|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЧЕТЫРЕ ПУНКТА, ИЗ-ЗА КОТОРЫХ ЧЕХИ ОКАЗАЛИ СОПРОТИВЛЕНИЕ КОРОЛЮ
Во-первых, пусть слово божие проповедуется священниками свободно и беспрепятственно, как подобает согласно слову спасителя: «Идите по всему миру и проповедуйте евангелие всей твари». И никто не должен запрещать употребление любого языка для проповеди в церкви божией. Во-вторых, пусть таинство божественной евхаристии1 свободно преподносится под обоими видами, а именно — под видом хлеба и вина всем верным Христу, не отягощенным никаким смертным грехом, согласно изречению и наставлению спасителя, который сказал: «Примите и вкушайте, сие есть тело мое; и пейте ее все, сия есть кровь моя нового завета, за многих изливаемая». В-третьих, пусть отнимется и упразднится у духовенства право собственности на мирские богатства и блага, которым оно обладает вопреки наставлению Христа, во вред своему служению и к ущербу для светской власти; и пусть само духовенство возвратится к той апостольской жизни по евангелию, которою жили Христос со своими апостолами, согласно слову спасителя: «И, призвавши 12 апостолов, послал их с таким предписанием и словами: не обладайте ни золотом, ни серебром, ни деньгами в местах вашей деятельности» (евангелие от Матфея, X глава). «Будем довольствоваться, если есть у нас пища и есть чем тело прикрыть» (из посланий апостола Павла: послание к Тимофею, гл. VI). В-четвертых, пусть все смертные грехи, особенно вызывающие общественный соблазн и другие непорядки, противные закону божию и совершенные представителями какого бы то ни было сословия, подавляются и искореняются подобающим образом теми, кому это ведать надлежит. Достойны смерти не только совершающие эти грехи, но и потакающие им, а грехи эти среди мирян следующие: блуд, чревоугодие, воровство, человекоубийство, ложь, клятвопреступление, занятие промыслами с мошенническими и надувательскими целями, занятие волшебством, корыстолюбие, ростовщичество и прочие тому подобные [грехи]. Среди духовенства же такими грехами будут ересь, именуемая симонией, денежные поборы за совершение таинства крещения, за конфирмацию2, за исповедь, за совершение таинства причащения, за елеосвящение, за венчание, денежные таксы за заказные обедни, за заупокойные обедни, замолебны, за помин в годовой день смерти и пр., за погребение и изгнание бесов, за освещение церквей, алтарей, часовен, за получение пребенд и бенефициев3, за получение духовных званий как высших, так и низших, денежные поборы при купле-продаже индульгенций и все бесчисленные, возникающие отсюда и оскверняющие церковь христову ереси. Нечестивые и неправедные обычаи, как-то: бесстыдные сожительства, дающие незаконнорожденных сыновей и дочерей, и другие мерзости, гнев, ссоры, пререкания, вздорное и произвольное сутяжничество с простыми людьми, терзающее и разоряющее этих последних, ненасытное взимание платежей, выпрашивание пожертвований и бесчисленные вымогательства у простых людей путем лживых обещаний. Все это вместе и по отдельности взятое пусть каждый преданный Христу раб божий и верный сын матери своей церкви обязуется преследовать и в себе самом и в других и как самого дьявола ненавидеть и клеймить, однако не нарушая ни в чем порядка и не роняя своего звания. Если же кто-либо приписал бы нам помимо этого нашего благочестивого и святого намерения какое-либо безнравственное и чрезмерное стремление, пусть того считают верующие во Христа за лживого и несправедливого свидетеля, гак как в сердце нашем нет другого желания, кроме как из всех сил и при всякой возможности угождать господу Иисусу Христу и верно следовать и выполнять его закон и заповеди и эти 4 католические статьи. Защищая евангельскую истину по долгу каждого доброго христианина, мы с помощью предоставленной нам светской власти должны как жесточайшему тирану и антихристу оказать решительное сопротивление всякому дурному противнику и кому бы то ни было, кто вздумал бы нападать на нас за это и вопреки богу отвращать нас от такого доброго намерения и преследовать нас за него. А если бы из-за преступления кого-либо из нашей среды произошло что-либо дурное или скандальное, то мы заранее заявляем, что это случилось бы безусловно помимо нашей воли; ведь мы стоим за то, чтобы искоренить всякого рода преступления. А если бы в отношении какого-либо лица или церкви причинен был с нашей стороны имущественный ущерб или телесное повреждение, это значит, что мы вынуждены были к этому или крайней необходимостью, или защитой закона божия и себя против тиранического насилия. Однако же мы заявляем, что если кто-либо будет считать, что мы поступаем неправильно, мы изъявляем полнейшую готовность исправиться, выслушав поучение из священного писания.
Примечания 1. То есть таинство причащения. 2. Так называется первое причастие, которое в римско-католической церкви дается лишь подросткам. 3. Пребенды — доходы с церковных имуществ, шедшие на содержание духовенства; бенефиции — церковные имущества, главным образом земли, приписанные к той или иной церковной должности.
Отсканировано из «Хрестоматии по истории средних веков» под редакцией Сказкина С.153-155.
ПОЛЬСКАЯ ШЛЯХЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |