АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Потребность в приключениях

Читайте также:
  1. А) средняя потребность в пищевых веществах
  2. Белки, Биологическая ценность, суточная потребность, значение в питании населения. Основные продукты – источники полноценных белков.
  3. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ДВИЖЕНИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА И ПОЛА ДЕТЕЙ
  4. ЕСТЬ ТАКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ
  5. Значение жира в питании. Связь избыточного потребления жира с развитием атеросклероза и ожирения. Потребность в жире в различных условиях жизни и деятельности, источники жира.
  6. Каузальная атрибуция: потребность или способность?
  7. Макроэлементы пищи (Ca, P, К, Na, Cl), значение, источники, потребность
  8. Микроэлементы пищи (Fe, Cu, Zn, Se, I, F), значение, источники, потребность.
  9. Минорные и биологически активные вещества пищи. Биологическая роль, источники и потребность.
  10. Мировые кризисы и потребность в повышении управляемости процессов глобализации.
  11. Поддержка со стороны других людей является той формой помощи, в которой зависимый испытывает самую острую потребность.
  12. Потребность в кадровых технологиях

Если бы мне предложили составить список наиболее фундаментальных человеческих потребностей, то на одно из первых мест я бы поставил потребность в приключениях. В разном возрасте у разных людей она проявляется по-разному.

Под словом «приключение» я понимаю нечто необычное, из ряда вон выходящее, что-то удивительное и неожиданное. Душа человека тянется к таким ситуациям. И если эту тягу не удовлетворять, то получается плохо: энергия застаивается, коверкается, извращается и переходит в более или менее деструктивные формы поведения.

Приключение не обязательно должно заключаться в плавании на пиратском корабле за сокровищами. Мы можем устраивать небольшие приключения для наших детей в обычных жизненных обстоятельствах. Подходящих условий – масса. Надо просто понять, что потребность в неожиданном, в новом, в выходящем за привычные рамки – это естественная и очень важная потребность ребенка и подростка. Принцип прост: если мы не будем организовывать необходимые приключения детям, то они, скорее всего, будут сами искать и создавать себе приключения. И далеко не факт, что будут при этом действовать конструктивно и разумно.

Ясно, что наши возможности не так уж велики. Но многое нам по силам. И главное: раз мы «делаем» приключение, мы сами должны стать его участниками, мы должны двигаться в стихии новизны и необычности вместе с детишками, мы должны сопереживать им – даже если ситуация кажется вполне банальной.

Когда Тима и Коля были в дошкольном возрасте, для них обычная поездка в трамвае или автобусе представляла собой нечто нестандартное, а потому весьма интересное. И я ввел в наши прогулки простую вещь: иногда вдруг предлагал сынишкам прокатиться на подъезжавшем к расположенной неподалеку остановке трамвайчике. Чисто спонтанно. И обычно в конце прогулки – ходили уже много, ножки устали, хорошо бы посидеть на чем-нибудь мягком, отдохнуть. А тут видим такой симпатичный трамвай! И скорее в него! Успели! Едем. Куда? Да куда-нибудь. Сколько захотим, столько и будем ехать. А потом вылезем и подумаем, как добраться домой.

Вы понимаете, в чем соль? Нет плана, нет схемы, нет подготовки. Мы едем в неизвестное. Мы ощущаем себя совсем иначе, чем когда делаем что-то привычное и запланированное.

Однажды мы с сыновьями, поехав зимой загород и гуляя по берегу Большого Кавголовского озера, вдруг решили обойти его по периметру. Решили – и пошли. Мы двигались по льду вдоль самого берега, поросшего лесом. Пасмурное зимнее небо висело совсем низко. Иногда попадались следы зверей и птиц. Мы ощущали себя первопроходцами.

Идти было далеко. А еды с собой захватили немного (не рассчитывали на дальнюю прогулку). Но и горсточка изюма на каждого оказалась очень кстати. Короткий зимний день кончался. Мы шли в сумерках, ориентируясь по краю озера и по шуму железной дороги. Потом двинулись напрямик через лесок – совсем без дороги, точно не зная правильного направления. Но вскоре мы выбрались на проселочную дорогу, по ней дошли до станции, сели в электричку…

Приключением может стать и обычное катание на лодке. Особенно если дать малышам погрести. Помню, с каким энтузиазмом четырехлетний Тимошка греб одним веслом – в полном соответствии со всеми правилами. А я подгребал вторым веслом. Мы плыли через большое озеро к неизвестному берегу. Как воспринимает такую ситуацию ребенок?

Сходить в театр или в цирк, неожиданно завалиться к кому-нибудь в гости, покататься на катере, не ложиться спать до глубокой-глубокой ночи… Маленькие приключения для детей ждут нас на каждом шагу. Их можно даже чуть-чуть планировать заранее, но главное – они должны нести новизну и необычность.

И даже так: если мы занимаем соответствующую внутреннюю позицию, то мы легко превращаем любые будничные ситуации в небольшие приключения. Вот вы любите вместе с ребенком смотреть в окошко во время езды в троллейбусе? А можете разрешить своему чаду пообедать, сидя на шкафу? Ну хоть разочек! Чем не приключение?

По мере взросления детишек и приключения должны усложняться, делаться иными. Побывать на крейсере «Аврора» теперь уже не кажется столь интересным и заманчивым. Обойти лесопарк Сосновку по новому маршруту уже совсем нетрудно. Да и маршруты там все давным-давно изучены.

Тут нам очень кстати пришелся туризм. Да и скалолазание тоже. Коля даже пошел в трех последних классах учиться в ту школу, при которой велась вся эта туристическая работа – так понравилось участвовать в походах, соревнованиях и просто в общей тусовке.

Сейчас я воспитываю одну Машу и вижу, что девчоночьи приключения отличаются от мальчишечьих. Доченьку не тянет путешествовать автостопом, исследовать холмы и леса, изучать далекие парки… Значимые для нее приключения – это интересное общение, новогодний праздник, поездка в другой город, возможность пожить в другой семье, установление дружеских отношений с новой собакой или кошкой, посещение магазина, в котором продается множество красивых вещей…

Может быть, вы скажете, что в данной главе я говорю о совершенно очевидных вещах? Разумеется. Но сколько я вижу взрослых, которые катастрофически не учитывают потребности детей и подростков в приключениях! Да и вся массовая система воспитания и обучения учитывает данную потребность явно недостаточно.

Скандалы и капризы, плохая учеба и зацикленность на компьютерных играх, хамство и неврозы довольно часто во многом происходят от нереализованности фундаментальной потребности растущей личности в приключениях. До учебы ли, когда так хочется попутешествовать и увидеть что-то новое?! Откуда возьмется нормальное поведение, если чадо чувствует, что взрослым наплевать на то, что для него очень важно?! Остаются компьютерные и телевизионные приключения – хоть какая-то психологическая компенсация дефицита реальных переживаний.

С малышами тут и проще, и сложнее, чем с более старшими ребятами. Проще – потому что малыши в целом послушнее. Да к тому же, масштабы и разнообразие приключений им требуются не шибко глобальные. Сложнее – потому что маленького ребенка взрослому обычно труднее понять. То, что для взрослого является банальным и неинтересным, для малыша может нести потрясающую новизну.

Приключение развивает ничуть не хуже, чем логические игры или занятия рисованием. Включаются особые психологические механизмы интенсивной адаптации. Ребенок переходит в состояние активного поиска, активного обмена информацией, активного переживания. А потом есть, что вспомнить.

«Наприключавшееся» чадо делается гораздо более восприимчиво к учебной и другой развивающей информации, спокойнее себя ведет, испытывает меньше внутренних напряжений. Удовлетворенная энергия развития начинает течь гармоничнее, мягче, конструктивнее. Правильно чувствуя необходимые и разумные дозировки приключений, мы увереннее регулируем и другие аспекты процесса воспитания и обучения.

 

Игрушки для улицы

Кроме обычных совочков, формочек, ведерок, машинок и мячиков я иногда делал что-то свое. И позволял детям проявлять инициативу в плане выбора необходимого оснащения для прогулок.

Первое – это, конечно, разнообразные палки. Я весьма серьезно отношусь к такой древнейшей детской игрушке, которая одновременно является и хорошим приспособлением для спортивных тренировок. Мы выбирали подходящие палки, хранили их в коридоре у входной двери или в тамбуре на лестничной площадке. Хорошие, удобные палки служат нам годами.

Если палка используется для улицы, то она, естественно, пачкается. Поэтому удобно сразу определить, какой ее конец будет нижним (обычно более тонкий), а какой – верхним. Бывали случаи, что я даже мыл «особо ценные» уличные палки – если они делались уж очень грязными.

Далеко не каждая ветка, которую ребенок подберет на улице, будет хорошей игрушкой. Может быть, она нужна всего на минуту-другую, чтобы постучать по луже, поковырять грязь или просто помахать от избытка энергии и энтузиазма. Иногда я слышу, как мамаша говорит своему чаду: «Брось эту палку! Она грязная! Фу! Брось эту гадость сейчас же, а то измажешься – и мы пойдем домой!» И мне сразу же делается грустно-грустно: малыш не получит необходимых ему впечатлений, благоприятные возможности для развития будут упущены, самостоятельность и творческая инициатива не смогут реализоваться, мама в недалеком будущем столкнется с последствиями своей недальновидности и своего непонимания психологии ребенка…

Между прочим, палка как раз и поможет не очень пачкаться – ведь ею можно ковырять и трогать гораздо более грязные объекты. Да и вообще, есть такой факт: дети на прогулках часто пачкаются. Если проводить разумную линию и не допускать совсем уж свинства, то можно извлечь немало пользы для развития ребенка, разрешая ему повозиться и не в самых чистых местах. Заодно, кстати, можно прививать навыки аккуратности и гигиены, объясняя допустимые границы в данном вопросе.

Но палка может служить и более цивилизованным целям. Например, быть посохом на дальних прогулках. Палкой можно стучать по забору или по стенке. А еще ею удобно рисовать на земле или даже писать математические примеры.

Если захотелось попрыгать, то папа подержит палку на необходимой высоте, а детишки с разбега будут ее перепрыгивать. А если захотелось поползать, то папа держит палку совсем низко (над чистой и мягкой травой), а ребята под ней проползают.

О длинную палку можно опираться, перепрыгивая канаву или переходя ее по тонкому и скользкому бревнышку. При встрече с зарослями крапивы или чертополоха палка превращается в меч – и вперед, в бой, рубить врагов! Право, я не знаю более универсального предмета!

От столь хвалебной оды в похвалу обычным-преобычным палкам перейду теперь ко всяким мелочам. Например, вы пробовали положить теннисный мяч в полиэтиленовый мешок и завязать? Такой штукой удобно кидаться в лесу – и не укатывается, и видно хорошо, и ловить легко.

Или вот сделал я как-то маленьким Тиме и Коле для игр на улице топорики из толстой фанеры. Топорики были совсем крошечные – как раз по размерам ладошек малышей. Сыновья очень полюбили новые игрушки. На зимних прогулках они рубили топориками комья слежавшегося снега – получалось эффективно. Да и просто ведь приятно малышу идти и чувствовать, что у него в руке есть почти настоящий топорик.

Мастерили мы и луки со стрелами. Наиболее удачной оказалась конструкция, где сам лук не гнулся, а тетива была из резины. Два маленьких лука были почти одинаковые. К каждому из них прилагались две стрелы с поролоновыми наконечниками и колчан на веревочке – чтобы носить через плечо. Все это было гораздо лучше, чем то, что продается в магазине. Это были вещи, не штампованные, а сделанные руками, вживую.

В безветренную и сухую погоду на улице бывает интересно попускать самолетики из бумаги. Большинство из нас умеют делать их с детства. Надо лишь немного попрактиковаться, чтобы они получались с хорошими аэродинамическими качествами. После какого-то числа неудачных попыток наконец начинают получаться самолетики, которые летают плавно и далеко. Так и кажется, что мы летим вместе со скользящим по медленно снижающейся длинной дуге самолетиком – сложенным кусочком бумаги, сливающимся со стихией воздуха.

Иногда мы брали на улицу игрушку покрупнее. Например, небольшую туристскую палатку. Выходили за черту города в поле и там ее ставили. Для ребят это целое дело! Потом в палатке играли пару часов, смотрели из нее через маленькое окошечко, закрывали-открывали вход. Свой небольшой домик в огромном поле – это особое состояние!

Однажды родилась замечательная нестандартная игра. В тот раз мы взяли с собой большой верхний тент от нашей палатки. Разложили его на траве. С нами были еще две девочки – подружки старшей дочки. И вдруг одна из этих девочек предложила: «Давайте червячиться!» От слова «червяк» она образовала сей глагол. И, показывая пример, нырнула под разложенный на траве тент. И поползла там. Ну, и все – за ней.

Со стороны выглядело немного диковато. Верный своим принципам, я влез под тент и поползал там какое-то время. Впечатление сильное! Ты оказываешься вдруг в очень ограниченном пространстве. Теряется ориентация. Делается немного страшно: а выберусь ли я из этого полумрака, где не видно никаких путей? Ну, точно, как червяк под землей. Только он привыкший к такой жизни, а я нет. Скорее вперед, к свету! Вот и выбрался! Ух!

Когда испытаешь что-то сам, гораздо легче понять другого человека в сходных обстоятельствах. В педагогике этот принцип работает точно так же, как и в других областях. Я до сих пор рад, что не пошел тогда на поводу у своей взрослой инерции, а все же полез под тент «червячиться». Иначе я упустил бы 90% полезной информации из той ситуации.

Настрой взрослого, его интерес к детским играм, его видение безграничных возможностей для развития ребенка, которые заключены в самых обычных игрушках, в самых обычных предметах – все это ключевые моменты.

Существует масса игрушек для улицы, которые вы можете купить в магазине. У нас они тоже были в изобилии. Здесь же я упомянул о некоторых очень простых – тех, которые доступны и достаточно многофункциональны. И главное – я старался передать настроение, отношение, творческий принцип создания и использования игрушек для улицы.

 

У озера

Детишки любят поиграть у воды. Про купание и говорить нечего. Сия тема была в нашей семье весьма актуальна. Чтобы не писать банальных вещей (типа того, что купаться – это хорошо и полезно), я приведу несколько коротких зарисовок, которые часто всплывают у меня в памяти.

Однажды мы поехали загород и гуляли около большого озера. Бродили вдоль берега и дошли до расположенного на мелководье длинного, уходящего далеко в озеро дощатого причала для лодок. Маленькие Тимоша и Коляша тут же отправились на причал, а я остался прогуливаться по берегу, наблюдая за сыновьями и любуясь окружающей природой.

Прошло довольно много времени. Мальчишки чем-то увлеклись на дальнем конце причала. Я им не мешал. Видел, что ребята не балуются, не теряют осторожности. Ну и не волновался.

Но вот наконец сыновья позвали меня посмотреть, чем они все это время занимались. Оказывается, Тима и Коля изобрели исключительно оригинальный метод измерения глубины воды, использовав подручные средства: валявшиеся на причале окурки и гвозди (и те, и другие были там в изобилии). Ребята брали окурок, втыкали в него гвоздь и кидали в воду. Сначала гвоздь с окурком опускались на дно. Затем окурок отцеплялся (так как был слабо прикреплен) и медленно всплывал. Парни считали, сколько времени он движется к поверхности («раз, два, три…»), и таким образом определяли глубину озера в данном месте в относительных единицах. Разумеется, измерения проводились в разных местах причала.

Я изрядно удивился, конечно. У меня, слава Богу, хватило ума не ругаться по поводу игр с окурками. Я от всей души похвалил сыновей за изобретательность. И организовал тщательное мытье рук тут же в озере. И до сих пор удивляюсь: надо же такое в голову им пришло!

Измерение глубины – весьма интересная тема. Многими годами позже Тима и Коля организовали измерение расстояния до дна в лесном озере у нас на даче. Из дома несли довольно увесистую железку и длинную веревку. Опускали веревку с грузом на конце в темную воду с мостков. Озеро там у нас с краев заросшее. Поэтому в том месте, где есть открытая вода, уже очень глубоко. Выяснили: глубина – 4 метра!

Кстати, учил плавать я сыновей там, обвязывая их вокруг пояса длинной и прочной альпинистской веревкой (второй конец держал в руках). Забавно, вроде, но оказалось очень удобным методом. Потом и Машу так же учил плавать.

На озере очень интересно. Можно просто сидеть и смотреть на стрекоз, на мелкие волны от временами набегающего ветерка, на отражающиеся в воде деревья и небо… Можно соорудить кораблик и запустить его в плавание. Можно наблюдать за прячущимся в тине у самого берега лягушонком…

Лесное озеро – это здорово. Но и недалеко от города встречаются интересные места у воды. Меньше, чем за час мы добираемся от дома до пруда в поселке Мурино. Он неглубокий, заросший, довольно грязный. Но там живут рыбы! У небольших мостков плавают стаи мальков. И так хочется их поймать!

Мы серьезно собираемся на рыбалку: берем ковшики (по штуке на каждого), трехлитровую стеклянную банку, булку для прикорма. Все это я несу в рюкзаке, по дороге инструктируя Тиму, Колю и совсем маленькую Машу о правилах рыбной ловли с хлипких мостков.

Добравшись до пруда, мы ставим на землю банку, кидаем в воду немного булки. И начинается процесс. Я морально готов к тому, что кто-то все же в азарте свалится в воду. Глубина тут по колено, но ведь все равно было бы некстати. Однако рыбаки сохраняют осторожность и умудряются, свешиваясь с мостков, не сваливаться в воду и не спихивать друг друга. Они постоянно бегают на берег и переливают в банку отловленных мальков. Мостки делаются мокрыми и скользкими, вода льется детям на ноги, но ничего – погода теплая.

Наконец всем надоедает. Разглядываем мальков в банке. Ощущаем гордость и удовлетворение. Затем воду с мальками выливаем обратно в пруд. Мальки рады, мы тоже. Собираем орудия лова и потихоньку направляемся домой. А я иду и все удивляюсь: как же никто в воду не свалился?! Ведь, казалось бы, условия были самые подходящие.

На всех озерах, куда мы приходили летом, обязательным элементом было строительство на берегу системы каналов, дамб, плотин и запруд. Мальчишки могли играть так часами. А от меня требовалось совсем немного: притащить с собой в рюкзаке достаточное количество удобных совков и ведерок. Совки – чтобы рыть песок. Ведерки – чтобы носить воду из озера и лить ее в запруды.

А в холодную погоду на берегу тоже интересно. В воде встречаются красивые камушки. Кто-то катается на виндсерфинге. Летают и кричат чайки. На волнах играют блики солнца. И главное – простор!

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)