|
|||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социальное взаимодействие. Базовые формы социальных взаимодействий. Власть как форма социального взаимодействияСоциальное взаимодействие – это вид социальной связи, для которого характерно: · глубокий характер социальной связи · партнер по взаимодействию не может быть легко заменимым · наличие сопряженных систем социальных действий: устойчивые ожидания, координация социальных действий. Социальная связь – это зависимость, реализованная во взаимных социальных действиях. Виды социальных взаимодействий: 1. прямое – опосредованное 2. индивидуальное – групповое 3. договорное – диффузное. Договорное – это взаимодействие, в ходе которого правила игры оговариваются заранее. Эти правила могут быть зафиксированы в виде закона, договора, контракта. Условия договоренности имеют жесткий характер. Диффузное – правила игры не оговариваются заранее, строятся на доверии партнеров друг к другу. Имеют большее социальное значение, чем договорные взаимодействия, т.к. 1) имеют всеобщий характер, 2) имеют моральный характер, моральные основы, нормы. Принципы регуляции социальных взаимодействий 1. принцип личностной целесообразности – деятель, вступая во взаимодействие, старается максимизировать вознаграждения и минимизировать издержки. Из него следуют 2 вывода: - деятель будет стремиться взаимодействовать с теми партнерами, от которых он ожидает максимальное вознаграждение. - деятель будет выбирать те взаимодействия, от которых он ожидает большую выгоду. 2. принцип взаимной эффективности взаимодействий – взаимодействие должно быть эффективным не только для деятеля, но и для партнера. Это принцип компромисса – золотое правило нравственности. Следствия этого принципа: - в том случае, если партнеры обладают различными по ценности ресурсами, они могут претендовать на различное вознаграждение; - взаимодействие будет эффективным только в том случае, если партнеры согласны на неравноценность вознаграждения. 3. принцип единства критериев обмена – все участники взаимодействия должны пользоваться одинаковыми критериями оценки. Во всех взаимодействиях приходится вырабатывать такие критерии оценки, особенно в групповых взаимодействиях. 4. Принцип социальной диффузности – люди, обладающие особо ценными ресурсами, занимают привилегированное социальное положение. Следствия: - люди, обладающие особо ценными ресурсами, находятся в центре системы социальных взаимодействий; - партнеры по взаимодействию готовы признать за такими людьми право на привилегии; - эти привилегии закрепляются в обществе определенными соц-ми позициями (статусом); - значимость ресурса относительна, она зависит от общества и конкретной ситуации. 5. принцип социального равновесия – это устойчивое нормальное функционирование системы взаимодействия. Равновесие – результат согласования всех названных принципов, оно включает в себя то, что целесообразно для деятеля, взаимно эффективно для обеих сторон. Следствия: - равновесие не означает нормальное равенство (это не означает получение одинакового вознаграждения за разный труд); - равновесие зависит от принятых в обществе критериев оценки; - равновесие в системе взаимодействия – это исторически меняющееся явление. Регуляция опосредованных социальных взаимодействий В случае опосредованных взаимодействий необходима выработка единых критериев для всех участников взаимодействия. Парсонс назвал их символическими посредниками, это ценности, деньги, власть. Ценности – главный критерий, они выступают, как единый критерий оценки, позволяет регулировать взаимодействовать с кем угодно, говорят о значимости - незначимости, хорошо – плохо, нужно – ненужно. Деньги – символический посредник, позволяет регулировать экономические взаимодействия. Власть – интегральный символический посредник, обеспечивает и контролирует равновесие в социальной системе, при помощи законов. Опосредованная регуляция подчиняет себе непосредственно межличностную регуляцию. Межличностная регуляция возникает на основе оппосредованной регуляции. Общество вырабатывает основные критерии и нормы социального взаимодействия. Иерархия средств обмена, по Блау. Наименее значимое средство обмена – деньги, т.к.
Наиболее значимое средство обмена – уступки. Уступки – это изменение поведения со стороны получателя услуги. За уступки можно получить почти все. С ними связаны отношения господства-подчинения. Человек идет на уступки, т.к. 1. это связано с наличием в обществе различных по социальной значимости ресурсов. 2. в обществе есть ряд особо ценных и дефицитных ресурсов, и при этом велико количество желающих их получить. Формы социальных взаимодействий.
- широкое неспециализированное сотрудничество, - специализированное сотрудничество – кооперация: горизонтальное и вертикальное (влияние и власть). Две основные формы социального взаимодействия
Соперничество делится на два вида:
Сотрудничество:
Вертикальное (иерархизированное) взаимодействие базируется на уважении и уступках. Оно бывает 2-х видов: влияние и власть. Влияние – учет мнений другого при принятии собственного решения, основано на уважении. Власть – способность одного человека вызывать изменения в поведении другого человека, даже при наличии сопротивления, основана на уступках. Основные условия осуществления власти: 1. независимость власти – тот, кто обладает властью, не должен зависеть от подчиненных 2. монополизация власти – у подчиненного не должно быть возможности получить эту услугу в другом месте 3. неодолимость власти – средства осуществления насилия должны быть сосредоточены у власти, а не у подчиненных 4. легитимность власти – признание ее разумной, обоснованной. Вебер выделил 3 основания легитимации (типа господства), связал с типами мотивации социального действия: 1) легальное господство – законное, базируется на вере в обязанность выполнять рационально созданные правила; 2) традиционное господство – связано с традиционной мотивацией, базируется на вере в обязанность выполнять привычные нормы поведения; 3) харизматическое господство – связанно с аффективной мотивацией, базируется на вере в особые качества вождя. Средства осуществления власти: Авторитет – основан на легитимности власти: формальный (основан на традиции или законе); неформальный (основан на харизме). Насилие – любая власть должна иметь возможность применять насилие: легитимное (признается разумным и обоснованным – ввод войск в Чечню), нелегитимное (не признается разумным и обоснованным – война в Афганистане).
2. Социальные институты, их многообразие и изменение Институт – учреждение, установление (по лат.). В социологии этим терминов впервые начал пользоваться Э.Дюркгейм. Социальные институты - это комплекс установлений, правил, придающий устойчивость различным формам человеческой деятельности. Институты основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на развитом социальном контроле над их исполнением. Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы. Процесс образования институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают: · возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий. · появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил. · принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания. · создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института. Признаки: 1) четкое распределение функций, прав, обязанностей участников взаимодействий 2) профессионализация в рамках социального института 3) регуляция взаимодействий на основе неиндивидуализированных требований к любому участнику взаимодействия 4) система гарантий обязательного выполнения этих требований. Гарантии создаются социальными нормами, санкциями 5) должны иметь учреждения и организация, обеспечивающие деятельность институтов; средства и ресурсы (материальные, интеллектуальные, моральные) Социальные последствия институализации: 1. возникает возможность качественного и гарантированного удовлетворения потребностей 2. наличие в рамках институтов устойчивых социальных позиций, существующих, помимо, конкретных участников взаимодействий 3. эффект объективности социальной жизни. В науке сложилось 2-е традиции: 1) Гегель, Маркс: объективное и независимое от воли и сознания людей 2) Вебер, Парсонс: объективное и независимое от сознания и воли одного конкретного человека или поколения. 4. В рамках социального института возникает особый тип свободы личности (институализированная свобода). В рамках социального института мы должны жертвовать часть своей свободы для гарантии получения удовлетворения своих потребностей. Свобода – это не произвол, а гарантия произвола. Основные принципы функционирования социальных институтов 1. Взаимозависимость проявляется в 2-х видах: зависимость одного института от деятельности другого; совместимость норм, правил, существующих в разных социальных институтах. 2. Автономия проявляется в 2-х аспектах: · Организационный аспект – каждый институт обладает своими ресурсами; · Регулятивный аспект – институты регулируются специфическими принципами регуляции. Принципы одного института нельзя переносить на другой. 3. Совместимость институтов осуществляется следующим: · Единая система ценностей, норм · Единое законодательство. 4. Изменение социальных институтов. Причины трудности изменений: 1) из-за согласованности функций в рамках того или иного института 2) невозможно проводить изменения только в одном институте не трогая другие 3) нужно, чтобы с этими изменениями согласились участники институциональных взаимодействий. Основные факторы институциональных изменений: 1. власть со всеми ее возможностями: нормотворчество, использование для утверждения новых норм своих ресурсов; 2. легитимность: признание необходимости соц-х изменений, согласие жить по новым правилам, нормам, стандартам. Основные варианты институциональных изменений: 1. дифференциация социальных институтов – выделение новых социальных институтов из уже существующих. Меняются потребности, следовательно, меняются институты. 2. Перерегулирование – изменение принципов, правил взаимодействий, в рамках существующих институтов. Социально-исторические типы институтов: Вебер, Парсонс выделили два основных типа институтов: - традиционные - современные. Традиционные институты характеризуются 2 основными признаками: 1. преобладающий тип мотивации партикуляристская-аскрептивная мотивация, ориентация на частные и предписанные нормы 2. слабая дифференцированность и специализированность. Современные институты – основные признаки: 1. достиженческая мотивация, универсальные критерии, ценностно-рациональная и целерациональная мотивация; 2. глубокая дифференциация и глубокая специализация. Три моста на пути традиционных институтов к современным: 1. католическая церковь выработала ценностно-нормативную основу, достиженчество, а не наследование. 2. римское государственное – правовое наследие: - централизованное государство с единой властью монарха - верховенство закона 3. города позднего средневековья
3. Социальные общности. Многообразие социальных общностей Социальная общность-это система соц.действий и взаимодействий, связанная с реализацией солидарных ожиданий. Признаки: 1.целевой-наличие совпадающих или единых целей. 2.культурно-регулятивный- ценности, нормы, традиции. 3. Социальный контроль, солидарные действия. Многообразие социальных общностей: Мнимые общности: отсутствие взаимных социальных действий, солидарности, при наличии совпадающих целей и интересов. 1)КАТЕГОРИИ выделяются по определенному признаку (профессии, пол, возраст) 2)АГРЕГАЦИЯ (локализованное множество)-объединение людей, находящихся в одной точке пространства. 3)МАССА-однородность реакции на один и тот же внешний объект. Для массовизированных индивидов характерно: разрозненность, изолированность, анонимность, индивиды откликаются не на действия друг друга,а на объект. Масса явл. огромной соц.силой в эконом., духовн.,полит., культ. процессах. Г.Блумер об особенностях массы: ОБЩЕЕ массы и толпы: 1.спонтанность.2.элементарность.3.нет общей культуры. ОТЛИЧИЕ массы от толпы: 1.более масштабное значение. 2.люди разных социальных групп и культур.3.анонимность,изолированность. 4. нет обмена эмоциями; 5. совпадение выбора (золотая лихорадка,очередь за пастой). БОЛЕЕ значимой является масса,а не толпа. Контрактные общности = социальные действия + ориентация на других людей + социальная связь (связь контактного типа). 1)АУДИТОРИЯ-одноразовая,кратковременная,узко направленная связь выступающего со слушателями и зрителями. 2)СОЦ.КРУГИ(контактные круги)- общность индивидов,возникающая с целью обмена эмоциональными ресурсами или инф. Этот обмен носит поверхностный малообязывающий характер. ЗНАЧЕНИЕ СОЦ.КРУГОВ: *благодаря ним,индивиды вкл. в широкий спектр соц.связей; *могут способствовать повышению престижа и авторитета личности; * в них формируется общественное мнение; * могут стать основой формирования соц.групп. (друзья,люди одного соц положения и тд.). 3)ТОЛПА-спонтанная, временная общность людей, территориально локализованная. Признаки: 1. спонтанная общность. 2. территориально локализована. 3. характерно наличие общей цели. 4. нет четких установленных правил, норм, традиции, иерархии. 5. присутствует неосмысленная взаимная отзывчивость и эмоциональное заражение. 6. может намечаться организация, упорядоченность, координация действий. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОВЕДЕНИЯ ИНДИВИДА В ТОЛПЕ: *повышенная аффективность; *внушаемость; *обезличенность (утрата своих личностных характеристик); *безответственность. Г. Блумер и С. Московичи об основных характеристиках толпы: ВИДЫ ТОЛП: (Блумер) 1)случайна толпа(витрина,пожар); 2)обусловленная толпа(болельщики); 3)агрессивная толпа- уничтожить, разрушить; 4) эксперессивная (танцующая) толпа - не имеет цель,выраж. в физич движении.Она может легко формировать религиозное чуство,легко навязывать свое мнение,т.к.чувство возбуждения; 5) действуюшая толпа -общая цель,направл. на себя(ответственность). -->возрастает чувство собственной значимости. Толпа может служить фактором соц.изменений (новые структуры); Люди действуют вместе определенным образом, устойчивые взаимные ожидания, регулируемая деятельность, активность, общее понимание происходящего, общая культура. Х-ка толпы по Московичи В толпе мы готовы на любые поступки. Смешивает массу, толпу и группу. -группы и массы живут под влиянием больших эмоций, чрезвычайных аффективных порывов - в 19 в масса становится проблемой Причина омассовления: 1) стечение людей в города 2)отрыв многих от семей из-за миграции 3) появление пролетариата, рабочих на заводах. -зарождение массовой культуры. Стандартный индивид.человек массы-конформист.2 вида конформизма1)сверху от меньшинств(власть) 2) снизу от большинства(толпа) (Блумер)Элементы коллективного поведения: *не явл. обществом и культурной гр-ой; *не нах-ся в рамках правил и тд.; *возник. спонтанно; Социальная группа – устойчивая, самообновляющаяся система солидарных соц связей. Признаки соц группы: 1) наличие единых, общегрупповых целей 2) единые нормы, традиции: а) референтность группы(значимость группы для личности), б) появление группового «Мы», в) конформизм. (вынужденное или добровольное принятие норм группы. (эксперимент с отрезками) Конформизм: 1) индивид, испытывая групповое давление, меняет свою точку зрения, 2) индивид, стараясь укрепить группу, сознательно подчиняется ее мнению, 3) индивид, не имевший своего мнения по опр вопросу, принимает мнение (нормы) соц группы. «+» - усиливает солидарность группы, «-» - ошибочное мнение группы становится непререкаемым, возникает огрупленное мышление (мыслить как все) 3) солидарные соц действия и взаимодействия. А) групповая мотивированность действий со взаимодействиями с партнерами или во взаимодействиями с представителями другой группы. Б) институализация солидарных связей в группе. Солидарные действия становятся устойчивыми, самовозобновляющимися, появление структуры группы.
Структура соц группы: • устойчивые статусы и роли, а так же нормы группы. • Структура группы: формальная, неформальная Неформальная структура: • неформальные нормы осуществляют формальные функции • неформальная структура групп дополняет формальную или противостоит ей • неформальные взаимоотношения участников группы, несвязанные с групповыми целями Типология соц групп: 1) по поводу чего возникла соц группа: а) группы возникшие по аскриптивному признаку (некоторые демографические группы, расовые, национальные) Б) по достигаемому признаку (соц – статусные, профессиональные, целевые группы или организации) 2) принадлежность индивида к группе а) ингруппы (внутренние группы, группы принадлежности, та группа к которой принадлежит человек) б) аутгруппы (внешние группы, в которые индивид не входит) 3) отношение индивида к группе а) референтные – значимые, б) нереферентные 4) размер соц группы: а) малые – до 25-30 чел, оптимально 7-9, но не 8 – 10 (взаимоотношения в группе имеют непосредственный характер, личное знакомство, легко наладить групповой контроль, легко образуется групповое «Мы», референтность, конформизм, основной канал социализации индивида Б) большая группа (взаимодействия носят опосредованный характер, сложней наладить контроль, особую регулятивную роль играет идеология, социализация в большой группе осуществляется через малые, значение большой группы – формирование и трансформирование социально типических характеристик культуры. 5) По характеру связей в группе: а) первичные (Ч. Кули) формируются на основе личных эмоциональных связей, родства б) вторичные – формируются на основе рационально поставленных целей. Значение социальных групп для личности: 1. личность может решить те проблемы, которые в одиночку решить невозможно. 2. индивид может получить поддержку не от одного человека, а от многих. 3. личность может использовать авторитет группы для поддержания своего авторитета. Значение социальных групп для общества: 1. группы являются основными субъектами исторического процесса. 2. чем лучше организованы группы и чем они разнообразнее, тем лучше организовано общество. Лидерство в социальных группах. Функции лидера могут быть внешними и внутренними. Для осуществления лидерства необходимы ресурсы: интеллектуальные, нравственные, волевые, властные. Лидер может быть формальным и неформальным. Основные стили лидерства: авторитарный, демократический, попустительский. Эффективность лидерства зависит от доминирующего в обществе типа мотивации и от характера общегрупповых целей.
4. Ценностно-нормативный механизм социальной регуляции Ценности – это выработанные обществом представления о желательном и предпочтительном для социальных субъектов. Функции ценностей: 1. основные критерии оценки любых явлений, поступков людей 2. представления о желательном, нежелательном 3. выделяют смысл и направление жизни человека 4. побуждают человека к деятельности Система ценностей любого общества в основе своей имеет базисные ценности. Базисные ценности – это нравственные ценности: добро, милосердие, честность. Ценности, возникшие в связи с определенными потребностями людей – пирамида потребностей Маслоу: 1 физиологические потребности – голод, жажда 2 ценности безопасности – соц-ые гарантии, стабильность, уверенность 3 ценности, связанные с соц-ми потребностями – общение, дружба, любовь. 4 ценности, связанные с потребностями престижа – слава, почет, авторитет. 5 ценности, связанные с высокими потребностями – творчество, самореализация. Ценности, связанные с различными социальными субъектами: 1) в понимании ценностей (свобода в России и на Западе) 2) в одних социальных субъектах не может быть ценностей, которые отсутствуют у других (вера у атеистов и приверженцев любой религии) 3) иерархия ценностей (дисциплина в армии и у артистов) Ценности можно выделять по сферам жизни: экономические, политические и т.д. Три вектора развития системы ценностей 1. утрата прежних ценностей 2. возникновение новых ценностей 3. возникновение в рамках имеющихся ценностей новых ценностных критериев. Конфликт ценностей и пути его преодоления Два вида конфликта: 1. внутриличностный 2. межсубъектный Пути преодоления: 1) признание всеми участниками конфликта приоритета одних и тех же ценностей 2) признание у оппонента права на иные ценности 3) дифференциация ценностей по институтам и общностям 4) иерархизация ценностей.
Социальные нормы – второй этаж социальной регуляции. Нормы – это конкретные правила, образцы поведения человека в обществе. Любая норма имеет ценностное обоснование. В нормах в большей степени отражена специфика определенного общества, человека. Виды норм: 1. универсальные – распространяются на всех членов общества 2. специальные – применяются в отдельных институтах и общностях. Универсальные: 1. моральные нормы опираются на силу общественного мнения 2. правовые существуют в виде закона, опираются на силу официальных юридических органов. В зависимости от обязывающей силы: 1. приказы 2. пожелания 3. запрещающие 4. поощряющие. Что людей заставляет подчиняться социальным нормам: сила привычки, сознательное принятие человеком социальных норм, ожидание применения санкций. Санкции – способы реагирования окружающих на нормативное поведение индивида или группы. Виды: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Особенности санкционирования: непосредственное применение санкций, экспектации (действие санкции основано на ожидании этого действия), иногда происходит девальвация санкции.
5. Социальные статусы и роли личности Социальный статус личности – положение человека в обществе или фиксация социальной функции и вытекающих из нее прав и обязанностей. Социальная функция – специализированный род занятий в рамках социального института. Статусные права и обязанности могут быть зафиксированы формально (законы), в виде требования общественного мнения или морально. Социальный статус существует независимо от какой-либо личности, личность может его менять, приобретать. Он формируется обществом. Статус обычно фиксируется в виде названия должности, положения в группе. Многообразие статусов Исторические типы (Парсонс): 1. аскрептивные (предписанные) статусы приобретаются от рождения, от усилия человека не зависят. 2. достигаемые статусы зависят от усилия человека, связаны в первую очередь с образованием, профессией, квалификацией. Формализованные и неформализованные статусы: 1. формализованные – права и обязанности четко оговорены и зафиксированы в виде нормативных документов 2. неформализованные - права и обязанности не зафиксированы и не сформулированы. Генеральные или всеобщие статусы: 1. статус человека 2. статус гражданина
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.03 сек.) |