализации.
  8. III. Психофизиологические механизмы психических процессов и регуляции поведения личности
  9. III. Этические правила служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания
  10. VI. Факторы, вовлекающие механизмы, связанные с активацией комплемента.
  11. XVIII. Психология успешного поведения личности
  12. XVIII.Психология успешного поведения личности

 

Причинный механизм индивидуального преступного поведения является одним из важных вопросов науки криминологии. Известно, что проблема причин преступлений рассматривается в криминологической литературе в основном на макроуровне, при этом подвергаются анализу противоречия в различных сферах социальной жизни общества, вычленив из них так называемые криминологические детерминанты.

При рассмотрении механизма преступного поведения необхо­димо учитывать, что внешняя для человека среда и его личные качества определяют во взаимодействии, принимая во внимание все этапы криминального поведения: 1) формирование мотивации и постановка целей; 2) принятие решения о совершении преступления; 3)исполнение принятого решения; 4) посткриминальное поведение. Важно под­черкнуть, что соответствующее поведение на каждом этапе — ре­зультат взаимодействия среды и человека, совершающего престу­пление. В момент совершения преступления и ранее среда опре­деляет характеристику человека, он влияет на среду.

Мотивация включает процесс возникновения, формирования мотива преступного поведения и его цели. Мотив поведения — это внутреннее побуждение к действию, желание, определяемое потребностями, интересами, чувствами, возникшими и обострив­шимися под влиянием внешней среды и конкретной ситуации. Вслед за мотивом формируется цель как предвидимый и желае­мый результат определенного деяния.

При принятии решения о совершении преступления происхо­дит прогнозирование возможных последствий реализации воз­никшего желания, планирование поведения с учетом реальной обстановки, собственных возможностей и других обстоятельств, а также выбор средств.

После того как у человека под влиянием ситуации и имею­щихся потребностей, интересов, чувств возникла установка на определенное поведение, наступает некоторая задержка. Как правило, человек не действует сразу в соответствии с этой уста­новкой, а соотносит ее с существующими в обществе моральны­ми, правовыми и иными нормами, с общественным и групповым мнением, с мнением близких лиц. Кроме того, он учитывает объ­ективные факторы, в том числе состояние внешнего социального контроля (систему охраны объекта или состояние учета на пред­приятии и т. п.). Принимается во внимание также практика вы­явления, пресечения преступления, наказания виновных. При этом взвешиваются возможные выгоды и потери от преступле­ния. Если, например, речь идет о хищении крупной суммы денег, а возможное наказание — это штраф в гораздо меньшем размере, то ясно, что такое преступление становится выгодным. На этой стадии существенное значение приобретают характеристики соз­нания личности, а также лиц и групп, в контакте с которыми на­ходится человек или на которые он ориентируется. Так, если ок­ружающие осуждают общеуголовные преступления, но снисходи­тельно относятся к экономическим, то ориентированный на незаконное обогащение человек будет планировать не соверше­ние кражи, а, например, получение взятки. Если окружающие вообще осуждают преступный вариант поведения, да и сам чело­век, принимающий решение, в принципе считает недопустимым уголовно наказуемое поведение, он может отказаться от соверше­ния преступления либо все-таки согласиться его совершить под очень сильным давлением соучастников или обстоятельств.

Следовательно, на стадии принятия решения возникающие же­лания еще раз соотносятся с установленными в обществе нормами поведения, взглядами, мнениями, возможными последствиями деяния. На определенном этапе перестройки был выдвинут лозунг: «Все, что не запрещено законом, разрешено». Он практически иг­норирует роль моральных норм, религиозных, эстетических, эко­номических правил поведения как сдерживающих факторов и на­ряду с законом — социальных регуляторов поведения. Именно они в совокупности подлежат учету при принятии каждого решения. Осознание противоречия принимаемого решения закону, а тем бо­лее уголовному, — это уже «последняя линия защиты», переступив через которую человек вступает в сферу действия уголовного зако­на. При задержке принятия решения может произойти отказ от со­вершения преступления, например в результате осведомленности о том, что такого рода преступления обычно раскрываются и ви­новные привлекаются к строгой ответственности.

Если человек не отказывается от решения нарушить уголовно-правовой запрет, он избирает те средства достижения цели, кото­рые кажутся ему в соответствующей обстановке наиболее подхо­дящими, при этом учитывает и свои собственные возможности, и возможности соучастников, если таковые имеются. Так, не обла­дающий большой физической силой субъект или инвалид с трав­мированной ногой не станет совершать разбойное нападение, при котором необходимо подавить сопротивление жертвы и бы­стро скрыться с места преступления. Здесь имеют значение, сле­довательно, и физические возможности личности. Значимы про­фессиональные навыки: не станет совершать кражу из сейфа тот, кто не умеет их вскрывать.

В ряде случаев механизм преступного поведения носит так называемый свернутый характер: акта задержки нет, и человек сразу дей­ствует в соответствии с возникшей у него установкой. Принятие ре­шения и выбор средств происходят мгновенно либо под влиянием ситуации, либо в результате воспроизведения ставших для данного лица привычными способов поведения в аналогичных обстоятель­ствах, либо под воздействием соучастников. В подобных случаях личностные характеристики как бы обнажаются. Внешние регуля­торы поведения (мораль, закон и т. п.), если их содержание внут­ренне не усвоено личностью, в таких случаях не срабатывают.

Свернутый механизм преступного поведения (без обдумыва­ния решения, перебора вариантов достижения цели) отмечается нередко у лиц, которые не привыкли принимать взвешенные ре­шения и обдумывать последствия. Часто это наблюдается у несо­вершеннолетних, лиц с невысоким уровнем интеллектуального развития либо отличающихся импульсивностью. Такой механизм характерен и для преступного поведения лиц, находящихся в не­трезвом состоянии. Иногда поведение такого лица существенно отличается от его поведения в трезвом виде. Порой это приписы­вается исключительно воздействию алкоголя. Однако в таких случаях может происходить просто «снятие» влияния внешних для личности регулирующих норм поведения, которые внутренне не усвоены. Поэтому характеристики человека обнажаются и он наиболее полно проявляет себя со всеми сформированными у него потребностями, привычками поведения, установками.

Свернутый механизм преступного поведения встречается так­же в сложных, необычных для данного человека ситуациях, тре­бующих быстрого на них реагирования. Тогда стадии мотивации, принятия и исполнения решения практически совпадают.

Вслед за принятием решения наступает стадия его исполнения — собственно совершение преступления. Фактическая реализация решения может отличаться от запланированной, например, при изменении внешней ситуации. Так, при активном сопротивлении потерпевшего грабеж может перерасти в разбой или, наоборот, последует отказ от доведения преступного намерения до конца.

И состояние человека, и состояние внешней среды на разных стадиях преступного поведения не остаются неизменными.

Правильная оценка преступного деяния предполагает выясне­ние того, как фактически выглядел процесс порождения преступного поведения на каждом из выделенных первых трех этапов, под влиянием чего преимущественно сформировались мотивация и решение: устойчивых характеристик личности либо сложной, необычной ситуации.

Важно выяснять, почему принято решение об избрании имен­но преступного варианта поведения. Ведь сами по себе мотив и цель могут не носить антиобщественного характера, а преступ­ным поведение способны сделать избираемые средства достиже­ния цели. Так, некоторые насильственные действия совершаются ради того, чтобы пресечь истязания, оскорбления. Мотивы в та­ких случаях выглядят вполне оправданными. Другое дело, что за­кон допускает лишь правомерные средства борьбы с обществен­но опасными деяниями.

Значимо и то, под влиянием каких обстоятельств принято ре­шение именно о преступном поведении: вытекает ли оно из при­вычного для данного человека способа разрешения конфликтов или продиктовано необычной для него ситуацией, иными об­стоятельствами. В том числе и такими, как неверие в возмож­ность быстрой и эффективной защиты нарушенных прав закон­ными средствами, незнание этих средств и т. п.

Подлежит установлению, почему решение о совершении пре­ступления было реализовано в соответствующей форме. При этом отказ от доведения преступления до конца не всегда можно оцени­вать однозначно — как результат раскаяния преступника. Этот от­каз может быть вызван и независящими от преступника обстоя­тельствами (скажем, внезапным появлением работников милиции).

На этапе посткриминального поведения преступник анализирует происшедшее, наступившие последствия, скрывает следы престу­пления, распоряжается приобретенным преступным путем имуще­ством, принимает меры к легализации (отмыванию) такого имуще­ства, а также к тому, чтобы избежать уголовной ответственности и наказания (угрозы, устранение свидетелей, подкуп сотрудников правоохранительных или контролирующих органов и т. п.).

Понятие «посткриминальное поведение» в ряде работ специа­листов по уголовному праву употребляется в следующем значе­нии: «непреступное поведение субъекта после совершения им какого-либо преступления». В данном случае этот термин ис­пользуется в ином смысле, т. е. как поведение, непосредственно следующее за этапом исполнения решения о совершении пре­ступления и связанное с совершенным преступлением.

При анализе содеянного и наступивших последствий проис­ходит сравнение достигнутого с желаемым. Все это вновь соотно­сится с нормами морали, права, общественным мнением, групповыми оценками. Человек может либо раскаиваться в содеян­ном (в том числе в результате такого раскаяния явиться с повинной), либо выработать систему защиты против разоблаче­ния. Речь идет не только о фактической защите путем сокрытия следов преступления, устранения свидетелей и т. п. Кстати, эти действия порой планируются при принятии решения и являются неотъемлемой частью исполнения решения. Но не меньшее зна­чение имеет и система психологической защиты, выработка за­щитных мотивов.

 


Заключение

 

Таким образом, глубокое и всестороннее изучение личности преступника имеет большое значение для индивидуализации наказания, определения оптимального варианта исправительного воздействия на осужденного, организации и тактики профилактической работы с конкретными правонарушителями. В последнем случае в поле зрения правоохранительных органов, и прежде всего милиции, попадают не только уже состоявшиеся преступники (те, кто совершил преступление), но и лица, от которых, судя по их антиобщественным действиям, противоправному поведению, можно ожидать совершения преступлений.

В практической деятельности по предупреждению преступлений учет личностного фактора играет едва ли не решающую роль, которая проявляется в следующих основных направлениях: при статистическом анализе преступности по лицам, при изучении причин и условий совершения конкретных преступлений, при проведении индивидуальной профилактической работы сотрудниками органы внутренних дел, при назначении наказания судами, в оперативно-розыскной деятельности.

 


Общий список литературы

1. Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А. И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008.

2. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – 3-е изд., перераб. доп. – М.: Юрист, 2007.

3. Криминология: Учебник для ВУЗов под ред. Г.А. Аванесова //М., Юнити, 2005г.

4. Долгова, А. И. Криминология: краткий учебный курс / А. И. Долгова. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2008. - 352 с.

5. Неупокоева, И. А. Особенности личности преступника-безработного: некоторые результаты криминологического исследования / И. А. Неупокоева
// Вестник Барнаульского юридического института. - 2007. - № 13. - С. 114-117.

6. Щербич, Л. А. Личность преступника как один из важнейших элементов криминалистической характеристики преступлений, посягающих на конституционные права и свободы человека и гражданина / Л. А. Щербич
// Юристъ - Правоведъ. - 2007. - № 6. - С. 9-12.

7. Балаян, А. Р. Криминологическая характеристика личности мошенника в сфере оборота недвижимого имущества / А. Р. Балаян // Право и политика. - 2008. - № 7. - С. 1779-1781

8. Тараканова, С. С. Характеристика личности преступника - участника групповых разбойных нападений на жилища граждан / С. С. Тараканова// Право и государство: теория и практика. - 2008. - № 8. - С. 111-113.

9. Сысоева, А. Криминологический анализ личности осужденного за преступления экстремистской направленности / А. Сысоева // Уголовное право. - 2008. - № 3. - С. 105-109.

10. Щербаков В.А. Некоторые аспекты системного подхода к изучению механизма индивидуального преступного поведения // Российский следователь. 2005. №2.

11. Кургузкина Е. Б. Личность преступника: вопросы формирования / Е. Б. Кургузкина // Российский следователь. - 2008. - № 24. - С. 21-23.

12. Познышев С. В. Криминальная психология. Преступные типы. О психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и об изучении личности преступника в частности / С. В. Познышев // Юридическая психология. - 2008. - № 2 - С. 8-15.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)