|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯНаглядность обучения является важным дидактическим принципом, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися. На уроках чтения имеются неисчерпаемые возможности применения наглядности во всех ее видах: — непосредственное наблюдение окружающей жизни на экскурсиях; — изучение коллекций, гербариев, макетов, муляжей и т.п.; — просмотр кино- и диафильмов; — рассматривание художественных картин и репродукций, иллюстраций; — слушание музыки и грамзаписей текстов в исполнении мастеров художественного слова. Кино- и диафильмы не должны подменять чтение художественного текста. Они используются на уроках в виде фрагментов при повторном чтении для иллюстрирования или в целях подготовки к пересказу, а также в обобщающей беседе для пояснения анализируемого теста. Но при чтении научно-популярных статей диафильм, совпадающий с материалом чтения, предшествует чтению текста или соединяется с ним по этапам. Репродукции и иллюстрации часто применяются на уроках чтения. При подготовке к чтению картина используется для ознакомления с исторической обстановкой, новыми явлениями, для объяснения новых слов. На этапе анализа или при обобщении картина способствует восприятию содержания текста. Но при этом требуется достаточно времени, чтобы картина была воспринята в целом, разобраны ее компоненты, выяснена ее идея: — выяснение фактического содержания картины (Кто, что изображено?); — беседа по картине, в ходе которой выясняются характеры героев и средства их изображения; — чтение отрывков текста, соответствующих содержанию картины. Иллюстрации к тексту используются обычно для заданий по выборочному чтению, составлению плана, подготовке пересказа, обобщению. Но урок чтения не следует перегружать демонстрацией наглядных пособий, чтобы не снизить роль самого литературного текста. Иллюстрация — это наглядное изображение того, что описано в тексте. В методической литературе выделяют четыре функции иллюстрации: просветительскую, наглядности, художественную, воспитательную. Постоянное внимание ко всем сторонам иллюстрации постепенно способствует воспитанию у ребенка верного вкуса, художественного чувства, помогает ему осмыслить и осознать прочитанное. При подготовке к уроку с использованием иллюстраций учитель должен уяснить для себя, что выбрал художник в литературном произведении для своих иллюстраций, на чем сосредоточил основное внимание, мимо чего прошел, чем это можно объяснить, как художник использовал различные графические и живописные средства. Кроме того, учителю необходимо ясно представлять себе, какую методическую задачу он будет решать с их помощью. Работу с иллюстрацией можно организовать на различных этапах урока: возможно привлечение иллюстраций в процессе первоначального знакомства с текстом, чаще при анализе художественного произведения, а также при обобщении. Основными методическими приемами работы с иллюстрациями в школе являются беседа, рассказ учителя, которые сопровождаются словесным и графическим рисованием. Выделяют следующие моменты в работе силлюстрациями: рассматривание изображения самими учащимися, затем вопросы учителя: — Что изображено на переднем плане, дальше, на втором плане? — Что мы видим в центре, слева, справа? — Что самое важное, существенное? — Какую мысль выразил художник? — Какие приметы жизни, события, явления представил? — Как подчеркнул, выделил героя? — Какие средства для этого использовал: цвета, размер, формы и т.д.? При анализе произведения иллюстрации используются в работе над отдельным эпизодом. При этом уместны такие вопросы: — Какой момент действия отражен на этой иллюстрации? — Какие герои показаны и в какой обстановке? — Как передано художником внутреннее состояние героев? — В чем художник следует тексту, а в чем отступает от него? Почему? Иллюстрации к отдельным эпизодам произведения, а также иллюстрации-пейзажи могут быть использованы для развития речи учащихся: по ним можно построить связный устный рассказ или выполнить несложную письменную работу. Можно предложить учащимся изобразить другие эпизоды из произведения. Работа с иллюстрациями при рассмотрении образов-персонажей позволяет подтвердить графическим изображением то представление о литературном герое, которое сложилось или готово сложиться у учащихся после чтения. Беседу о действующем лице после рассматривания иллюстрации организуем так: — Кто изображен на рисунке, из чего это видно? — Какие черты характера, внешнего облика, отмеченные писателем, удалось передать художнику? — Как художник использует графические средства для характеристики персонажа? Многоплановая роль иллюстрации, используемая учителем на уроках чтения, способствует развитию мышления, речи, воображения у детей. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |