|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Происхождение античной философии. Первые философские школы
Античная философия подразделяется на три этапа: 1) период зарождения и формирования (6 в. до н.э.); 2) классический период или период расцвета греческой философии (5 – 4 в. до н.э.) (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель); 3) период заката (эпоха эллинизма и латинской философии Римской республики – 3 – 1 в. до н.э.). Внутренними предпосылками становления античной философии становятся социально экономические преобразования: появление рабовладельческая демократия, сложного классового деление, смена родовой аристократии республикой, аграрной экономики ремесленной, развиваются полисы. Формируется научное видение мира, рационализируются отношения человека с миром, обществом. Так, например, благодаря демократии появляется «риторика» (от греч. Rhetorike) – ораторское искусство, искусство владения словом. Она предшествует педагогике, философии, и становится основным инструментом борьбы за власть. Главным тезисом для риторики становится утверждение об истине, рождающейся в споре. Также, выдвигаются первые «профилософские» положения об относительности всех размышлений и бесспорности только самых простейших суждений. И, главное – к каждому оратору предъявлялось чёткое требование о логической обоснованности своих утверждений и рассуждений. Таким образом, в «риторическом» споре закладываются основы для преодоления догматического взгляда на знание, и предлагается новое видение научного познания, выстроенного на последовательной аргументации и доказательной базе. Распространяется концепция «пайдеи», в которой на первом месте стоит стремление к образованности, просвещению. Центром «пайдеи» становится человек, его разум, свобода. Открывается самостоятельность ценности человеческого бытия, как существа способного разумно, творчески понимать мироздание и себя (что, например, отражено в мифе о Прометее). Закон перестаёт быть формой божественной воли. Напротив, он осознаётся как человеческая установка, плод социальной деятельности и отношений, и получает определение посредством термина «номос» (от греч. nomos – обычай, порядок) – предписанный законом порядок. Для обозначения мироздания как такового используется понятие Космос (греч. Kosmos – вселенная), а учение о его сотворение и развитии получает название космогония. Под космосом понималось обозримая шарообразная видимость, незыблемый, вечный, гармонично упорядочный строй вещей, единство противоположностей, противостоящее хаосу, и подчинённое правосудию (dike). То есть, на первых шагах античной мысли картина мира уже выстраивалась при помощи рационального инструментария, пытающегося дистанцироваться от «мифологических вымыслов». Используются такие понятия, как Логос (мысль, понятие, разум; в более широком смысле, мировой разум, безличная вселенская закономерность, которой подчинены даже боги). Природа или физис (от греч. Physis – возникнуть, быть рождённым; как первоначальная сущность вещей, источник их образования, так и сумма всех вещей), эйдос (от греч. Eidos – образ, вид; подразумевалось идея, понятие или метафизическая сущность вещи, мира), Душа (от греч. Psyche; основа живого существа, в особенности человека),Ум (ноос) и т.д. Внешнее влияние оказали культуры Вавилона, Египта, Персии, Лидии, Индии, Китая. Благодаря контактам с Вавилоном и Египтом в ионические города греков (на западном побережье Малой Азии) привносятся физические, математические, астрономические знания, методы рационального познания. Но эти привнесения лишь дополняли, стимулировали самостоятельную античную культуру, и рассматривать их в качестве причин сформировавших античный гений не правомерно. Например, как отмечалось ранее, античная мысль самостоятельно преодолевает ограниченность фиксирования знания в виде тезисов и аксиом (догматизм знания был присущ Египту, Вавилону), и выдвигает новое важное требование о строгом логичном доказательстве и построении предлагаемых научных теорий. Этот положение стало важным шагом вперёд в развитии рациональной мысли и поиска истины не только для античной эпохи, но и современной культуры. Оно позволило сформировать основы, наполняющие размышление сомнением, творческим поиском, устраняющим авторитет субъекта (жрец, правитель и т.п.) и приближающим нас к знанию об объективной действительности, а не вымыслу о ней. Характерной чертой ранней античной мысли становится соединение рационального и мифолого-религиозного видения мира. Развитие рационализма не уничтожает идею богов, напротив, обращение к божественному служит критерием истинности в «риторических спорах» и предсказаниях (Дельфийский оракул). (Попытки полностью отрицать богов строжайше наказывались. Пифагор был осуждён за произведение «О богах», где высказал сомнение в их существование. А одним из обвинений Сократа было непочтительное отношение к богам). Но, попытка разумного осмысления мира привносит новое и в понимание роли богов и мифических персонажей. Формируется предфилософия - переходная стадия от мифического, религиозного видения мира к философии. Здесь можно выделить произведения Гомера, Гесиода, Орфиков, «Семи мудрецов». Центром произведений Гомера «Иллиада», «Одиссея» становится человек, противопоставленный богам, природе, и рассматриваемый как уникальное существо. Через художественные образы представлены отношения человека, общества, окружающего мира. В попытке объяснить природу человека, который проживает краткую жизнь полную страданий, Гомер выделил три вида души индивида: 1) психе – душа как таковая, двойник тела, является началом жизни, источником движения тела; 2) тюмос – эмоционально волевая сторона, стремления, желания человека; 3) ноос – разум человека. Эта трёх частность присуща человеку и богам, животные обладают лишь двумя первыми частями. Также Гомер описывал в своих трудах начало способное подчинить себе богов - это «ананке» (судьба). Им был поставлен один первых, философский вопрос – что есть начало этого мира. Для Гомера основой космоса становится бог Океан и богиня Тефида, которые подобны естественным началам. Например, Океан это огромная река вокруг земли. Само мироздание подразделяется на три части: небо, земля, подземелье. Следует отметить, что вопрос о началах бытия и ответ, предложенный Гомером нельзя назвать собственно философским. Здесь можно констатировать лишь первые попытки приблизиться к философской «предельности». В действительности мы сталкиваемся со стремление сделать некое обобщение первых естественнонаучных данных, обыденных наблюдений о природе, полученных в ранней античности. Подобный характер исследования, направленный на поиск «философской» истины в рамках достижений локальных наук станет характерен для первых философских школ.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |