АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Концепции искусственного социального порядка (Гоббс, Локк, Руссо) и управление

Читайте также:
  1. I. Возникновение в обществе социального государства является закономерным результатом
  2. II. Вывод и анализ кинетических уравнений 0-, 1-, 2-ого порядков. Методы определения порядка реакции
  3. II. Порядок обращения за получением социального обслуживания
  4. III. Этические правила служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания
  5. VIII. Порядок предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому
  6. X. Порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания
  7. XIII. Порядок предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания
  8. А) одна из форм социального взаимодействия, отличающаяся его длительностью, устойчивостью, системностью и самовозобновляемостью, широтой социальных связей
  9. Автоматическое управление.
  10. Агентство социального страхования
  11. Административное правонарушение против общественного порядка и нравственности
  12. Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях

Социологические воззрения Гоббса связаны с его философией природы и человека. Мир, по Гоббсу, есть совокупность вещественных субстанций - тел. Поэтому естественное состояние - это война "всех против всех", ибо, даже если и нет битвы, " Здесь действует естественное право, которое Гоббс трактует как свободу делать все для самосохранения, в т. ч. и посягать на чужую жизнь. Но антропологическое равенство не обеспечивает совершенного превосходства и никому не дает гарантий безопасности. Ее могло бы обеспечить исполнение предписаний естественного разума, или естественного закона, общее правило которого состоит в том, "что всякий человек должен добиваться мира, поскольку у него есть надежда достигнуть его, если же он не может его достигнуть, то он может использовать всякие средства, дающие преимущество на войне" Отсюда следует свод естественных законов, согласно которому для установления всеобщего мира разумно пойти на взаимное ограничение прав всех людей.
Социальность тождественна государственно-политическому состоянию и создается путем договора (Общественный договор). Соблюдение договора гарантирует мир, т. е. безопасность. В безопасности нет страха нарушить договор. Традиционное различение "правильных" и "неправильных" правлений неверно. Но Гоббс предпочитает монархию, которая обеспечивает непрерывность волеизъявления суверена, внутреннее единство воли в государстве и ее единство с исполнительными органами. Задача суверена - сохранение и продление жизни "государственного тела", т. е. поддержание мира и безопасности. "Но под обеспечением безопасности подразумевается не одно лишь обеспечение безопасности голого существования, но также обеспечение за всяким человеком всех благ жизни, приобретенных им законным путем, безопасным и безвредным для государства" Социально-политические взгляды Гоббса внутренне противоречивы. Своекорыстное поведение, непосредственно безвредное для государства, противоречит политическому единству. Признание права на борьбу за самосохранение вопреки воле суверена ограничило бы его могущество, что противоречит определению. Суверен заставляет повиноваться благодаря полномочному распоряжению жизнью граждан. Но угроза расправы со стороны суверена - не лучше естественного состояния всеобщей войны в том, что касается безопасности. Эти противоречия в 17-18 вв. пытались разрешить Локк и Руссо. Отказ Гоббса от применения религиозных, моральных и т. п. оценок в рассуждениях о самодовлеющем политическом единстве и подчинение всех иных сфер этому единству Образ гос-ва-"Левиафана" стал нарицательным для обозначения тоталитарных, антигуманных режимов.Локк (LockeLocke) Джон (29.08.1632- 28.10.1704, Уайт) - английский философ-просветитель, основоположник социально-политической доктрины либерализма. В основе социальной философии Локка лежат идеи `естественного права` и `общественного договора`, согласовывающиеся с его теорией познания (отрицание врожденных идей, постулирование опытной природы знания).
Политическая теория Локка, направлена против патриархального абсолютизма и рассматривает социально-политический процесс как развитие человеческого общежития от естественного состояния до гражданского общества и самоуправления. В естественном состоянии люди свободны и равны между собой и перед Богом.. Следование разумным естеств. законам позволяет достичь согласия при сохранении индивидуальной свободы. Это согласие - основа `обществ, договора`, по которому законодательная, исполнительная и `федеративная` власть передается правительству и осуществляется раздельно. Осн. целью правительства является защита естественного права граждан на жизнь, свободу и собственность. Каждый человек является собственником прежде всего своей жизни, а следовательно, и собственником средств жизнеобеспечения, основным из которых является его труд. Человек имеет право и на то, `что он смешивает со своим трудом`, т. е. право па собственность, которая принадлежит ему законно, если изъята из общего достояния без ущерба для др. Несоблюдение правительством правил `общественного договора` (главным образом неприкосновенности собственности, гарантирующей индивидуальную свободу) делает его незаконным и дает право подданным на сопротивление. Локк считал конституционную, парламентскую монархию политический приоритет королевской власти. Всеобщий закон нравственности, по Локку, должен иметь основание, причем не во врожденных идеях и не в ограниченном человеческом разуме, но в Божественном откровении. Представление о Боге, по его мнению, человек получает, лишь исследуя его творения с помощью разума. Отсюда следует, что невозможно установить в действительности единых норм морали и требовать единообразия в решении вопросов совести и вероисповедания. Поэтому веротерпимость - одно из условий `общественного договора` и законного правления. Скептический провиденциализм у Локка подчеркивает роль случайности в человеческом понимании и оценке действительности, уникальность индивидуального мировоззрения и объясняет развитие и изменчивость моральных представлений, зависящих во многом от индивидуального опыта, деятельности и ее результата - пользы. Польза есть конечная цель всякой деятельности; труд ради труда есть нечто неестественное. Свобода воли, по Локку,- это следование нравственности, критерием которой выступает разум.Руссо продолжил традицию "робинзонад" в обществознании, беря за исходный пункт изолированного индивида. Согласно Руссо, человек в естественном состоянии находится в гармонии с природой. Он не испытывает потребности ни в прочных общественных связях, ни в труде, ни в разуме, ни в морали. Но ему равно присущи стремление к самосохранению и сострадание. Поэтому Руссо не считает, в отличие от Гоббса, естественное состояние "войной всех против всех". Рост населения и географические причины ведут к развитию способностей людей и возникновению сотрудничества и соперничества. Появление новых способностей стимулирует новые потребности, и наоборот, вплоть до развития, помимо естественных "потребностей тела", искусственных "потребностей духа". Решающий шаг в замене естественного, антропологического неравенства неравенством политическим, т. е. общественным, - установление частной собственности. Постоянные столкновения могущественных и обездоленных приводят, главным образом первых, к потребности в гражданском мире, который обеспечивается заключением общественного договора.
Развитие неравенства проходит три этапа: установление и узаконение богатства и бедности; могущества и беззащитности; господства.Такое законное установление всегда имеет в виду два момента: неотчуждаемость свободы как важнейшего определения человека и неотчуждаемость "народного суверенитета". Общественный договор состоит в том, что "каждый из нас передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, и в результате для нас всех вместе каждый член превращается в нераздельную часть целого... По Общественному договору человек теряет свою естественную свободу и неограниченное право на то, что его прельщает и чем он может завладеть; приобретает же он свободу гражданскую и право собственности на все то, чем обладает". Таким образом, любая политическая власть имеет законную силу лишь благодаря некоему "первоначальному соглашению". Ей не может быть передано ни право суверена, ни даже право представлять суверен. Любые правители - лишь уполномоченные народа, наследственное единовластие - самая извращенная форма правления. Политический организм, как и всякий организм, смертей. Продлить его здоровье и существование могут удачное правление и законодательство. Идеал Руссо - небольшие государства, жители которых могут непосредственно осуществлять волеизъявление и контроль уполномоченных правителей. Чтобы предотвратить неравенство в правах, требуется обеспечить имущественное равенство и запретить роскошь. Руссо склоняется к аристократии: "...именно тот строй будет наилучшим и наиболее естественным, когда мудрейшие правят большинством, когда достоверно, что они правят им к его выгоде, а не к своей собственной". Порче же нравов содействуют науки и иск-ва, порождающие честолюбие, препятствующие естеств. поведению людей. Взгляды Руссо решающим образом повлияли на идеологию наиболее радикально настроенных лидеров Великой французской революции, положили начало совр. критике цивилизации, во многом определили дальнейшее развитие социальной философии и философии права.

8. Концепции естественного социального порядка (Бентам, Смит) и управление.

Иеремия - английский правовед и моралист, теоретический основоположник утилитаризма, идеолог буржуазии периода промышленного переворота в Англии. Закончил Оксфордский университет. Учение Бентама о "разумном человеке" является вызовом левому крылу французского Просвещения, в частности учению о естественном праве.Вместо исследования вечной и неизменной сущности человека, проходящей в своем развитии целый ряд исторических стадий, как это было у просветителей, Бентам фактически свел сущность человека к сущности буржуа. Маркс связывал появление теории Бентама с победой капиталистического общества, в котором идея социальной эволюции из средства осуждения феодализма становится средством оправдания уже победившего капитализма.
Условия этого общества предполагают, по Бентаму, полное подчинение всех обществ, отношений "принципу полезности" - фетишистскому превращению экономического принципа.В соответствии с этим Бентам в своем главном труде "Деонтология, или наука о морали" разработал систему буржуазной этики, в которой проповедовалась тождественность интересов индивидов и общества в целом, сведенного им к сумме интересов индивидов. Стремление каждого заботиться только о себе, по мнению Бентама, приводит к "наибольшему счастью наибольшего числа людей". Выступая против теории обществ, договора Руссо, которая "возбуждает дух восстания", Бентам признавал право государства на подавление народных восстаний. В то же время, будучи идеологом либерализма, он выступал за свободную торговлю и расширение избирательного права.Смит - шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической буржуазной политической экономии. Смит оказал значительное влияние на развитие социологии. Ему принадлежит одно из первых углубленных исследований психологии человека, живущего в общине. Он предпринял попытку раскрыть природу человеческих страстей, объяснить социальными факторами стремление человека оценивать себя и других. Сама способность человека к нравственному переживанию, утверждал он, ниспослана человеку свыше, однако формы и интенсивность ее проявления целиком и полностью определяются социальным окружением индивида. Человеку присущи два желания: (1) оценивать поступки окружающих людей и (2) завоевывать их одобрение. Весь комплекс чувств взаимодействующих между собой индивидов Смит называет "сочувствованием". Оно становится возможным в силу того, что каждый человек является одновременно "внешним" и "внутренним" наблюдателем. С одной стороны, он наблюдает и оценивает поступки др. людей, с др.- глядит на себя глазами окружающих и с этой позиции судит себя и свое поведение. Согласно Смиту, ключевую роль среди всех человеческих эмоций играет чувство справедливости, понимаемое как воздержание от причинения зла другому. Именно справедливость, с точки зрения Смита, позволяет сдерживать порывы пагубных страстей, использовать свою энергию во благо других. Огромный импульс развитию социологии, как и др. общественных наук, дал осуществленный Смитом всеобъемлющий анализ капитализма как экономической системы. Смит близко подошел к раскрытию сущности таких понятий, как "капитал", "труд", "стоимость", "прибыль" и др.Основным источником обществ. богатства, по Смиту, является индивидуальное стремление к благополучию, а также присущее каждому индивиду желание добиться более высокого положения в обществе. Главным условием процветания государства Смит считал: (1) господство частной собственности; (2) невмешательство государства в экономику; (3) отсутствие препятствии для развития личной инициативы. Согласно Смиту, важным фактором, способствующим экономическому росту, является разделение труда, позволяющее расширить применение машин. Признавая, что разделение труда обедняет его, Смит предлагал компенсировать эти негативные последствия путем введения всеобщего образования. Смит делил общество на три класса: (1) наемных рабочих; (2) капиталистов и (3) крупных землевладельцев; отмечал, что в условиях капитализма интересы рабочих противоположны интересам имущих классов, однако считал такое положение неизбежным и естеств. Работы Смита стали одним из теоретических источников политической экономии марксизма.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)