|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КОНТРОЛЬ И УЧЕТ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯКонтроль и учет навыков чтения следует осуществлять систематически, чтобы своевременно помогать ученику в приобретении и совершенствовании навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения. Особенно этот учет важен в I и II классах, т.е. на первых ступенях овладения техникой чтения. На уроках учитель наблюдает за правильностью и беглостью чтения. Беседы помогают определить уровень сознательности. На уроках внеклассного чтения и при пересказе самостоятельно прочитанных книг можно выявить степень заинтересованности детей чтением, понимания фактического содержания и идеи. Для учета навыков чтения во II и III классах используют схему проверки, соответствующую программным требованиям для данного класса. 1. Беглость чтения вслух или про себя проверяется с помощью секундомера. 2. Правильность учитывается путем регистрации ошибок, допускаемых учеником как при контрольной проверке, так и в процессе работы на уроках. При этом важно учитывать характер ошибок: повторы, пропуски, чтение по догадке и т.д. 3. Сознательность определяется путем беседы по самостоятельно прочитанному тексту или отрывку. Специальные проверки навыков чтения рекомендуется проводить в каждом классе у всех учащихся дважды в год: в конце первой и четвертой четвертей. 5. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ ЧТЕНИЯ Основной целью подготовки учителя к уроку является обеспечение полноценного восприятия учащимися литературного произведения. Поможет учителю в этом правильно организованный литературно-методический анализ текста. В процессе такого анализа учитель — выявляет литературоведческую ценность произведения; — характеризует все компоненты текста; — соотносит свое восприятие с детским, учитывая закономерности этого психического процесса; — намечает, как устранить трудности восприятия данного произведения учащимися; — с учетом специфики текста выбирает виды и приемы методической работы на уроке; — составляет речевую партитуру выразительного чтения; — анализирует содержание иллюстраций. Умение целостно, эстетически полно анализировать текстовой материал зависит от системы литературно-методического анализа произведения, используемой учителем: 1. Определение жанровой разновидности произведения. Необходимо вспомнить, какие основные признаки жанра влияют на методику чтения данного текста в целом. 2. Установление темы произведения, соотнесение ее с проблематикой ранее прочитанных. Следует определить, что нового несет в себе данный текст по сравнению с однотемными. Особое внимание обращается на заголовок. 3. Восстановление сюжета: экспозиции, завязки, развития действий, кульминации, развязки. Нужно определить, что в нем понятно детям при первичном восприятии, а что необходимо уточнить. Если в произведении нет сюжета, то необходимо выделить изображенные картины, последовательность рассуждений, те части, из которых состоит текст. 4. Раскрытие композиционных особенностей текста. Выбор видов чтения и пересказа зависит от композиции и особенностей языка произведения. 5. Составление описания художественных образов произведения. При этом полезно пользоваться схемой: портрет —> поступки —> речь —> отношения. Кроме персонажей, отмечаются образ-пейзаж, событие, интерьер и др. 6. Проведение анализа языка, авторского стиля. Следует выделить «словарные», «образные» и «ключевые» ряды. Намечаются трудные и легкие в чтении куски, что в основном зависит от интонационно-синтаксических особенностей. 7. Формулировка идейного вывода произведения. Необходимо выявить его воспитательную, познавательную и эстетическую значимость. Пользуясь данной схемой, учитель интерпретирует произведение на свойственном ему литературоведческом уровне. Каждому учителю понятно: чтобы урок мог стать «педагогическим произведением», он должен быть тщательно обдуман. Работа учителя над уроком (точнее было бы сказать над системой уроков) — это основная часть его методической деятельности, т.е. деятельности по организации обучения с одновременным развитием и воспитанием школьников. При создании урока любой учитель проходит четыре этапа: 1) осознание цели, задач и методической компетентности; 2) выработка плана действий (составление плана урока) в соответствии с результатами ориентировки; 3) реализация намеченного (проведение урока); 4) самоконтроль, сопоставление результата с намеченным планом (итоговая самооценка урока). Программу работы над уроком можно описать, сформулировав те вопросы, которые важно иметь в виду на каждом из этапов. Iэтап — осознание цели, задач и методической компетентности. Это процесс многоплановый, многокомпонентный, и именно ' здесь, к сожалению, не все продумывается учителем. В чем же нужно сориентироваться, что для себя решить? 1. Ориентировка в предметном содержании урока, т.е. в самом лингвистическом материале: — Что именно предстоит изучить? Зачем? Какова роль этого явления? — Что я сам об этом знаю? Какими признаками это явление характеризуется, как они выявляются? — С какими другими явлениями оно связано? Почему вводится именно в данный момент обучения? 2. Ориентировка в конкретных условиях обучения: — Что учащиеся об этом понятии знают? Что должны узнать на данном уроке, в какой степени, до какого уровня? — Какие признаки понятия должны быть в центре внимания? — На какие смежные знания и умения в ходе работы следует опереться? — Какие учебные действия необходимы для освоения материала? — Какие конкретные трудности могут встретиться и должны быть преодолены? Каковы возможные ошибки учащихся? — Какая другая языковая (речевая) работа может быть органично связана с освоением данного материала? Почему? 3. Ориентировка в методическом арсенале способов и средств — Какие способы организации учебной работы, виды заданий, средства обучения, отвечающие общему замыслу урока, я знаю? — Как предполагается использовать учебник? Какова цель каждого из заданий учебника, логика их расположения? — Какие способы работы, какой конкретный материал рекомендуют средства методической помощи (собственная методическая картотека, пособия, журнальные статьи и т.п.)? — Как, по каким критериям оценить, освоили ли ученики Как видим, I этап методической деятельности учителя по подготовке урока довольно объемен по своему содержанию. Результатом его должны быть: 1) уяснение темы урока и его места в ряду других; 2) актуализация собственных лингвистических и методических знаний в рамках темы; 3) примерное определение основной направленности работы, главных акцентов и возможных содержательных границ, т.е. того, чему целесообразно учить на данном материале. II этап — составление плана урока: — Какова цель урока, т.е. каким должен быть конечный результат? — Как прийти к достижению цели урока, через решение каких промежуточных задач? — Что, по логике действий, нужно выполнить, выяснить сначала, что потом и т.д.? — Какие дополнительные задачи обучения, развития и воспитания следует реализовать на этом уроке? На каких его этапах? Почему? Учитель продумывает, как организовать урок. — Как поставить перед детьми учебную задачу, чтобы включить их в активную деятельность; что нужно сделать, чтобы учащиеся обнаружили, что какого-то знания или умения им недостает; как сделать, чтобы это знание или умение оказалось им нужным, чтобы возникло желание узнать, научиться? — Как обеспечить усвоение на уроке необходимой информации? Можно ли организовать работу так, чтобы дети сами «открыли» нужный признак, закон, способ действия; если да, то как этого добиться; если нет, то как поступить: отослать ли их к учебнику, сообщить все в готовом виде или организовать совместный поиск и т.п.? — Как добиться освоения детьми необходимых действий и в целом осознанного овладения материалом? Как использовать способы и средства обучения, в какой последовательности, какой дидактический материал и т.д.? Как видим, на этапе планирования учитель окончательно решает, каковы должны быть: 1) цели урока, промежуточные задачи и последовательность их решения; 2) основные виды деятельности на каждом из этапов урока; 3) средства и способы организации деятельности детей, в частности мотивации их познавательного интереса, постановки учебной задачи, руководства ее решением, отработки необходимых учебных действий и подведения итогов урока. Важно, чтобы все решения, которые принимает учитель, были для него достаточно обоснованны — каждый из пунктов плана урока он должен быть в состоянии объяснить (в первую очередь себе). Это важнейшее условие подготовки урока. Оценивая план урока, прежде всего следует убедиться: — все ли лингвистически грамотно в плане (конспекте) урока, правильно ли отражена сущность изучаемого явления; — удалось ли органично соединить обучение школьников с развитием у них познавательного интереса и готовности приобретать конкретные знания и умения, добиваться решения возникших вопросов, с воспитанием других личностных качеств; — получился ли урок целостным, завершенным, ясна ли логика движения мысли ученика, логика его действий; достаточно ли использованы возможности, предоставляемые темой, языковым материалом, для развития мышления детей, их речи, языкового чутья, внимания к слову и т.д.; — удалось ли учителю отвести себе в уроке роль человека, не только спрашивающего, объясняющего, оценивающего школьников, но и активно участвующего в коллективном познавательном процессе; интересно ли будет ученикам на этом уроке? Такой анализ составленного плана урока — это элемент самоконтроля, который обязательно должен присутствовать на всех этапах работы над уроком. III этап — реализация на практике намеченного плана, т.е. — организовать деятельность учащихся на каждом из этапов урока: от постановки учебной задачи до обобщения и подведения итогов; — грамотно пользоваться способами обучения, избранными для достижения целей; — общаться с учащимися, обеспечивая желаемую атмосферу урока; — контролировать ход работы, т.е. сопоставлять замысел с его реализацией, и при необходимости вносить возможные коррективы. IV этап — итоговая самооценка урока — предполагает: — решение вопроса о том, удалось ли осуществить намеченную программу; — анализ конкретных результатов обучения, выявление достижений, удач, недостатков, просчетов; — внесение необходимых уточнений, изменений в план дальнейшей работы по теме. Осмысливая изложенную программу, задачи, решаемые при чтении, а также требования к организации работы с литературным произведением, сформулируем основные требования к уроку чтения художественной литературы. 1. Не может быть жесткой регламентации структуры и содержания урока чтения, так как он предполагает совместное творчество детей и учителя, свободное обсуждение прочитанного. Тем не менее в самом общем виде законы восприятия художественной литературы диктуют такую последовательность работы: подготовка к восприятию и первичное восприятие (первичный синтез); анализ текста с включением заданий синтетического характера; творческие виды работы с текстом (вторичный синтез). 2. Одно из важнейших качеств урока чтения художественной литературы — это эмоциональность. Если учитель не затронет эмоциональную сферу детей, урок превратится в формальные рассуждения и своей воспитательно-образовательной цели не достигнет. 3. Непременное требование к организации урока — учет видо-жанровой специфики литературного произведения и его художественного своеобразия. Именно особенностями текста определяется подход к планированию урока, выбор средств и способов обучения. Понимание учителем главной мысли произведения поможет правильно сформулировать и расположить вопросы и задания к тексту, которые подведут детей к осознанию идеи, ради которой создано произведение. В силу неразрывности содержания и формы по ходу всей работы выявляется своеобразие авторской манеры (для младших школьников это прежде всего особенности использования языковых средств). 4. Обдумывая набор и последовательность разных видов работы с текстом, следует стремиться к разумному сочетанию заданий и упражнений аналитического и синтетического характера, что сделает урок более живым и интересным. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |