|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности организации работы по музыкальному воспитанию детей с проблемами в развитииОрганизация работы по музыкальному воспитанию в специальном образовательном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушением слуха, зрения, умственной отсталостью, задержкой психического развития имеет особенности. Они прослеживаются и во взаимодействии в работе нескольких специалистов (дефектолога, музыкального руководителя, психолога, воспитателя), в обязательном планировании коррекционной работы только после диагностического обследования детей, в создании заведующей и старшим педагогом детского учреждения необходимых условий, обеспечивающих успешное проведение коррекционно-направленного процесса музыкального воспитания. Непосредственное руководство музыкальным воспитанием в специальном детском саду осуществляется музыкальным руководителем. Проведение с детьми с проблемами коррекционно-направленной работы по музыкальному воспитанию требует тесного сотрудничества музыкального руководителя с дефектологом, психологом и воспитателем группы. Это взаимодействие по-разному выражается на различных этапах работы по музыкальному воспитанию. На первом этапе пребывания ребенка в коррекционном детском саду обязательно проводится его диагностическое обследование, в процессе которого выявляются имеющиеся у него отклонения в развитии. Психиатр, невропатолог, дефектолог, психолог предоставляют музыкальному руководителю результаты диагностического обследования познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. Музыкальный руководитель проводит диагностику уровня развития ребенка в музыкальной деятельности, только после этого он определяет возможности и перспективу развития ребенка средствами музыкальной деятельности, намечает пути и содержание коррекционного воздействия средствами музыки. На втором этапе организации музыкального воспитания взаимодействие всех специалистов проявляется в совместном планировании коррекционно-развивающей работы. На этом этапе выявляются коррекционные задачи, решение которых осуществляется посредством общения ребенка с музыкой, включения его в музыкальную деятельность. Намечаются конкретные формы коррекционной работы, методы, наиболее адекватные характеру имеющегося нарушения в развитии, выбираются пособия, атрибуты и прочее оснащение педагогического процесса. Совместная работа на этом этапе может проходить в форме консультаций специалистов, коллективных обсуждений возникающих вопросов, наблюдений за детьми на занятиях и в свободное время дня и т. д. На третьем этапе проводится конкретная практическая работа музыкальным руководителем, воспитателем в группе, которая определяется соответствующими квалификационными характеристиками: музыкальный руководитель проводит занятия, музыкально-игровую, театрализованную и культурно-досуговую деятельность, где решает воспитательные, образовательные и коррекционные задачи средствами музыки, организует учебно-методическую работу по музыкальному воспитанию с педагогами; воспитатель организует микрохудожественную среду в группе, создает игровые зоны для музыкальной и театрализованной деятельности, наполняет их необходимыми материалами, атрибутами, включает игры с пением, со словом, музыкально-дидактические игры в повседневную жизнь детей, активно участвует в музыкальных занятиях, культурно-досуговой деятельности. Организация коррекционной работы по музыкальному воспитанию невозможна без общего руководства заведующей и старшего воспитателя или дефектолога в детском саду. Оно проявляется в двух направлениях. Первое направление можно определить как организационно-содержательное. В рамках этого направления заведующей и старшим педагогом планируется вся работа дошкольного учреждения с включением раздела «Музыкальное воспитание» в систему помощи детям, контролируется выполнение требований, определенных Программой воспитания и обучения в детском саду. В процессе проведения работы оказывается помощь в организации семинаров, практикумов для воспитателей по музыкальному развитию детей. Совместно с музыкальным руководителем, психологом и воспитателями администрацией прорабатывается тематика педсоветов, теоретических семинаров и практикумов, на которых расширяются знания педагогов по воздействию музыкального искусства, а также совершенствуются их практические навыки в организации с детьми разных видов музыкальной деятельности (игр с пением, театрализованных, музыкально-дидактических игр). Во взаимодействии с музыкальным руководителем администрация ведет работу с родителями по включению их в совместную коррекционную музыкальную деятельность с ребенком. Формами такого сотрудничества могут быть родительские собрания, групповые консультации, тематические выставки, открытые занятия, праздники. Второе направление работы администрации имеет организационно-техническую ориентацию. В рамках данного направления создаются необходимые условия для успешного осуществления коррекционно-направленной работы по музыкальному воспитанию, для оснащения педагогического процесса необходимым оборудованием: музыкальными инструментами (пианино, роялем), техническими средствами (музыкальным центром, магнитофоном, аудио- и видеокассетами); музыкально-дидактическими пособиями, методической и научно-педагогической литературой, игрушками; красивой мебелью. Важное место в организации работы занимает музыкальный зал, где проводятся занятия, праздники, развлечения. Создание атмосферы радости в музыкальной деятельности обеспечивается многими факторами, в том числе и оформлением зала. Для этого используются ковровое покрытие на полу, картины или эстампы, украшающие стены, зеркало вдоль одной из стен. Большое внимание уделяется оформлению центральной стены зала и расположению музыкального инструмента (рояля, пианино). Для него выбирается такое место, где дети могли бы свободно располагаться справа от музыкального руководителя, у верхнего регистра клавиатуры, чтобы педагог во время движений мог видеть из-за инструмента всех детей. Оборудование зала в специальном дошкольном учреждении должно учитывать специфические особенности имеющихся у детей нарушений. Так, зал в детском саду для детей с нарушением слуха должен быть оснащен индукционной установкой, создающей электромагнитное поле, в пространстве которого дети со слуховыми аппаратами могут проявлять себя в музыкальной деятельности. Такая установка должна быть регулируемой, поскольку часть или все занятие может проходить и вне ее действия, с опорой на остаточный слух детей. Все учебно-методическое оборудование по музыкальному воспитанию может храниться в специальной комнате около музыкального зала или в шкафах в самом зале. Важную роль в организации музыкальной деятельности играет создание музыкальной среды в группе, где дети находятся в течение дня. Она должна отвечать современным требованиям и носить развивающий характер, реализовывать эмоциональную и эстетическую потребности, удовлетворять познавательные интересы ребенка, коммуникативные взаимодействия со сверстниками и взрослым. Предметно-музыкальная среда предполагает наличие музыкального оборудования. Это могут быть музыкальные игрушки, инструменты, пособия к музыкально-дидактическим играм, атрибуты к театрализованным играм (фланелеграф, ширма, куклы би-ба-бо) и др. Успешность коррекционной работы по музыкальному воспитанию зависит и от тщательного планирования этой деятельности на основе предварительного комплексного диагностического обследования детей. Исходя из результатов его проведения дефектологом, психологом, музыкальным руководителем, планируется музыкальная деятельность детей с проблемами, определяются перспективные, долгосрочные и ближайшие цели, где учитываются не только образовательные и воспитательные, но и коррекционные задачи в художественно-педагогическом процессе. Они могут быть направлены как на развитие и коррекцию познавательных психических функций, так и эмоционально-волевой сферы детей.
Глава 7 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |