|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Теории происхождения государстваТеорий происхождения государства выдвинуто немало. К наиболее известным и распространенным относятся: Теологическая (божественная) теория является одной из первых теорий, объясняет возникновение государства и права божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, Средневековой Европы (Ф. Аквинский), идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты — представитель Ж. Маритен). Они уподобляли процесс возникновения и развития государства и права процессу сотворения богом мира. Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли. В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от бога, но вместе с тем и зависимость самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные органы. Теологическую теорию нельзя доказать, равно как и опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании бога, высшего разума и т. п., т. е. это в конечном счете вопрос веры. Договорная теория. Свое развитие получила в VII — VIII вв. хотя впервые была высказана в Индии и в Древнем Китае. Наиболее известными представителями данной теории были: Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, А.Н. Радищев и др. Согласно этой теории до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами поразному: сво бода и равенство всех членов общества (Дж. Локк), война всех против всех (Т. Гоббс), всеобщее благоденствие — «золотой век» (Ж. Ж. Руссо) и т. д. Большинство концепций выходит из идеи «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от бога или от природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие (позитивное право). Это происходит потому, что в догосударственном обществе не было власти, способной защитить человека и гарантировать его естественные права. Поэтому, чтобы защитить человека, гарантировать ему нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Органическая теория. Основоположником органической теории является Г. Спенсер (вторая половина XIX в.). Согласно этой теории государство рассматривается как продукт развития органического вещества, формирующегося с низшей стадии, т. е. органическая теория уподобляет государство живому организму, состоящему из клеток, составных частей (люди) и имеющему волю. Каждый элемент живого организма выполняет конкретную функцию, и таким образом обеспечивается нормальное функционирование всего государства. Патриархальная теория возникла в древности. Ее основоположниками являются Аристотель, Конфуций. Свое распространение теория получила в VII — VIII вв. Идеи этой теории высказывались Р. Фильмером, Н. Михайловским и др. Смысл этой теории в том, что государство | возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Разрастание семьи ведет вначале к появлению поселений, которые затем преобразуются в государство. Глава этой семьи становится главой государства — монархом. Следовательно, его власть — это продолжение власти отца, и он является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти и ее законам. Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. Теория насилия возникает в XIX в. в Германии в двух вариантах — как теория внутреннего насилия и теория внешнего насилия. Основоположником теории внутреннего насилия является немецкий философ Е. Дюринг. Согласно теории внутреннего насилия государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Государство создается как сила, выражающая общественные интересы и обладающая способностью применять насилие к той части общества, которая не желает подчиняться воле большинства. Основоположниками теории внешнего насилия являются Л. Гумплович и К. Каутский. Они объясняли возникновение государства и права факторами военнополитического характера: завоеванием одним племенем другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы. Возникшие государства, таким образом, рассматривались как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники этой теории опирались на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоеваний одним народом другого, например гражданская война Севера и Юга, приведшая к созданию единого американского государства, и т. д. Ирригационная (гидравлическая) теория. Основоположником этой теории был немецкий ученый К.А. Виттфогель, который возникновение государств связывал с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городовгосударств: в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других областях. Также очевидна и связь этих процессов с формированием многочисленного класса управленцевчиновников, служб, защищающих каналы от заливания, обеспечивающих по ним судоходство, и т. п. К.А. Виттфогель пытался связать деспотические формы государств азиатского способа производства с ведением грандиозных ирригационных строительств. Эти работы диктовали необходимость жесткого, централизованного управления, распределения, учета, подчинения и т. п. Марксистско-лени нская теория, созданная К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным, Л.Г. Морга ном, объясняет возникновение государства как результат естественного развития первобытного общества, развития прежде всего экономики, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальноклассовые изменения общества, представляющие собой важные причины и условия возникновения государства и права. Марксистсколенинская теория происхождения государства включает два подхода: 1) в советской науке господствующая роль отводилась возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримой классовой борьбе. В результате этой непримиримости, по мнению сторонников рассматриваемой теории, возникает государство; 2) по мере экономического развития усложняется само общество, его производительные и распределительные сферы. В начале общественного прогресса исходной точкой являлся процесс совершенствования труда. Совершенствование орудия труда приводит к повышению производительности труда. Повышение производительности труда — к появлению избытка продуктов. Избыток продуктов распределяется между всеми членами семьи, родом, племенами и т. д. Он распределяется неравномерно, что в свою очередь приводит к имущественному неравенству и расслоению общества на классы: эксплуататоров, владеющих орудиями производства, и эксплуатируемых, продающих свой труд. Как только образовались классы, возникает классовая борьба, отсюда государство — это аппарат угнетения одного класса другим. Психологическая теория происхождения государства и права. Представители этой теории, возникшей в XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и др. Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Основные идеи данной теории: психика людей — фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство; понятие и сущность права выводятся прежде всего через психологические закономерности — правовые эмоции людей, которые носят императивно атрибутивный характер, т. е. представляют собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать чтото (императивная норма); все правовые переживания делятся на 2 вида — переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного) права. Интуитивное право выступает регулятором поведения. Достоинства психологической теории: обращено внимание на психологические процессы, которые тоже выступают реальностью наряду с процессами экономическими, политическими и т. д. Отсюда нельзя издавать законы без учета социальной психологии; повышает роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества; источник прав человека здесь «выводится» из психики самого человека. Слабой стороной теории является слишком сильный толчок в сторону психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т. п.), от которых тоже зависит природа права. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |