| Первобытный (архаический) тип культуры: характерные черты
|
| Полная зависимость от природы
|
Мифологический синкретизм
| Нерасчлененность, недифференцированность форм первобытной культуры
|
Бесписьменная культура
| Отсюда: медленное накопление информации в обществе, слабые темпы культурного и социального развития
|
Коллективный тип культуры (безличностный)
| Коллектив – хранитель и передатчик навыков. Человек раннего палеолита – не знал слова «я». Слаборазвитое индивидуальное самосознание
(оборотная сторона такого коллективизма – отсутствие чувства личной ответственности и самокритичности)
|
Ритуализация сфер жизни
| Основные формы обучения – показ, подражание.
Действия с полезным эффектом – копировались, превращались в ритуал
|
| Социокультурная эволюция:Стадо – род – племя - союз племен. От промискуитета (ранний палеолит: человек – стадное животное) – к современной форме семьи: неолит (моногамной).
|
Главная социальная инновация
| Экзогамия (исключение родственников из брачных отношений)
|
Зарождение морали
| система табу и поклонений
|
Неолитическая революция
| Переход от присваивающего типа хозяйства к производящему
|
Значение неолитической революции
| Создание условий для генезиса цивилизаций как нового социокультурного феномена:
ü Зерновое земледелие (оседлый образ жизни – необходимость постоянных поселений – выделение видов труда – отражение в культуре).
ü Амальгамация (сплав, смешение) племен и культур на относительно компактной и ограниченной территории.
ü Диффузия культур (способность к быстрым изменениям, внешним влияниям), циклическое развитие и сила контроля над средой.
ü Роль религии, формировавшейся в возникавших цивилизациях и представлявшей собой конгломерат элементов старых религий.
ü Культура перестает быть однородной. Она распадается на множество этнических культур, каждая из которых становится самобытной.
|
| Теория осевого времени К.Ясперса
|
Осевое время
| духовный процесс середины I тыс. до н.э. (800- 200 гг. до н.э.)
|
Суть процесса
| пробуждение индивидуального,рефлексивного сознания; борьба рационального опыта с мифом.
Рефлексия (позднелат. обращение назад.) – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов (размышление, самонаблюдение, самопознание)
|
Доосевые культуры. Речные цивилизации (Древний Восток).
| ü культуры Месопотамии (греч. – Междуречье, Двуречье: Тигр и Евфрат): Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон, IV тыс. до н.э.,
ü египетская (долина Нила), IV тыс. до н.э.,
ü доарийская культура долины Инда III тыс. до н.э., связанная с Шумером;
ü архаическая культура Китая II тыс. до н.э. (Хуанхэ)
|
Общие черты доосевых культур Востока
| ü мифологическое сознание, религиозный характер культуры,
ü деление мира на две части: земную и загробную. Земная жизнь представлялась преддверием, подготовкой к будущей загробной жизни, которую предопределяли боги,
ü постепенное разрушение первобытного синкретизма, дифференциация культуры (выделение системы образования, литературы, естественно-научных знаний, знаний об окружающем мире),
ü традиционность стиля,
ü каноничность,
ü ритуальность
|
| Достижения культур:
|
Материальная культура.
| ü появление городской и сельской культур,
ü получение чистой меди из руды, бронзы (сплав меди и олова),
ü открытие способа литья расплавленной меди, серебра и золота в литейные формы,
ü изобретение колеса, орошаемое земледелие, создание нового, более эффективного плуга;
ü развитие ремесла
|
Духовная культура
| ü письменность (клинопись, иероглифическое письмо),
ü развитие мифологического и религиозного сознания (от поклонения силам природы, культа предков и богов до культа правителя),
ü создание свода законов («Кодекс Хаммурапи),
ü накопление научных знаний в области медицины, ветеринарии, астрономии.Деление круга на 360 градусов, часа – на 60 мин.,
ü пространственные виды искусства: пластика (скульптура), архитектура (пирамиды, зиккурат), живопись, прикладное искусство,
ü временные виды: литература (основные жанры: песни, гимны), музыка,
ü пространственно-временные: танец.
|
| Дешифровал ассиро-вавилонскую клинопись - Генри Роулинсон (1810-1895). Британский археолог, ассириолог, лингвист и дипломат.
|
| Дешифровал египетские иероглифы – Ж.Ф. Шампольон (1790-1832)
|
Т.о., культура ранних городских цивилизаций:
| Основана на военно-политическом и религиозном единстве, для нее характерно: сословное деление общества, развитие письменности, профессионального искусства и т.д.
|
Послеосевые культуры:
Китай, Индия, античность
| Общие черты философских учений (Китай, Индия): - приоритет этики над религией, - развитие личности происходит в самопознании, гармонии с природой и окружающим миром.
|
Китай:
| конфуцианство, даосизм, моизм.
Конфуцианство (Конфуций: 551 - 479 до н.э.):
- Ставка на высокую мораль и древние традиции (не делай людям того, чего не желаешь себе). Повиновение старшим по возрасту и должности. Государство – та же семья, только большая, поэтому основные нравственные принципы в них едины.
Даосизм (Лао-цзы: Ли Эр), VI в. до н.э.:
Задача разума – не изменение мира и разрушение, а следование всеобщему пути (дао), следование по пути добродетели, жить в соответствии с природой.
Основной принцип даосизма - недеяние (уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы)
Моизм: Мо цзы (Мо Ди) (479-400 гг. до н.э.) – противник конфуцианства.
Основной тезис моизма: всеобщая любовь и взаимная выгода (попытка своеобразного этического обоснования идеи равенства всех людей)
|
Индия:
| Религии:
брахманизм: I тыс.до н.э.
Учение:
ü о делении общества на варны (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры)
ü о реинкарнации (переселении душ после смерти)
ü о карме («закон справедливого воздаяния», согласно которому форма каждого нового перевоплощения души зависит от поступков человека в предыдущей жизни). Учение о карме предполагает личную ответственность человека.
ü о сансаре (бесконечной цепи перерождений в чувственном мире);
ü о нирване (состоянии абсолютного покоя, достижение которого является главной целью религиозной практики индусов)
Индуизм: Синтезировал брахманизм и местные культы.
Направления: вишнуизм и шиваизм.
Вишну и Шива – личные боги, помогающие человеку.
Джайнизм: Отвергал: пантеон богов брахманизма,жречество, жертвоприношение, религиозное освящение варн
Цель: освобождение от перерождений (нирвана), достижимое только для аскетов
Самые известные священные книги индуизма:
Веды (рубеж II-I тыс.до н.э.). Махабхарата (середина I тыс.до н.э.).Эпос народов Индии. Рамаяна (II в.). Эпическая поэма (Текст вобрал в себя руководство по праведному поведению во всех ситуациях и во всех условиях).
Буддизм: Принципы буддизма. «Четыре благородные истины»:
ü Жизнь – это страдание.
ü Причина страданий – желания и стремления.
ü Избавление от страданий – подавление желаний и стремлений.
ü Для подавления желаний и избавления от страданий – нужно следовать по пути нравственного совершенствования
|
Античный тип культуры:
| Древняя Греция, Древний Рим
|
Древняя Греция:
| Характерные черты: культ тела, культ личности, агон (борьба, состязание), гуманистичность. Высшие ценности: красота, разумность, мера и гармония
|
| Периоды:
- Эгейский (крито-микенский, минойский) – III-II тыс.до н.э.
Один из главных памятников культуры: Кносский дворец. Фрески Кносского дворца
|
| 2. Гомеровский – XI-VIII вв.до н.э. Зарождение эпоса (Илиада, Одиссея)
|
| 3. Архаический – VIII-VI вв.до н.э. Новый жанр – лирика. Рождение театра (из крупнейших праздников в честь богов:Великие Дионисии, Большие Панафинеи). Жанр трагедии:Эсхил, Софокл, Еврипид
|
| 4. Классический – V-IV вв.до н.э. Жанр комедии: Аристофан.
Философия: Переход от мифа к логосу.
Значение: появление особого типа мышления (миф – это произвольный рассказ, где «истина» не раскрывается, а сообщается. Логос – это аргументация и доказательство, разумно-логические соображения).
Развитие философии (стремление дать явлениям действительности рациональное объяснение в абстрактных понятиях; попытки свести в единую систему представления о мире, обществе, человеке, истине).
Периоды появления различных философских школ и направлений:
ü Натурфилософский (главная проблема - проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;
ü Гуманистический (смена проблематики: от природы к человеку и обществу). Школа софистов.
Протагор: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» (иначе: есть только то, что человек воспринимает своими органами чувств, и нет того, чего человек не воспринимает чувствами.).
|
| 5. Эллинистический – IV-I вв.до н.э.
|
Ведущий вид искусства:
скульптура
| Отражала идеал человека.
Основной сюжет: совершенный мир богов и героев Образцы для древнегреческих мастеров - работы Фидия, Мирона, Поликлета.
Роль искусства:
удовлетворение эстетических потребностей, а не только ритуально-мифологических; дифференциация видов искусства, разработка художественных канонов.
Классика (Фидий – Афина Парфенос, Зевс Олимпийский; Мирон – Дискобол; Поликлет - Дорифор).
Эллинизм: Ника Самофракийская, Лаокоон.
|
Архитектура
| Отражала пафос красоты, облагораживающей мир; подчеркивала идеал культуры (гармония, соразмерность, красота).
Особенность греческой архитектуры:
- небольшие по размерам сооружения,
- храмы строились как жилище бога, во всем похожего на человека.
Ордер: дорический, ионический, коринфский.
Одно из высших достижений классики – ансамбль афинского Акрополя: храм Ники Аптерос, Парфенон - храм Афины Парфенос. Храм Эрехтейон.
|
Древний Рим
| В основе – греческие образцы, но: изменение масштабов (империя, а не полис), политизированность. Высшие ценности: политика, война, управление
|
| Достижение древнеримской мысли: создание самостоятельной науки – юриспруденции. Одна из ее идей – господство закона как важнейшего источника права.
Римское право – фундамент современной правовой культуры.
|
| Периоды:
1.Архаический (царский) – VII - V вв.до н.э.
|
| 2. Республиканский – V в. – 30-е гг. до н.э.
|
| 3. Имперский – 30-е гг. до н.э. – 476 г. н.э.
|
| Особенности римского скульптурного портрета: передача характера, а не красоты.
|
Ведущий вид искусства: архитектура
| Отражала военную мощь римской империи.
Особенности римской архитектуры:
ü Масштабность
ü Введение инженерных сооружений в городской ансамбль (мосты, дороги, каналы, крепости акведуки)
ü Изменение технических основ строительства
ü Переработка принципов греческой архитектуры.
Римская колонна, арка, купол.
Арочные формы: Термы, Колизей, Акведук, Баптистерий (Равенна).
Базилика – с утверждением христианства - основной тип храма.
|
Христианство
| Возникло в I в. в Палестине, находившейся под властью Римской империи, первоначально в среде арамеоязычного населения Междуречья и уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп.
В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году.
При императоре Константине I, начиная с эдикта 313 г. о свободе вероисповедания (Миланский эдикт), христианство стало обретать статус государственной религии и в Римской империи.
|
Средневековая культура
| 1. Раннее средневековье:
ü V - VIII в. н. э. культура «варваров»
ü VIII - IX вв. н.э. каролингское возрождение
2. Зрелое средневековье:
ü Х-ХII вв. романский период
ü XIII-XIV вв. готический период
3. Позднее средневековье: XV-XVII вв.- Особый тип культуры: Возрождение
|
| Главные черты культуры определило христианство:Теоцентризм. Символизм. Традиционализм. Каноничность.
|
Новый идеал человека
| ü Ориентация на внутренний мир
ü Средневековая гносеология: вера в чудо, авторитет
ü Приоритет духовного над телесным
ü Смирение человека
ü Аскетизм, греховность земной жизни
|
Ведущий вид искусства – архитектура
| Романский собор: Базилика. Преобладание горизонтали. Статуи непропорциональны, прижаты к стене. Фрески, каменная резьба. Множество башен, центральная – донжон. Возводился на средства церкви.
Шедевр романской архитектуры: Пизанский ансамбль.
Готический собор: Базилика. Преобладание вертикали, главный элемент – стрельчатая арка. Огромное количество скульптуры, статуи пропорциональны, отделены от стены. Готическая роза (круглое окно, резьба напоминает раскрывшийся цветок); витраж. Две башни на западном фасаде. Возводился на средства городской коммуны.
Шедевры готики: Собор Парижской богоматери, Сартрский, Страсбургский и др.
|
Предпосылки Возрождения
| Великие географические открытия: Открытие тропической Америки (Х. Колумб), открытие морского пути из Западной Европы вокруг Южной Африки в Индию (Васко да Гама), первая кругосветная экспедиция (Ф. Магеллан).
«Техническая революция».
Появление новых социальных групп.
|
Новая система ценностей
| ü Снятие запрета на всякое новшество.
ü Превращение труда из отрицательной ценности в позитивную.
ü Вместо аскетизма, культа страдания – интерес к реальному миру, к человеку.
ü Переосмысление античного наследия.
|
Идеал эпохи Возрождения:
| Универсальный человек (цельная личность).
Человек – творец самого себя и своей судьбы.
Основа Ренессанса – гуманизм.
|
Итальянское Возрождение
| Проторенессанс (предвозрождение):
Литература - Данте, Петрарка, Боккаччо.
Живопись: Джотто (Поцелуй Иуды). Конец XIII- XIV вв.
Раннее Возрождение. XV в. «Отцы Возрождения»: скульптура – Донателло (Давид), живопись - Мазаччо, архитектура – Брунеллески.
Высокое Возрождение (золотой век). Конец XV- первая половина XVI в. Титаны Возрождения: Леонардо (Мадонна Бенуа: Мона Лиза), Рафаэль (Сикстинская мадонна), Микеланджело (Пьета, Сотворение Адама. Собор св.Петра).
Позднее Возрождение. Вторая половина XVI в.
|
Северное Возрождение:
| Общее в культуре итальянского и Северного Возрождения: открытие природы и человека.
Отличие: источники и пути открытия.
Италия: через освоение античного наследия.
Нидерланды: на фоне освободительной войны против феодально-католической Испании – Ян ван Эйк, И.Босх, П.Брейгель-старший.
Германия: на фоне движения за церковную реформу – Дюрер.
Франция: на фоне утверждения абсолютной монархии – Рабле.
|
Философская основа Северного Возрождения
| Пантеизм (учение о растворенности Бога в природе) - природа наделялась божественными атрибутами – появление жанра пейзажа
|
Характер культуры Северного Возрождения
| - оно менее знакомо с античностью. Сближение с античностью произошло через Италию в конце XV в.,
- искусство тесно связано с поздней готикой, акцент сделан на благочестии. Оно развивалось как прямое продолжение готики, как ее внутренняя эволюция в сторону мирского.
- в нем больше религиозного чувства, символики
|
Нидерланды
| Живопись: нет ощущения титанизма и всемогущества человеческой личности, как у итальянцев; поэтизация «среднего человека», религиозно-почтительное отношение к вещественным деталям, которые являются для них носителями тайного смысла. Отсюда - большое место занимает символизм; гротеск.
братья Г. (ум. в 1426) и Я. ван Эйки (ок.1390-1441), Рогир ван дер Вейден (1400-1464), Г.Мемлинг (1433-1494).
И.Босх (1450-1516).
Питер Брейгель Старший (1525/30-1569).
|
| Литература: критическое отношение к схоластике. Эразм Роттердамский (1469-1536).
|
Германия
| графика, пейзаж, портрет, бытовая картина.
Отличие от итальянской живописи: передача характера, а не красоты.
Альбрехт Дюрер (1471-1528), Ганс Гольбейн Младший (1497-1543).
Лукас Кранах Старший (1472-1553).
|
| Сатирическая литература. Ганс Сакс (1494-1576),
Иоганн Фишарт (1546-1590)
|
Франция
| Литература, поэзия: утверждение идеи рационализма, сатира, отражение идеала раскрепощенной личности.
Мишель де Монтень (1533-1592)
Франсуа Рабле (1494-1553), Пьер де Ронсар (1524-1585), Жоакен Дю Белле (1522-1566), Агриппа д'Обинье (1552-1630), Луиза Лабе (1525-1565).
|
| Жанр портрета. Ж.Фуке (ок.1420-1481), Ж.Клуэ (ок.1475-1540), Ф.Клуэ (ок.1505-1572)
|
Англия
| Социальная философия. Томас Мор (1478-1535)
|
| Театр: трагедии. Вильям Шекспир (1564-1616)
|
Испания
| Литература: рыцарские и плутовские романы.
Мигель де Сервантес (1547-1616), Франсиско де Кеведо (1580-1645)
|
Общие черты культуры Нового времени (XVII- XIX вв.):
| гуманизм (лат. humanus – человечный)
антропоцентризм (греч. человек и центр)
cциентизм (лат. scientia – наука)
рационализм (лат. ratio – разум)
|
Предпосылки
| Изменения в экономике, политике, социальных отношениях: развитие промышленности;
образование буржуазных республик в Нидерландах и Англии;
появление класса буржуазии.
Развитие естественных наук (XVII век – «век гениев»): небесная механика (Коперник, Галилей);
земная механика (Бойль, Торичелли, Паскаль, Лейбниц);
математика (Ньютон);
изобретение микроскопа (Левенгук) и т.д.
Развитие философии. Гносеологические проблемы:
Рационалисты - Р.Декарт (1596-1650): родоначальник рационализма Нового времени (подобно тому, как в античности Сократ освободил философию от власти мифологии, Декарт освободил философию от власти религии).
Б.Спиноза (1632-1677); Г.В.Лейбниц (1646-1716): мир может быть познан при помощи дедукции, путем рассуждений, мышления (мир устроен логично, следовательно, логичное мышление естественным образом отражает устройство мира).
Эмпирики: Ф.Бэкон (1561-1626); Т.Гоббс (1588-1679); Дж.Локк (1632-1704); Дж.Беркли (1685-1753); Д.Юм (1711-1776): основа познания – не мышление, а эмпирический опыт
|
Новая картина мира:
| Мир как результат эволюции материи, управляемой механическими законами, а не Божественным провидением.
Это отражается и в искусстве: Художественные стили (XVII в.):
|
Барокко (ит. -вычурный, причудливый)
| Отражение кризиса гуманизма. Возрождение восхищалось человеком и его бытием.
Барокко сомневается в ценности жизни, воспринимая ее как театр. Отсюда пышность, декоративность, смешение фантазии и реальности.
Дворцовые и парковые ансамбли, культовая архитектура, декоративная живопись, скульптура, парадный портрет.
Получил распространение в Испании, Германии, Бельгии (Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой.
Самые знаменитые представители этого стиля:
Архитектура - Ф.Борромини (1599-1667), Л.Бернини (1598-1680).
Знаменитые ансамбли барокко в мире:
Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания),Цвингер (Германия), Шенбрунн (Австрия).
Живопись: Рубенс, Караваджо.
Скульптура: Л.Бернини.
Музыка: Бах, Вивальди, Гендель.
|
Классицизм
| В противовес барокко: ориентировался на античное наследие как норму и образец, подражал классическим образцам, основан на идеях рационализма и разумной закономерности мира.
Устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня).
|
Идеолог классицизма во Франции
| Р. Декарт (1596-1650).Признавал критерием истинности познания ясность и отчетливость идей.
|
Главные темы классицизма
| конфликт общества и личности, долга и чувства, стремление изобразить и выразить героические возвышенные чувства и переживания.
Драматургия П.Корнеля (1606-1684), Ж.Расина (1639-1699), комедии Мольера (1622-1673), поэзия Ж.Лафонтена (1621-1695), Н. Буало (1636-1711), музыка Ж.Б.Люлли (1632-1687), картины Н.Пуссена (1594-1665).
|
Архитектура классицизма
| четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены и колонны, сдержанный декор (обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности):
Андреа Палладио (Вилла Ротонда),
храм Св. Женевьевы в Париже (Пантеон).
«Имперский стиль» (ампир): Франция.
Россия: Карл Росси, Андрей Воронихин, Андреян Захаров.
|
Реализм:
| Ориентация на идеалы Возрождения
|
Голландия
| Живопись. Ф.Халс (ок.1580-1666), Якоб ван Рейсдал (1628-1682), Рембрандт ван Рейн (1606-1669, Голландия).
Питер Пауль Рубенс (1577-1640, Фландрия).
|
Испания
| Драматурги. Лопе де Вега (1562-1635), М.Сервантес (1547-1616).
|
| XVII век - «золотой век» живописи: Эль Греко (1541-1614), Х.Рибера (1591-1652), Ф.Сурбаран (1598-1664), Д. Веласкес (1599-1660).
|
XVIII век – век Просвещения. Основные идеи эпохи.
| Разум и просвещение.
Человек – часть природы, продукт природы. Он осознал себя господином своей судьбы, присвоил себе функции творца и, в конечном счете, убедился в ненужности бога. Результат собственно человеческого творчества – мир культуры (законы, воспитание, мораль, искусство и т.д.).
|
Крупнейшие представители Просвещения
| Дж.Локк (Англия), Ф.Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Ш.Монтескьё, П.А.Гольбах, К.А.Гельвеций, Д.Дидро (Франция), Г.Э.Лессинг, И.Г.Гердер, Ф.Шиллер, И.В.Гёте, И.Кант, Ф.Гегель (Германия), Т.Джефферсон, Б.Франклин (США).
|
Рождение концепции прав человека
| Дж.Локк (1632-1704), родоначальник буржуазного либерализма.Главные естественные права - право на жизнь, собственность и на труд. Собственность и труд дают людям свободу, равенство и независимость. Государство с помощью законов охраняет естественные права, свободную частную жизнь каждого гражданина. Права личности должны обеспечиваться принципом разделения властей (законодательная – за парламентом, федеративная – за королем и министрами, исполнительная – за судом и армией).
|
Попытки анализа культуры:И.Г.Гердер (1744-1803)
(«Идеи к философии истории человечества»):
| ü попытка систематизации данных истории, психологии, этнографии, естественных наук с целью создания целостной картины эволюции культуры.
ü Идеи национальной самобытности искусства, равноценности различных эпох культуры.
|
Французское Просвещение
| На первом плане – социальная проблематика
|
Немецкая классическая философия
| Возрождение созданной философами античности диалектики как особого метода познания (познание явлений действительности в их развитии и самодвижении)
|
Художественная культура: основная черта
| Обмирщение, светский характер
|
Искусство:
Стиль рококо (фр. rocaille – декоративный мотив в виде раковины)
| Связано с кризисом абсолютизма, характерен уход от жизни в мир фантазии, мифологических, пасторальных, салонно-эротических сюжетов, заимствование китайских мотивов.
Воплощение в прикладном искусстве (изящные и причудливые мелкие формы, филигранный, сильно стилизованный орнамент).
|
Буржуазное просветитель-ство
| Научное знание выходит за пределы университетов и лабораторий, становится предметом обсуждения литераторов в светских салонах Лондона и Парижа.
|
Сентиментализм (фр. sentiment — чувство).
Течение в литературе и искусстве (не имело собственной стилистической формы)
| Отразил разочарование результатами научно-технического развития, сомнения в установлении «царства разума». Идеал для сентиментализма – самоценность душевного состояния (в центре внимания – душевный мир человека).
|
Литература:
| С.Ричардсон (1689-1761), Ж.Ж.Руссо (1712-1778), Т.Грей (1716-1771), А.Ф.Прево (1697-1763).
|
Живопись:
| Ж.Б.Грез (1725-1805), О.Фрагонар (1732-1806), Ж.Б.С.Шарден (1699-1779)
|
Музыка: развитие светского музыкального жанра – оперы
| И.С.Бах (1685-1750), В.А. Моцарт (1756-1791)
|
Театр
(XVIII век – «золотой век» театра).
| Атрибуты театра: социальный контекст, противопоставление истинных ценностей (любовь, дружба, честность, ум, талант) мнимым ценностям, навязанным обществом.
П.О.Бомарше (1732-1799).
|
XIX в.: новая культурная парадигма.
| Предпосылки «переоценки ценностей»: развитие машинной индустрии, ускорение темпов научно-технического прогресса.
Главная ценность индустриальной цивилизации: технический прогресс и наука.
В основе научно-технического прогресса – две духовные посылки западноевропейской культуры: вера в человека-преобразователя (Возрождение); вера в активную роль его разума (Просвещение).
|
«Золотой век» науки
| Научные открытия в области физики, химии, биологии, астрономии, геологии, медицины: М.Ф.Фарадей, Д.Масквелл (электромагнитные исследования), П.Кюри и М.Склодовская-Кюри (исследование радиоактивного излучения), Д.И.Менделеев (периодический закон химических элементов), Г.Мендель (теория генетической наследственности), И.П.Павлов (теория условных рефлексов), Ч.Дарвин (эволюционная теория)
|
Особенность научного знания
| Сциентизм (абсолютизируется роль науки в системе культуры, прежде всего – роль естественных наук, математики).
|
Картина мира, создаваемая наукой
| Сомнения в христианской версии происхождения мира, его существовании как воплощении божественного промысла и др. (кризис христианского мировоззрения и морали).
Природа – универсальная кладовая, неисчерпаемый источник материалов и энергий, всеобщая мастерская.
|
Появление различных школ, течений и теорий в философии
| Неокантианство, позитивизм, интуитивизм и др.:
Наука имеет неограниченные возможности, в том числе и в преобразовании общественной жизни, способна к бесконечному развитию.
|
Характерные черты искусства XIX в.
| отсутствие единой эстетической доминанты, начало «децентрализованного», полицентричного типа художественной культуры
|
Романтизм:
| «Динамический синтез искусств» (объединил различные направления и виды искусства и литературы).
Отображение мучительного разлада между идеалом и действительностью, противопоставление реального и воображаемого мира, ретроспекция, бегство от прозы жизни.
Вера в силу красоты, искусства, которые призваны влиять на человека, изменять окружающий мир.
|
Литература
| Ж.П.Новалис, В.Гюго, В.Скотт, Э.Т.А.Гофман, Дж.Байрон, П.Б.Шелли, А.Ламартин, А.Мицкевич, Э.По, Г.Мелвилл, Г.Гейне
|
Музыка
| Ф.Шуберт, К.М.Вебер, Р.Вагнер, Г.Берлиоз, Н.Паганини, Ф.Лист, Ф.Шопен, Р.Шуман, Я.Л.Ф.Мендельсон
|
Живопись
| Э.Делакруа, Т.Жерико, Ф.О.Рунге, К.Д.Фридрих, Дж.Констебл, У.Тернер
|
Классицизм:
| Новое обращение к античности как пример гражданственности
|
Живопись
| Ж.О.Д.Энгр (1780-1867),), Ж.Л.Давид (1748-1825)
|
Архитектура
| Н.Леду (1736-1806)
|
Ампир (фр. empire, буквально – империя)
| Завершение развития классицизма.
Подчеркнуто монументальные формы.
Ш.Персье, П.Фонтен
|
Реализм(1840-е гг.)
| - Стремление к максимальной объективности, конкретно-историческому отражению действительности со всеми ее противоречиями,
- поиск правды жизни, развенчание иллюзии, мечтательности, идеализации внутреннего и внешнего мира, свойственные сентиментализму и романтизму,
- точное отображение «типических характеров» в «типических обстоятельствах».
|
Литература
| Бальзак, Мопассан, Стендаль, Диккенс, Теккерей, Гарди, Золя (социальный роман).
|
Живопись
| Т.Руссо (пейзаж), О.Домье (графика), Ж.Милле («крестьянская» живопись), Г.Курбе (многожанровое творчество)
|
| Значение культурных процессов XVII-XIX вв.:
|
| Появление естественно-правовых теорий (рождение концепции прав человека).
Признание ценности образования, знания (XVIII век - век Просвещения).
Ослабление влияния религии на все сферы жизни, культура становится светской.
Принципиальное изменение библейской картины мироздания, создание нового образа Вселенной. Земля перестала быть центром Вселенной и превратилась в одну из планет, движущихся вокруг Солнца.
|
| Повышение авторитета философии, стремление в философии опираться не на веру, а на разум, логику, факты
Мир предстал результатом эволюции материи, управляемой механическими законами, а не Божественным провидением.
|
| Научная революция XVII-XVIII вв. – формирование основ современной науки.
XIX век – век классической науки.
|
| Наука перестала быть кабинетным занятием ученого-одиночки.
Появление новых форм организации науки: научные общества, Академии наук, в т.ч. Лондонское королевское общество, Парижская естественно-научная академия.
Многоязычность (вместо латыни), многонациональность европейской культуры, аккультурация (взаимодействие национальных культур).
|
| Утверждение буржуазной этики.
|
| Противоречия современной культуры
|
Свобода и насилие
| Условия, обеспечивающие рост свободы личности:
- рост мобильности, времени досуга, возможностей выбора, доступности информации.
Гуманизм, демократия, либерализм против насилия.
Наряду с этим: распространение насилия в обществе
|
Элитарность и массовость
| Специализация «высокой культуры», своя элита в каждой сфере культуры.
«Индустрия культуры», основанная на законах рынка.
«Масскульт».
Контркультура, враждебная к существующим порядкам в обществе.
|
Плюрализм и унификация
| Множество концепций, теорий, стилей, школ, учений и т.п.
Стремление к стандартизации условий жизни, идеалов, ценностей, видения мира по вкусам большинства.
|
Противоречие двух установок:
сциентистская и антисциентистская.
| Сциентизм: научное знание – высшая культурная ценность, абсолютный эталон. Способна решить все проблемы: экономические, политические, моральные и т.д. Науке все подвластно.
Антисциентизм: реакция на преувеличение роли науки. Для него характерно: принижение значения научного знания, обвинения науки в том, что она вызвала возможные кризисы (экономический, экологический, национальный).
Э.Гуссерль (1859-1938): наука потеряла связи с основными целями и ценностями человеческой жизни. Авторитет науки заменил моральные нормы и табу (кризис культуры).
|
| Глобальные проблемы современности в системе «человек-общество»: отсталость развивающихся стран; чрезмерный рост населения
|
| Аспекты модернизированной социокультурной системы: преобладание достигнутых статусов; выраженная ориентация на будущее
|
| Аспекты традиционной социокультурной системы: высокий уровень рождаемости; низкая социальная мобильность
|
Особенность культуры XX в.: полистилизм
| сосуществование разных моделей культуры
|
Модернизм (фр. «модерн» - современный, новый.
Фр. - ар нуво, нем. - югендстиль)
| Общее обозначение направлений искусства и литературы конца XIX-первой половины XX вв.
Многообразие стилей, направлений и методов в культуре ХХ в., отошедших от классических приемов художественного творчества, поиск новых изобразительных средств, разрыв с традициями реализма и других предшествующих художественных направлений,
Отразило особенности времени декаданса рубежа веков: ощущение дисгармонии мира, нестабильности человеческого существования, бунт против рационалистического искусства, растущую роль абстрактного мышления, стремление к новаторству любой ценой, крайний индивидуализм.
Идеи декаданса легли в основу многих модернистских течений
начала ХХ в.
Примеры модерна:
Поэтика символизма (в поэзии - Шарль Бодлер (1821—1867), Поль Верлен (1880—1921), Александр Александрович Блок (1880—1921);
в живописи — Михаил Александрович Врубель (1856— 1910);
в музыке — Александр Николаевич Скрябин (1872—1915), И́горь Фёдорович Страви́нский (1882 - 1971)
в драматургии - Всеволод Мейерхольд (1874 - 1940)
Наиболее значительна в стиле модерн – проза (романы М. Пруста «В поисках утраченного времени», Дж. Джойса «Улисс», Ф. Кафки «Замок»).
Эти романы - ответ на события Первой мировой войны, породившей поколение, получившее в литературе название «потерянного» (анализируются духовные, психические, патологические проявления человека).
Представление о мире как об абсурдном начале, враждебном человеку, неверие в человека, неприятие идеи прогресса, пессимизм.
Экзистенциализм (философия существования): Ж.-П.Сартр, А.Камю (проповедь индивидуализма, неизбежность одиночества человека во враждебном и абсурдном мире).
Сюрреализм. Ведущие фигуры сюрреализма: П. Элюар (1895—1952) и Л. Арагон (1897—1982).
Ведущий эстетический принцип - автоматическое письмо, основывающееся на теории 3. Фрейда. Автоматическое письмо — творчество без контроля разума, запись свободных ассоциаций, грез, сновидений. Излюбленный прием сюрреалистов — «ошеломляющий образ», состоящий из несопоставимых элементов.
Искусство:
импрессионизм Огюст Ренуар (1841 - 1919), Эдгар Дега (1834 - 1917), Клод Моне (1840 - 1926)́, Эдуар Мане (1832 - 1883), Камиль Писсарро (1830-1903), Фредерик Базиль (1841-1870), Альфред Сислей (1839-1899), Константин Александрович Коровин (1861—1939).
Неоимпрессионизм (дивизионизм, пуантилизм). Для передачи своего впечатления об изображаемом объекте художники-неоимпрессионисты прибегали к различным оптическим эффектам, например, разлагая сложные тона на чистые цвета. Они считали, что разделение цвета на чистые тона и ритм чётких линий могут раскрыть новые грани в изображении обычных предметов. Основные представители: Ж. Сёра и П. Синьяк.
Фовизм. Наименование было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э.-О. Фриез, Ж. Брак, А.-Ш. Манген, К. ван Донген), совместно участвовавших в ряде выставок 1905-1907 гг., после их первой выставки 1905 г.
Футуризм. Идея: разрушение культурных стереотипов, техника и урбанизм - главные признаки настоящего и будущего.
Абстрактное искусство. Идея: отказ от изображения форм реальной действительности, создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.
Дадаизм. Основатель течения поэт Тристан Тзара обнаружил в словаре слово «дада». «На языке негритянского племени Кру, — писал Тзара в манифесте 1918 г., — оно означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае — нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения».
Главная идея: разрушение какой бы то ни было эстетики.
Дадаисты провозглашали: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего».
Архитектура (новые формы): переход к простым и четким конструкциям на основе применения сборных стальных конструкций и железобетона; геометризация форм, идея домов-небоскребов (Ле Корбюзье, Райт).
Архитектурные тенденции: объединение с областями человеческой деятельности.
«Архитектура как скульптура» родила Гауди и Ле Корбюзье.
«Архитектура как инженерия» породила направления функционализма и хай-тека.
|
Постмодерн. Рубеж XX-XXIвв.
| Совокупность течений в области теоретической мысли, общественного сознания и искусства (70-е гг. XX в.).
Постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре, начало нового периода в развитии западной цивилизации.
Постмодернистское мышление отказывается от «тотальных», «сущностных» тенденций в науке; настаивает на множественности форм культуры и не считает, что общество и культура развиваются по восходящей линии.
Содержание культуры в постмодернистской парадигме меняется: она допускает смешение разнообразных принципов и стилей, культивирует эзотеричность и иррационалистические воззрения и движения. Исчезает культурная иерархия (система соподчинения). Культура распадается на независимые друг от друга культурные стили, формы и образы жизни. Массовая культура выдвигается на место господствующей системы ценностей.
Характерные черты:
ü Молчание, отказ от мимезиса (подражания) и от изобразительного начала.
ü Ирония, причем положительная, утверждающая плюралистическую вселенную.
ü Смешение жанров, высокого и низкого, стилевой синкретизм.
ü Театральность современной культуры, работа на публику, обязательный учет аудитории:
оп-арт, боди-арт, поп-арт, перформанс: короткое представление, исполняемое одним или несколькими участниками в художественной галерее или в музее; представляющее публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами. Акции перформанса заранее планируются и протекают по некоторой программе.
Инсталляция: пространственная композиция, созданная художником из различных элементов — бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, фрагментов текстовой и визуальной информации.
|
| Реализм (новые течения):
ü Живописный реализм (эмоциональная красочная трактовка образа, проявление народных мотивов в праздничном виде).
ü Неореализм (правдивое отражение социального бытия, борьба за социальную справедливость и достоинство человека:
- художники: А.Фужерон, Д.Ривера, А.Сикейрос,
- литература: Э.Хемингуэй, Э.Ремарк, А.Миллер, Б.Брехт, У.Фолкнер, Т.Манн,
- кинематограф: Л.Висконти, Р.Росселини, А.Куросава, А.Вайда.
Гиперреализм (фотодокументальная живопись).
|