АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БОГОМИЛЬСКИХ ИРОПОВЕДНИКОВ

Читайте также:
  1. C. Стратегии деятельности предприятия
  2. I. Политика и экономика в деятельности I Афинского морского союза
  3. II. Достижения студента в научно-исследовательской деятельности (НИР)
  4. II. Организация деятельности по трансфузии (переливанию) донорской крови и (или) ее компонентов
  5. II. Организация работы Комиссии по повышению квалификации и в целом всей деятельности по повышению квалификации
  6. II. Полномочия органов внутренних дел в сфере лицензирования негосударственной (частной) охранной и сыскной деятельности
  7. II. Сведения о деятельности Администрации городского поселения Удельная, структурных подразделениях Администрации городского поселения Удельная
  8. II.2 Принципы деятельности и функции КБ
  9. III. Достижения студента в общественной деятельности
  10. III. Порядок предоставления органами внутренних дел лицензий на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности юридическим лицам
  11. III.1.4. Организационное обеспечение деятельности Президента России.
  12. III.2.5. Организационное обеспечение деятельности палат Федерального Собрания

...В лета правоверного царя Петра в Болгарской земле появился поп по имени Богомил, а истинно говоря, Богу-не-мил. Он первым начал проповедовать ересь в земле Болгарской. Ниже мы изложим его лжеучение...

Внешне еретики, как овцы: кротки, молчаливы и смиренны образом; от лицемерного поста они кажутся бледными. Речей своих открыто не говорят, громко не смеются, не проявляют любопытства, хоронятся от чужого взгляда и внешне все делают так, что их не отличить от правоверных христиан. «Внутри же суть волки и хищники», как сказал господь. Видят люди такое их смирение и считают их правоверными и способными направить их к спасению. Они же подобны волку, которым хочет схватить ягненка, и сначала вздыхают, потупясь, со смирением отвечают и проповедуют, притворяясь небесными жителями. А где увидят человека про­стого и невежественного, начинают сеять плевелы своего учения, хулят установления, данные святым церквам...

Но что говорят еретики? «Мы больше вас молимся богу, и бодрствуем, и постимся, а не живем в лености, как вы...» Чем похваляетесь, высокоумные еретики? Ведь и дьявол не спит и не вкушает пищу, истязая род человеческий... Не к бесам ли причислить их? Но они хуже и бесов, ибо бесы боятся креста Христова, еретики же рубят кресты и делают из них для себя орудия труда. Бесы боятся образа господня, написанного на доске, еретики же называют иконы идолами и не поклоняются им. Бесы боятся мощей божьих праведников... еретики же их ругают и насмехаются над нами, когда видят, как мы поклоняемся им и просим у них помощи... Они не хотят почитать святых и хулят божьи чудеса, творимые святыми мощами силою святого духа. Они говорят: «Не по божьей воле творятся чудеса, их творит дьявол, обманывая людей...»

О кресте же господнем они... говорят так: «Как ему поклоняться? Ведь евреи распяли па нем сына божьего, поэтому крест ненавистен богу». Они учат... ненавидеть его, говоря: «Если бы некто распял царского сына на деревянном кресте, неужели было бы мило это дерево царю, как крест - богу?»...А о причастии говорят они, что творится оно не по божьему повелению, что это — не тело Христово, а простая еда. «Христос, — говорят они,— не вершил литургию, и мы не будем... И почему вы [т. е. еретики] говорите, что причастие и церковные обряды не установлены богом, и хулите священников и все чипы церковные, называя правоверных священнослужителей слепыми фарисеями и злобно лая на них, как собаки на всадника?..

Услышав притчу о двух сыновьях, которую господь рассказал в евангелии, они теперь считают Христа старшим сыном, а за младшего, который обманул отца, принимают дьявола. Называют его Мамоном и еще считают творцом и устроителем всего сущего, тем, кто повелел жениться, есть мясо и пить вино... Грубо хуля все наше, они мнят себя небесными жителями, а вступающих в брак и живущих в миру людей зовут Мамоновыми слугами... До такой степени овладел ими дьявол, что они отвергают святое крещение и гнушаются младенцами, которые крещены. Если случится им увидеть малое дитя, они брезгуют им, как будто бы от него исходит злой смрад, отворачиваются, плюют, закрывают лица, хотя сами они суть смрад... И как их назвать христианами, когда у них нет священников, которые бы их крестили, когда они отрекают сам крестный знак, когда не записывают они священные молитвы и не почитают священников?.. Они считают недостойным принимать к себе детей... Гнушаясь ими, они их избегают, дают им всем новые имена из-за великой своей простоты. Считая их дьяволятами, они называют их «мамонищами» и «богачищами», ибо богатство есть Мамона...

Говорят они: «Не подобает трудиться и вершить земные дела, ибо сказал господь: „Не заботьтесь о том, что едите, или что пьете, или во что одеваетесь..."» Поэтому иные из них ходят праздно, не хотят ничего делать... Переходя от дома к дому, они питаются тем, что подадут им обманутые ими люди... Они учат... не повиноваться властям, хулят богатых, ненавидят царя, ругают старейшин, укоряют боляр. Тех, кто служит царю, они считают ненавистными богу и всякому рабу не велят работать на своего господина.

Бегунов Ю. К. Козьма Пресвитер в славянских литературах. София, 1973 С. 299-304, ЗО6, 309, 313, 331 — 332, 336—338, 341—342.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)