|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятия Я-концепции в соц психологииРазвитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей. Пытаясь объяснить слова или действия какого-либо человека, мы порой говорим: «У него такая установка…», «Он имеет предубеждение против абстрактной живописи…», «Ему вообщене нравятся журналисты, потому что они ищут жареные факты…». Во всех этих случаях мы говорим, по существу, об отношении человека к тем или иным явлениям окружающей действительности. В самом общем виде под отношением понимается взаимная связь, взаимозависимость каких-либо объектов или их свойств. Концепцию отношений личности в психологии впервые выдвинул А.Ф. Лазурский в начале ХХ в., а немного позднее стал разрабатывать В.Н. Мясищев. В соответствии с его пониманием, отношения представляют собой «систему временныx связей человека как личности – субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами» (Мясищев, 1960. с. 150). Позднее, говоря о той или иной предрасположенности субъекта к каким-либо явлениям окружающей жизни, отечественные авторы стали преимущественно использовать термин «социальная установка» (или «аттитюд»). Так, например, В.А. Ядов и Е.С. Кузьмин считают эти термины синонимами (Ядов, 1975; Кузьмин, 1977), хотя, строго говоря, понимание Мясищевым отношений личности отличается от понимания «аттитюдов» в западной социальной психологии. Поскольку вопросы терминологии важны для науки, отметим, что, используя понятие «установка» («аттитюд»), отечественные социальные психологи вкладывают в него смысл, отличный от подхода Д.Н. Узнадзе – пионера отечественных исследований установки. В его исследованиях установка никак не связана с социальными явлениями и формируется на основе простейших физиологических потребностей человека (Узнадзе, 1961). Заметим при этом, что установка в таком понимании называется в английском языке «сет» (set), а социальная установка обозначается как «аттитюд» (attitude). Далее мы будем говорить именно об «аттитюдах», или социальных установках. В отечественной психологии отдельные вопросы, связанные с явлением установки, затрагивались А.Н. Леонтьевым, который ввел в научный оборот понятие субъективного, личностного смысла, выступающего «прежде всего как отношение, которое создается в жизни, в деятельности субъекта…». «Конкретно-психологически такой сознательный смысл создается отражающимся в голове человека объективным отношением того, что побуждает его действовать, к тому, на что его действие направлено как на свой непосредственный результат. Другими словами, сознательный смысл выражает отношение мотива к цели» (Леонтьев, 1981. С. 300). В соответствии с данным подходом, выявляя конкретный мотив той или иной деятельности индивида, можно определить и личностный смысл этой деятельности для него. Некоторые признаки установки как социально-психологического явления рассматриваются также Л.И. Божович в ее концепции направленности, или «внутренней позиции личности». Традиционно установку определяют как предрасположенность индивида определенным образом оценивать других людей, различные объекты, явления и идеи. Еще в 1935 г., на заре исследования установки, Г. Олпорт подчеркивал особуюважность этого феномена для социальной психологии: «Не будучи направляем установкой, индивид находится в замешательстве и недоумении. Какой-то вид готовности является необходимым до того, как он сможет осуществить достаточное наблюдение, высказать подходящее суждение или дать тот или иной ответ, кроме самого примитивно рефлекторного. Установки определяют для каждого индивида то, что он увидит и услышит, то, что он будет думать и делать. Заимствуя слова Уильяма Джеймса, «они привносят смысл в мир»; они разграничивают хаотическое окружение и упорядочивают его; они являются нашими методами, с помощью которых мы находим свой путь в жизни» (Allport, 1935. Р. 806). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |