АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Школьные проблемы

Читайте также:
  1. I. Основные характеристики и проблемы философской методологии.
  2. V1: Глобальные проблемы окружающей среды
  3. Будучи человеком у меня были иные проблемы, я была зависима от иного – от денег. Бедность – болезнь всех времён.
  4. Виды ВК. Проблемы разграничения
  5. Возрастание социальной остроты проблемы общественной помощи слабоумным во второй половине XIX века
  6. Вопрос №19: «Описать социально-психологические проблемы социализации личности по Э. Эриксону».
  7. Глава 18. Новое платье короля: проблемы с учителями.
  8. Глава 3. Проблемы квалификации и ответственности за преступления в сфере незаконного оборота оружия.
  9. Глава 8. Трудные проблемы и навязчивые посетители.
  10. Глобализация и глобальные проблемы в мировой экономике в началеXXI в.
  11. Глобальные проблемы современности, возможные сценарии будущего.
  12. Глобальные проблемы экономики и возможные пути их решения.

Наиболее часто родители излагают свою жалобу-запрос в терминах, которые можно сгруппировать вокруг одной из проблем:

1. Плохая успеваемость. Плохо по всем предметам, пло­хо с чтением, отставание по математике, и т.п.

2. Индивидуально-личностные качества. Ребенок харак­теризуется как медлительный, неорганизованный, упря­мый, необщительный, драчливый, боится опоздать в шко­лу и т.д.

3.Особенности межличностных отношений ребенка со сверстниками и взрослыми. У него (нее) нет друзей, зад­разнили в школе, бьют в классе, учитель предвзято отно­сится к ребенку и т.п.

Психолог, к которому обратились за консультацией, в первую очередь должен определить для себя причину об­ращения. Часто в основе школьных неудач может лежать какая-либо форма психогенной школьной дезадаптации. Обычно выделяют четыре таких формы:

Первая — несформированность элементов и навыков учеб­ной деятельности.

Вторая — несформирозанность мотивации учения.

Третья — неспособность произвольной регуляции поведе­ния, внимания, учебной деятельности.

Четвертая — неумение приспособиться к темпу школьной жизни.

Работа по поводу неуспеваемости объединяет методы психодиагностики, консультирования и последующей пси­хокоррекции. Схематично она может строиться следующим образом.

· Проверяется, не нарушены ли познавательные процес­сы (интеллект, память, внимание и т.д.).

· Проверяется обучаемость (сформированность элементов учебной деятельности и т.п.).

· Анализируются особенности учебной мотивации, уровень притязаний, интересы.

· Проверяются учебные навыки (пробы на чтение, письмо и т.д.).

· Выясняется эмоциональный компонент неуспеваемост (как ребенок относится к оценкам и т.д.).

· Выясняются типичные виды помощи родителей ребе! ку (кто занимается с ним, как много и т.д.).

· Важно также выяснить предысторию консультируемо! случая (с чем сами родители связывают неуспеваемост что явилось поводом обращения к психологу, были / случаи обращения к врачу и т.п.).

В случае жалоб на индивидуально-личностные особенности стоит соблюдать несколько правил: психолог-консультант должен наполнить жалобу-запрос конкретны содержанием (какие именно поведенческие ситуации стали основой обращения); обеспечить «стереоскопичность взгляда на ситуацию (и взгляды на нее родителей, взгляд психолога, и материалы психодиагностики); в любом случае, работа психолога состоит не в констатации (подтверждении) наличия «отрицательного» качества ребенка (чего в ряде случаев только и ждет от психолога родитель), а в выдвижении совместно с родителем гипотезы об истории его развития и путях последующего преодоления (или, наоборот, путях принятия этого качества: родителем) (Бурменская, Карабанова, Лидере, 1990).

По-видимому, наиболее трудны случаи, когда запрос родителей с самого начала лежит в области межличностных отношений ребенка (со сверстниками, учителем, с ними родителями).

Типичным является запрос о трудностях личных взаимоотношений родителя с ребенком. Один из принципов работы возрастного психолога-консультанта в подобной ситуации — это принцип отстаивания интересов ребенка. В области детско-родительских отношений выделяют обычно три направления работы.

1. Повышение социально-психологической компетенции родителей, обучение их навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций, улучшения стиля родительского поведения и т.п.

2. Работа с семьей в целом с точки зрения как диагно­стики внутрисемейной ситуации, так и коррекции и те­рапии.

3. Работа преимущественно с ребенком (над коррекци­ей и развитием различных познавательных процессов, по­веденческих трудностей, личностных проблем и развитием личности). Психологам, недостаточно знакомым с постро­ением конкретных диагностических и коррекционных про­грамм, рекомендуем посмотреть работы, посвященные дан­ной теме, а также пройти соответствующее обучение и стажировку".

 

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ. Консультирование подростков

Подростковый возраст называют критическим (в ши­роком смысле слова). Статистика свидетельствует, что ко­личество обращений за психологической помощью, свя­занных с этим периодом, намного превышает количество обращений, связанных с другими возрастами (детей). Рез­ко расширяется диапазон запросов: от проблем первой, чаще неразделенной, любви и взаимоотношений конфликт­ного характера до опасности наркомании и алкоголизма. К сожалению, существует и такой феномен как самоубий­ство подростков, юношей и девушек.

Этот период жизни выделяется также с точки зрения особенностей психологического консультирования благо­даря тому обстоятельству, что сам подросток впервые ста­новится клиентом: он может обратиться в психологичес­кую консультацию лично, поставив или не поставив об этом в известность своих родителей (Консультирование детей..., 1998).

Консультируя подростков, возрастной психолог-кон­сультант исходит, в том числе, из психологических нор­мативных задач возраста. Они противоречивы, и это важ­но учитывать. К этим задачам обычно относят:

· Отделение от родителей и обретение подлинной пси­хологической независимости.

· Профессиональное самоопределение (получение про­фессии или выбор направления дальнейшего обучения).

· Преодоление кризиса идентичности, ролевой диффузности («самоидентификация»).

· Новый виток социализации в среде сверстников, ос­нованный на установлении более глубоких эмоциональ­ных отношений.

· Обретение взрослой, зрелой сексуальности, адапта­ция к этому новому состоянию (обретение друга противо­положного пола).

· Попытки осознания своего предназначения, экзис­тенциальный анализ своей судьбы.

Говоря более коротко, психологические задачи подрост­ка связаны прежде всего с самоопределением в трех сфе­рах: сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной) и социальной (Перри, 1995).

Центральное новообразование раннего юношеского воз­раста — это самоопределение. В качестве главного признака этого явления обычно выделяют потребность юноши (де­вушки) занять внутреннюю позицию взрослого челове­ка, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире (понять себя и свои возможности, свое мес­то и назначение в жизни).

Для этого возраста типичны поиск понимания в обще­нии, постоянная готовность к контактам, потребность по­лучить «подтверждение» со стороны другого.

Соответственно проблемы могут касаться:

· взаимоотношений в группе сверстников;

· взаимоотношений с лицами противоположного пола;

· взаимоотношений с родителями;
-взаимоотношений с учителями;
-вопросов осознания собственной личности;
-трудностей в учебе;

- а также содержать просьбу помочь найти выход в ка­кой-либо затруднительной ситуации.

Опыт консультирования родителей и подростков пока­зывает, что если детей до 12 лет родители совершенно спокойно приводят в консультацию и они, как правило, полно отвечают на вопросы психолога, то подростки в ситуации консультирования, инициатива которого исхо­дит от их родителей, чувствуют себя «не у дел». Завязать с ними откровенный разговор трудно, достоверность вы­полнения ими психодиагностических процедур оставляв! желать лучшего.

Как правило, на первичный прием приглашается роди­тель, обратившийся в консультацию по телефону. Кроме типичного анализа жалобы одного родителя (локус, само­диагноз и т.п.) важно, придет ли второй родитель, при­дет ли сам подросток, что они скажут по поводу обраще­ния.

В связи с этим возможны несколько вариантов работы

1.вариант. Оба родителя и подросток идут на консульта­цию. Родители говорят о трудности понимания взрос­леющего ребенка. Здесь можно проводить совместное се­мейное консультирование.

 

В. В. Столин и А. А. Бодалев приводят следующий пример.
В консультацию обратились родители в связи с наруше­ниями в поведении 17-летнего сына (приходит домой поздно, друзья на учете в милиции, не хочет учиться, з больнице поставлен диагноз — шизофрения). Первоначальная причина обращения, объединяющая семью, — «снимите диагноз». В до­верительной атмосфере консультирования она очень быстро уступила место взаимным обвинениям в непонимании, не­уважении, неприятии... Благодаря слаженной работе двух пси­хологов, постоянно поддерживающих доброжелательную ат­мосферу, члены семьи объединились с ними в группу под лозунгом: «Ничего страшного, будем разбираться». Консуль­тантам необходимо было следить за равными эмоциональны­ми вкладами каждого из участников в общий процесс и, змпатически слушая каждого, переводить его слова на «язык чувств» для остальных. После взаимного сведения счетов на этапе осознания семейного мифа («наш сын болен») была использована техника «семейной скульптуры»18, где каждый член семьи мог и показать другим, как он видит ситуацию в семье, и увидеть ее глазами других. Использовались также пси­ходраматические игры с обменом ролями, позволяющие по­чувствовать себя на месте другого человека и отреагировать собственные обиды. В результате работы родители смогли убе­диться в абсолютной нормальности сына. То, что раньше на­зывалось ими ненормальным — агрессия, нежелание общать­ся — оказалось обычной защитной реакцией человека подро­сткового возраста на давление родителей... (Ремшмидт, 1994).

2 вариант. Подросток и родители готовы прийти, но основная проблема заключается не в их взаимоотношени­ях, а в трудностях подростка вне семьи (например, в общении с друзьями, учителями и т.д.). На следующую за первой беседой встречу приглашается один подрос­ток — для консультирования и диагностики. Задачи кон­сультанта — выяснить, насколько обоснованы жалобы и принять решение о том, какая требуется работа (на­пример, группа общения, индивидуальное консульти­рование или психотерапия). Родители могут быть при­влечены для работы в параллельной родительской груп­пе, либо консультироваться отдельно от ребенка.

3 вариант. Родитель жалуется, что не понимает ребенка.

Сообщает, что ребенок придет, но под другим пред­логом, например якобы для помощи в выборе про­фессии. То есть родителю трудно честно сказать под­ростку, зачем он должен консультироваться. Наблю­дается утрата доверия между родителем и ребенком. Рекомендуется встретиться отдельно с подростком и родителем, выясняя причины амбивалентных чувств к ребенку, уточняя характер недовольства родителя и, постепенно завоевывая доверие ребенка, переори­ентировать его на работу с родителем. После этого их можно объединить и проводить совместное консуль­тирование, обучать основам разрешения конфликтов и т.п.

4 вариант. Родитель проецирует на ребенка только собственные проблемы (страхи и т.п.). Следовательно, не­обходима работа с родителем.

5 вариант. Полная потеря контакта и взаимного доверия.

Подросток не идет в консультацию ни под каким пред­логом. Он воспринимает как преследователей родителей и остальных взрослых (в т.ч. консультанта) тоже. Важно понять, что лежит в основе (возможно, снова речь должна идти прежде всего о проблемах самого родителя — супружеской неудовлетворенности, отсутствии любви к ребенку, собственном самоутверждении и т.д.). Консультирование может пойти примерно по такой схеме:

а) клиент рассказывает об «ужасных деяниях» подростка, всячески его обвиняя. Консультант ему сочувствует;

б) наконец, высказавшись, клиент обращаете за советом: «Что же делать?». Консультант может ответить: «Давайте посмотрим, а что вы делали?». Начинается этап совместного анализа поведения родителей, и целей и способов достижения воспитательного эффект (могут быть использованы психотерапевтические приемы: например, гештальтистский «пустой стул»);

в) на заключительном этапе происходит «вскрытие» чувств клиента, возникших во время консультирования. Через несколько встреч у клиента, как правило, наступает осознание некоторых собственных проблем, он начинает искать их причины. Параллельно меняются и отношения с подростком. Они становятся менее импульсивными и жесткими.

6 вариант. Без предварительной беседы клиент приходит на прием вместе с подростком, Консультант должен быстро оценить ситуацию и выбрать тактику поведения.

 

В.В.Бодалев и А.А.Столин приводят 2 примера: Клиентка приводит с собой 15-летнюю дочь. Войдя в ка­бинет, психолог видит, что мать и дочь сидят рядом, на ли­цах приветливые улыбки. Консультант принимает решение беседовать вместе. Другая мать с дочерью, также 15-летней. Видно, что де­вочка насторожена, на лице презрительно-высокомерное вы­ражение. Мать не может найти себе места, готова взорваться. Психолог просит мать подождать в коридоре и разговаривает сначала с дочерью, а потом с мамой, При этом поведение девочки резко меняется, она не ожидала теплого участия к себе и сама готова прийти еще раз (Ремшмидт, 1994).  

Может быть использована парадоксальная техника «от сыла» клиента: психолог заявляет, что не намерен работать с подростком. Нередко в таких случаях у подро­стка появляется интерес к консультации.

Работая с юношами и девушками, консультанты дол­жны рассчитывать на то, чтобы такой клиент сам принял решение об обращении за помощью. Однако, например, в школьной практике возможны случаи, когда психолог действует, не дожидаясь добровольного обращения к нему учащегося. Подобное возможно и в социальной работе.

Тем не менее, если заинтересованность психолога под­линна, проявляется в тактичной, а не в принудительной форме, старшеклассники редко отказываются от общения с психологом. Так как для молодого человека проблемы могут оставаться неосознаваемыми, необходимо научить­ся видеть эти проблемы, чувствовать, понимать их.

В ряде случаев консультант должен обеспечить психо­логическую поддержку, которая отсутствует или приня­ла искаженные формы в реальных жизненных отношени­ях, — психолог-консультант принимает на себя роль по­средника, содействует восстановлению нормальных связей с миром. В дальнейшем эта роль сводится на нет, переда­ется близким людям, учителям, сверстникам, старшим товарищам.

Консультант может выступать и в роли тренера, спо­собствуя развитию навыков общения, приемов саморегу­ляции, самопознания. В данном возрасте также актуальная профконсул ьтация'9.

В основе работы с юношами и девушками должны ле­жать принципы диалогического общения. Особенностью такого контакта являются равноправные отношения с це­лью совместного изучения конкретной психологической ситуации и ее совместного разрешения. Эффективность консультирования в этом возрасте во многом обусловлена способностью психолога стимулировать внутренний диа­лог, который рассматривается как важнейший фактор раз­вития (Рабочая книга..., 1991). Необходимо затем переве­сти его в диалог внешний.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)