АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности музыкального развития нормально

Читайте также:
  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. B) Сенситивных периодов развития физических качеств.
  3. B) Сенситивных периодов развития физических качеств.
  4. I I этап развития Медицинской этики - становление монотеистических религий
  5. II. Национальные особенности менеджмента.
  6. II. Особенности продажи отдельных видов недвижимого имущества
  7. III ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА КОНСТИТУЦИИ
  8. III. Общие и специфические особенности детей с отклонениями в развитии.
  9. III.3.1. Общая характеристика и тенденция развития Правительства Российской Федерации
  10. III.4.1. Общая характеристика и тенденции развития федеральных органов исполнительной власти
  11. IV. Периоды развития личности и ее возраст
  12. IV. Профиль физического развития

Развивающихся дошкольников и их сверстников

С проблемами

Музыкальные способности детей с различными проблемами развиваются в процессе активной музыкальной деятельности и в условиях коррекционной помощи со стороны взрослого, начиная с раннего возраста. Наиболее существенными особенностями му­зыкального развития являются: музыкально-слуховое ощущение и восприятие, уровень эмоциональной отзывчивости на музыку раз­ного характера, умения и навыки в разных видах музыкальной дея­тельности (пении, движениях под музыку, игре на инструментах). У нормально развивающихся дошкольников и детей с проблемами отмечаются определенные особенности музыкального развития.

Дети 3 4 лет

У нормально развивающихся младших дошкольников проявляют­ся яркие эмоции при восприятии музыки контрастного характера (веселой, оживленной или спокойной). Слуховые ощущения де­тей становятся более дифференцированными, они различают вы­сокие и низкие звуки, громкое и тихое звучание, тембровую ок­раску (металлофона, барабана), возникают интерес к содержа­нию музыкальных произведений, способность сравнивать музы­кальные образы между собой, соотносить их с явлениями жизни, делать первые обобщения; наблюдаются выраженные предпочте­ния музыкальных произведений, желание заниматься музыкой, активно действовать. При незначительной помощи взрослого они самостоятельно поют небольшие песенки, овладевают простей­шими движениями: хлопают, притопывают, кружатся на месте под музыку, воспроизводят образные движения и несложный сюжет в играх под музыку, согласуя движения с ее характером иформой музыкального произведения.

У младших дошкольников с нарушением речи и с задержкой пси­хического развития возникает эмоциональный отклик на музыку, ее контрастный, ярко изобразительный характер. Однако они со­средоточиваются на ее звучании только при использовании зри­тельной опоры (игрушек), действий с ними взрослого под музы­ку, различают звуки по тембру (какой инструмент играет?), вы­соте (птички-птенчики). Дети постепенно при эмоциональной ак­тивизации взрослого включаются в совместное с ним пение — подпевают слоги, отдельные слова, подражая его интонации. У этих детей наблюдается вялость праксиса, несформированность вокаль­но-слуховой координации, сложности пения в ансамбле как след­ствие несовершенства внимания, его концентрации и самоконт­роля. Большинство детей передают простой ритм в ходьбе, реаги­руют сменой движений на изменение характера музыки (марше­вого, плясового, спокойного), подражая действиям педагога, выполняют элементарные движения с предметами (платочками, погремушками), танцевальные движения (притопывают, кружат­ся на месте, вращают кистями рук, прыгают на двух ногах, пру­жинят), передают имитационные образные движения «Зайки пры­гают», «Птички летают», «Медведь ходит», «Кукла танцует» вму­зыкальных играх. Движения детей под музыку недостаточно про­извольны, хаотичны, организуются только по показу и с вербально-эмоциональной поддержкой взрослого. Наблюдаются не­ловкость, недостаточная скоординированность, синкинезии. За­труднена пространственная ориентация при движениях в играх и плясках.

У умственно отсталых дошкольников эмоциональный отклик на музыку выражен недостаточно ивозникает при активизации его взрослым с использованием наглядных средств. С опорой на зрительно-игровую основу (птички-птенчики) дети различают звуки по высоте, динамике (громко, тихо). Только при подража­нии взрослому появляются первые певческие интонации: подпевание слогов, слов. Пение может сопровождаться простейшими движениями: притопами и кружением на месте, хлопками в ладо­ши, вращением кистями. С помощью взрослого дети пытаются пре­одолевать трудности ориентации в пространстве зала, менять дви­жения с изменением музыки, передавать элементарными имита­ционными движениями музыкальный образ вигре. Произволь­ность движения снижена, согласованность с музыкой очень отно­сительная, что особенно заметно вдвижении в играх и плясках. Лучше удаются танцевально-игровые движения на месте со зна­комыми предметами (платочками, погремушками).

У младших дошкольников с нарушением слуха (слабослышащих) развитие музыкального восприятия осуществляется с помощью индивидуальных звукоусиливающих аппаратов в электромагнит­ном поле (создаваемом индуктивной установкой) и без примене­ния аппаратуры. Дети могут вслушиваться в звучание музыки и откликаться на ее контрастный характер (веселый, спокойный) на слуховой и слухозрительной основе. При поддержке взрослого они проявляют двигательную активность, на музыку разного ха­рактера реагируют сменой движений, а на изменение ее регист­рового звучания (высокий, средний, низкий регистры) дают от­ветную реакцию, которая обязательно подкрепляется образно-зри­тельной опорой (птичка, зайчик, медведь). В процессе восприятия музыки дети реагируют на изменение ее звучания (длительное, непрерывное, прерываемое), а вдвижении на изменение ее тем­па (быстро, медленно), динамики (громко, тихо), характера (мар­шевого, плясового, спокойного). По показу взрослого у детей про­являются активные речевые иголосовые восклицательные, зву­коподражательные реакции на звучание музыки в сочетании с регистром фортепиано и игровыми имитационными движениями. В ритмодекламациях и песнях, подражая интонации взрослого, дети могут подпевать отдельные слога, слова песен, сопровождая ихдвижениями (хлопками, притопываниями, покачиваниями), игрой на детских ударных инструментах, при этом отмечаются трудности в передаче ритма и темпа. Совместно со взрослым дети овладевают простейшими действиями под музыку на месте и в движении в пространстве (ходят, бегают, прыгают на двух ногах, пружинят, слегка приседая), с предметами (флажками, погре­мушками, платочками), выполняют имитационные образные дви­жения в играх. В процессе музыкальной деятельности формирует­ся связанный с ней элементарный речевой материал.

Младшие дошкольники с нарушением зрения эмоционально от­кликаются на музыку с вербальной поддержкой взрослого, вслу­шиваются в звучание музыки, различают в музыкально-дидакти­ческих играх высокие и низкие звуки и закрепляют это игровыми движениями рук вверх, вниз (птички-птенчики), распознают ди­намические оттенки (громко и тихо), включаются в пение взрос­лого, подпевают ему отдельные слоги, слова, а затем и фразы, сопровождают пение движениями в игре-пляске. Наблюдаются сла­бость артикуляционной моторики, несформированность вокаль­но-слуховой координации, ограниченность диапазона. В музыкаль­но-ритмических движениях со словесной поддержкой взрослого передают двухчастную форму, контрастные части музыки, темп. Относительно ритмично двигаются во время ходьбы, бега, вы­полняют по образцу исо словесно-игровой поддержкой взросло­го простые движения с предметами (флажками, погремушками, султанчиками, платочками), несложные танцевальные движения, в том числе с игрушками (куклой, мишкой), притопывают но­гой, кружатся на месте, хлопают в ладоши, передают движения знакомых образов в музыкальных играх. Затруднена ориентация в пространстве, имеются сложности в самостоятельном согласова­нии движений с музыкой, проявляются скованность и схематич­ность в передаче образа в играх.

Дети 4 — 5 лет

Нормально развивающиеся дети испытывают радость от обще­ния с музыкой, адекватно, эмоционально реагируют на нее, оп­ределяют общее настроение, характер, выделяют жанровую при­надлежность музыкального произведения (марш, песня, танец), отдельные средства выразительности, узнают типичные музыкаль­ные образы, знакомый музыкальный инструмент, на котором исполняется произведение, выражают свои впечатления от услы­шанной музыки в диалоге со взрослым. Они самостоятельно, а также с поддержкой взрослого или с аккомпанементом поют не­сложные песни достаточно выразительно, передавая общий ха­рактер инаправление мелодии. С желанием выполняют музыкаль­но-ритмические движения, используя пространство зала, переда­ют в движении характер музыки, средства выразительности, об­щий рисунок в танцах, особенности образов в музыкальных иг­рах, овладевают способами игры на различных ударных детских музыкальных инструментах, воспроизводя простые песенки-рит­мы, пытаются импровизировать.

У дошкольников с нарушением речи и с задержкой психического развития постепенно накапливаются музыкальные впечатления, появляются интерес к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее. Они определяют звуки по высоте, длительности, тембру, эле­ментарный характер, жанр музыки (марш, песня, танец) при поддержке взрослого, использовании наглядной опоры; могут свя­зывать знакомые мелодии с образами животных. Дети испытыва­ют трудности в запоминании и узнавании музыкальных произве­дений. Певческие особенности выражаются в несовершенстве ин­тонирования, слабости голоса, коротком дыхании, вялой дикции. Дети реагируют на начало и конец песни по сигналу или музы­кальному вступлению, подпевают и исполняют простые песенки с музыкальным сопровождением и вместе со взрослым, пытаясь подражать его интонациям. Дети испытывают сложности в пере­даче в движениях динамики, темпа, формы музыкального произ­ведения. Они выполняют совместно со взрослым, со словесной опорой и показом несложные музыкально-ритмические движе­ния на месте, простые перестроения в пространстве, в простых плясках, соотнося их с характером музыки, несложные действия с предметами (платочками, флажками, листьями, цветами), об­разные, большей частью имитационные движения в музыкальных играх. В результате коррекционной работы музыкальная деятель­ность становится более произвольной, организованной, целена­правленной, однако дети еще недостаточно самостоятельны.

Умственно отсталые дошкольники проявляют положительную реакцию на музыку, однако эмоциональная отзывчивость выра­жена неярко. С помощью взрослого в процессе выполнения движений они различают музыку разного характера (марш, пляску, колыбельную). В музыкально-дидактических играх с опорой на знакомые образы определяют звуки по высоте (кошка—котята, гуси—гусята и т.д.), тембру (узнай инструмент). В процессе пения подпевают взрослому, подражая его интонации; поют коллектив­но только с музыкальным сопровождением. В пении наблюдаются трудности самоконтроля, слабость вокально-слуховой координа­ции, вялость дикции, сложности в осмыслении содержания пес­ни, сложности в запоминании и сохранении вокального произве­дения в памяти. По показу взрослого выполняют различные музы­кально-ритмические движения, реагируют на двухчастную фор­му, характер, темп музыки, испытывают трудности, прежде всего в передаче динамики, выполняют движения в различных постро­ениях (врассыпную, в парах, в кругу), выполняют простые дви­жения с предметами (платочками, флажками, шарами), в танце­вальных движениях кружатся на месте, хлопают в ладоши, прито­пывают ногой, кружатся по одному и в парах. Наблюдается мо­торная неловкость, дискоординации движений при ходьбе, слож­ности самостоятельного согласования движений с музыкой.

У дошкольников с нарушением слуха (слабослышащих) развитие музыкального восприятия проводится на основе остаточного слу­ха как с применением звукоусиливающей аппаратуры в электро­магнитном поле, так и без ее использования. С поддержкой взрос­лого в процессе движения дети реагируют на изменение звучания музыки, на начало и окончание, регистры (низкий, средний, вы­сокий), темп (быстро, медленно), динамику (громко, тихо), ха­рактер (спокойный, веселый, маршевый). В этом возрасте расши­ряются голосовые возможности детей, увеличивается диапазон, дети овладевают разновысотным звукоизвлечением с использова­нием игровых звукоподражаний (мяу — кошка, топ — мишка и т.д.), начинают активно совместно со взрослым участвовать в пе­нии, подпевая слова, фразы, подражая вопросительной, воскли­цательной интонация в ритмодекламациях. В процессе коррекционной работы дети преодолевают сложности в овладении музы­кально-ритмическими движениями: в передаче средств музыкаль­ной выразительности (темп, ритм, динамику, характер), в овла­дении навыками движений под музыку (ходьба, бег, прыжки, дви­жения с предметами и без них), простейшими навыками игры на музыкальных инструментах, выполняют несложные движения в плясках, передают образные движения в играх, сочетая их с ритмико-речевыми упражнениями, составленными из характерных слов, слогов.

Дошкольники с нарушением зрения проявляют интерес к музы­ке, эмоционально на нее реагируют, различают высоту звуков, динамические оттенки (громко, тихо), тембр голоса и музыкаль­ных инструментов, контрастный характер, двух-трехчастную форму музыкального произведения, после предварительной беседы с взрослым о содержании песни включаются в совместное с ним пение, подражая интонации, передают простые мелодии, поют с музыкальным сопровождением. Движения в пространстве несколь­ко затруднены, проявляется недостаточная сформированность моторики, поэтому дети с вербальной поддержкой взрослого дви­гаются врассыпную, по кругу, взявшись за руки, в парах. Ритмич­ность движений больше проявляется в ходьбе, нежели в беге и прыжках на месте, дети выполняют легкие подскоки, пружиня­щие движения, передают различный темп и характер музыки в движениях, несложные плясовые движения с предметами и без них, используют образные движения в играх, хороводах. В образно-игровых движениях появляется стремление к самостоятель­ности.

Дети 5 — 7 лет

Нормально развивающиеся старшие дошкольники с выражен­ным интересом, увлеченно слушают музыку, определяют сред­ства музыкальной выразительности, соотносят ее содержание с явлениями и образами окружающей действительности, делают обобщения и высказывают свое отношение к музыке, определя­ют ее жанровую принадлежность, различают сольные и хоровые вокальные произведения, музыкальные инструменты по темб­ровому звучанию в симфоническом оркестре, с опорой на кон­кретный музыкальный образ, определяют форму музыкального произведения. Певческие интонации становятся более устойчи­выми, иногда требуют поддержки взрослого, налаживается во­кально-слуховая координация, дети выразительно, звонко ис­полняют несложные песни в удобном диапазоне, не форсируя звук, приобретают элементарные певческие навыки (распреде­ляют дыхание, четко произносят текст, пропевают длинные зву­ки и т.д.), поют индивидуально и в хоре, овладевают элементами музыкальной грамоты в игровой, образной форме. Продолжают овладевать «языком движений», основами пластического искус­ства, используя в играх, этюдах жесты, пантомимику, исполняют различные виды основных движений, откликаются движениями тела на музыку разного характера, с помощью средств выразитель­ности музыки передают образ, овладевают танцевальными движе­ниями, используя их в танцевальных композициях, играют на дет­ских музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле, про­являют творчество в разных видах музыкальной деятельности. По­является песенное, музыкально-игровое творчество, выражающе­еся в способности к импровизации музыкально-игровых образов, игре на детских музыкальных инструментах, сочинению неслож­ных песенок.

У старших дошкольников с нарушением речи и с задержкой пси­хического развития продолжают накапливаться музыкальные впе­чатления и вырабатываться адекватная эмоциональная отзывчи­вость на музыку, формируются общие и музыкальные представ­ления, совместно со взрослым в диалоге делаются первые обоб­щения о музыке, дети высказывают свои впечатления, однако односложными образами. Они различают характер музыки, жан­ры музыки (марш, песня, танец) с наглядной поддержкой, узна­ют знакомые музыкальные произведения по мелодии, с различ­ной отсрочкой во времени, проявляют интерес к игре на детских музыкальных инструментах, распознают их по звучанию и звукоизвлечению (ударные, духовые, струнные, клавишные). В этом воз­расте продолжают формироваться вокальные и хоровые навыки, умение вместе начинать и заканчивать песню, регулировать дыха­ние во время пения, целиком произносить все фразы, соблюдать темп песни, с опорой на аккомпанемент правильно воспроизво­дить мелодию, регулировать силу голоса в пении. Однако напев­ность, выразительность голоса еще недостаточно развиты. Дети выполняют различные ритмические движения под музыку (ходь­бу, бег, прыжки), с поддержкой взрослого (по показу или сло­весной инструкции) передают средства выразительности (харак­тер, темп, форму, динамику); в играх, упражнениях используют несложные танцевальные движения в парах, пространственные перестроения врассыпную, по кругу, движения с предметами ибез них, стараются эмоционально воспроизводить знакомые об­разы персонажей в музыкальных играх. Появляется самостоятель­ность и целенаправленность в музыкальной деятельности, наблю­даются элементы проявления танцевально-игрового творчества.

У умственно отсталых старших дошкольников возникает ин­терес к музыке, однако он неустойчив, недостаточно выражена отзывчивость на музыку разного характера, наблюдаются неадек­ватные реакции при восприятии музыкального произведения, слабая концентрация внимания, неумение дослушать музыку до конца. Жанровую принадлежность музыки дети определяют при словесной или наглядной коррекционной поддержке взрослого. Затрудняются в запоминании музыкальных произведений, узна­ют их с небольшой временной отсрочкой при целостном гармо­ническом исполнении пьесы или с наглядной опорой; слабо вы­ражена музыкально-слуховая дифференциация, затруднено раз­личение звуков по силе (динамике), длительности (ритму) при достаточной сохранности различения звучания звуков по высоте. У детей наблюдаются несовершенство певческой деятельности, прерывистое дыхание, вялая, размытая дикция, нарушение во­кально-слуховой координации, неточность интонирования, на­выков совместного пения в детском ансамбле. Дети продолжают овладевать музыкально-ритмическими и двигательными навыками в процессе музыкальных игр, упражнений, плясок. По показу или словесной инструкции взрослого они выполняют движения в соответствии с характером и другими средствами выразительнос­ти (темпом, ритмом, формой) музыкального произведения, пе­редают танцевальные движения в парах, по одному, в различных пространственных композициях (по кругу, в шеренге, колонне). После предварительного словесного обсуждения со взрослым ха­рактерных особенностей знакомых образов передают их в доступ­ной форме в музыкальных играх.

У старших дошкольников с нарушением слуха (слабослышащих) проявляются интерес, эмоциональный отклик на музыку разного характера в живом исполнении и грамзаписи, желание выражать свое отношение к музыкальному произведению, связывать содер­жание, звуки музыки с образами окружающего мира. С помощью взрослого дети определяют средства выразительности музыки (темп, регистры, динамику), жанровую принадлежность музыки, соотносят высоту звучания музыкальных инструментов детского оркестра с регистрами фортепиано. В процессе коррекционной работы дети овладевают низким средним и высоким регистрами своего голоса, протяжным ведением голоса в звукоподражатель­ных упражнениях, песнях, меняют интонации в отдельных фра­зах песни, подражая интонации взрослого. Развивается ритмич­ность в ритморечевых упражнениях сочетающихся с движениями и с использованием музыкальных инструментов. Дети передают движениями отдельные средства музыкальной выразительности: темп (быстрый, медленный), регистры, характер музыки (спо­койный, плясовой, маршевый); под музыку выполняют разно­видности ходьбы (плавно, мягко, стремительно, по одному, в колонне, врассыпную, парами), бега, перестроения (в колонну, шеренгу, круг), упражнения с предметами, несложные танцеваль­ные движения (шаг с приседанием, поскоки, легкие прыжки, шаг польки), овладевают выразительностью в передаче игровых образов различного характера, осваивают навыки игры на детских музыкальных инструментах в шумовом оркестре, проявляют твор­чество в разных видах музыкальной деятельности. В процессе му­зыкальной деятельности накапливается и расширяется речевой материал.

У старших дошкольников с нарушением зрения эмоциональная отзывчивость проявляется более ярко, дети различают характер музыки (спокойный, веселый), средства музыкальной выразитель­ности (темп, несложный ритм, динамику), двух-трехчастную фор­му музыкального произведения. Певческая деятельность становится дифференцированной: появляется напевность, налаживается во­кально-слуховая координация, улучшается качество коллектив­ного пения. Музыкально-ритмические движения приобретают не­которую выразительность, дети двигаются в соответствии с раз-личным характером музыки, передают темп, динамику, форму, ритм в плясках, упражнениях и играх, выполняют перестроения в пространстве (в кругу, шеренге, колонне, в парах), различные основные движения (легкий, летящий, с высоким подъемом бег, спокойный, бодрый шаг), исполняют танцевальные движения (га­лоп, кружения парами, шаг с притопом), различные движения руками с предметами и без них, выполняют образные движения персонажей в музыкально-игровых постановках. У детей проявля­ются такие виды творчества, как музыкально-игровое и танце­вальное.

Понимание возрастных особенностей музыкального развития детей с различными проблемами позволяет музыкальному руко­водителю правильно определять содержание и педагогические тех­нологии музыкальной деятельности, а также правильно ставить коррекционные задачи, решаемые средствами музыкального ис­кусства.

 

 

Глава 5


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)