АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Мировые кризисы и потребность в повышении управляемости процессов глобализации
Эти условия в самом общем виде могут быть сведены к следующему: - во-первых, происходят преобразования в структуре национальных интересов государственных акторов международных отношений: на передний план выдвигаются интересы, связанные с обеспечением экономического процветания и материального благополучия. При этом экономический компонент национального интереса становится не просто фактором, служащим увеличению государственной мощи. Он превращается в самостоятельный фактор, что можно считать ответом государства на возросшие требования населения к уровню и качеству жизни, с одной стороны, а с другой стороны - ответом на новые внешние вызовы, связанные с авторитетом и престижем государства на мировой арене, его местом в международной иерархии, складывающейся сегодня на иных принципах; - во-вторых, укрепление роли негосударственных акторов сопровождается снижением контроля со стороны правительств над мировой экономической жизнью и распределением ресурсов, большая часть которого осуществляется транснациональными корпорациями. Интересы же ТНК и ТНБ зачастую не связаны с интересами государств или преобладают над ними. К соперничеству национальных интересов добавляется соперничество несовпадающих полностью с ними интересов транснациональных предприятий, банков, ассоциаций и других негосударственных акторов; - в-третьих, распространение в мире демократических ценностей и идеалов не должно создавать иллюзий относительно их общечеловеческого характера. В действительности, как уже отмечалось, речь идет о ценностях западной либерально-демократической идеологии. Присущее ей, как и всякой идеологии, стремление исключить иные системы взглядов на общество и мир, на правила и нормы международного взаимодействия, а также попытки представить идеалы рыночной экономики, парламентской демократии, индивидуальных свобод и прав человека в качестве рациональных потребностей, вытекающих из самой человеческой природы, сталкивается с серьезными проблемами. Запад выступает перед остальным человечеством в качестве референтной группы. И это выражается, прежде всего, в развитых технологиях, более эффективно функционирующей экономике, более высоком уровне и качестве жизни людей. Именно в этом пункте потерпела поражение коммунистическая идеология и основанный на ней реальный социализм, не сумевший обеспечить сравнимых с западными условий материального существования людей. Однако человечество не сможет повторить путь Запада к материальному процветанию, ибо он связан с обострением и глобализацией экологических и иных проблем, исчерпанием источников энергии и природных ресурсов планеты. Уже сегодня 6% населения планеты, живущего в самых развитых странах, потребляет 35% мирового валового продукта, что делает маловероятным присоединение к этим странам всего остального человечества. Экономическое неравенство, дистанция, разделяющая уровень жизни в богатых и бедных странах, отнюдь не уменьшается. Но если на протяжении прежних веков оно воспринималось как нормальное явление, то сегодня все в большей мере ощущается как несправедливость, порождая протесты и конфликты. С другой стороны, не сглаживается и культурно-цивилизационное многообразие мира. Поэтому каждое общество, осуществляющее модернизацию, сталкивается с дилеммой: как реализовать необходимые для повышения эффективности экономики и подъема уровня жизни населения технико-экономические преобразования и одновременно сохранить собственную социокультурную идентичность. Указанная дилемма, по мнению ряда исследователей, может стать источником новых идеологий, которые, скорее всего, будут связаны либо с модернистским авторитаризмом, либо с традиционализмом и ностальгическим постмодернизмом; - в-четвертых, в мире возрастает роль обменов и коммуникаций между субъектами международных отношений, то есть той широкой сети каналов общения акторов, которая постоянно развивается и приобретает все более сложный характер. В настоящее время она представлена: - а) общениями по традиционным официальным, институциональным и неинституциональным каналам: дипломатические отношения, МПО, двусторонние и многосторонние встречи, визиты официальных лиц и т.п.; - б) взаимодействием между официальными инстанциями и общественным мнением, которое оказывает возрастающее влияние на правящие режимы, дипломатические ведомства; - в) самостоятельной и непосредственной ролью средств массовой информации как каналов международного общения, оказывающих усиливающееся воздействие на существующий мировой порядок. При этом каждый из указанных каналов, призванных способствовать сохранению стабильности и совершенствованию международного порядка, может вызывать обратный эффект: провоцировать кризисы, усиливать неудовлетворенность тех или иных влиятельных акторов международных отношений.
Новые технологии сегодня практически уничтожают понятие расстояния и национальных границ и являются фактором объединения интеллектуальных сил и духовных способностей всего человечества. Одновременно прессинг со стороны мировых технологических центров активно закладывает фундамент информационно-культурного неравенства, когда одни являются поставщиками, а другие потребителями информации. Это вызывает противодействие: требование защиты национальных информационно-культурных ресурсов, а также культурно-исторических традиций, которые расшатываются под такого рода натиском, что особенно опасно во времена крушения прежних ценностных парадигм, неопределенности путей общественного развития. Осознанно-ответственное отношение к судьбам культуры и общества требует соответствия деятельности средств массовой коммуникации задачам развития культурного многообразия, сохранения общечеловеческих идеалов и ценностей. Для этого необходимо, чтобы огромные достижения человечества в области информационно-коммуникационного обмена были подчинены гуманитарным интересам мирового сообщества.
В условиях глобально-локальных перемен, нарушающих привычное устройство мира, значительные изменения претерпевают сами отношения государства и культуры. Новые условия и причины, связанные с диверсификацией функций государства, децентрализацией власти, невозможностью контролировать культурно-информационные потоки в рамках национальных границ, требуют переосмысления взаимоотношений государства и культуры.
Глобализация остро ставит вопросы участия национальных правительств в глобальной культурной жизни, реконструирует их функции и полномочия с учетом увеличивающейся сложности регуляции социокультурных процессов во все более взаимозависимом мире. Взрыв глобальных культурных потоков и сетей произвел важнейшие социо-культурные перемены, важные для выверки отношений между государством и культурой: уменьшение роли государства в изготовлении, регуляции и передаче культуры на расстояние при одновременном увеличении роли частных компаний, усиление роли массовой аудитории для культурного экспорта - она становится более важной, чем роль элиты, появление спутниковых телекоммуникаций, цифровых технологий, оптоволоконных сетей, которые повышают "символическую плотность" окружающей культурной среды.
Важны появление глобального рынка культурных продуктов, мультинациональной культурной индустрии, необычайная скорость циркуляции объектов и образов на глобальном и региональном уровнях, легкость и дешевизна установления связи, что очень значимо для институционального контекста, в котором развиваются многие локальные или национальные культурные проекты. С этими процессами тесно связаны вопросы культурного суверенитета стран, оказывающихся под мощным воздействием других культур, а также вопросы информационного контроля и цензуры.
На международном уровне все более важным становится решение конкретных управленческих задач для активизации культурной деятельности по смягчению воздействий урбанизации, глобализации и технологических инноваций, для развития телекоммуникационных сетей, для выполнения объединенных международных проектов в сфере индустрии культуры и содействия развитию общих рынков. Необходимы совместное производство телевизионных и радиопрограмм, видео- и мультимедийной продукции, фильмов, а также защита прав художника и актера, научные исследования по проблемам распространения культуры средствами медиа, совместные разработки по оценке культурных программ, обмен актуальным опытом, обучение.
Глобализация изменяет во многих сферах баланс не только между национальным и глобальным, но глобальным и локальным. Парадоксом современной глобализации явился тот факт, что местные культурные различия стали гораздо более выраженными, чем прежде. Препятствуя глобализационным процессам, страны стремятся сохранить внутренне разнообразие и самобытность своих культурных традиций, культурный плюрализм стал ярко выраженной чертой мирового сообщества2.
Для взаимоотношений государства и культуры локализация означает децентрализацию управления сферой культуры и учет в управлении специфических условий развития данной локальной культуры, принятие решений, которые бы способствовали удовлетворению культурных потребностей конкретной группы населения. Субнациональная динамика в сфере культуры связана с тем, что в административно-территориальных единицах у населения возникают требования большего самоуправления и самоопределения, а органы власти требуют предоставления больших полномочий на местах в вопросах культурной жизни, развития локальных культур. При этом роль государства становится все менее прямой и все более диверсифицированной, формы и модальности активности государства в сфере культуры существенно меняются.
Так, государство избавляется от многих своих функций, например, производства ряда культурных товаров и услуг, и в то же время оно начинает уделять большее внимание установлению правил, создающих надежные правовые и социальные условия для развития культурной области, предполагающих нормативное и финансовое регулирование социокультурной сферы, создание и развитие специализированных институтов, пользующихся доверием в обществе.
Новая парадигма развития социокультурной сферы - это использование преимуществ самоорганизационных процессов, "самодостраивания" культуры, которым исследователи в целом придают значение защитной и одновременно проектной реакции на глобализацию, видя неэффективность принципов жесткой административной вертикали, их неспособность оперативно реагировать на быстрые изменения.
Общественно-государственная парадигма развития сферы культуры отражает идеи консолидации всех общественных сил и ресурсов для достижения устойчивой социокультурной ситуации, выработки и осуществления конкретных мер по реализации принципов федерализма в каждом из регионов с учетом их особенностей, а также участия в культурной жизни новых субъектов и достижения высокой социальной эффективности культурной политики.
Социальный факт
Понятие «социальный факт»,как мы видим,имеет ключевое значение для понимания природы управления,однако,оно отражает лишь часть факторов,влияющих на поведение людей,а именно тех,которые являются непреднамеренными результатами человеческой деятельности.Вместе с тем,существует также значительная часть факторов,имеющих социальное значение,которые создаются специально, преднамеренно.Например,государственные законы распространяются на значительную часть общества и очевидно имеют социальное значение.Вместе с тем закон не является социальным фактом,поскольку создан преднамеренно. Другой пример,руководитель.Как хорошо известно социальным психологам,в каждой социальной группе (большой или малой) с течением времени в результате взаимных контактов появляется свой лидер (лидеры),оказывающий на членов группы заметное влияние.Однако,наряду с лидером,как «социальным фактом»,группа может иметь официального руководителя,оказывающего не меньшее влияние на членов группы в соответствии со своим статусом,чем лидер.Однако,официальный руководитель, представляющий легитимную власть,не относится к «социальным фактам» (по Э.Дюркгейму),поскольку назначен специально. Для правильного понимания социального управления необходимо иметь ввиду,что на поведение людей влияют не только объективные (непреднамеренные),но и субъективные (преднамеренные) факторы. Человек - это творческая личность.Он не только наблюдатель,но и создатель.Он способен использовать для удовлетворения личных и общественных потребностей не только то что наблюдает,но создавать (творить) новое.Исходными прототипами для созидательного творчества человека служили сначала естественные образцы. Примерами первых социально полезных творений человека являлись огонь,каменные топоры,наконечники для стрел,глиняная посуда,одежда из шкур диких животных, украшения,наскальные рисунки и др. Чтобы охватить все множество факторов,имеющих социальное значение,т.е заметно влияющих на поведение и деятельность людей,в дальнейшем мы будем пользоваться понятием «образцы организационной культуры» (ООК). ООК - это не только «социальные факты»,но и все,что специально создано людьми для удовлетворения общественных потребностей,или решения социальных проблем.Они делятся на естественные и искусственные.К естественным будем относить «социальные факты» (по Э.Дюркгейму),к искусственным - преднамеренно созданные ООК.Примерами естественных ООК являются обычаи, традиции, мифы,религия,божественные законы,власть,первые города-государства,естественные организации.Примерами искусственных ООК являются государственные законы,постановления,официальные органы власти,конституция,искусственые организации (деловые организации, предприятия, учреждения).Возможны также смешанные (естественно-искусственные) ООК. Важно заметить,что искусственные ООК часто имеет естественный прототип (образец).Например,асфальтовые дороги (искусственные ООК) обычно проводят в местах,где до этого были протоптаны тропинки (естественные ООК).Государственные законы (искусственные ООК) часто закрепляют сложившиеся веками обычаи и традиции (естественные ООК).Первые искусственные организации имели своим прототипом естественные. Возникновение (или создание) ООК имеет не случайный характер.Новые ООК появляются в определенной последовательности и связи со старыми. Например, изобретению бумаги предшествовало появление письменности.Возникновению института собственности предшествовало появление земледелия и скотоводства. Возникновению государства предшествовало появление института власти, письменности, законов, армии,денег,налогов,дорог,территориальных границ, собственности, герба,флага,гимна и другой атрибутики.Последовательность появления ООК удобно представлять в виде сетевых графов ООК,фрагмент одного которого показан на (рис.). Каждый ООК,независимо от его происхождения,имеет социальное значение,а потому является полезным для практических применений.В связи с этим появляются специалисты своего дела,ремесленники,т.е.люди,освоившие конкретный ООК и специализирующиеся на его использовании для удовлетворения социальных потребностей.Чем больше появляется ООК,тем становится больше профессий. Так появлились воины,гончары,кузнецы,землепашцы,скотоводы,конюхи,писцы, казначеи, глашатаи.При этом каждый являлся своего рода держателем и хранителем того или иного ООК и старался передать его своим детям,обеспечивая преемственность и закрепление ООК в общественном сознании и культуре. Закрепление ООК происходит не только благодаря передаче опыта и знаний от родителей к детям.Важнейшую роль в этом процессе играет система образования, книги,рукописи,библиотеки,общение людей,СМИ. Благодаря способности человека утилизировать естественные ООК и создавать новые,искусственные,а также благодаря передаче их из поколения в поколение происходило (и происходит) постоянное их накопление и образование того,что обычно называют культурным наследием общества,которое постоянно пополняется и обновляется. Интересно отметить,что полезность того или иного ООК оценивается по частоте обращения к нему как частице культурного наследия общества.То общество,которое быстрее воспринимало и брало на вооружение новации (ООК),имело преимущество перед остальными,а следовательно,и больше шансов на выживание.Даже если по каким-то причинам общество (цивилизация) разрушается,ее культурное наследие (множество накопленных ООК) остается и служит надежным «строительным материалом» для создания нового более совершенного общества.Эта возможность зависит от системы воспитания и образования,обеспечивающей передачу (трансляцию) культурного наследия.Вот почему институт семьи,система воспитания и образования имеют решающее значение в строительстве нового общества и его развитии. Среди множества ООК,образующих культурное наследие общества,есть особые ООК,используемые для решения многих сложных социальных проблем.При этом к сложным проблемам будем относить проблемы,требующие для своего решения организованных усилий многих людей.Например,практически все глобальные и государственные проблемы (безопасности,продовольственные, демографические, экологические и др.) являются сложными.Для решения каждой такой проблемы требуются ООК,необходимые для организации сложной деятельности.К ним относятся:планы,программы,документы,законы, приказы,технологии управления,стили и методы управления,функции управления,методические указания и инструкции,социальные нормы,ценности, информация, знания,компьютеры и др.Будем называть их ООК управления.Помимо них есть и другие ООК,например,ООК производства,обеспечивающие производственный процесс,ООК торговли и др.,но они нас будут интересовать в меньшей степени. Итак,ООК управления - это универсальные ООК,используемые для решения сложных социальных проблем.При этом некоторые из ООК управления могут иметь естественную природу (например,обычаи,традиции,общественное мнение,социальные нормы и ценности),а другие (планы,программы,приказы и др.) - искусственную.В связи с этим ООК управления,также как и другие ООК,делятся на естественные и искусственные,образуя,тем самым,две культуры управления,наблюдаемые в любой крупной современной организации. К числу первых в истории человечества ООК управления следует по-видимому отнести институт власти,старейшину,вождя общины,совет общины,общественное мнение.При этом общественное мнение играло первостепенную роль в управлении общиной,поскольку благодаря ему принимались решения,происходило оценивание полезности тех или иных ООК и закрепление их в общественном сознании.Общины,в которых общественное мнение было не на высоте,т.е.давало неверную оценку ООК и неправильно их использовало,не выдерживало соперничества (конкуренции) с более «разумными» общинами и погибало в процессе естественного отбора. Например, общины,придерживающиеся запрета (табу) на родственные браки,правила «не убий» и другие божественные законы и заповеди (например,10 заповедей Христа или Будды) имели больше шансов выжить по сравнению с другими.В определенном смысле можно считать их более разумными по сравнению с остальными.Таким образом, естественный отбор оставляет «жить» лишь наиболее «разумные» социальные организмы,а вместе с ними и наиболее удачные ООК. ООК управления интересны не только как составляющие культуры общества или другой социальной организации.Они интересны и тем,что служат «строительным материалом»,из которого складывается так называемый механизм управления,явно или неявно присутствующий в любой организации,даже семье или группе интересов.Основная функция этого механизма заключается в том,чтобы своевременно распознать потребности общества (организации) и обеспечить правильный выбор мер по их удовлетворению.Другими словами,социальный механизм управления обнаруживает социальные проблемы и принимает по ним адекватные меры,или по словам А.Тойнби/ /,обеспечивает адекватный ответ (response) на вызов (challenge).Об этом мы поговорим в разделе. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | Поиск по сайту:
|