|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИМИ ОБЩНОСТЯМИНа современном этапе чаще всего пользуются терминами «межнациональные», «национальные» отношения. Действительно, в XX в. именно межнациональные отношения являются главными, определяющими в системе отношений между всеми и сегодня существующими социально-этническими общностями. В современном мире главной социально-этнической общностью является нация. Это исторически складывающийся тип этноса, историческая общность людей, характеризующаяся устойчивой целостностью (общностью) экономической жизни, языка, территории, некоторыми особенностями культуры и быта, психологического склада и этнического (национального) характера. Нации пришли на смену народностям. Нация — это более широкая, чем народность, форма общности, складывающаяся с возникновением и становлением буржуазной формации. Выделяют нации буржуазные, социалистические и нации переходного типа. Историческая смена народностей нациями еще не означает, что первые вообще исчезли с лица земли. Народность — это одна из форм социально-этнической общности людей, исторически следу-• ющая за родоплеменной общностью. Ее возникновение относится к периоду распада первобытно-общинных отношений. Если для ро-доплеменных объединений характерной чертой, сущностью их выступали кровно-родственные связи, то для народности — территориальные, а для нации — экономические. Народность присуща прежде всего для рабовладения и феодализма. В условиях капитализма, с усилением экономических и культурных связей она превращается в нацию. Однако народности существуют и при капитализме, и при социализме, поскольку в силу ряда причин (отставание в развитии, малочисленность и т.д.) они не сложились в нацию. Более того, несмотря на то что самая древняя форма социально-этнического объединения — род как группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по материнской или отцовской линии, распался с возникновением классового общества, пережитки родоплеменного деления сохранились у многих народов до наших дней, в том числе на территории нашей страны (северные и другие районы). Кровно-родственные связи, плановость, племенная сообщность дают о себе знать и в настоящее время. Это не удивительно. Вдумаемся в определение названных объединений людей. Они не случайно называются социально-этническими общностями, т.е. являются такими объединениями людей, которые органически сочетают в себе две неразрывно связанные между собой стороны — социальную и этническую. При всей важности и значимости социальных характеристик, другую основу таких общностей составляют этнические свойства. Причем эти свойства, как представляется, играют всегда важнейшую роль. Значение этнических свойств возрастает или уменьшается в зависимости от степени зрелости социальных характеристик, т.е. от степени зрелости общества в целом и его структурных подразделений, политических, социальных, экономических и духовных предпосылок функционирования и развития той или иной социально-этнической общности людей. Это несоциальное единение людей предопределило необходимость использования такого понятия, которое, не отрицая социальных их характеристик, отражает прежде всего этническую, народную суть (имеется в виду понимание народа как различных общностей людей). Таким понятием является этнос, т.е. исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающихобщими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также сознающих свое единство и отличие от других подобных образований (т.е. обладающих самосознанием). Основные признаки этноса — язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, т.е. такие компоненты культуры, которые передаются из поколения в поколение, образуя так называемую этническую культуру. Такая устойчивая совокупность людей при всей важности социальных ее характеристик (подчеркнем это еще раз) всегда стремится сохранить свое этническое единство. (Хотя, безусловно, нельзя здесь отрицать и моменты сближения народов, их интеграции, в том числе в этой сфере, что, естественно, не тождественно состоянию народа «Цванов, родства не помнящих».) Это касается не только целого эт носа, но и этнических групп как части этноса (племени, народности, нации), ядро которого находится в другом социальном организме (стране, республике и т.д.). Этнические группы могут находится как в компактном, так и в дисперсном (рассеянном) состоянии. Органическое единство социальных и этнических (несоциальных) характеристик общностей людей, их многообразие и взаимосвязь позволяют определить отношения между ними как экономические, территориальные, политические, государственно-правовые, культурные и языковые взаимоотношения между нациями, национальными группами и народностями в разных общественно-экономических формациях (или на разных этапах функционирования и развития общества), в разных странах и государствах. Такое толкование отношений между социально-этническими общностями (в литературе часто это называют национальным вопросом) позволяет определить и их специфику. Она состоит, во-первых, в том, что взаимоотношения между социально-этническими общностями проявляются чаще всего (и главным образом) через экономические, политические, социальные и духовные виды общественных отношений. Во-вторых, эта особенность проявляется в наличии двух сторон в отношениях между социально-этническими общностями: внутренней (отношений между ними внутри территориально-государственных образований) и внешней (отношений между ними в системе разных территориально-государственных образований). Последнее обстоятельство имело и имеет важное значение как для бывшего Советского Союза (в котором проживало около 200 наций, народностей и этнических групп), так и для России, где проживает около 130 социально-этнических групп. Ситуация сама по себе усугубляется не только огромным числом различных общностей, но и распадом в начале 90-х годов Советского Союза, в результате чего значительное число коренных народностей России оказалось за пределами своей исторической родины. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |