|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Самость и процесс субъективацииПсихоаналитическая теория имеет отношение в первую очередь к функционированию психических инстанций и не описывает субъекта, в котором они содержатся. Однако в терминах инвестирования либидо объект импульсов может передать часть объектного либидо Я, которое при этом инвестируется вторичным нарциссизмом; тогда можно противопоставить Я и самость. Но описание наблюдателями привязанности маленького ребенка и интеракций, характеризующих эту привязанность, приводит к исследованиям развития самости. Это как психоаналитические, так и нейробиологические работы. Последователи Фрейда, занимавшиеся детским психоанализом и ранним развитием функционирования психики, работали над этой проблемой: кляйнианцы предложили описание депрессивной фазы, которое было развито Д. Винникоттом (1949). Он рассматривает «селф» (самость) как аспект этой депрессивной позиции, при которой наевшийся, но ненавидящий младенец замечает, что его мать и он сам продолжают существовать несмотря ни на что. Так формируется эта самость, которую, следовательно, можно определить как способность чувствовать свою непрерывную психическую жизнь.
Возможно ли пойти дальше и описать процесс субъективации на основах установки синаптических связей как непрерывный процесс взаимодействия между нервно-мозговым функционированием и рождением субъекта в его мире? «Таким образом, можно, наконец, постулировать, что индивид в ходе своей собственной деятельности формирует самого себя (биологически и психологически) на основе материалов, полученных при рождении. Эта гипотеза самоорганизации (т. е. самоселекции) может служить для иного рассмотрения связей между биологией и психологией. Можно предположить, что на уровне синаптического функционирования нервная деятельность усиливает эффективность передачи. На уровне поведения активная двигательная деятельность делает возможным обучение, укрепляет психомоторную координацию и стабилизирует перцептивные образы. На когнитивном и психическом уровне задавание вопросов с помощью речи, любопытствующее исследование окружающей среды строит межличностные отношения» (Jeannerod, 1991, р. 127-128). А. Бургиньон (1989) выражает аналогичные взгляды: «Живая материя эволюционирует в направлении возрастающей сложности вследствие своих способностей к самоорганизации, под двойным давлением законов, управляющих внутренней соразмерностью организмов и их взаимодействий с окружающей средой. По мере усложнения организации внутренние принуждения начинают преобладать над внешними воздействиями» (Bourguignon, 1989, р. 7-8).
Теория привязанности, самость и вступление в межличностные отношения Другие «психоаналитики развития» пользуются теорией привязанности, чтобы говорить об опыте «мы», который они противопоставляют опыту зарождающегося Я: к ним принадлежит Роберт Эмде (1989). Но эти психоаналитики описывают в своих работах исследования в лаборатории, с «лабораторными детьми». Мы считаем (Lebovici, 1990), «что настоящий ребенок строит свои психические репрезентации в том числе исходя из конструкций своей матери: они являются результатом ее желания беременности и ее предсознательных мечтаний, которые, продолжая родословное древо семьи, передают ребенку межпоколенческий мандат судьбы»10 (Lebovici, 1960). Они свидетельствуют также о ее желании материнства, восходящем к детству, и о ее бессознательных эдипальных конфликтах: ее фантазия состояла в том, чтобы, подобно своей матери, дать ребенка своему отцу; таким образом, дедушка младенца с материнской стороны является также и отцом — родителем — новорожденного. Этот фантазийный ребенок помогает матери вжиться в ее материнскую роль, а родителям — в родительскую роль.
2. Бион предложил другую метафору — метафору способности матери к мечтаниям11. Этот автор напоминает, что мать может с помощью своей фантазийной деятельности «обезвредить» идентификационные проекции своего ребенка, которые он адресует своим материнским репрезентациям. Итак, мы наконец описали трех детей:
Этот ребенок рассказывает о себе, и при анализе взрослых с этой точки зрения его можно обозначить как опыт повествования или историзированный роман. Переход от первоначального сценария к его изложению стал темой работ, которые возвращают психоаналитика, исследующего генезис межличностных отношений в лаборатории, к его кушетке — отсюда он может свидетельствовать о рождении процесса субъективации и явлениях десубъективации. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |