АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В ЛЕЧЕНИИ И КОРРЕКЦИИ

Читайте также:
  1. Больная 67 лет находилась на исследовании и лечении в кардиологическом отделении ФТК ММА им. И. М. Сеченова с 20.08. 2001 по
  2. ГЛАВА 1. ЭТА КНИГА ТОЛЬКО ОБ ИЗЛЕЧЕНИИ РАКА ЯДАМИ
  3. ГЛАВА 10. НАДЕЖНЫЙ СПОСОБ ИЗБЕЖАТЬ ПЕРЕДОЗИРОВОК ПРИ ИЗЛЕЧЕНИИ РАКА ЯДАМИ
  4. ГЛАВА 11. ПРИ ЛЕЧЕНИИ РАКА НЕЛЬЗЯ ПОМОГАТЬ ЯДАМ ДРУГИМИ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ТРАВАМИ И СРЕДСТВАМИ
  5. ГЛАВА 15. КОНТРОЛЬ ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ ЯДОВ ПРИ ИЗЛЕЧЕНИИ РАКА
  6. ГЛАВА 20. ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ПРИ ИЗЛЕЧЕНИИ РАКА ЯДАМИ
  7. Длительном лечении
  8. Занятие 4: «Воспалительные осложнения, развивающиеся при лечении пострадавших с неогнестрельной травмой костей лица».
  9. Значение, принципы и организация лечебного питания. Пути коррекции патогенетических блоков болезни. Нанотехнологии в пищевых производствах: перспективы и проблемы.
  10. ИНСТРУМЕНТЫ И АППАРАТУРА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ПЕРЕЛОМОВ КОНЕЧНОСТЕЙ МЕТОДОМ ВЫТЯЖЕНИЯ
  11. Классификация видов психологической коррекции (Мамайчук, Осипова)

Упоминание о целительном и коррекционно-развивающем воз­действии музыки уходит корнями в древние времена. Вид­нейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали на ле­чебное и профилактическое воздействие музыки. Они считали, что музыка устанавливает пропорциональный порядок и гармо­нию во Вселенной, в том числе нарушенные в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компо­ненты — мелодия и ритм, изменяет настроение человека, пере­страивает его внутреннее состояние.

В классической Греции музыка воспринималась как триедин­ство «муссических искусств» — поэзии, танца и собственно музы­ки, считавшейся одним из самых могущественных средств, воз­действующих на духовный мир человека.

В античных источниках находится множество свидетельств, го­ворящих о чудесах, произошедших от воздействия музыки. Вид­нейший врач древности Авиценна тысячи лет назад лечил музы­кой психические заболевания. А врач Асклепид звуками музыки усмирял раздоры и звуками трубы восстанавливал слух. Восприя­тие музыки, по мнению древних греков и римлян, способствова­ло процессу пищеварения. Целительное воздействие звучания оп­ределенных музыкальных инструментов отмечал Демокрит и ре­комендовал слушать флейту для исцеления при смертельных ин­фекциях. В работах древнегреческого философа Пифагора есть опи­сание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональ­ное состояние человека, восстанавливать душевную гармонию.

Известны суждения Платона, связанные с музыкотерапией. По его мнению, ритмы и лады воздействуют на мысль, делая ее со­образной им самим. Платон предлагал при лечении головной боли использовать лечебные травы, применение которых оказывало положительное воздействие при сопровождающем лечение магического характера.

Идеи Платона, Пифагора о влиянии искусства, в частности музыки, на человека получили развитие в учении Аристотеля о катарсисе, очищении души человека в процессе восприятия ис­кусства.

Музыкотерапия широко использовалась также в Древнем Ки­тае и Индии. Древнекитайские подходы в диагностике и лечении музыкой основывались на воздействии музыки на активные био­логические точки меридианов человеческого тела. Лечение душев­ных и физических расстройств проводилось посредством воздей­ствия определенных тонов, звуков и определенных музыкальных инструментов на больные области тела.

Особое место в воздействии на человека в индийской музы­кальной терапии занимало пение. Вокальная музыка была при­знана наивысшим искусством, так как она естественна и создает­ся человеческим голосом, а не инструментом. В Древней Индии считалось, что в голосе выражает себя душа, вначале вызывая активность в уме, а ум с помощью мысли проецирует тонкие виб­рации в ментальном плане. Индийские музыковеды и философы утверждают, что отражение спокойствия души и мира может быть осуществлено с помощью музыки. Ни одно искусство не может так вдохновлять личность, как музыка.

Нидерландский композитор и теоретик XV в. И.Тинкторис в знаменитом первом музыкальном словаре приписывал музыке способность изгонять грусть, смягчать жестокосердие, побеждать злую волю, радовать людей, исцелять больных, «делать души пра­ведными».

В Средние века практика музыкотерапии была связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных рит­мов, мелодий на эмоциональное состояние человека. Устанавлива­лись различные отношения между темпераментом пациента и пред­почтениями им того или иного характера музыки. Однако ранняя теория аффектов недооценивала глубокую рациональность музы­ки, строгую организацию музыкального материала и логику звуковысказывания. Гениальная мысль немецкого философа Лейбница о тайной математике души, осуществляемой в звуковом потоке, долгое время не получала всестороннего осмысления. Только в гегелев­ской эстетике было обращено внимание на значение логики и оду­хотворенности музыкального содержания. Гегель высказал мысль о том, что музыка сочетает в себе некое единство противоположно­стей, поскольку в ней «царит глубочайшая задушевность и про­никновенность и вместе с тем строжайшая рассудочность».

Научное осмысление механизма воздействия музыки на орга­низм человека началось с конца XIX — начала XX в.

В России интерес ученых к проблеме воздействия музыки на организм человека проявился в ряде исследований, проводимых В.М.Бехтеревым, С.С.Корсаковым, И.М.Догелем, И.М.Сече­новым, И.Р.Торхановым, Г. П. Шипулиным и др. Исследования выявили благотворное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, двига­тельную, нервную. Очень важными были выводы о том, что поло­жительные эмоции, полученные от общения с искусством, ока­зывают лечебное воздействие на психосоматические процессы в организме человека, снимают психоэмоциональное напряжение, мобилизуют резервные силы, стимулируют творчество, а отрица­тельные указывают противоположное действие. Именно эти вы­воды отечественных ученых легли в основу научного обоснования использования искусства (музыки) в коррекционной работе с взрослыми и детьми.

Вторая половина XX в. связана с выделением музыко­терапии как самостоятельного направления в практике арттерапии в странах Европы и США.

Во Франции, Голландии музыкотерапия широко используется в психотерапевтической практике, а также в хирургии. При этом важно учитывать характер и особенности заболевания, физиоло­гического состояния организма человека.

В Швеции применение музыкотерапии основывается на кон­цепции психорезонанса, в которой отмечается, что глубокие слои человеческого сознания резонируют со звучащими гармоническими формами и оказываются доступными для понимания.

В США в музыкальной терапии лечебный эффект объясняется в русле традиционного психоанализа и достигается путем подве­дения пациента через музыкальное воздействие к осознанию трав­мирующей ситуации, добиваясь катарсистической разрядки.

В Англии, Германии музыкотерапия широко применяется во всех областях медицины, детской и общей психиатрии, педиат­рии, невропатологии.

Особое место среди музыкотерапевтических течений в Европе, используемых в лечебной и коррекционной практике, занимает на­правление, изучающее влияние музыки на детей с различными про­блемами в развитии. Эффективность применения музыки в лечебно-адаптационных целях у детей с различной патологией раскрывает­ся в работах немецких исследователей: у детей, страдающих не­врозами (К. Швабе), ранним детским аутизмом (Р. О. Бензон), орга­ническим поражением головного мозга (Э. Коффер-Ульбрих).

В России во второй половине XX в. музыкотерапия использует­ся в лечебной и коррекционной практике как в разных направле­ниях в медицине, так и в психологии, в частности специальной психологии. Эффективность применения терапии музыкой в про-филактико-адаптационных и лечебных целях подтверждают научные исследования А. С. Брусиловского, В. И. Петрушина, И. М. Грине­вой, С. В. Шушарджана, А. Л. Готендинера, Н.Д.Масловой, С. Мамуловой, И.М.Гриневой, Е.Ю.Рау, Ю.Б.Некрасова и др.

Однако было бы неверно ограничиваться раскрытием только одного психотерапевтического или психосоматического влияния музыки на человека, поскольку музыка обладает более широким спектром развивающего, воспитывающего и коррекционного воздей­ствия.

Известные музыканты, педагоги, общественные деятели все­гда отмечали, что обучение искусству невозможно без связи с вопросами духовной культуры человека, при этом выделяли осо­бую роль музыки.

Д. Б. Шостакович отмечал, что никакие слова не могут оказать на душу слушателя такого воздействия, которое производит му­зыка. Музыка позволяет не только прислушаться к внутреннему голосу народа, но и услышать самого себя.

Высказывание Б.В.Асафьева о том, что музыка — это «и ис­кусство, и наука, и язык, и игра»1, говорит о многогранности музыкального искусства.

Подлинное изучение музыки, по мысли А.В.Луначарского, возможно лишь при совместных усилиях специалистов таких наук, как физиология, психология и социология. При этом он подчер­кивал, что музыка может рассматриваться как одна из сторон со­циализации личности.

Музыка, представляя собой, по выражению В.Д.Днепрова, «звучащее мироощущение», необычайно расширяет эмоциональ­ный спектр личности. Без музыки мир эмоций был бы недоста­точно дифференцирован. Отечественные специалисты в области художественной педагогики Н.И.Сакулина, Н.А. Ветлугина, В. А. Езикеева, Т.С.Комарова и др. утверждают, что процесс вос­приятия искусства детьми представляет сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные мо­менты. Художественная деятельность детей обеспечивает их худо­жественное развитие, способность различать цвет, звуки, форму, подводит к более глубокому восприятию богатств линий, красок, их сочетаний в окружающем мире, обеспечивает формирование сенсорных эталонов, понимания языка различных видов искусств.

Особое место музыка и движения занимают в развитии и кор­рекции отклонений в развитии детей с различными проблемами.

Зарубежные педагоги и психологи прошлого (Э.Сеген, Ж.Демор, О.Декроли) и отечественные ученые (Л.С.Выготский, В.П.Ка­щенко, А. И.Граборов и др.), занимавшиеся изучением детей с проблемами, указывали на важную роль искусства, музыки в раз­витии детей. Л. С. Выготский отмечал особое значение художествен­ной деятельности, как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с отклонениями в раз­витии.

Практическое использование музыки, движений как средства развития, коррекции и лечения детей, имеющих отклонения в развитии, в нашей стране началось в начале XX в. в период ста­новления отечественной дефектологии. В это время в систему му­зыкального воспитания широко внедрялось музыкально-ритмиче­ское направление, разработанное швейцарским педагогом, музы­кантом Жаком Далькрозом. Формирующее начало ритмики обус­ловливалось сочетанием ритма, музыки и движения. Идея «воспи­тания ритма при помощи ритма» реализовывалась посредством использования специально подобранных упражнений, которые развивали у взрослых и детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластиче­скую выразительность движений. При этом стержнем музыкаль­но-ритмического развития Ж.Далькроз считал музыку, отмечая, что в ритмике музыка приобретает телесные формы и преобразует наши тела.

Внедрявшая систему ритмического воспитания Ж. Далькроза в России Н.А.Александрова расширила область применения рит­мики; она отмечала, что ритмика является той общей точкой, от которой расходятся пути живописца, скульптора, музыканта, ди­рижера, мимиста, танцора, актера. Это разделение по специаль­ностям явилось первым шагом к использованию ритмики в раз­личных областях человеческой деятельности, в том числе к выделе­нию целого направления — лечебной ритмики. При этом Н.А.Алек­сандрова подчеркивала значение дифференцированного исполь­зования ритмики в зависимости от возраста и характера нарушения, как у детей, так и у взрослых. Ритмика используется в работе с нормально развивающимися детьми и может выполнять музы­кально-педагогические функции, а ее применение для работы с Детьми с проблемами (с нарушениями речи, слуха, зрения, за­держкой психического развития, умственной отсталостью) опре­деляет еще и коррекционные задачи.

Первые шаги по использованию ритмики в системе лечения Нервнобольных были предприняты профессором В. А. Гиляровским. Под его руководством в 1926 г. в нервно-психиатрической лечебнице им. Соловьева была создана особая система лечебной ритми­ки для детей и взрослых. На практике эта система была реализована Ритмистом В. А. Гринер. Ритм как организующий элемент музыки был положен в основу двигательной системы, целью которой является регуляция движений и поведения больного. В 1930-х гг. ле­чебная ритмика начинает использоваться в логопедических уч­реждениях, закладываются основы целого направления реабили­тационной работы с детьми, имеющими нарушения речи, — ло­гопедической ритмики.

С этого времени ритмика активно применяется в работе с деть­ми с различными формами патологии: имеющими расстройства центральной нервной системы (Н.А.Власова, В.А.Гиляровский); глухими и слабослышащими (Н.А. Pay, Е.Ф. Pay, 3. Е. Пунина, Л.Я.Брозело, И.Н.Мусатов, А.М.Кыштымова, Н.П.Збруева); имеющими афазию (Ю.А.Флоренская, В.А.Гринер); заикающи­мися (В.А.Гринер, Н.С.Самойленко, Н.А.Власова). Авторы под­черкивали как значимость общепедагогического, эстетического влияния музыки, ритма на ребенка с проблемами, так и возмож­ность коррекции имеющихся отклонений в психофизической сфе­ре—в моторике, развитии памяти, внимания. При этом указыва­лось, что такие занятия являются и психотерапевтическим мето­дом воздействия на ребенка, коррекции его эмоциональной сфе­ры.

В 1920-е гг. в содержание коррекционной работы первых дет­ских садов для глухих и слабослышащих детей входили музыкаль­ные занятия, которые воспитывали тактильно-вибрационное, слуховое, зрительное внимание, формировали координацию дви­жений, вырабатывали навыки ориентировки, внутренней собран­ности ребенка, развивали у детей дыхание, голос, четкое произ­ношение звуков, слоговых сочетаний и ритмичность речи, спо­собствовали организованности детского коллектива.

В 1950 — 1970-е гг. в работах Е. Ф. Шершеневой, Е. Ф. Pay отме­чается значение музыки и логопедической ритмики в коррекции заикания у детей раннего возраста, предлагается конкретный ма­териал для детей 2 — 3 лет: песни, игровые упражнения, короткие драматизации стихов, хороводы, в которых учитываются возраст­ные особенности и нервно-психическое состояние детей.

В этот же период разрабатывались содержание и методика му­зыкального воспитания детей с нарушением слуха. Учеными и практиками (Е.Ф.Pay, С.В.Чешева, Е.Ф.Шершенева, Г.И.Яшунская и др.) определялись их возможности в восприятии музыки на основе использования различных анализаторов. Акценты дела­лись на формирование тактильно-вибрационной чувствительности, рассматривались вопросы развития речи во взаимодействии с му­зыкой и движением, а также разрабатывались и раскрывалась ме­тодика организации и проведения праздников в специальных дет­ских садах (И.Н.Мусатов, Е.Ф.Pay, E.Ф.Шершенева и др.).

Изучение влияния музыки и движения на детей с проблема­ми, проводимое в 1960— 1980-е гг. такими исследователями, как Т.Д.Волкова, В.А.Эркман, В.С.Ляпидевский, Б.И.Шостак, Л.А.Тугова, В.И.Селиверстов, Г.Р.Шашкина, А.В.Кручинин, О.С. Стерник, О. П. Гаврилушкина и др., показало возможности музыкально-ритмических движений как реабилитационной мето­дики в системе воспитания и обучения детей с нарушениями раз­вития речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, с умствен­ной отсталостью.

В 1960-е гг. польский логоритмист Аурелия Розенталь предпри­няла попытку ввести элементы ритмопластики в логопедическую работ. Программа А. Розенталь включает ритмические упражне­ния Ж.Далькроза, которые, с одной стороны, препятствуют по­явлению аритмии в процессе речевого развития заикающихся, а при ее возникновении — нивелируют ее, с другой — удовлетво­ряют потребность живого организма в движении, а положитель­ный эмоциональный фон способствует снятию напряжения.

Методика музыкального воспитания глухих детей, разработан­ная в 1970—1980-х гг. Г.И.Яшунской, обеспечивала развитие у ребенка устойчивого интереса к музыкальной деятельности, обу­чала восприятию и чувствованию музыки, умению создавать му­зыкально-двигательные образы с помощью педагога, добиваться пластичности, выразительности движений, ориентировки в про­странстве, согласованности движений с музыкой.

Исследования возможностей развития музыкального воспри­ятия глухих и слабослышащих дошкольников, формирования у них чувства ритма с помощью движений, музыки, ритмоинтонационной структуры речи проводились Л.В.Глубоковой, Г. В.Коротковой, Н. И. Сладковой, Н.А.Тутовой, А. С. Кагарлицкой и др. В этот период Г. В. Коротковой были разработаны государствен­ные программы музыкального воспитания глухих и слабослыша­щих детей, а также показаны возможности развития у глухих и слабослышащих дошкольников слухового восприятия элементов музыки с помощью электроакустической аппаратуры.

Результаты изучения О. П. Гаврилушкиной музыкального раз­вития детей с умственной отсталостью показали, что музыкаль­ное воспитание является одним из важнейших путей коррекционного воздействия на детей данной категории. Было выявлено, что особенности музыкального развития умственно отсталых дошколь­ников проявляются как в восприятии музыки, так и в пении, в «Музыкально-ритмических движениях.

Современные исследования в специальной психоло­гии и педагогике объективно подтверждают положительное влия­ние музыки на детей с различными отклонениями в развитии. Эф­фективность влияния слушания музыки, музыкально-ритмических занятий на развитие речевой функции, слухового внимания, мото­рики у детей с нарушением слуха раскрывается в работах Е.З.Яхниной.

Активизация мышления, формирование целенаправленной деятельности, устойчивости внимания у умственно отсталых де­тей и дошкольников с задержкой психического развития сред­ствами музыки подтверждаются исследованиями С. М. Мидовской, И. В. Евтушенко, Е.А. Медведевой.

Значение, содержание и специфика использования музыкаль­но-ритмических движений при обучении дошкольников с нару­шением зрения отражаются в программах и методических пособи­ях Л. И. Плаксиной, В. А. Кручинина.

Области научного обоснования возможностей развития и кор­рекции отклонений в развитии детей средствами художественной деятельности в последнее время значительно расширились. Поло­жительное влияние занятий театрализованной деятельностью на детей с задержкой психического развития, качественные измене­ния в развитии воображения, знаково-символической функции мышления, внимания, возможности коррекции отклонений в развитии личностной сферы раскрыты в исследованиях Е. А. Мед­ведевой. Особое значение в данном виде художественной деятель­ности играет музыка, оживляющая театральное действие, напол­няющая его мелодикой, усиливающая эмоциональное воздействие и на исполнителя, и на зрителя.

Коррекционные возможности музыкального искусства в раз­личных его сочетаниях (с движениями, с театрализованной дея­тельностью) по отношению к ребенку с проблемами проявляются, прежде всего в том, что оно выступает источником позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, обеспечивает формирование музы­кальной культуры и осуществления коррекции отклонений в по­знавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, со­здает условия для социальной адаптации.

 

 

Глава 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)