Языческая культура славян
| мифология, пантеон божеств, жречество
|
Архаичный культ
| Культы земли, воды, Рода и Рожаниц как божества природы и плодородия, огненного бога Сварога, женского божества Мокоши, богини любви и брака Лады, бога Велеса, бога плодородия Ярилы и др.
|
Значение принятия христианства (988)
| - русская культура через контакт с Византией преодолела локальную замкнутость, принятие христианства приблизило Россию к европейской цивилизации,
- православие стало духовной основой Руси: формируется самосознание народа (в язычестве человек не выделял себя из природы, теперь начинается осознание себя и своего места в мире), складывается единство языка, вера стала объединяющим началом славянского народа,
- появляются новые ценности, новые формы жизни; православие укрепило строгий, но справедливый отеческий идеал власти,
- появляется: каменное строительство, основной тип храма – крестово-купольный, иконография, книжная миниатюра, переписка книг, литературный житийный жанр, переводы древнегреческих и византийских авторов,
- происходит становление системы образования при монастырях,
- высокого уровня достигло ремесленное искусство (гончарное, ювелирное, металлообработки).
|
Особенности христианства на Руси
| - двоеверие.
Христианство меняло систему ценностей, в силу этого вступило в конфликт с прежним религиозным миропониманием. Язычество оказывало сопротивление и продолжало жить в народе. Полной победы над язычеством не произошло. Постепенно сложилось двоеверие – компромиссное равновесие языческих и христианских элементов,
- оно формировало человека нового типа. Этот человек стремился к одухотворенности, а не к преобразованию внешнего мира,
- Русь не восприняла четко разработанную систему римского права. Православие не вмешивалось в правовые представления общества. Правовое сознание не выделялось из морального сознания. Большое значение придавалось совести, христианской морали.
- в отличие от религии и основных философских знаний, принятых из Византии и не менявшихся до XVII в., в области художественной культуры Русь выработала собственные формы.
Византийское заимствование не являлось слепым:
- появилась оригинальная русская литература, прежде всего летописание,
- каменное зодчество обрело русские особенности: многонефность, галереи, угловые башни, многоглавие, общая пирамидальная композиция,
- в живописи наметились две линии: «грекофильствующая» и собственно русская.
Монументальный стиль живописи XI в. (крупные размеры фигур, целостная цветовая моделировка, крупные ясные черты ликов) был редким даже для византийского искусства; строгий византийский стиль наполняется более земными чертами.
|
Русская культура в условиях татаро-монгольской зависимости
| - Исчезновение ряда ремесел, прекращение почти на сто лет каменного строительства,
- заимствование ряда слов, вошедших в русский язык (базар, ярлык, кафтан и др.),
- большее проявление монгольского влияния в сфере уголовного права: усиление наказания в Судебниках 1497 и 1550 гг. Документы вводят смертную казнь, наказания кнутом, пытки, чего не было в Русской правде
|
НО:
| русская культура осталась европейской по своей направленности.
|
Московская Русь: содержание культурного феномена
Особенности культурного процесса.
Рубеж XIV-XV вв.
| Рост национального самосознания и становление национальной культуры:
- синтез достижений местных школ в летописании, агиографии, книжной миниатюре, иконописи, архитектуре.
- «Золотой век» живописи: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.
- Возрождение больших монументальных форм (ансамбль Московского Кремля, в создании которого участвовали итальянские архитекторы: Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый, Марко Фрязин, Пьетро Солари).
|
XVI в.:
|
|
Архитектура
| Шатровый стиль (впитал народную природу, романо-готические реминисценции (лат. - воспоминания), общекультурную символику шатровой формы, идущую от христианской древности: храм Покрова на Рву (Василия Блаженного), церковь Вознесения в селе Коломенском
|
Живопись
| утрата достижений XV в., усиление символизма, разработка аллегорических сюжетов. Регламентация искусства государством. Обсуждение вопросов живописи на церковных соборах (постановления Стоглава).
|
Крупнейшие достижения
| начало книгопечатания (1553), открытие типографии в Москве (1563) во главе с И.Федоровым и П.Мстиславцем;
продвижение русских землепроходцев на Восток, к берегам Тихого океана.
|
| Русская культура от начала Нового времени до Просвещения (XVII-XVIII)
|
Характерные черты
культуры XVII в.
| XVII в. завершает эпоху средневековья, формирования русской нации, складывания единого русского языка.
Борьба двух тенденций: церковной и светской. Начало утверждения светских начал в культуре («обмирщение культуры»):
- в литературе — формирование демократического светского направления;
- в архитектуре — сближение облика культовых и гражданских построек на основе «дивного узорочья»;
- в живописи — постепенное разрушение иконографических канонов и появление реалистических тенденций.
|
Просвещение и образование
| 1687: Славяно-греко-латинская академия (первое высшее общеобразовательное учреждение в Москве)
|
Литература
| Светские жанры (сатира, первые сборники русских пословиц и поговорок, сказания, бытовая повесть).
Церковная оппозиция: протопоп Аввакум.
|
Архитектура
| Московское барокко (отход от суровости и простоты средневекового зодчества).
|
Живопись
| Зарождение жанра портрета – парсуна (от искаженного – персона) (Симон Ушаков, руководитель живописной мастерской при Оружейной палате). Вместо библейских персонажей - появление светских лиц, но еще написанных в старой иконописной манере и технике. В конце XVII в. парсуна пишется уже на европейский манер: на холсте и масляной краской.
|
Развитие научных знаний
| Измерение земельных участков, составление географических карт, развитие медицины, арифметики, определение плодородных почв, производство оружия
|
Характерные черты культуры XVIII в.
| - обмирщение культуры (падение влияния религии и церкви, усиление разрыва между религиозным и эстетическим сознанием),
- развитие личностного начала;
- европеизация, преодоление национальной замкнутости;
- ускорение темпов и усложнение общественного развития.
|
Просвещение и образование
| 1724: Академия наук,
- открытие светских учебных заведений: навигацкая школа, инженерная и др.;
1786: создание впервые в России государственной системы народного образования (малые народные училища в уездных городах, главные училища в губернских городах; основание двух закрытых учебных заведений: Смольный институт для дворянок, Екатерининский – для мещанок),
- реформа алфавита (создание первого в России гражданского шрифта),
- первая государственная библиотека,
- учебники (азбука; Ф.Прокопович: Первое учение отрокам; Л.Ф.Магницкий: Арифметика; М.Смотрицкий: Грамматика, часослов, псалтырь; «Юности честное зерцало»)
|
Наука, новые технологии
| - Первые попытки написания отечественной истории.
Углубление географических знаний:
- изучение Аральского и Каспийского морей,
- подготовка описания Камчатки (В.Атласов).
- Открытие новых залежей угля, меди, серебра.
|
Литература:
|
|
Классицизм
| - новые жанры: ода, элегия, басня, трагедия, комедия, роман.
А.Д.Кантемир, М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков
|
Сентиментализм
(в конце XVIII в.)
| Н.Карамзин
|
Архитектура
| Первая половина XVIII в.:
- раннее (петровское) барокко (Доменико Трезини),
- зрелое (елизаветинское) барокко (Ф.Б.Растрелли).
Вторая половина (опора на античные традиции):
- классицизм (Ж.Б.М.Валлен-Деламот, А.Ринальди, В.Ф.Бренна, В.Баженов, М.Казаков, Д.Кваренги и др.).
|
Живопись
| Ведущий жанр: портрет (Никитин, Матвеев, Вишняков, Антропов, Аргунов, Рокотов, Левицкий, Боровиковский);
новое явление - гравюра (А.Ф.Зубов);
первые картины на исторические сюжеты (А.П.Лосенко)
|
Скульптура
| Классическая скульптура (в средние века круглая скульптура была запрещена): Ф.Гордеев, Ф.Прокофьев, И.Мартос, М.Козловский, Ф.Шубин, Э.Фальконе.
|
Театр
| 1756: в Петербурге первый в России государственный театр «для представления трагедий и комедий» (руководитель актер Ф.Волков).
|
Быт
| Летоисчисление от рождества Христова, новое начало нового года (1 января), бритье бород, одежда европейского покроя
|
Движение Просвещения
| Проникновение философских и общественно-политических идей западноевропейских мыслителей.
Русские просветители: А.Д.Кантемир, М.М.Щербатов, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, Д.И.Фонвизин, Н.М.Карамзин, В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов.
|
Особенности русского Просвещения
| - Просвещение в России не было подготовлено ее внутренним развитием,
- идеи равенства, естественной ценности человека не были имманентными (лат. immanens – свойственный чему-либо) для России этой эпохи,
- идеи Просвещения заимствовала у французов небольшая прослойка дворянства,
- идеи Просвещения столкнулись с самодержавием и крепостничеством, отсюда – «просвещенное самодержавие»,
- французское Просвещение носило светский характер, русское – не поднимало вопрос о существовании бога,
- европейское Просвещение – космополитично, русское – патриотично,
- гуманизм русского Просвещения сводился к тому, что общественные деятели настаивали на усилении просветительской роли государства, создании разветвленной системы государственного образования, открытии доступа к науке талантам из низших слоев общества.
|
Главное достижение XVII-XVIII вв.
| высвобождение творческих сил личности, расцвет личностного творчества.
|
«Золотой век» русской культуры (XIX в.)
| А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, М.И.Глинка, И.С.Тургенев, К.П.Брюллов, Н.Н.Некрасов, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, И.Н.Крамской, И.Е.Репин, М.П.Мусоргский, Н.С.Лесков, П.И.Чайковский, Н.В.Гоголь.
|
Причины культурного прогресса
(подготовлен предшествующим развитием русской культуры, особенно петровскими реформами)
| - культурный прогресс был связан с процессом формирования русской нации при переходе от феодализма к капитализму,
- рост национального самосознания (особенно после 1812 г.),
- аккультурация (взаимодействие с другими культурами, особенно европейской),
- взаимовлияние различных областей культуры: философии, литературы, музыки, живописи,
- усиление процесса взаимодействия между «высокой» (профессиональной) и культурой народных масс (древнерусской),
- участие в культуротворчестве интеллигенции не только из привилегированных классов, но и из среды разночинцев.
|
Романтизм
| Интерес к национальной самобытности, Отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности.
В.А.Жуковский (1783-1852), Н.И.Гнедич
|
Живопись
| О.А.Кипренский (1782-1836)
|
Реализм (1830- 1840-е гг.)
| отличался точным отображением типического, остротой постановки нравственных проблем, глубоким проникновением в действительность, в социальный мир людей.
А.С.Пушкин (1799-1837), М.Ю.Лермонтов (1814-1841), Н.В.Гоголь (1809-1852)
|
Театр
| Драматургия А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя, А.Н.Островского
|
Живопись
(Жанры: портрет, пейзаж, бытовая живопись, исторический)
| 1870: товарищество передвижных художественных выставок (передвижники).
Задача: ознакомить общество с русским искусством, сделать его доступным жителям столичных городов и русской провинции.
Идейный вдохновитель: И.Крамской.
Художники-передвижники: И.Крамской, В.Перов, И.Репин, В.Суриков, П.Саврасов, И.Левитан, братья Васнецовы и др.
|
Классицизм(живопись)
| К.П.Брюллов (1799-1852), А.А.Иванов (1806-1858)
|
Ампир (архитектура)
| А.Н.Воронихин (1759-1814), К.И.Росси (1775-1849), О.И.Бове (1784-1834), Д.И.Жилярди (1785-1845)
|
Наука
| - химия (открытия Н.И.Менделеева),
- географические исследования (открытие Антарктиды, Азия, Сибирь, Аляска и др.),
- изобретения в области электротехники (В.В.Петров: вольтова дуга, П.Л.Шиллинг: электромагнитный телеграф и мн.др.),
- изобретение радио (А.С.Попов. 1859-1905/1906),
- паровая железная дорога (отец и сын Черепановы, 1833),
- изучение быта и культуры полинезийских островов (Миклухо-Маклай),
- научные произведения (В.О.Ключевский. Курс русской истории; Даль. Толковый словарь живого великорусского языка).
|
Аккультурация
| - первый ученый, прославившийся за рубежом, Н.И.Лобачевский (положил начало современным представлениям о строении Вселенной),
- в Париже поставлен «Ревизор» Гоголя,
- произведения И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского получают мировую известность,
- культурный обмен между Россией и Европой приобретает двусторонний характер.
|
Значение «золотого века»
| Русская культура приобретает мировое значение, выходит за пределы своего собственного мира
|
«Серебряный век».
Последняя четверть XIX-начало XX вв.
| - Отказ от «социального» человека, освобождение мышления от политики и социальности.
- Создание нового менталитета: культ творчества как единственная возможность осмысления времени и «Я» в нем, тотальный индивидуализм.
- Рождение религиозно-философского Ренессанса, интереса к тайнам подсознательного, господство мистического в культуре.
- Возвращение к христианской идее справедливого, прекрасного общества.
-Время выдающихся художественных открытий, новых направлений в культуре: модернизм – направление в искусстве, поиск новых форм, отказ от требований к содержанию (символизм, ставший предтечей авангарда, акмеизм, футуризм, авангардизм, неоантичность)
|
Литература:
Символизм
| (противопоставление реализму: сложная, ассоциативная метафора)
«Старшие» символисты: Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, Ф.К.Сологуб;
«младшие» – А.Блок, А.Белый, В.И.Иванов.
|
Акмеизм(греч. – высшая степень чего-либо, цветущая сила)
| (культ реального земного бытия, стремление вернуть образу живую конкретность, предметность, освободить его от мистической зашифрованности).
Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Кузмин.
|
Футуризм
| (нигилистическое направление).
Д.Д.Бурлюк, В.В.Хлебников, А.Крученых, В.В.Каменский, В.В.Маяковский, И.Северянин, Б.Л.Пастернак
|
Архитектура
| Новые стили: модерн, новорусский стиль, неоклассицизм.
Особенность: органическая связь между строительным материалом, конструкцией и формой, тенденция к синтезу искусств: в архитектуру вводятся элементы живописи, скульптуры.
|
Выставки
| - Появление в России творений европейского искусства: импрессионизма, символизма, фовизма, кубизма.
- Выставки русских художников в Париже и Мюнхене.
- «Русские сезоны» С.П.Дягилева в Париже.
- Открытие в Москве галерей и частных коллекций современной живописи.
|
Театр
| Новаторы театрального искусства: К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко, основатели Московского художественного театра.
|
Философия
| формирование двух оригинальных течений
|
1.Самобытная русская философия.
| В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк, П.А.Флоренский, Н.А.Бердяев, В.В.Розанов и др.
(В.С.Соловьев: призыв к необходимости активного сотрудничества человека и Бога. Устремленность к такому богочеловеку, который ищет внутренней целостности, единства, добра, красоты, истины).
Соловьевство породило сложное неоднозначное явление — религиозно-философский ренессанс (возрождение), неохристианские поиски, своеобразное богоискательство.
Мир должен, согласно философии «серебряного века», быть преобразован не кошмаром насилия, а подлинностью христианского учения.
|
2.Философия русского космизма
| Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский.
(В.И.Вернадский: учение о ноосфере.
Человечество - основная сила, которая определяет своей деятельностью эволюцию Земли. На определенной стадии оно должно будет принять на себя ответственность за будущее биосферы для сохранения возможности своего существования и дальнейшего развития. Биосфера должна превращаться в ноосферу, т.е. в сферу разума).
|
Причина философских исканий
| Понимание того, что к 70-м г. XIX в. церковь активно встроена в собственнические отношения, политизирована, а идеи христианства вульгаризированы, т.е. заменены культом внешней обрядности.
Русское общество активно нуждалось в моральной революции, в новом развитии нравственного сознания народа.
|
Завершение «серебряного века»
| 1922: выдворение русских философов из России («философский пароход»)
|
Значение «серебряного века»
| - Дал творческий импульс развитию отечественной и мировой культуры. Она обогатилась уроками словесного мастерства, новыми темами, идеями в области формы, стиля, жанра, концепции личности и т.д.
- Философско-религиозный ренессанс дал целое направление культуре, философии, этике России и Запада. Он предвосхитил экзистенциализм, философию истории, новейшее богословие (Д.С.Лихачев: «Мы подарили Западу начало нашего века…»).
|
| Культурный поворот и культура советского периода
|
Октябрь 1917:
| Бифуркация (перестройка: переход первенства от религии к идеологии)
|
Особенности советской культуры
| идеологизация, директивное утверждение единого художественного метода, ограничение свободы творчества, аннигиляция (уничтожение) культурных традиций, возведение массовой культуры в ранг официальной, противоречивость, неоднозначность.
|
Социокультурные периоды:
|
|
1918-1920
| Раскол общества и деятелей культуры по их отношению к революции
|
1920-е гг.:
| Равновесие противостоящих тенденций в культуре, контакты России с русским зарубежьем:
- возможность творческого плюрализма, диалога культур, инакомыслия.
- дискуссии об отношении к культурному наследию прошлого;
- появление новых художественных течений, научных школ в социологии, психологии, педагогике, естественных науках
|
массовая кампания ликвидации неграмотности населения
| - начало XX в.: 29,6 % грамотных,
- 1939: 89,7%
|
Литература
| 1.Те, кто не принял революцию и создавал свои произведения за границей.
2.Те, кто принял социализм и прославлял новые достижения своей родины.
3.Колеблющиеся (то эмигрировали, то возвращались, поняв, что не могут творить в отрыве от своего народа).
|
Живопись (новые направления)
| - абстракционизм (отказ от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике) – В.Кандинский;
- супрематизм (разновидность абстрактной живописи, основу которой составляют комбинации из простейших геометрических элементов) – К.С.Малевич;
- конструктивизм (направление, выдвинувшее на передний план конструктивно-техническую сторону художественного творчества) – В.Е.Татлин;
- аналитическое искусство (развитие кубизма) – П.Н.Филонов;
- сюрреализм (направление, провозгласившее изображение сферы бессознательного главной целью искусства) - М.Шагал.
|
Наука
| И.Павлов, Н.Вавилов, К.Циолковский, А.Чаянов
|
1930-е гг.:
| - Вытеснение независимо мыслящих деятелей культуры, массовые репрессии против интеллигенции,
- утверждение строгой иерархии жанров и тем;
- преображение на основе идеологических установок прошлого;
- утверждение метода социалистического реализма как единственно допустимого,
- проведение кампании за преодоление в искусстве «формализма» и «натурализма» (обвинение в формализме Д.Шостаковича, С.Эйзенштейна, Н.Заболоцкого, Ю.Олеши, И.Бабеля);
- усиление контроля за культурной жизнью (создание творческих союзов, вне которых работа деятелей культуры была невозможна; создание органов, осуществлявших централизованное руководство культурой);
- классовый подход в системе образования.
|
Великая Отечественная война
| Особая роль литературы и искусства в пропаганде патриотизма и исторических традиций защиты Отечества.
|
1940-е (вторая половина) - начало 1950-х:
| - идеологические кампании (объекты партийной критики: М.Зощенко, А.Ахматова и др.);
- усиление изоляции советской культуры от мировой (закрытие Музея нового западного искусства)
|
1950-е (вторая половина) – начало 1980—х гг.:
| Постепенное противоречивое развитие культуры:
«Оттепель» в культурной жизни:
- время духовного обновления (поэтические вечера в Политехническом музее; открытие театра «Современник»; первые выставки западных художников; учреждение международных кинофестиваля и конкурса им. П.И.Чайковского; издание новых литературных журналов).
- В то же время: осуждение поисков в области новых художественных форм, запрет идеологического плюрализма (встречи Н.С.Хрущева с представителями интеллигенции).
|
Со второй половины
1980-х гг.:
| - борьба между сторонниками разных путей развития России и культуры,
- начало гласности, снятия цензурных ограничений и существования культуры независимо от государственных установок,
- расширение влияния массовой и американской культуры на общественное сознание.
|
Характер современной культурной эпохи в России
| Многостилевая, сочетающая советское и буржуазное
|
Следствия противоречивого развития культуры
| - Сохранение архетипа русского человека (вера в идеал даже на безрелигиозной почве, нацеленность на будущее, ориентация на государство, на харизматического лидера),
- развитие российской науки (физика, атомная энергетика, ракетостроение, космонавтика, авиация),
- Нобелевские премии: Б. Пастернак (1958), М.А. Шолохов (1965), А.И. Солженицын (1970), И.А. Бродский (1987),
- появление с конца 60-х г. нового пласта в художественной культуре, не соответствовавшего канонам социалистического реализма («неофициальное искусство», андеграунд),
- углубление конфликта между властью и интеллигенцией, движение диссидентов. Основные требования: свобода слова, творчества, соблюдение прав человека,
- процесс политизации культуры в конечном счете привел к категоричности оценок сложных культурных явлений, их примитивизации, к подавлению инакомыслия и творческого новаторского подхода, к кризису официального искусства.
|