|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Примеры ближайшего, лишенного природы теплаXIII В-третьих, должно представить разуму примеры, в которых исследуемаяприрода присутствует в большей и в меньшей степени. Это возможно илипосредством сопоставления роста и уменьшения этого свойства в одном и том жепредмете, или посредством сравнения его в различных предметах. Ибо еслиформа вещи есть сама вещь и вещь не отличается от формы иначе, чем явлениеотличается от сущего, или внешнее от внутреннего, или вещь по отношению кчеловеку от вещи по отношению к Вселенной[79], то отсюда вообщеследует, что никакую природу нельзя принимать за истинную форму, если формане убавляется всегда, когда убавляется сама природа, и подобным же образомне увеличивается всегда, когда увеличивается сама природа. Мы называем этутаблицу таблицей степеней, или таблицей сравнений [80].Таблица степеней, или сравнений, для тепла Итак, сначала мы будем говорить о том, что не имеет на ощупь совершенноникакой степени тепла, но, по-видимому, имеет только некоторое потенциальноетепло, или предрасположение и приуготовление к теплу. Затем мы перейдем ктому, что актуально или на ощупь тепло, к его силе и степеням. 1. Среди твердых и осязаемых тел мы не находим ни одного, которое былобы изначально тепло по своей природе. Ведь ни камень какой-либо, ни металл,ни сера, ни какое-либо ископаемое, ни дерево, ни вода, ни труп животного необнаруживают тепла. Теплые же воды в источниках нагреваются, очевидно,случайно -- либо подземным пламенем или огнем наподобие того, чтоизвергается из Этны и многих других гор, либо столкновением тел, подобнотому как образуется тепло при растворении железа и олова. Итак, в неживыхтелах нет никакой заметной для человеческого ощущения степени тепла. Однакоони различаются степенью холода, ибо неодинаково холодны дерево и металл. Ноэто относится к таблице степеней холода. 2. Но что касается потенциальности тепла и предуготовленности кпламени, то встречается много неживых тел, весьма расположенных к этому,как, например, сера, нефть, горное масло. 3. Тела, которые были ранее нагреты, как конский навоз, нагретыйживотным, или негашеная известь, или, может быть, пепел и сажа, нагретыеогнем, удерживают некоторые скрытые остатки прежнего тепла. Поэтому можнопроизводить некоторые перегонки и разложения тел посредством их закапыванияв конский навоз; а также возбуждать тепло в негашеной извести посредствомобливания водой, как уже было сказано. 4. Среди растительных тел нет ни одного растения или части растения(как камедь или сердцевина), которые были бы теплы для человеческогоосязания. Однако все же (как сказано выше) спрессованные зеленые травынагреваются. И для внутреннего ощущения, как для неба или желудка или такжеи для внешних частей тела, при несколько более длительном воздействии(например, в пластырях или в мазях) одни растения оказываются горячими,другие -- холодными. 5. В частях животных после смерти или отделения от тела необнаруживается какого-либо тепла, заметного для человеческого ощущения. Дажеи самый конский навоз не удерживает тепла, если он не закрыт и не закопан.Однако, по-видимому, всякий навоз содержит потенциальное тепло, как,например, при удобрении полей. Подобным же образом содержат это скрытоепотенциальное тепло и трупы животных, так что в земле кладбищ, где ежедневнопроисходят погребения, собирается некоторое скрытое тепло, которое гораздоскорее уничтожает недавно положенный труп, чем чистая земля. Рассказываюттакже, что на Востоке существует какая-то тонкая и мягкая ткань, сделаннаяиз перьев птицы, которая своей прирожденной силой растопляет и разжижаетмасло, если его слегка в нее обернуть. 6. То, чем удобряют поля, как, например, навоз всякого рода, мел,морской песок, соль и тому подобное, имеет некоторое предрасположение ктеплу. 7. Всякое гниение имеет в себе зачатки некоторого слабого тепла, хотя ине в такой степени, чтобы оно воспринималось на ощупь. Ибо ни то, что пригниении разлагается на мелких животных, как мясо, сыр, ни гнилое дерево,которое блестит ночью, не тепло на ощупь. Иногда же тепло в гнилых телахобнаруживается отвратительным и сильным запахом. 8. Итак, первая степень тепла среди тех тел, которые теплы длячеловеческого осязания, есть тепло животных, которое имеет широкую шкалустепеней. Действительно, низшая степень (как у насекомых) едва заметна наощупь. Высшая же степень этого тепла едва не достигает степени тепласолнечных лучей, свойственного областям и временам года наиболее знойным,хотя этот жар и не настолько резок, чтобы рука не могла его выдержать. И всеже рассказывают о Констанции[81] и о некоторых других, отличающихсячрезвычайной сухостью телосложения, будто, заболев острейшей лихорадкой, ониохватывались таким жаром, что приложенная к ним рука испытывала некоторыйожог. 9. В животных тепло увеличивается от движения и напряжения, вина и еды,половой деятельности, острых лихорадок и боли. 10. Во время приступов импульсивной лихорадки животные сначалаохватываются холодом и ознобом, но спустя немного нагреваются в еще большейстепени; последнее бывает в начале при воспалительных и чумных лихорадках. 11. Необходимо дальнейшее исследование для сравнения тепла различныхживотных, как, например, рыб, четвероногих, змей, птиц, а также различныхвидов этих животных, как лев, коршун, человек. Ибо, согласно обычномумнению, рыбы в своих внутренностях менее теплы, птицы же более теплы,особенно голуби, ястребы, воробьи. 12. Необходимо дальнейшее исследование для сравнения тепла в одном итом же животном, но в различных его частях и членах. Ибо молоко, кровь,сперма, яйца оказываются в умеренной степени теплы и менее горячи, чемповерхность самого тела животного, когда оно движется или действует. Каковаже степень тепла в мозгу, желудке, сердце и остальных частях, до сих пор ещене исследовано. 13. Все животные охлаждаются на поверхности тела зимой и во времяхолодной погоды; но полагают, что во внутренних частях они становятся ещеболее горячими. 14. Тепло небесных тел, даже в наиболее знойной области и в наиболеезнойную пору года и дня, не достигает такой степени, чтобы воспламенить илиобжечь самое сухое дерево, или солому, или даже трут, если его не усилитьпосредством зажигательного стекла. Однако оно может вызывать пар из влажныхвещей. 15. Согласно воззрению астрономов, одни звезды считаются более теплыми,другие -- менее теплыми. Среди планет самым горячим после Солнца считаетсяМарс, затем Юпитер, затем Венера. Холодными же считаются Луна, а затем --наиболее холодным из всех -- Сатурн. Среди неподвижных же звезд самойгорячей считается Сириус, затем Сердце Льва, или Регул, затем Пес идр.[82] 16. Солнце греет тем более, чем более приближается к положению отвесаили к зениту. И это же следует полагать и для других планет в отношении мерыих тепла. Например, Юпитер более согревает, когда он расположен под знакомРака или Льва, чем под знаком Козерога или Водолея. 17. Должно полагать, что само Солнце и остальные планеты большенагревают в своих перигеях (по причине близости к Земле), чем вапогеях[83]. Но если случается, что в какой-нибудь области Солнцеодновременно находится в перигее и ближе к зениту, то оно неизбежно большегреет, чем в той области, где оно также находится в перигее, но в большемсклонении. Так что следует учитывать сравнение высот планет в различныхобластях, смотря по отношению к отвесу или склонению. 18. Считается, что Солнце и остальные планеты греют больше тогда, когданаходятся вблизи больших неизменных звезд. Так, например, когда Солнценаходится под знаком Льва, оно оказывается ближе к Сердцу Льва, к ХвостуЛьва, к Колосу Девы, к Сириусу и к Псу, чем тогда, когда оно находится подзнаком Рака, хотя там оно расположено ближе к зениту. Должно так жеполагать, что части неба сообщают тем более тепла (хотя и незаметного дляосязания), чем более они украшены звездами, особенно большими. 19. Вообще тепло небесных тел увеличивается тремя условиями, а именно:отвесным положением, близостью или нахождением в перигее и соединением илисочетанием звезд. 20. Правда, имеется большой интервал между теплом животных, а такжелучей небесных тел (в том их состоянии, как они до нас доходят) и огнем,хотя бы мягчайшим, а также всеми раскаленными телами, жидкостями и самимвоздухом, нагретым в сильной степени огнем. Ибо пламя винного спирта, будучиособенно разреженным, все же в состоянии зажечь солому, полотно или бумагу,чего никогда не сделает тепло животного или тепло солнца без зажигательныхстекол. 21. Есть много степеней силы и слабости тепла у пламени и раскаленныхтел. Однако об этом еще нет тщательного исследования, так что придется этогокоснуться лишь слегка. По-видимому, из всех видов пламени наиболее мягкопламя винного спирта, разве только еще более мягок блуждающий огонь и огоньили сияние от испарений животных. За этим, мы полагаем, следует пламя легкихи пористых растительных тел, как соломы, тростника, сухих листьев; от этогопламени немногим отличается пламя волос или перьев. За этим, возможно,следует пламя дерева, в особенности такого, которое содержит немного смолы.Причем пламя небольших кусков дерева (которые обычно собираются в связки)мягче, чем пламя стволов и корней. Это можно легко испытать в тех печах, гдевыплавляют железо, -- для них огонь связок и ветвей дерева не вполнепригоден. За этим следует (как мы полагаем) огонь масла, сала, воска и томуподобных маслянистых и жирных тел, не имеющих большой остроты. Сильнейшее жетепло оказывается в смолах и еще большее -- в сере, камфоре, нефти, горноммасле и солях (после того как из них удалено сырое вещество) и в ихсочетаниях, как, например, в огнестрельном порохе, греческом огне (которыйчасто зовут диким огнем) и в его различных разновидностях, которые имеютстоль упорный жар, что их нелегко тушить водой. 22. Мы считаем также очень сильным и острым пламя, которое происходитот некоторых несовершенных металлов. Но для всего этого необходимодальнейшее исследование. 23. Но по-видимому, пламя могущественных молний превосходит все этивиды пламени настолько, что иногда расплавляет в капли кованое железо, чегодругое пламя совершить не может. 24. В раскаленных телах также имеются разные степени тепла, о которыхеще не сделано тщательного исследования. Мы считаем, что наиболее слаб жар утрута, которым мы пользуемся при высекании пламени, и подобным же образом --у губчатого дерева или сухого фитиля, применяемого для огнестрельных орудий.За этим следует раскаленный уголь, древесный и каменный, а также торф и томуподобное. Но самый сильный жар среди всех раскаленных тел содержится, как мысчитаем, в раскаленных металлах, как железо, медь и др. Однако относительноэтого также должно быть сделано дальнейшее исследование. 25. Встречаются среди раскаленных тел гораздо более горячие, чемнекоторые виды пламени. Так, раскаленное железо гораздо горячее и гораздоболее обжигает, чем пламя винного спирта. 26. Некоторые тела, превосходящие теплом многие виды пламени ираскаленных тел, встречаются также среди тел, которые не раскалены, а тольконагреты огнем, как, например, кипящая вода и воздух, заключенный вотражательных печах. 27. Движение увеличивает теплоту, как это видно на примерераздувательных мехов, так что более твердые из металлов не расплавляются ине превращаются в жидкости от мертвого или спокойного огня, пока огонь небудет возбужден дутьем. 28. Надо произвести опыт с зажигательными стеклами. Здесь (насколькопомню) происходит следующее. Если стекло, например, ставится на расстояниипяди от зажигаемого предмета, оно не обжигает и не воспламеняет его в такойстепени, как если, например, поставить стекло на расстоянии полупяди и затемпостепенно и медленно отодвигать его на расстояние одной пяди. Хотя конус исоединение лучей остаются теми же, но само движение увеличивает действиетеплоты[84]. 29. Считается, что пожары, которые происходят при сильном ветре, скореераспространяются против ветра, чем по ветру; очевидно, потому, что пламяотбрасывается более быстрым движением, когда ветер уступает ему, чем тогда,когда оно движется, подгоняемое ветром. 30. Пламя не поднимается и не возникает, если нет пространства, вкотором оно могло бы двигаться и играть, за исключенном порохового пламени иподобного ему, когда сжатие и запирание пламени увеличивает его неистовство. 31. Наковальня сильно нагревается под молотом, так что мы считаем, чтоесли бы наковальня была сделана из более тонкой плиты, то сильными ипродолжительными ударами молота ее можно было бы раскалить докрасна, какраскаленное железо. Но это нужно проверить на опыте. 32. В охваченных огнем телах, которые настолько пористы, что даютпространство для движения огня, огонь тотчас гаснет, если этому движениюмешает сильное сдавливание. Так, действие огня немедленно прекращается, еслитрут или фитиль свечи или лампады или также раскаленный уголь сжать прессом. 33. Приближение к горячему телу увеличивает теплоту в зависимости отстепени приближения, как это происходит и со светом, а именно: чем ближепомещают предмет к свету, тем более он видим. 34. Соединение различных теплот увеличивает теплоту, если только непроисходит смешения тел. Действительно, большой огонь и малый огонь в одноми том же месте сообща немало увеличивают теплоту. Но теплая вода, введеннаяв кипящую воду, охлаждает ее. 35. Пребывание горячего тела увеличивает теплоту. Ибо постояннаяпереходящая и исходящая теплота смешивается с теплотой, существовавшейранее, так что теплота увеличивается. Ведь огонь не настолько нагреваеткомнату в продолжение получаса, как в продолжение целого часа. Свет же этогосвойства не имеет, ибо лампада или свеча, поставленная в каком-либо месте,не больше освещают в течение продолжительного времени, чем тотчас посленачала освещения. 36. Раздражение окружающим холодом увеличивает теплоту, как это виднопо горению очага во время сурового мороза. Мы считаем, что это происходит нетолько от ограничивания и сжатия теплоты, что представляет собой родсоединения, но и от раздражения. Так, если воздух или палка насильственносжимаются или сгибаются, то они отскакивают не до прежнего места, но дальшев противоположную сторону. Поэтому надо сделать тщательный опыт с палкой иличем-либо подобным, внесенным в пламя, -- не будет ли горение сильнее побокам пламени, чем в середине пламени. 37. Есть много степеней восприимчивости теплоты. И прежде всего следуетзаметить, что незначительная и слабая теплота все же изменяет и нескольконагревает даже те тела, которые наименее восприимчивы к теплоте. Ведь дажетеплота руки несколько нагревает шарик из свинца или другого металла, еслинемного подержать его. Так легко теплота проникает во все тела и возникает вних, в то время как тело нисколько не изменяется на вид. 38. Из всех известных нам тел легче всех и воспринимает и испускаеттеплоту воздух. Это отлично показывает измерительное стекло. Устройство еготаково. Берут стеклянную колбу с объемистым брюшком и с тонкой ипродолговатой шейкой. Колбу опрокидывают и опускают устьем вниз и брюшкомвверх в сосуд с водой так, чтобы устье опущенной колбы коснулось днапринимающего сосуда; и пусть шейка опущенной колбы немного обопрется о крайпринимающего сосуда так, чтобы она могла стоять. Чтобы облегчить это, надоположить немного воска на край принимающего сосуда, но не вовсе закрыв егоотверстие, чтобы не помешать недостатком поступления воздуха весьма легкомуи тонкому движению, о котором мы будем говорить. Следует перед тем, как вставить опускаемую колбу в другую, нагреть наогне ее верхнюю часть, т. е. брюшко. После же того, как эта колба будетпоставлена так, как мы говорили, воздух (расширенный нагреванием) послепромежутка времени, достаточного для угасания заимствованного тепла,сожмется и соберется до того же протяжения и объема, какой был у окружающеговоздуха в то время, когда опускается стекло, и потянет воду вверх досоответствующего деления; нужно привесить длинную и узкую бумажную полосу,размеченную на сколько угодно делений. И мы увидим, что, сообразно тому,становится ли погода теплее или холоднее, воздух сжимается от охлаждения ирасширяется от нагревания. Это будет заметно по воде, которая поднимается,когда воздух сжимается, и опускается, когда воздух расширяется. При этомчувствительность воздуха в отношении холода и тепла столь тонка и изощренна,что намного превосходит способность человеческого осязания; так чтокакой-нибудь солнечный луч или тепло дыхания и еще более тепло руки,положенной поверх склянки, тотчас явно понижают воду. И все же мы считаем,что животный дух имеет еще более изощренное чувство тепла и холода, толькоэтому чувству мешает и притупляет его телесная оболочка. 39. После воздуха мы считаем наиболее чувствительными к теплоте тела,которые сразу же изменяются и сжимаются холодом; таковы, например, снег илед, ибо они начинают таять и распускаться от любого слабого тепла. За ними,пожалуй, следует ртуть. За ней следуют жирные тела, как растительное иживотное масла и тому подобные; затем дерево, затем вода и наконец камни иметаллы, которые нагреваются нелегко, особенно внутри. Они, однако, приняводнажды тепло, удерживают его очень долго: раскаленный кирпич, или камень,или железо, брошенные и погруженные в таз с холодной водой, приблизительно впродолжение четверти часа удерживают тепло настолько, что до них нельзядотронуться. 40. Чем меньше размер тела, тем скорее оно нагревается от приближениянагретого тела; это показывает, что все наше тепло некоторым образомобращено к осязаемому телу. 41. Применительно к человеческому чувству и ощущению тепло естьразнообразная и относительная вещь. Так, теплая вода покажется горячей, еслипогрузить в нее охваченную холодом руку, и холодной, если рука будетнагрета.XIV Насколько мы бедны в истории, каждый может легко видеть из приведенныхвыше таблиц, где мы вместо проверенной истории и несомненных примеровставили иногда ходячие мнения (всегда, однако, присоединив замечание осомнительной верности авторитета) и часто также должны были пользоватьсяследующими словами: "Надо сделать опыт" или "Необходимо дальнейшееисследование".XV Задачу и цель этих трех таблиц мы называем представлением примеровразуму. А после представления должна прийти в действие и самая индукция. Ибона основании представления всех и отдельных примеров следует открыть такуюприроду, которая всегда вместе с данной природой и присутствует иотсутствует, возрастает и убывает и является (как сказано выше) частнымслучаем более общей природы. Если разум с самого начала попытается сделатьэто в положительном смысле (как он всегда делает, будучи предоставлен самомусебе), то произойдут призрачные, сомнительные и плохо определенные понятия иаксиомы, которые надо будет ежедневно исправлять, если только непредпочитать (по обычаю схоластов) сражаться за ложное. Однако этизаключения будут лучшими или худшими сообразно со способностью и силойдействующего разума. Вообще настолько Богу (подателю и творцу форм) или,может быть, ангелам и высшим гениям свойственно немедленно познавать формы вположительных суждениях при первом же их созерцании. Но это, конечно, вышечеловека, которому только и дозволено следовать сначала через отрицательноеи в последнюю очередь достигать положительного после всякого родаисключения[85].XVI Итак, следует совершать разложение и разделение природы, конечно, неогнем, но разумом, который есть как бы божественный огонь. Поэтому первоедело истинной индукции (в отношении открытия форм) есть отбрасывание, или исключение, отдельных природ, которые не встречаются в каком-либо примере,где присутствует данная природа, или встречаются в каком-либо примере, гдеотсутствует данная природа, или встречаются растущими в каком-либо примере,где данная природа убывает, или убывают, когда данная природа растет. Тогдапосле отбрасывания и исключения, сделанного должным образом (когда вселегковесные мнения обратятся в дым), на втором месте (как бы на дне)останется положительная форма, твердая, истинная и хорошо определенная.Сказать это просто, но путь к этому извилист и труден. Мы же постараемся неоставить без внимания ничего, что способствует этому.XVII Приходится почти постоянно предостерегать и наставлять людей, чтобыони, видя, какое значение мы придаем формам, не переносили того, что мыговорим, на те формы, к которым до сих пор привыкло созерцание и размышлениелюдей. Ибо, во-первых, мы сейчас не говорим о видовых формах, которыепредставляют собой (как мы сказали) сочетания простых природ, возникшие изобщего хода вещей в мире, как, например, лев, орел, роза, золото и томуподобное. Ибо говорить о них будет время тогда, когда мы подойдем к скрытымпроцессам и скрытым схематизмам и к нахождению того, как они открываются втак называемых субстанциях, т. е. в конкретных природах. Опять-таки, пусть не отнесут наши слова (даже относительно простыхприрод) к абстрактным формам и идеям или вовсе не определенным в материи илиплохо определенным[86]. Ибо когда мы говорим о формах, то мыпонимаем под этим не что иное, как те законы и определения чистого действия,которые создают какую-либо простую природу, как, например, теплоту, свет,вес во всевозможных материях и воспринимающих их предметах. Итак, одно и тоже есть форма тепла или форма света и закон тепла или закон света. Мыникогда не отвлекаемся и не отходим от самих вещей и от практики. Поэтому,когда мы говорим, например, при исследовании формы тепла: "Отбрось тонкость"или "Тонкость не относится к форме тепла", то это значит то же, как если бымы сказали: "Человек может ввести тепло в плотное тело" или, наоборот,"Человек может удалить или отнять тепло из тонкого тела". Но если кому-нибудь и наши формы покажутся несколько абстрактными потой причине, что они смешивают и сочетают разнородные вещи (ведь кажутсявесьма разнородными и тепло небесных тел и тепло огня, красный цвет в розе итому подобном и красный цвет радуги или лучей опала или алмаза, смерть отутопления, смерть от огня, от удара мечом, от апоплексии, от атрофии; и всеже они сходятся в природе теплоты, красноты, смерти), то пусть он знает, чторазум пленен и опутан привычкой, кажущейся целостностью вещей и ходячимимнениями, Ибо совершенно очевидно, что хотя эти вещи разнородны и чужды однадругой, однако они сходятся в той форме или законе, которые управляюттеплотой, или красным цветом, или смертью. Невозможно сделать независимыммогущество человека, освободить его от общего хода природы, расширить его ивозвысить до новых задач и способов действия, кроме как обнаружением иоткрытием форм этого рода. И все же после этого соединения природы, котороеесть основное дело, в дальнейшем в свое время будет сказано о разделениях иответвлениях природы как обычных, так и более глубоких и более истинных.XVIII Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |