АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типология государства и права: различные подходы. Современный взгляд на проблему

Читайте также:
  1. A) одновременно с возникновением государства
  2. D) иностранцы, являются гражданами иностранного государства, а лица без гражданства не являются гражданами никакого государства
  3. I. Возникновение в обществе социального государства является закономерным результатом
  4. I. Истоки, развитие и расцвет Акаданского Джайхата, государства, предшествующего Абиссланду
  5. II Национальные акты, определяющие режим допуска и осуществления инвестиций на территории данного государства.
  6. II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ГЛАВА ГОСУДАРСТВА.
  7. III. Внутрисоюзная политика Делосской симмахии. Политика по отношению к нейтральным государствам. Борьба политических сил внутри Афин
  8. III. ДВА ТИПА ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
  9. III. Финансовый контроль государства.
  10. O, Господь, будь для меня надежным убежищем от взгляда и нападений Злых Духов.
  11. V. ВОЗНИКНОВЕНИЕ АФИНСКОГО ГОСУДАРСТВА
  12. VIII. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА У ГЕРМАНЦЕВ

Два подхода к типологии государства:

1. Формационный подход (в основу определенного типа государства кладется общественноэкономическая формация). Формация — определенная ступень в развитии общества, а также структура общества, присущая данной ступени развития, определяемая способом производства и характером производственных отношений. Понятие «формация» было введено Энгельсом и Марксом. Они выделяли три макроформации:

1) архаическая (древняя);

2)эксплуататорская;

3) коммунистическая.

Критерии, по которым определяется формация: наличие частной собственности; наличие классов; отношение этих классов к частной собственности.

В 1938 году Сталин выделяет пять формаций: первобытнообщинная; рабовладельческая; феодальная; капиталистическая; социалистическая.

Формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным в нашей научной и учебной литературе. Однако он не в состоянии был объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии — первобытнообщинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли разными путями в государствообразовании.

2. Цивилизационный подход (ступень общественного развития и материальной культуры, характерная для той или иной общественнополитической цивилизации).

Цивилизация — понятие весьма емкое и неоднозначное. Это и синоним культуры, и уровень, ступень развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация), ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс), и даже (в некоторых идеалистических теориях) эпоха деградации и упадка культуры в противовес ее целостности и органичности.

Виды цивилизаций:

л окальные (существовали когдалибо в каком то конкретном месте, например шумерская, эгейская, индская и др.); о собенные цивилизации (западноевропейская, российская, исламская, буддистская и т. д.); д ревние, средневековые и современные; к рестьянские, промышленные и научнотехнические; д оиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные; м ировая (только начинает складываться). Она формируется и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

По территориальному фактору критериями цивилизации являются: территориальное расположение и климат.

Понятие «цивилизация» развил и конкретизировал английский историк А. Тойнби, под ним он понимал относительно замкнутое и окольное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. Первоначально он выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков, часть из которых утратила свое существование. Он разделял их на первичные (древнеегипетская, ассировавилонская, шумерская, японская и др.) и вторичные (западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская и др.). Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли. По типу цивилизации можно выделить соответствующие типы государств. Однако типологию государств по цивилизационному подходу он не разработал. Типология государств (тип — совокупность основных черт, характеризующих чтолибо).

Типы государств по формационному подходу: р абовладельческий (исторически первая государственноклассовая организация общества, в которой произошел распад общества на антагонистические классы, отличия между которыми заключались в разнице по отношению к средствам производства); ф еодальный (особая политическая организация класса феодалов. Экономический базис феодального государства, основу производственных отношений феодального общества составляет собственность феодалов на землю как главное средство производства в эпоху феодализма, сочетавшаяся с собственностью лично зависимых от них крестьян на необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия труда и их безвозмездным трудом на собственников земли — феодалов); к апиталистический (буржуазный) (данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров (буржуазия)); с оциалистический (появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, возглавляемой рабочим классом, со сломом старой государственной машины, с установлением диктатуры пролетариата. Считалось, что освобождение рабочих и крестьян от власти капиталистов и помещиков, национализация средств производства приведут к невиданному росту производительности труда, народного благосостояния, культуры, сделают всех трудящихся активными строителями новой жизни, привлекут их всех к участию в управлении делами государства и общества. Таким образом, высшей фазой социалистического общества станет коммунизм). Типы государств в рамках цивилизационного подхода: н а основе техникоэкономических показателей выделяются государства аграрной, индустриальной и постиндустриальной цивилизации; по религиозному признаку (христианские, православные и мусульманские цивилизации).

Современный взгляд на проблему. Западноевропейская наука, как правило, классифицирует государства в зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидом. По этому признаку выделяются два типа государственности: демократия и автократия.

Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств находится идея политической свободы. В зависимости оттого места, какое занимает индивид в создании правопорядка, различаются два типа государства. Если индивид активно участвует в создании правопорядка — налицо демократия, если же нет — налицо автократия. Подобную трактовку типологии государств дает американский профессор Р. Макайвер. Он делит все государства на два типа:

1) династические (антидемократические), где общая воля (государственная) не выражает воли большинства населения; 2) демократические, в которых государственная власть отражает волю всего общества или большинства его членов и в которых народ либо непосредственно правит, либо активно поддерживает правительство. В первую группу Макайвер включает «классовоконтролируемые государства» (империи), а также псевдодемократические государства, в которых правительство образуется привилегированной частью общества. Ко второй группе он относит те современные государства, в которых отношения между властью и гражданином строятся на началах справедливости и взаимной ответственности, где государство обеспечивает человеку максимальную свободу и процветание.

Немецкий политолог Р. Дарендорф, подразделяя все государства на антидемократические и демократические, делает вывод, что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и нет недостатка в неравенстве, но создана общая для всех основа и которое делает возможным цивилизованное общественное бытие.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)