|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность государстваСущность — содержание любого предмета, явления. Сущность государства как общественного явления представляет собой множество взаимосвязанных внутренних и внешних элементов и отношений, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Раскрыть сущность государства — значит выявить главное, определяющее, то, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. Главное, надо понять, что сущность государства в направленности власти, ее принадлежности. В разные исторические периоды сущность государства понималась то, как социальная, то, как юридическая, то, как классовая. Некоторые авторы (марксисты) считают, что можно выделить всего два направления в понимании сущности государства: либеральное и классовое. Под либеральным - понимается все, что не является классовым, а относится к общечеловеческому, нравственному, юридическому и другому началу. Социальная и нравственная сущность государства – (это самое распространенное мнение о его сущности) присутствовала в учениях философов разных эпох, а также весьма популярна и сейчас. Сущность этой концепции состоит в том, что государство носитель общечеловеческого, общесоциального начала, является выразителем интересов всего общества, его примирителем. Так, например, Аристотель, Г. Гроций считали, что сущностью (целью) государства является устроение лучшей жизни для всех, это сосредоточение умственных и нравственных интересов граждан, достижение социального блага. Цицерон писал, что государство – это союз людей, объединенных общей пользой. Т. Гоббс думал, что государство служит для достижения общей безопасности. Гегель учил о нравственной природе государства (государство есть действительность нравственной идеи – нравственный дух). Руссо и Лассаль утверждали, что государство необходимо для утверждения общей свободы. Мыслители 20-века Ростоу, Берно, Хекшнер считали, что государство должно служить обществу, создавать в рамках закона различные социальные блага для всех членов общества с учетом возможностей каждого. Юридическая и территориальная сущность государства. Представители этого направления признавали государство как организацию властвования на основе права на определенной территории (Еллинек, Коркунов, Гумплович, Трубецкой, Шершеневич и другие) Классовую сущность государства развивали в своих учениях К.Маркс, Ф.Энгельс, В. Ленин Сущность государства в диктатуре (господстве) одного класса над другим, общество не имеет единой цели, оно расколото. В современном понимании государство представляет собой сложную многофункциональную целостность. Оно отличается наивысшей концентрацией власти, наибольшей способностью к решению общественных проблем. Поэтому государство во многом обеспечивает целостность общества и является политическим центром, к которому тяготеют другие политические силы. Оно выполняет задачи, необходимые для обеспечения нормального функционирования любой человеческой общности, — защиту безопасности, сохранение мир, преодоление социальных противоречий, охрана прав и свобод человека, охрану окружающей среды и др. Таким образом, под сущностью государства понимается обеспечение с помощью аппарата политической власти целостности общества и его надлежащего функционирования в обстановке, когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия (народовластие, экономическая свобода, свобода личности). Высшее общественное предназначение государства — гарантия нормальной, безопасной жизнедеятельности общества, создание таких условий, при которых целостность общества и его надлежащее функционирование достигаются посредством экономических и духовных факторов. Государство как политическая сила обеспечивает организованность общества, наличие в нем определенного порядка. Общественная сущность государства выражается во взаимосвязи с ним социальных групп и человека и характеризуется понятием гражданства (подданства). Наличие гражданства (подданства) имеет для человека принципиальное значение, так как определяет политический и социальный статус, права и свободы, а во многом материальное и моральное благополучие. Государство также определяет положение в обществе целых социальных групп (сословий), их права, льготы и т. п. Государство обладает таким свойством, как принудительность. Принадлежность к тому или иному государству меньше зависит от человека, но больше от государства, воли и объективных обстоятельств, в которых находится личность. Государство располагает рядом исключительных прав, присущих только ему. Во-первых, правом на навязывание своей воли населению с помощью аппарата власти — армии, служб охраны порядка и безопасности. Во-вторых, правом на издание законов, регулирующих общественную жизнь и имеющих общеобязательный характер, т. е. правом на нормирование жизни всего общества. В-третьих, правом на взимание налогов, обязательных для населения, а также взносов и сборов, отличающихся от налогов большей добровольностью и нерегулярностью. Существенным признаком государства признается территория. Органическая теория государства выводит его основу из земли. Так, на развитие Российского государства повлияли такие геополитические факторы, как равнинный характер местности, ее открытость, отсутствие естественных географических границ, наличие практически неисчерпаемых ресурсов, сочетание леса и степи и пр. Эти обстоятельства влияли на структуру хозяйства, образ жизни, расселение населения и социальные отношения в обществе, определяли специфику российской государственности. Для государства принципиальное значение имеют границы, которые являются не только географической, но и политической категорией. Каждое государство, прежде всего на этапе своего возникновения и формирования, стремится установить границы вдоль выгодных естественных рубежей. При этом важное социальнополитическое значение имеет совпадение границ территории государства с этническими границами. Государство как политическая структура обладает чрезвычайно сложным строением. Традиционно выделяются три ветви государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная, имеющие в различных странах разное оформление и названия. Возможен и иной подход к структурированию государства с выделением верховной власти и ее носителей, образующих центры принятия государственных решений, а также государственной бюрократии, играющей вспомогательную, служебную роль. Дифференциация государственных структур и их специализация решающим образом определяются функциями, которые выполняет государство. Если государство берет на себя роль силы, регулирующей экономику, то для этого создаются соответствующие органы. Осуществление государством социальных функций связано с образованием государственных служб социального обеспечения, страхования, по трудоустройству и т. п. . 1) Понятие и признаки государства. Определить общее понятие государства, которое бы отражало все признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Разнообразие условий, в котором существовали, существуют и будут существовать государства на разных этапах своего развития, выявляет множество особенностей и специфических черт, отличающих одно государство от другого. Вместе с тем государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. В своей совокупности и взаимодействии эти признаки позволяют дать следующее определение государства: государство — это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. Многообразие взглядов на государство обусловлено в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства. Можно выделить два рода признаков государства: во-первых, признаки, отличающие государство от догосударственного состояния общества. К ним относятся: 1. публичная власть как форма политической власти, что означает наличие у нее особого аппарата, единственно представляющего все общество в целом, весь народ и имеющего свою публичную и материальную базу;
2. территория (определяет принадлежность данного общества определенной части земли, поверхности планеты, воздушного пространства, границы территории, их режим, внутригосударственную административнотерриториальную организацию) и население (характеризует состав и принадлежность людей к данному обществу, гражданство);
3. налоги и сборы (для содержания публичной власти стали необходимыми средства, которые возникшее государство собирало в виде обязательных сборов с граждан — налогов и податей); Во – вторых, признаки, отличающие любое государство от других общественных объединений и организаций в обществе. К ним относятся: 4. суверенитет (означает самостоятельность, независимость государства в осуществлении им своей политики, как в пределах собственной территории, так и в международных отношениях, при условии ненарушения суверенитета других государств); 5. всеобщность законов и обязательность их исполнения - (система юридических норм) (при помощи них обеспечивается, общеобязательность велений государства, его способность делать свои веления обязанностями для населения всей страны). 6. всеобщность власти (то есть распространение ее в масштабе всей страны) 7. монополия на легальное принуждение (только государство и только оно может легально принуждать граждан к чему – либо, наказывая за непослушание лишением собственности, свободы и даже жизни) Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |