|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТАРассмотрим социально-политические технологии на основе анализа уровней проявления солидарности. Исходя из таких уровней социальная политика предстает в качестве деятельности по согласованию интересов различных слоев населения, ориентации их на солидарность как образ жизни, в который органически включена поддержка «слабых» слоев. Причем такая солидарность проявляется на следующих уровнях: а) биотическом (естественно-антропологическом); б) производительно-профессиональном (деловом); в) духовно-культурном и (морально-духовном). Естественно-антропологический (биотический) уровень жизнедеятельности и проявления солидаризма ориентирован на организацию непосредственной среды обитания, поддержания телесности и территориальности человека, связи его с природой. Для социальной политики это один из базовых уровней, поскольку затрагивает вопросы здоровья, жилья, безопасности среды обитания и жизни, качества продуктов, воды, воздуха. А значит, касается материнства, детства, отцовства, рождаемости, смертности, бездомности, охраны окружающей среды. Здесь огромное поле для развертывания социально-политических технологий, направленных на солидаризм. Сообщество с помощью общественной психологии, морали, обычного права, других рычагов политической социализации формирует определенные социально-психологические устои и соответствующую практическую идеологию, ориентированную на традицию бытового, соседского сотрудничества и своеобразного социального обслуживания. Назовем такую идеологию традипиона-лизацией. Это проявляется также в создании инициатив взаимопомощи и в поддержке социальных работников*. Такая идеалогия помогает соединять индивидуализм и коллективизм в солидаризме местных сообществ, придает стимулы социальной работе. Производительно-профессиональный (деловой) уровень солидаризма создает возможность интеграции «слабых» слоев в инициативы делового характера, в производственную деятельность. Здесь возникают движения за право на труд, производственное самоуправление, производственное использование профессионального и вообще трудового потенциала людей, охрану их труда. Такая интеграция и кооперация, с одной стороны, предоставляют возможность взаимоподдержки, с другой — помогает раскрывать и реализовывать индивидуальные ресурсы. Такие движения влияют, например, на политику квотирования рабочих мест для инвалидов, несовершеннолетних, безработных, на их обучение и переобучение. При этом важно формировать психологические устои и идеологии. Это можно * В ФРГ таким социальным инициативам уделяли особое внимание консервативные политики после прихода к власти ХДС/ХСС в 1983 г., поощряя группы взаимопомощи на соседском уровне, противопоставляя такую локальную солидарность «обширной» солидарности в больших организациях, например в профсоюзах. Для России также очень важна поддержка со стороны общин, соседей, поскольку обнаруживается катастрофическая нехватка социальных работников. В Ногинском районе Подмосковья, например, до недавнего времени было 50 патронажных сестер на 300 человек, нуждающихся в помощи («Народная газета Московского региона», 22 февраля 1996 г.). обозначить термином «прагматизация», отмечая ориентацию на практическое использование всех ресурсов «слабых» слоев. Социально-политические технологии, создаваемые на такой основе, также соединяют индивидуализм и коллективизм, прагматизм и благотворительность через осознание того, что беда может коснуться всех и каждого. Духовно-культурный (морально-духовный) уровень связан с такой идеологией общества как персонализация (или трансцендентализа-ция). Благодаря ей, каждый человек представляет себя частицей единого общественного целого. Люди идентифицируют себя с большим сообществом. О чувстве принадлежности к Родине, Отчизне, энергии осознания «общего дела», «общей судьбы» много и серьезно размышляли персоналисты Г. Мадинье, Н. Бердяев, О. Лосский, Г. Марсель и др. Такую идеологию нельзя недооценивать, а, наоборот, необходимо использовать в качестве основы социально-политических технологий, технологий достижения солидарности. Здесь важна роль религии, примера подвижничества. Недооценка такого уровня солидаризма приводит к серьезным трещинам и расколам в обществе. Например, в отношении участников различных войн, особенно инвалидов, важна не только материальная помощь, но и поддержка сознания «правого дела», признания их подвижничества как необходимого стране. И ветеранам Великой Отечественной, и воинам-«афганцам», и участникам боевых действий в Чечне — всем им нужна не только социальная защита в обычном смысле, но и поддержка подобного идеологического характера. Иначе возникает «горючий материал» политики. Нечто подобное происходит и с другими «слабыми» слоями. Поэтому сейчас также важны сообщества, движения, организации, имеющие духовно-культурную, благотворительную, моральную, патриотическую, религиозную направленность. Государство же, проводя социальную политику, усиливает действие названных социальных идеологий на всех уровнях, поддерживает и создает социально-политические технологии. У государства на этот счет есть также и свои, социально-государственные технологии: легализация, легитимизация, партикуляризация, проникающие на все уровни проявления солидаризма (биотический, производительно-профессиональный, духовно-культурный уровни). Легализация/означает разработку и применение социального законодательства, контроль за его выполнением. На биотическом уровне это способствует улучшению здравоохранения, жилищных условий, среды обитания, безопасности продуктов и услуг, медицинской и психологической реабилитации. На деловом уровне — созданию рабочих мест, профориентации, безопасности труда, квотированию рабочих мест для «слабых» слоев. На духовно-культурном уровне легализация направлена на организационную и законодательную поддержку патриотизма, настроений единства, чувства Родины, памяти о доблести предков и современников и способствует солидаризму. Легитимизация обозначает меры по обеспечению поддержки социальной политики и социальной работы со стороны населения, различных органов власти, по участию граждан в такой политике на всех названных уровнях. Это повышает популярность мер, принимаемых властями, и эффективность социальных мероприятий. Партикуляризация служит поддержанию в разумной мере частных (индивидуальных) и групповых инициатив, частной сферы жизни людей, способной раскрываться в солидаризме без ущерба для свободы человека. Партикуляризация опирается надифферен-цированность интересов различных слоев для того, чтобы обеспечивать добровольный солидаризм, агрегирование интересов, временный приоритет интересов определенных «слабых» слоев, чтобы усилить пошатнувшийся статус последних. Все это в конечном счете направлено на достижение солидарности. Таким образом, политологические основы социальной работы включают в себя осмысление и организационное соединение уровней самоорганизации жизнедеятельности. Социальный работник ориентируется на практическое использование идеологий справедливости, активности соответствующих общностей и организаций. Он включается в систему социально-политических и социально-государственных технологий по достижению солидарности. Такая солидарность является и целью, и реальной основой социальной политики и социальной работы. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |