АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Шрифтовые обозначения 34 страница

Читайте также:
  1. XXXVIII 1 страница
  2. XXXVIII 2 страница
  3. XXXVIII 2 страница
  4. XXXVIII 3 страница
  5. XXXVIII 3 страница
  6. XXXVIII 4 страница
  7. XXXVIII 4 страница
  8. XXXVIII 5 страница
  9. XXXVIII 5 страница
  10. XXXVIII 6 страница
  11. XXXVIII 6 страница
  12. XXXVIII 7 страница

КЁЛЕР ВОЛЬФГАНГ (Köhler, 1887-1967) — нем.-амер. психолог, один из создателей гештальт-психологии. В 1910-х гг., работая на антропоидной станции Прусской академии наук (на острове Тенерифе), исследовал мышление у шимпанзе и сделал вывод о несостоятельности понимания мышления животных в бихевиоризме как решения задач путем слепых проб и ошибок (см. Метод проб и ошибок)и о наличии у человекообразных обезьян (в отдельных случаях и у животных на более ранней филогенетической ступени) интеллектуального (продуктивного) поведения. Проанализировав условия решения обезьянами продуктивных задач, он заключил, что в основе такого решения должно лежать образование «хорошего гештальта» в зрительном поле животного (см. Инсайт).

Позже, занимаясь общепсихологическими вопросами, пришел к выводу о наличии целостных структур (гештальтов)не только в сознании,но и в физиологии и физическом мире, в связи с чем при решении психофизиологической проблемы разделял концепцию антилокализационизма. Идеи К. о наличии принципиальной общности строения целостных структур в различных сферах реальности сыграли определенную роль в становлении системного подхода в психологии. Эмигрировав в США (1935), К. продолжил исследования по проблеме электрофизиологических основ образования гештальтов в сознании. Удостоен награды «За выдающийся вклад в науку» Амер. психологической ассоциацией (1956), был президентом этой ассоциации. (Е. Е. Соколова.)

КИДНАП (киднеппинг; от англ. kidnap)— похищение людей, г. о. детей, с целью вымогательства выкупа.

КИНЕЗ (от греч. kinesis — движение) — ненаправленная двигательная реакция (локомоторного или частного типа), при которой скорость движения зависит от интенсивности стимула,а не от направления его действия. К. свойственны только животным (а не растениям). Напр., щупальца гидры в поисках пищи медленно движутся в разных направлениях, но если в непосредственной близости от гидры поместить водяных блох, щупальца начинают двигаться быстрее. Ср. Таксисы. (Б. М.)

КИНЕСИКА (kinesics,от греч. kinesis — движение) — раздел паралингвистики,изучающий коммуникативные функции движений тела. Основателем К. считается амер. антрополог Рэй Ли Бердвистелл (Birdwhistell). По аналогии с фонемами и морфемами,в К. выделяются такие единицы, как кинемы и кинеморфы. (Б. М.)

КИНЕСТЕЗИИ РЕЧЕВЫЕ (точнее, речевая проприоцепция)— афферентные импульсы, идущие от речевых органов в кору головного мозга и являющиеся, по И. П. Павлову,базальным компонентом 2-й сигнальной системы.

К. р. возникают в процессе выполнения умственных действий вследствие повышения общего тонуса речевой мускулатуры (тоническая реакция) либо в ответ на кратковременные вспышки речевой двигательной импульсации, возникающей в момент скрытого проговаривания слов (фазическая реакция). К. р. усиливаются при выполнении трудных новых задач и уменьшаются (даже совсем исчезают) при автоматизации умственных операций (см. Навык).При нарушении К. р. у больных с афферентной моторной афазией возникают ошибки в письме, чтении, решении задач, понимании обращенной речи и т. д. См. Речи органы. (Н. И. Жинкин.)

КИНЕСТЕЗИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ (от греч. kinesis — движение + aisthesis — ощущение) — ощущения движения и положения собственного тела и его частей, а также прилагаемых мышечных усилий. К. о. возникают на основе нескольких источников сенсорной информации, из которых главные: проприоцепторы,кожные рецепторы, вестибулярная система,зрительная система (т. н. зрительная кинестезия), эфферентные копии (копии моторных команд, поступающие в сенсорные центры и информирующие о предстоящем движении). При параличе глазных мышц К. о. возникают благодаря эфферентным копиям. Следует заметить, что понятие эфферентных копий (разработанное фон Хольстом и Миттельштедтом) во многом совпадает с тем, что В. Вундт называл «иннервационными ощущениями». (См. Реафферентации принцип.)

Довольно часто К. о. связывают только с проприоцепцией,но это вызывает большую путаницу, поскольку одновременно они понимаются как ощущения движения и положения, которые, как сказано, имеют полимодальную (полисенсорную) основу.

Проприоцептивная и, еще шире, кинестетическая чувствительность легко вступает в связи с др. видами чувствительности — кожной, слуховой и зрительной. Эти связи образуются на разных уровнях мозга:на уровне ретикулярной системы ствола мозга, на уровне коры, в моторной зоне которой обнаружены полисенсорные нейроны, осуществляющие интеграцию различных видов чувствительности. Структура межсенсорных связей очень запутана и во многом еще не изучена. С одной стороны, они обеспечивают точную информацию о разнообразных движениях субъекта; с др. стороны — сами движения являются основой для точного восприятия в др. модальностях — осязание, зрение и др. См. Индуцированное движение. (Б. М.)

КИНЕСТЕЗИЯ (от от греч. kinesis — движение + aisthesis — ощущение) — чувство (восприятие) движения и положения собственного тела или его отдельных частей. Это чувство основывается на разнообразной информации, в получении которой задействованы совершенно разные рецепторы и сенсорные системы. Существуют 3 главных источника кинестетического чувства: проприоцептивная, зрительная и вестибулярная информация. В более узком значении К. отождествляется с проприоцепцией. См. Кинестезические ощущения. (Б. М.)

КИПУ (на языке кечуа слово quipu — узел) — примитивное узелковое письмо и/или мнемоническое средство у инков (XV-XVI вв.), представлявшее собой веревку или палку, к которой привязан ряд разноцветных шнурков с завязанными на них узлами (в узлах могли крепиться предметы); информация передавалась посредством расположения, формы, цвета и количества узлов. Древние К. обнаруживаются в погребениях, что говорит об их ритуальном значении, но существует мнение о том, что они широко использовались в административно-хозяйственной деятельности. (Б. М.)

КЛАКА (фр. claque) — группа людей, нанятых для создания успеха (шумными аплодисментами, овациями) или провала (свистом, криком) артиста (артистов).

КЛАССИФИКАЦИИ ОЩУЩЕНИЙ — различные формы (способы) логической группировки ощущений («чувств», видов чувствительности).К. о. тесно связаны с классификациями рецепторов, органов чувств и сенсорных систем;часто классификация, скажем, рецепторов, берется за основу К. о., а К. о. м. б. использована для классификации органов чувств. Рассмотрим наиболее часто используемые в психологии К. о.

1. Классическая К. о. (строго говоря, просто перечень), идущая от Аристотеля,группирует ощущения по 5 видам внешних чувств (зрение, слух, обоняние, вкус и осязание).О «6-м чувстве» см. Психология слепых.

В 1826 г. Э. Вебер (см. Закон Вебера)предложил разделить осязание на чувство прикосновения, чувство веса и температурное чувство. Болевые ощущения и др., более диффузные («темные», по выражению И. Сеченова)переживания, вроде чувства движения (см. Кинестезические ощущения),чувства равновесия и ощущений внутренних органов (см. Ощущения органические),объединялись им под названием das Gemeingefuhl, или общих ощущений.

2. Г. фон Гельмгольц делил ощущения по категориям модальности;фактически, эта классификация — продолжение классической К. о., поскольку модальности выделяются по соответствующим органам чувств (ощущения, связанные с глазом, относятся к зрительной модальности; ощущения, связанные с ухом, — к слуховой модальности; и т. д.). В современном варианте этой К. о. используется дополнительное понятие субмодальности; напр., внутри такой модальности, как кожное чувство, различают субмодальности: механические, температурные и болевые ощущения. Аналогично внутри зрительной модальности выделяют субмодальности ахроматических и хроматических ощущений (с дальнейшим разделением на качества).

3. В. Вундт считается родоначальником К. о. (а также рецепторов, органов чувств, сенсорных систем) на основе типа энергии адекватного раздражителя длясоответствующих рецепторов: с этой т. зр. ощущения можно делить на световые, механические (в т. ч. звуковые, тактильные, вестибулярные), химические, электрические, термические. Еще Ч. Шеррингтон заметил, что подобное деление справедливо лишь для тех рецепторов, которые обладают узкой избирательностью (специализацией), или, др. словами, имеют определенные адекватные стимулы. Для некоторых рецептивных систем более приемлема физиологическая классификация.

4. Физиологическая классификация рецепторов (и соответствующих ощущений), разработанная англ. физиологом Чарлзом Шеррингтоном (Sherrington, 1861-1952; лауреат Нобелевской премии 1932 г.), имеет иерархическое строение (рис. 4) и опирается на 2 основания: критерий объективной (соматической) локализации рецепторов и критерий субъективной локализации ощущений (дистантная, т. е. внешняя, экстрасоматическая, и контактная, т. е. соматическая локализация).

Рис.4. Классификационная схема рецепторов, разработанная Ч. Шеррингтоном.

Однако некоторые виды ощущений не укладываются строго в одну категорию физиологической К. о. Напр., болевые ощущения и соответствующие рецепторы формально м. б. отнесены ко всем 3 основным категориям: экстероцепция, интероцепция и проприоцепция, что, в принципе, находится в соответствии с существующей классификацией боли на поверхностную, висцеральную и глубокую.

5. Г. Хэд делил ощущения (виды чувствительности) на 2 категории (субмодальности): протопатические и эпикритические ощущения (см. Протопатическая чувствительность).Это деление первоначально относилось только к кожной модальности, но по аналогии предполагается, что и в др. модальностях, хотя и в разных пропорциях, представлены более древние и более молодые субмодальности. (См. также Ощущения)(Б. М.)

КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ НЕПРЕРЫВНОСТИ СЕНСОРНОГО РЯДА — одна из 2 основных пороговых теорий, выдвинутых в классической психофизике. Возникла как альтернатива пороговой теории Фехнера. К. т. н. с. р. была подготовлена критикой взглядов Г. Фехнера вработах Г. Мюллера, а затем развита в работах Дж. Ястрова, Г. Урбана и др.

Согласно К. т. н. с. р., сенсорный ряд строится по принципу непрерывности, а не дискретности и, следовательно, понятие сенсорного порога не отражает реального принципа, лежащего в основе работы сенсорной системы (см. Порог сенсорный).Сенсорный ряд есть, по выражению Ястрова, непрерывный ряд промежуточных степеней ясности, и в нем нет к.-л. точки, отличающейся по своим свойствам от остальных, т. е. не существует порога в сколько-нибудь реальном смысле слова. В основе модели, предлагаемой К. т. н. с. р., лежат 2 положения: а) источником вариабельности результатов, получаемых в эксперименте, считаются внесенсорные факторы, а не флуктуации порога во времени (см. Порог моментальный);б) зависимость вероятности ощущения от интенсивности раздражителя подчиняется нормальному закону Гаусса (см. Нейроквантовая теория).

Считается, что в каждый момент времени на сенсорную систему воздействует множество различных случайных факторов, влияющих на ее работу либо благоприятным, либо неблагоприятным образом. Баланс этих факторов распределяется по нормальному закону. Возможность возникновения ощущения в ответ на действие к.-л. раздражителя зависит от: 1) его интенсивности и 2) имеющегося в момент действия раздражителя баланса благоприятных и неблагоприятных факторов. Т. о., раздражитель постоянной интенсивности может вызывать или не вызывать ощущение в зависимости от того, на какой баланс факторов он «ложится». Т. к. баланс этих факторов распределен по закону Гаусса, зависимость вероятности возникновения ощущения от интенсивности стимула описывается интегральной кривой нормального распределения,которая никогда не достигает значений вероятностей, равных 0 и 1, а лишь асимптотически приближается к ним. Напр., вероятность появления ощущения при действии слабого раздражителя может лишь приближаться к 0 по мере уменьшения интенсивности раздражителя, но не может его достигнуть. Т. о., благодаря исходным положениям, принятым в К. т. н. с. р., предлагаемая ею модель в понятии сенсорного порога не нуждается. (К. В. Бардин.)

КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ (англ. cluster analysis)— математическая процедура многомерного анализа, позволяющая на основе множества показателей (как объективных, так и субъективных), характеризующих ряд объектов (напр., испытуемые, стимулы), сгруппировать их в классы (кластеры) т. о., чтобы объекты, входящие в один класс, были более однородными, сходными по сравнению с объектами, входящими в др. классы. На основе численно выраженных параметров объектов вычисляются расстояния между ними, которые могут выражаться как в Евклидовой метрике (наиболее употребимой), так и в др. метриках. Метод К. а. нашел широкое применение в психолингвистике, характерологии,антропологии, археологии и др. (В. Ф. Петренко.)

КЛАУСТРОФОБИЯ (от лат. claustra — клетка; преграда) — навязчивый страх перед пребыванием в замкнутом пространстве, закрытом помещении. См. Изоляция, Космическая психология, Навязчивые состояния, Неврозы, Фобии.

КЛЕПТОМАНИЯ (от греч. klepto — ворую, краду) — навязчивое (патологическое, непреодолимое) стремление к воровству (без корыстной цели). См. Навязчивые состояния.

КЛИКА (от фр. clique — банда, шайка).

1. Группа людей, стремящихся любыми средствами достичь корыстных, неблаговидных целей. См. Корысть.

2. Группа сверстников численностью примерно 3-9 человек, изолированная или в составе компании.

КЛИМАКС (от греч. klimax — лестница, klima — наклон) — период в жизни человека, характеризующийся угасанием (инволюцией) функции половой системы, происходящим на фоне общих возрастных изменений организма (син. климактерий). Ср.: Акме, Возраст, Старение.

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. clinical psychology;от греч. kline — постель, больничная койка) — термин, получивший распространение в западной психологии, в одном из своих значений близкий термину «мед. психология»;обозначает достаточно широкую область прикладной психологии, имеющей дело с диагностикой отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекцией дезадаптивных и девиантных форм поведения детей и подростков, психопрофилактикой, психотерапией и социальной реабилитацией пациентов с психопатическими, психосоматическими и пограничными расстройствами (см. Социореадаптация).

Исторически представления о предмете и методах К. п. претерпели существенные изменения. Свои истоки она берет в работах психиатров конца XIX — нач. XX вв. (Э. Крепелина, Э. Кречмера, Брейера, З. Фрейда,Ж. Шарко, П. Жане и др.), стремившихся с естественнонаучных позиций понять природу психической патологии, описать ее феноменологию и специфическое отличие от нормы.

Клинический метод складывался, объединяя в себе лучшие традиции классической психиатрии (внимательное, сочувственное наблюдение; интуитивное понимание больного как человека) с новаторскими тенденциями к экспериментированию, открытием уникальных возможностей гипноза как метода проникновения в бессознательное.

Др. источником К. п. можно считать изучение индивидуально-психологических различий Ф. Гальтоном и Дж. Кеттеллом в Англии, А. Бине и Ф. Симоном во Франции, положившее нач. применению тестов при исследовании психически больных. После Второй мировой войны в западной К. п. происходит смещение интереса с тестирования интеллекта на изучение индивидуальных личностных особенностей. Проективные методы завоевывают все большую популярность, представляя компромисс между, с одной стороны, стремлением сциентистски настроенных психиатров ограничить субъективность, произвольность трактовок психоанализа и, с др. стороны, растущей потребностью клинической практики в более тонком, глубоком понимании бессознательных тенденций личности, их психологического смысла, влияния на течение и прогноз болезни. (См. Тесты проективные.)

Проективные методы позволяют также перекинуть мостик между 2 видами клинической практики — диагностикой и психотерапией. С 1960-х гг. благодаря «антипсихиатрическому течению» в К. п. проникают гуманистические идеи, и психотерапия (подобно др. видам психологической помощи) становится главной формой профессиональной деятельности психолога в клинике. Изменяется и само понятие «клиника», становясь синонимом «клиники жизни»,включая в себя многообразие межличностных проблем, конфликтов,экзистенциальных кризисов. К. п. все реже понимается как узко прикладная к мед. практике область; границы ее профессиональной компетентности расширяются от постели больного к его жизни внутри больничного коллектива и вне его. Возникновение социальной психиатрии способствует еще большему распространению внебольничных форм ведения больного, в т. ч. групповой и семейной психотерапии,психологического консультирования. Т. о., доминирующим становится целостный экологический подход к больному человеку, ориентированный на активацию потенциальных резервов и механизмов выживания, способствующих более гармоничному взаимодействию его с социумом.

На наш взгляд, термином «К. п.» обозначается особый подход, метод в широком смысле слова, позволяющий изучать не болезнь, а больного человека, не столько классифицировать и диагностировать, сколько понимать и помогать. Он объединяет номотетические и идиографические знания о человеке: общепсихологические закономерности — с фактами, выводимыми «методом прецедента»,т. е. путем наблюдения, изучения или психотерапевтического анализа т. н. случая (case study — детальное описание и изучение 1 индивида), в результате чего складывается целостное представление об уникальных и устойчивых паттернах переживания и осознавания человеком наиболее значимых аспектов его жизненной истории (см. Идиографический подход).

Среди современных тенденций развития К. п. следует отметить смену естественнонаучной, нозоцентрической парадигматики на гуманитарно- и личностно-центрированную. В рамках этого подхода психодиагностика и психологическая помощь направлены не столько на выявление дефицитарных, сколько сохранных аспектов личности больного человека, развитие способности к духовному росту, порождению новых творческих способов совладания с болезненными состояниями и критическими жизненными ситуациями. Клинический подход в широком смысле слова позволяет решать проблемы диагностики и психологической помощи взрослым и детям в сфере воспитания и образования, иметь дело с трудовой и социальной реабилитацией пожилых людей и инвалидов, создавать специальные программы работы с жертвами насилия и посттравматического стресса. (Е. Т. Соколова.)

КОГИПОНИМЫ — метаязыковой термин, относящийся к терминам, обозначающим разные виды одного и того же (логического) рода, напр.: шахматы и шашки; ощущение и восприятие; мышление и воображение; кошка и собака.

КОГНИТИВНАЯ КАРТА (англ. cognitive тар)— субъективное представление о пространственной организации внешнего мира, о пространственных отношениях между объектами, об их положении в среде. К. к. играют важную роль в практической деятельности человека. Они служат основой ориентации в пространстве, позволяя двигаться в нем и достигать цели. К. к. есть не только у взрослых людей, обладающих речью и интроспекцией. Даже очень маленькие дети вполне успешно перемещаются у себя в доме, по крайней мере в тех комнатах, где им приходится часто бывать и где находятся важные для них вещи. Э. Толмен (1948), впервые предложивший этот термин, исследовал формирование К. к. у животных. Он обнаружил, что крысы, научившись проходить путь в лабиринте к кормушке, могли при необходимости тот же путь преодолеть и вплавь, т. е. они действовали согласно карте ситуации. У. Найссер (1981) полагает, что К. к. различных уровней (карта города, карта района и т. д.) скорее вложены друг в друга, чем следуют друг за другом. Отношение между ними аналогично отношению между теми реальными объектами, которые они отражают. (Т. П. Зинченко.)

Добавление ред.: К.к. — метафорический термин, предложенный амер. необихевиористом Э. Ч. Толменом (1886-1959) для обозначения целостного образа (представления) некоторой обстановки, сложившегося в ходе предшествующего опыта животного или человека и определяющего их поведение. Толмен ввел это понятие в статье «К. к. у крыс и человека» (1948) след. образом: «поступающие стимулы перерабатываются в центральной управляющей инстанции в особую структуру, которую можно было бы назвать К. к, окружающей обстановки. И именно эта примерная карта, указывающая пути (маршруты) и линии поведения и взаимосвязи элементов окружающей среды, окончательно определяет, какие именно ответные реакции... будет в конечном счете осуществлять животное». Чтобы не создавать путаницы, К. к., которые имел в виду Толмен, следовало бы назвать «непосредственными» (или «натуральными»), поскольку люди широко пользуются разнообразными знаковыми картами (и им подобными средствами), нередко функционирующими в виде интериоризованных (субъективных) репрезентаций, что и составляет одно из центральных положений культурно-исторической психологии Л. С. Выготского. (Б. М.)

КОГНИТИВНАЯ НАУКА (англ. cognitive science)— широкая междисциплинарная область исследований и знаний,а также совокупность многих дисциплин, которые изучают преимущественно интеллект (разум), но делаются попытки охватить всю психическую сферу. В этой области сотрудничают философы и логики, лингвисты и семиотики, специалисты по компьютерным наукам и искусственному интеллекту,математики... и, конечно, специалисты по когнитивной психологии, нейропсихологии, детской психологии и когнитивной антропологии. См. Моделирование в психологии. (Б. М.)

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. cognitive psychology)— одно из направлений преимущественно амер. психологии, возникшее в нач. 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму. К. п. реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами. Современная К. п. состоит из многих разделов: восприятие,распознавание образов, внимание, память, воображение, речь,психология развития, мышление и принятие решения,в целом естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект. С момента возникновения К. п. ее основным методом был информационный подход,в рамках которого разрабатывались модели микроструктуры восприятия, внимания и кратковременной памяти,протекавшие в основном в миллисекундном диапазоне времени (см. Метод микроструктурного анализа, Парадигма Стернберга).С расширением предметной области исследований обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой деятельности, мышления, долговременной памяти и структуры интеллекта. Поэтому когнитивисты начали обращаться к генетической психологии (Ж. Пиаже), культурно-исторической психологии (Л. С. Выготский и др.), деятельностному подходу (А. Н. Леонтьев и др.). С др. стороны, разработанная ими методическая база экспериментальных исследований привлекла внимание многих европейских, в т. ч. рос. ученых, которые адаптировали ее для развития своих традиций (микроструктурный и микродинамический анализ, микрогенетический метод). (А. И. Назаров.)

КОГНИТИВНАЯ ЭРГОНОМИКА (англ. cognitive ergonomics)— раздел эргономики,в котором изучаются и проектируются интерфейсы «человек—др. компоненты рабочей системы»(особенно программное обеспечение) на основе изучения деятельности человека (его мышления, памяти, восприятия и т. д.). (К. В. Самойлов.)

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС (англ. cognitive dissonance)— переживание дискомфорта, возникающее из-за действий, идущих вразрез с собственными убеждениями (аттитюдами).Внутренняя проблема, внутриличностный конфликт может разрешиться, если изменить убеждения или интерпретацию ситуации. См. Конфликт внутриличностный, Теория когнитивного диссонанса.

КОГНИТИВНЫЙ КОНТУР (англ. subjective contour)— кажущееся очертание целостной фигуры, изображенной специальным способом в виде ее отдельных фрагментов (рис. 5). Син. субъективный, или иллюзорный, контур.

Рис. 5. Примеры когнитивных (субъективных контуров)

КОД (англ. code).

1. В широком смысле набор правил, норм, ставящих в соответствие определенным сигналам или знакам некоторые фиксированные «значения». В др. терминологической традиции, К. — принятый в культуре набор правил соответствия между означающими и означаемыми, позволяющих единообразно интерпретировать (декодировать) знаковые формы (означающие). К. можно также определить как систему (алфавит) условных обозначений, применяемых при кодировании различных сообщений. С этой т. зр., язык есть очень грандиозный К. См. Кодирование, Кодирование оптимальное.

2. Сами сообщения, представленные в виде последовательности сигналов или знаков, несущих информацию о ч.-л. Это понимание, как отмечает Л. Ф. Чертов (1993), восходит к военной криптографии, в рамках которой зарождалась общая теория кодирования К. Шеннона; возможная путаница 2 значений устраняется использованием слова «шифр» для 1-го значения. (Б. М.)

КОДИРОВАНИЕ (англ. coding).

1. Преобразование сигнала из одной энергетической формы в др.

2. Преобразование одной системы сигналов или знаков в др., что часто называется также «перекодированием», «сменой кода» (для речи — «перевод»).

3. К. (мнемическое) — процесс преобразования воспринятой информации в кратковременной памяти для облегчения ее запоминания. См. Запоминание, Теория двойного кодирования.

4. Процесс порождения (эмиссия) речи (активная речь, экспрессивная речь).А «декодирование» — прием и интерпретация, процесс понимания речевых сообщений (пассивная речь, импрессивная речь).См. Психолингвистика.

5. К. поведения — термин психотерапии,обозначающий определенные внушения больному. (Б. М.)

КОДИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОЕинженерной психологии)(англ. optimal coding) создание кодов,обеспечивающих максимальную скорость и надежность приема и переработки информации об объекте управления человеком-оператором (см. Прием информации, Декодирование).

Проблема К. о. — одна из центральных в конструировании средств отображения информации и информационных моделей. Решение этой проблемы включает 3 аспекта: 1) психофизический — выбор физического алфавита сигналов в соответствии с чувствительностью анализаторов,их способностью к адаптации и т. п.; 2) теоретико-информационный — выбор оптимальной длины алфавита сигналов и информационных параметров элементов алфавита; 3) психологический — изучение психологических закономерностей приема и переработки информации (процессов обнаружения, различения,решения задач, механизмов памяти). Последний аспект — основной в решении проблемы К. о. в каждом конкретном случае. К проблеме К. о. относится также динамическое кодирование — разработка кодов, изменяющих свои характеристики в соответствии с логикой приема и переработки информации оператором.

Большое значение для решения проблемы К. о. имеют принципы многомерности и системной организации кода. Реализация 1-го принципа позволяет решать как традиционные вопросы, так и круг задач по созданию полисенсорных информационных моделей. Принцип системной организации кода предполагает конструирование кодов, учитывающих требования (иногда противоречивые) разных операций по приему и переработке информации и поэтому пригодных для решения оператором широкого круга задач (различения, опознания, принятия решений и т. д.). (В. М. Мунипов.)


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)