|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Правила детской игрыДабы книга была более полной, я далее немного расскажу не только о «предметах», формирующих развивающую среду, но и о том, как взрослые и дети могут действовать в этой развивающей среде. Хотя многое на данную тему говорилось и в первых трех частях книги. Да и как отделить одно от другого?! Разумеется, я не пытаюсь быть энциклопедичным, не пытаюсь описать все бесконечное количество возможных вариантов. Я просто хочу показать некоторые элементы, бывшие привычными в нашей домашней лаборатории. В игре главное – настроение, вовлеченность, интерес, а не конкретный алгоритм. Развивающей является практически каждая игра. Про себя я вовсе не могу сказать, что детские игры – это самое мое любимое занятие. Я больше люблю рисовать, любоваться природой, читать, размышлять, сидеть в тишине… А в детских играх мне почти всегда приходится чуток напрягаться – преодолевая свой взрослый стиль восприятия и действий. Но куда деваться? Дети теребят, просят поиграть. Приходится вовлекаться. Иногда это легко: раз – и я уже в процессе. Иногда сложнее: требуется время, чтобы перестроиться на состояние, на стиль действия ребенка. Ведь играть с детишками, оставаясь при этом «ну совсем взрослым», по-моему, нереально. Постепенно, год за годом я учился чувствовать простую детскую радость от общения с любым предметом, от незатейливых занятий и известных с древности детских игр. Я учился отодвигать в сторону свой «высокий интеллект» и погружаться в поток элементарных психологических впечатлений. Мне кажется, можно условно выделить две стороны, две основные формы игры ребенка. Первая: знакомство с безграничностью предмета. Вторая: обучение различным функциям. Про второе взрослые обычно помнят и многое понимают. Действительно, надо учить ребенка делать то-то и то-то. И об «успехах в развитии» судят чаще всего по тому, насколько много ребенок научился делать (говорить, читать, подтягиваться на турнике, рисовать красиво и выразительно, играть на пианино…), а не по тому, насколько ребенок широко мыслит и чувствует, насколько заполнено его эмоциональное пространство, насколько богаты его переживания. Очень часто взрослые забывают про первый аспект детской игры, недооценивая смысл изучения любого объекта, любого пространства, любой функции с возможно большего числа сторон, в возможно большем количестве вариаций. Но второе невозможно без первого. Да и с точки зрения счастья человека, его сбалансированного развития, важны обе стороны. Вот мы играем с воздушным шариком. Мы просто по очереди толкаем его рукой, направляя друг к другу. Шарик медленно летит по воздуху, давая нам возможность подготовиться к его приближению и точнее рассчитать силу и направление толчка. Степень сложности игры легко дозировать – в соответствии с возможностями ребенка и с настроением момента. Мы можем играть спокойно и расслабленно. А можем бить по шарику сильнее и резче, ускоряя темп. Мы можем менять свое положение, двигаться по комнате, принимать различные позы, в том числе и сложные. Мы даже можем пытаться попадать по шарику с закрытыми глазами… Игры с воздушными шариками были в нашей семье одними из самых любимых. Мы играли и вдвоем, и втроем, и вчетвером. Шарики бывают разные: большие, маленькие, средние, розовые, синие, желтые, зеленые, красные, круглые, овальные, вытянутые, фигурные… Шарик поворачивается к нам разными сторонами. Мы бьем его то ладошкой, то кончиками пальцев, то кулаком, то ногой, то головой. Вдруг он, коснувшись чего-то острого, лопается! Здорово! Хотя и немного жаль. Изучая самые разные способы игры с воздушным шариком, ребенок глубоко знакомится с этим предметом, с этим классом предметов. А заодно тренирует свою координацию, реакцию, чувство собственного тела. Плюс взаимодействие с партнерами. А сколько радости и эмоций! Или игры с водой. Дело простое, организовать его нетрудно. За совсем маленькими детьми надо присматривать, а более старшие прекрасно играют самостоятельно. Родителю – радость и отдых, чаду – качественное развивающее занятие. Принцип безграничности тут тоже работает вовсю. Посадив малыша в ванну, можно пустить ему воду тоненькой струйкой, а можно – довольно сильным потоком. Затычку в ванне можно заткнуть, а можно и не затыкать. Температура воды зависит от настроения ребенка и от ваших представлений о закалке. А может, пусть лучше вода течет не из крана, а из душа? Его можно не только подвесить сверху, но и положить прямо в ванну – так тоже интересно. Далее – игрушки, «обычные предметы» и специальные приспособления. С игрушками все понятно. Их существует множество. Но и обычная пластмассовая тарелка или кружка принесут немало радости и развивающих впечатлений. А лучше их будет несколько – чтобы переливать воду из одной посудины в другую. Пластмассовая бутылка тоже подойдет. Пластмассовый шприц или детская клизмочка? Отлично! Из них удобно брызгаться водой. Плавающая мыльница? Да ведь это уже почти корабль! Деревянная ложка? Тоже годится. И тряпочку какую-нибудь еще – поплескаться с ней, «постирать» ее, на голову положить… Под умными словами «специальные приспособления» я подразумеваю что угодно. У нас, например, активно использовались резиновые шланги. Соединяя их между собой и надевая на кран, дети изобретают всякие водопроводные системы. Самая очевидная – фонтан на дне ванны. Очень интересно! И пяточки можно пощекотать заодно в льющейся снизу вверх струе воды – новые, необычные ощущения. Делали мои ребята и водяные мельницы, и разнообразные водоводы, и какие-то физические опыты по книжке ставили в ванной (уже не помню какие). Кстати, ясное дело, что маленькие дети вполне помещаются в ванну по двое или даже по трое. Общаясь с водой, детишки проживают ее многовариантность и многофункциональность, ее безграничную пластичность, ее удивительную свободу… Ну а на долю взрослого выпадает возможность посопереживать, полюбоваться на играющих малышей. Плюс следить за дисциплиной и безопасностью. Да еще воду с пола вытирать (конечно, я всегда призывал воду на пол не лить, но реально она там оказывалась почти обязательно). Не только внешние предметы открывают нам свою безграничность. Само наше тело тоже очень-очень многовариантно. Простые и сложные позы, вариации одного и того же движения, весь спектр темпов и скоростей, очаровывающая стихия танца… Я не думаю, что можно словами сформулировать секрет интереса в детской игре, секрет вовлеченности. Для меня сие таинство. Но, по-моему, если помнить о принципе безграничности, то любая детская игра начинает открывать человеку себя – в естественном потоке исследования, в бурном или тихом ощущении радости.
Разнообразие игр Принцип безграничности точно так же работает и при выборе игр – из их бесконечного многообразия. Дети и сами успешно ищут себе интересные занятия (если, конечно, этот естественный механизм не заблокирован и не искажен). Но мы можем и подсказать что-то, мы можем пригласить ребенка в ту или иную игру. Иногда достаточно показать один раз: вот так играют в прятки, вот так стучат мячиком о стенку, вот так водят пальцем по запотевшему изнутри стеклу в кухне… А иногда требуется планомерно обучать чадо новой игре: в шахматы, в бадминтон, в «крестики-нолики на бесконечном поле»… Фокус еще и в том, чтобы помогать ребенку видеть принципиальную безграничность возможностей там, где мы по тем или иным причинам вынуждены ограничивать его свободу игры. Мы устанавливаем некие рамки, но они, по сути, очень условны. При других обстоятельствах за них можно выйти. И даже если мы за них никогда не выйдем, мы уже ощущаем свою свободу, мы осуществляем игровое исследование мира с более широким взглядом и с более радостным настроем. Так, например, я вводил существенные ограничения на игры с мячом в квартире. Разрешалось только катать его по полу. Игры типа футбола дозволялись только малышам (они сильно мяч не ударят). Иногда допускались (по особому разрешению) более активные занятия с мячиком в коридоре. Я объяснял детям, что в пылу бурной игры легко потерять контроль за движением мяча и разбить лампу, окно или проигрыватель. Да и соседи снизу у нас чрезвычайно чувствительные к шуму, стуку и топанию. Но, в то же время, я объяснял, что в других условиях данные запреты могут и не быть нужны. И даже сам подсказывал в гостях у бабушки (ее квартира располагалась на первом этаже): «Тут можно попрыгать и потопать!» Периодически я вывозил свою команду в какой-нибудь детский развивающий центр, где был спортзал с защищенными окнами и лампами. И там уж ребята буянили по полной программе. Хотя все равно приходилось вводить какие-то ограничения. Сознание того, что пространство возможных игр потенциально безгранично, по-моему, исключительно важно. Само собой, речь идет об играх позитивных, основанных на стремлении к гармоничности, к полноценному развитию. Даже запрещая что-то, мы вполне можем реализовывать принцип безграничности все больше и больше. В том числе и путем предложения достойной замены тем занятиям, которые вынуждены запрещать или ограничивать. Когда я слышу из уст замотанных родителей в адрес их чада что-нибудь типа: «Ну, пойди почитай или порисуй», то довольно часто вижу противоречие принципу безграничности. Понятно, что для взрослых удобен ребенок, тихо и спокойно занимающийся в другой комнате чем-то конструктивным. Но развитие не может происходить лишь в одних спокойных занятиях. А кроме того, ребенку часто необходимо участие взрослого в его делах, играх, переживаниях. Участие взрослого может направить поиск интересной игры в приемлемое русло. Например, устроить в квартире тир. Мы покупаем детские пистолеты, стреляющие пластиковыми пульками (кстати, покупка – отдельное серьезное мероприятие). Укрепляем мишень из бумаги. Обустраиваем место для стрелка. Договариваемся о правилах безопасности. Начинаем стрельбу. Какова моя роль? Я инициировал ситуацию и помогал маленьким Тиме и Коле все разумно и удобно организовать. А потом слегка приглядывал за ходом процесса, хвалил удачливых стрелков и утешал, когда что-то не получалось. Иногда и сам пристраивался пострелять. Взрослый всегда может подумать (заранее или по ходу дела) и предложить ребятишкам какое-то конструктивное направление в расширении их игрового пространства, подсказать какое-то полезное и интересное занятие. Времени и сил не всегда хватает. Но другого эффективного пути, на мой взгляд, просто не существует. Не могу сказать, что я всегда следовал только что изложенному правилу. Реальная жизнь, реальная усталость, куча забот… Но я старался. На далекие прогулки по загородным полям в жаркие летние дни мне пришло в голову брать с собой воду в пластиковых канистрах. Не такой уж тяжелый груз. Зато у крошечных Коляшки и Тимошки появлялась возможность постоять под струйкой прохладной водички, побрызгаться, помыться от дорожной пыли… В дополнение к травам, жукам, бабочкам сие было весьма уместно. Ситуация расширилась – в подходящую сторону. Гулять дальше после такого мини-купания делалось веселее и легче. Зимой – другие приколы. Я не фанатик закаливания. Но выйти с детьми в трусах на заснеженный балкон – это совсем не страшно. За минуту-другую замерзнуть не успеваешь. К тому же, холодно стало – возвращаемся в теплую комнату. Осмелев, можно слегка посыпать себя снегом или даже на несколько секунд лечь на пушистый белый снежок, покрывающий балкон толстым слоем. А потом с воплями бежать в квартиру греться. Но и просто постоять спокойно, ощущая прикосновения ветра и крохотных падающих на плечи и руки снежинок – это тоже замечательно. В детстве я не знал подобных переживаний. Они мне были запрещены. Мне передался страх взрослых по отношению к закалке. В результате мое личное развивающее игровое пространство было в данном плане радикально ограничено. И только став взрослым, я обнаружил, что все совсем не так страшно. Просто надо стараться чувствовать дозировки, не надо пижонить и мучить себя, не надо торопиться и гнаться за «достижениями». А после закаливающих мероприятий всех участников следует согреть. Как? Иногда лучше побегать по квартире. Иногда – посидеть, завернувшись в одеяло. Смысл подобных занятий не только в том, чтобы меньше болеть простудами и не так бояться сквозняков и промокших ног. Смысл еще и в расширении индивидуального сенсорного пространства, в новых интересных переживаниях, в общении с Природой… Мои дети не стали слишком уж закаленными, а я – и тем более. Но радости было много в таких играх. Да и удобно: «выпустив пар», детишки гораздо спокойнее потом себя вели, охотнее занимались чем-нибудь тихим. У детей потребность в физической активности далеко не всегда следует ритму, удобному для воспитывающих их взрослых. Сентенции типа «Гулять пойдешь – там и побегаешь» или «Водим тебя на гимнастику по вторникам и пятницам – там и прыгай» для ребят непонятны (особенно для дошкольников). Это неуклюжие, абстрактные, чисто умозрительные построения взрослых, не понимающих и не чувствующих детского мира. Вот ребенок встал после чтения книжки. Читал долго. Захотелось немного размяться. А тут как раз по дороге дверной косяк, по которому можно карабкаться. Удобно? Очень! У нас в квартире дверные косяки на диво прочные – дети лазают по ним уже 20 лет. Словом, мало создать развивающую среду с условиями для разнообразных игр и занятий. Нужно еще и показывать детям возможности данной среды, учить их все новым и новым играм, направлять их активность по переключению с одного занятия на другое. Причем делать все это надо не по абстрактной надуманной схеме, не на основе одних лишь собственных привычек, а с учетом реального интереса ребенка, с пониманием динамики его личной ситуации.
Драматизм игр
В детских играх акцент может быть на эмоциональной стороне, на перевоплощении, на внешнем выражении чувств. Здесь я откровенно слаб. Драматическое искусство всегда представляло для меня тайну за семью печатями. Помню, я с изрядным напряжением участвовал в очень любимой моими детьми игре в котят. Крошечные Тимошка и Коляшка бродили по квартире на четвереньках и истошно мяукали. Иногда мяуканье было жалобным. Иногда – воодушевленным. Иногда – просто громким… А мне нужно было как-то реагировать. Я хвалил котят за разумные действия, кормил их, почесывал за ушком, оберегал от собак (воображаемых или игрушечных)… Я смотрел, как они ловко лазают. Я учил котят вежливости и просил не вертеться у меня под ногами на кухне, когда я что-то готовлю. Временами я даже перевоплощался в папу-кота. Продолжаться такая игра могла долго. Временами я совершенно обалдевал от нее. Но старался соответствовать. Почему-то дети любят перевоплощения. И хотя мне бывает сложно, я понимаю их потребность – отчасти и потому, что вспоминаю свои детские игры. Если хотя бы с пониманием и уважением относиться к драматическим аспектам развивающих занятий, то уже делается веселее. Многие годы мои дети любили устраивать «цирковые представления» – в основном на спорткомплексе. Зрители (я, жена, моя мама, кто-то из гостей…) усаживались на маленьких стульчиках. Руководила обычно Алена – как старшая и вообще склонная к руководству. Объявлялись номера. Выступающие выполняли гимнастические композиции, показывали фокусы, жонглировали… И пусть весь номер заключался только в том, что малыш залез по вертикальной стойке, потом на руках перебрался по расположенной под потолком горизонтальной трубе и спустился на пол по канату – все хлопали и выражали одобрение и даже восторг. Ставились у нас и небольшие домашние спектакли. Сначала их делала Алена с подружками. Потом была длительная пауза. Затем подросла Маша и роль театрального лидера перешла к ней. И кукольные, и обычные спектакли дети придумывали и организовывали сами. С моей точки зрения, все получалось интересно, динамично и слаженно. Я извлек два главных урока из всего данного опыта. Во-первых, чрезвычайно важна заинтересованная позиция зрителей. Надо искренне интересоваться действием – несмотря на все актерские, режиссерские и технические огрехи. Надо видеть те зерна, которые закладываются в таких мероприятиях. Допустим, мне это понятно. И любому зрителю-взрослому тоже. А вот зрителям-детям бывает необходимо мягко объяснить, как важно морально поддерживать начинающих актеров. Во-вторых, в домашних условиях хороши короткие постановки. Их и устроить легче, и актеры не путаются, и смотреть проще, и время на мероприятие выделить удобнее. А получаться могут очень удачные вещи. Некоторые маленькие спектакли, которые ставила Маша с подружкой, я помню до сих пор, хотя прошло уже несколько лет – столько в них было изящества, лаконизма и оригинальности. Например, во время прогулки в поле у нас на даче они вдруг, охваченные вдохновением, несколько минут подготовились и показали вдвоем «Репку». Декорации состояли из высокой травы, а ощущение действия было совершенно реальным. Постепенно я учился понимать драматическое искусство – через такие вот живые эпизоды. В определенной степени этому способствовали и регулярные посещения детского музыкального театра «Зазеркалье» всей семьей. Поначалу я ходил туда только из-за детей, но потом заинтересовался и сам. Итак, в ситуации, когда взрослый не является компетентным в какой-то сфере, важной для развития ребенка, хорошо работает позиция поддержки инициативы самих детей. Абсолютно не обладая способностями актера, режиссера или массовика-затейника, я мог все же существенно помочь детям. Выступая в качестве заинтересованного и сочувствующего зрителя, помогая подобрать подходящий материал для декораций и костюмов, высказывая конкретные соображения после спектакля о конкретных деталях и нюансах постановки, ободряя в случае сбоев и заминок… – делая все это, я оказывал внешне как бы незначительную, но, по сути, весьма эффективную помощь. Возвращаясь к теме обычных развивающих игр и занятий с малышами, могу сказать, что там работает тот же принцип. В практике родительского функционирования не обязательно полностью входить в игру, не обязательно полностью перевоплощаться в кошек, собак, космонавтов, моряков, сказочных героев… Но реально сопереживать необходимо.
Паузы Однажды, находясь в гостях в большом детском развивающем центре и наблюдая множество бывших там детишек и педагогов, я вдруг понял очень важную вещь: тут многое хорошо, тут многое есть, но не хватает пауз. Нужны не только разнообразные развивающие занятия, не только свободные игры в веселой компании, не только уроки в хорошо оснащенных классах… Развивающемуся человеку нужны условия и для того, чтобы какое-то время просто ничего не делать. По-моему, совершенно очевидно, что такая потребность является для ребенка одной из фундаментальных. Мне не хочется вдаваться в философию и в психологию, доказывая это. Реальная жизнь без пауз просто немыслима. Мы все нуждаемся в коротких или длинных передышках – и каждый день, и в более глобальных масштабах. В условиях частного детского центра реализовать такую элементарную вещь непросто. Ведь родители платят за занятия, а не за то, чтобы их чадо сидело и ничего не делало. Да и вообще условия в детских коллективах таковы, что там ребятишки все время чем-то заняты – уроками, играми, общением, питанием… А в домашних условиях ребенку очень легко реализовать потребность в паузах. В любой момент можно отложить в сторону конструктор и посидеть минуту-другую, глядя в окошко. Посреди активных упражнений на спорткомплексе можно вдруг, ощутив такую потребность, сделать паузу и расслабиться, посидеть или походить. Играя дома с детьми, организуя для них развивающие занятия, я не забываю, что действие и «ничегонеделание» должны чередоваться. А иногда ведь есть у ребенка потребность и весьма долго посидеть, поразмышлять в тишине, понаблюдать за кружащимися в воздухе пылинками или за качающимися во дворе деревьями. Я могу долго-долго говорить о пользе пауз. В моей творческой работе они составляют существенную часть. Без них немыслим любой нормальный человеческий разговор. Пауза дает время на осмысление, на наблюдение, на подготовку, на смену взгляда… Вот мы рисуем с дочкой картину. Смотрим на холст. Не спешим. Потом решаем, как изобразить лепестки ромашек. Начинаем работу. Рисуем, рисуем… И в какой-то момент Маша говорит: «Давай прервемся. Подождем». Вроде бы, все идет хорошо. Но она чувствует, что нужна пауза. И мы просто сидим и ждем. Ничего не делаем. Спешить некуда. И вот возникает чувство, что пора продолжить работу. Итак, паузы – это тоже элемент развивающей среды, развивающих занятий. Причем элемент необходимый. Это ведь только кажется, что ребенок ничего не делает. А на самом деле, процессы идут.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |