АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Связь ведущего типа деятельности дошкольника с развитием фантазии
Сюжетно – ролевая игра – ведущий тип деятельности дошкольника, так как именно в игре разрешается противоречие социальной ситуации развития. В чем оно заключается? Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. По словам Д. Б. Эльконина, здесь дошкольный возраст вращается как вокруг своего центра вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый - папа, доктор, шофер и т.п.). Противоречие этой социальной ситуации развития Д. Б. Эльконинвидит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность - жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. Как же осуществляется эта связь? Велик разрыв между реальным уровнем развития и идеальной формой, с которой ребенок взаимодействует, поэтому единственная деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения, включиться в уже смоделированные. отношения, и действовать внутри этой модели, - это сюжетно-ролевая игра. Ребенок в игре подражает взрослым, но в этом подражании проявляется и развивается его творческое воображение. Подражание не противостоит творчеству. Правильное отображение жизни, правдоподобное подражание требуют творчества. Благодаря подражанию игра является своеобразной школой ограничения своих непосредственных побуждений, школой постоянства, конечно, относительного и школой подчинения взятым на себя обязанностям. Исходя из этого, можно сделать вывод, что именно игра является необходимым для развития творчества и фантазии в частности, видом деятельности. Первые проявления воображения мы можем наблюдать тогда, когда ребенок начинает действовать не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных представлений. Когда малыш стучит погремушкой по кроватке, когда собирает пирамидку или даже сует ложку каши из своей тарелки в рот любимой кукле, о воображении говорить не приходится. Ребенок видит реальный предмет, берет его и действует с ним, как этот предмет требует. Но вот малыш начинает кормить куклу палочкой - ложкой, укладывать спать медвежонка в коробку - кроватку, мыть руки камушком - мылом... Во всех этих ситуациях ребенок действует с одним предметом, а воображает на его месте другой. Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождающейся к концу раннего детства знаковой функций сознания. Одна линия развития знаковой функции ведет от замещения одних предметов другими предметами и их изображениями, к использованию речевых, математических и других знаков, к овладению логическими формами мышления. Другая линия ведет к появлению и расширению возможности дополнять и замещать реальные вещи, ситуации, события воображаемыми, строить из материала накопленных представлений новые образы. Такое активное использование предметов-заместителей и образов-заместителей говорит о том, что малыш перешел на новую ступеньку развития: у него начало развиваться образное мышление. Ребенок становится фантазером. То, что ребенок стал активно фантазировать и при этом отделять фантазии от реальности, можно понять по появлению в его речи слов «понарошку» и «как будто». И первые проявления воображения относятся к 2,5–3 годам, потому что именно в этом возрасте ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами, то есть играть. Именно в игре у малышей идет развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, интеллекта. В этом возрасте важными в развитии воображения являются сюжетно-ролевые игры. Примеры этих игр хорошо известны: «дочки-матери», «войнушка». Часто дети играют в повседневные ситуации: уход мамы на работу, возвращение мамы с работы, поездка на море и т.д. На первых порах фантазия неотделима от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок скачет верхом на палочке - в этот момент он всадник, а палка - лошадь. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скакания, и не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней.Многочисленные исследования подтверждают: дети в игре пользуются двумя параллельными «реальностями» - настоящей, в которой они дети, и фантазийной, в которой они индейцы, ковбои, полицейские или манекенщицы. Доказано, что здоровые дети вполне способны различать, где реальность, а где их собственная выдумка. Но все-таки, чем меньше ребенок, тем способность увидеть эту разницу меньше. Поэтому 3-4-летние малыши, захваченные игрой или театральным представлением, вполне способны принять игровой вымысел за действительность и всерьез испугаться, например, огромного старика с бородой и в тулупе (Деда Мороза). В игре детей трех-, четырехлетнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация - переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса. Фантазия развивается в той, свободно созданной, игре, в которой ребенок один или с немногими товарищами подражает работе и действиям окружающих его людей; в этой игре гораздо сильнее проявляются особенности пола и возраста, а также и различия индивидуальной одаренности. Эти игры также возникли из подражания; но они подражают не унаследованной игре, а самой жизни, которая окружает детей дома и на дворе, в поле и в лесу, в обстановке ремесленника и городского жителя. Так как эти занятия бесконечно варьируются, не изменяясь, однако в некоторых своих основных формах, то и свободные игры отражают в себе это разнообразие и равномерность жизни. И подобно тому, как в жизни человек действует то отдельно, то вместе с себе подобными, и ребенок играет, в зависимости от потребности, и обстоятельства, то один, то вместе с другими детьми. Одинокая игра ребенка более нуждается во внешнем объекте, над которым могла бы работать фантазия ребенка, чем игра совместная. В совместной игре сами играющие являются подобными объектами, так что значение орудий игры здесь отступает на второй план. Поэтому для изучения фантазии игры одинокие игры являются наиболее поучительными. Они заставляют работать фантазию сильнее, и она может свободнее проявлять свои индивидуальные особенности, тогда как совместная игра легко переходит в форму традиционной и более или менее однообразной игры, как, например, игру в солдаты, разбойники, в прятки и тому подобное. Одинокая девочка, нянчащая куклу, или мальчик, по собственному усмотрению готовящий к сражению своих оловянных солдатиков, или строящей из деревянных кубиков дома и крепости, — вот в ком проявляется истинная игра фантазии. И она проявляется в такой форме, в которой с наибольшей силой может выразиться творящая и изменяющая сила фантазии, потому что она должна или сама создать свой объект, или приспособить уже имеющийся объект к своим целям. Воображение ребенка особенно интенсивно развивается тогда, когда он пытается добиться сходства с реальностью, хотя удовлетворяется подчас очень отдаленным сходством. Иногда дети долго и упорно трудятся над своей постройкой, стараясь, чтобы она была похожа на настоящий вокзал или поезд. Когда наблюдаешь, как изобретательны дети в оформлении своих игр, как остроумно они находят выход в весьма затруднительных случаях, то воочию видишь несостоятельность теорий, отрицающих роль фантазии в детской игре. Еще один пласт в развитии фантазии в этом возрасте связан с предметами, которые необходимы во время игр. К сожалению, сегодняшний переизбыток игрушек в магазинах и их предельная реалистичность мешает детям в развитии фантазии. Почти настоящие чайники, которые «кипят», пуская пар, тостеры, плиты, пистолеты, мечи… Конечно, эти игрушки очень красивы и привлекательны, но они не будят воображение, т.к. «полностью готовы к употреблению». И родители часто говорят о том, что ребенок быстро теряет к ним интерес. Чего же не хватает ребенку? Простора для фантазии! Она – нежная птица, в неволе не живет. Для ее развития нужны предметы-«полуфабрикаты»: те самые палки, камешки, бумажки, кусочки материи, железяки. Игра в современной культуре является своеобразным культом. До семи лет, пока ребенок не пошел в школу, ему разрешается играть. Так было не всегда. Там, где ребенок с детства включен в труд взрослых, игра отсутствует. Дети всегда играют в то, что им недоступно. Поэтому в обществе, где ребенок приобщен к труду взрослых, игры не нужны. Там дети играют в "отдых". Формируясь в игре, фантазия переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в сочинении сказок, стишков. Здесь, так же как в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы. Так как фантазия ребенка этого возраста пока не имеет четкого вектора, и ее легко направить как в положительное, так и в отрицательное для развития ребенка русло, важно начать чтение волшебных сказок с произведений, имеющих простой сюжет, когда в результате последовательно развивающихся событий наступает благополучный исход. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его. Лучше подбирать сказки с открытым сюжетом, куда родители и ребенок могут внести собственные изменения по ходу действия, что поможет ребенку в образной форме высказать свои потребности. Таким образом, в возрасте до пяти лет главное - чтобы сказка имела смысл для самого ребенка, а не сама по себе, то есть она должна обогатить его жизнь, а не испугать малыша и ограничить его развитие. Кроме того, сказка может помочь найти пути разрешения осознаваемых и не вполне осознанных семейных проблем. Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых завладевает вниманием ребенка, возбуждает его любознательность, развивает интеллект, и, главное, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции. В это время у ребенка настолько развиты фантазия и вымысел, что позавидовал ему бы даже Андерсен. То есть, это произведение должно задевать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. В этом возрасте ребенок продолжает искать в сказке решение своих насущных проблем. Теперь он может "помыслить" о том, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность. Однако в фантазиях ребенка могут в гипертрофированной форме отражаться желания и потребности, которые открыто высказывать он боится. Поэтому так важно, чтобы в детско-родительских отношениях всегда присутствовали чуткость, доверие, доброжелательность, искренность и открытость. Читая или придумывая сказки, родители вместе с детьми попадают в волшебное пространство, где им предоставляется возможность проявить эти чувства и стать ближе друг к другу. Также на развитие фантазии оказывают влияние продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование, то есть те виды деятельности, которые требуют предварительного планирования. Рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер сдувает висящие яблоки и т.д. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности (например, рисунок), и она освобождается от влияния игры. [16,с.210-213] Что же касается вопроса о том, обладает ли ребенок фантазией богаче, чем взрослый, то здесь можно ответить отрицательно. Фантазия основывается на опыте, сформированном человеком, а так как очевидно то, что опыт ребенка беднее, чем взрослого, то и фантазия, соответственно, беднее. Ошибочные мнения возникают потому, что дошкольный возраст – сензитивный период для развития воображения, а значит и проявления этого развития более очевидны, наглядны. Можно сделать вывод, что развитие воображения и фантазии происходит в ведущем типе деятельности дошкольника – сюжетно-ролевой игре, а также в других видах деятельности, опирающихся на игру – рисовании, лепке, конструировании, сочинении сказок.
2.3. Рекомендации и приемы развития фантазии дошкольника. Для того чтобы фантазия ребенка постоянно развивалась, необходимо учитывать следующие рекомендации: 1. Сформировать мотивацию к фантазированию. 2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого они пока не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у детей еще не сильна. 3. Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям. 4. Влюбить детей в себя (аттракция). На этой "волне любви" они больше доверяют взрослому и охотнее слушаются. 5. Действовать собственным примером. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу по фантастике: сказки, фантастические рассказы; 6. Поощрять в ребенке стремление задавать вопросы. 7. Поощрять любопытство и воображение ребенка. 8. Избегать неодобрительной оценки творческих попыток малыша. (Не следует говорить, что его произведение можно улучшить: "Это неплохо, но могло быть гораздо лучше, если бы...") 9. Оставлять ребенка одного и позволять ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество. При этом необходим установить четкие и жесткие требования к ребенку. Ребенок должен знать "перечень" ограничений своего поведения. 10. Помогать ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим). 11. Заботиться о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать. 12. Находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относиться к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит 13. Стимулировать фантазию вопросами. Например: "А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?" 14. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить? 15. "Подбрасывать" детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории. 16. Обучить приводимым ниже способам развития воображения и фантазирования. Способы эти основаны на приемах фантазирования: комбинировании, агглютинации, акцентуировании, литоты и гиперболы, типизации и будут интересны ребенку, так как представлены в игровой форме. Рассмотрим группы способов развития фантазии, относящихся к тому или иному приему: А) литоты и гиперболы Игры-беседы для освоения приема "увеличение - уменьшение". · Ребенку говорят: "Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?" Примеры: - Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом. - Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза. · Усложните эту игру дополнительными вопросами: "И что из этого получится? К чему это приведет? Зачем ты хочешь увеличивать или уменьшать?" Примеры: - Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик, или, не вставая из-за стола, выключить телевизор. - Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы. Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы. · Что будет, если у нас удлинится на время нос? Примеры: - Можно будет понюхать цветы на клумбе, не выходя из дома; можно будет определить, что вкусненького готовят соседи; - Это хорошо, а что в этом плохого? - Некуда будет такой длинный нос деть, он будет мешать ходить, ездить в транспорте, даже спать будет неудобно, а зимой он будет мерзнуть. Нет, не надо мне такого носа. · Предложите ребенку сказать, что произойдет хорошего, а что плохого, если мы что-то будем увеличивать или уменьшать. Кому будет хорошо, а кому плохо? Это уже нравственный анализ ситуации. · Скажи, что будет хорошего и что плохого тебе лично и другим, если волшебник увеличит тебя в 10 раз? Если ребенку будет трудно догадаться, помогите ему дополнительными вопросами. Примеры: - Какого тогда ты будешь размера? - А сколько килограмм ты будешь весить? И так далее. Обязательно сделайте расчеты, хоть самые простые. Примеры: - А что будет, если твой рост увеличится в 10 раз? - Я буду высотой 15 м! Это высота пятиэтажного дома! Применяя приемы литоты и гиперболы, необходимо проговаривать положительные и отрицательные, качественные и количественные стороны изменений. Б) Комбинирование Метод фокальных объектов. Это метод наделения обычных предметов совершенно необычными для них свойствами, взятыми, однако, у обычных предметов. Алгоритм очень прост. Первый шаг: выбирается какой-нибудь предмет, который хотят усовершенствовать или придать ему совершенно необычные свойства. Для детей это может быть игрушка, кукла, мячик, тетрадь, учебник, животное, растение или человек. Это будет так называемый фокальный объект. Например, выберем в качестве фокального объекта куклу Барби. Кажется, она уже - предел выдумки в классе кукол. Второй шаг: выбирают несколько случайных объектов. Например: электрическая лампочка, воздушный шарик, телевизор. Третий шаг: для этих случайных объектов составляется перечень их характерных свойств, функций и признаков. Электрическая лампочка - светится, теплая, прозрачная, перегорает, включается в электросеть. Воздушный шарик - летает, надувается, не тонет, отскакивает. Телевизор - показывает, говорит, поет, имеет ручки управления. Четвертый шаг: сформулированные свойства переносятся на фокальный объект. Итак, что же получится? Барби светится изнутри матовым розово-молочным светом. В комнате темно, а она светится. Это хорошо: не потеряешь и даже читать можно! Барби всегда приятно теплая, как живая. Ее можно брать на улицу и греть руки. Можно рядом с теплой Барби положить птичьи яйца и из них вылупятся птенцы или цыплята. Можно прислонить к аквариуму - и Барби будет подогревать воду для рыбок. Барби прозрачная. Видно, как у нее бьется сердце, по сосудам течет кровь, можно изучать анатомию. Перегорает. Понятно, надо, чтобы у Барби были запасные части: набор рук, ног, голов, платьев. Барби - конструктор. Теперь посмотрим, какие идеи подарит нам воздушный шарик. Летающая Барби. Барби-ангел, с крылышками. Барби-лебедь, Барби-стрекоза, Барби-парашютистка. Барби летает как белка-летун или как летучая мышь, у нее есть красивые прозрачные перепонки от кончиков пальцев на руках до кончиков пальцев на ногах. Надувная Барби. Можно сделать стройную Барби, можно сделать толстую Барби, можно сделать плоскую Барби для переноски. При надувании отдельно головы меняется выражение лица. При "передуве" Барби начинает пищать, предупреждая: "Я скоро лопну". С надутой Барби можно играть в ванне, учиться плавать. Что дает сравнение с телевизором. Пусть Барби каждое утро показывает упражнения утренней зарядки, аэробики, йоги. Пусть Барби возмущенно кричит, когда ее начинают ломать или при ней ссорятся. Можно использовать комбинацию свойств. Как правило, среди нелепиц попадаются оригинальные идеи, которые не подарит метод проб и ошибок. Метод фокальных объектов является прекрасным методом развития воображения, ассоциативного мышления и серьезного изобретательства. Детям очень нравится, когда "в фокус" помещают их самих. Очень весело проходит совершенствование одежды, например чулок, колготок, сапог. Можно заранее определить класс объектов на втором шаге. До начала проведения сеанса генерирования идей можно подумать с детьми, что у выбранного фокального объекта хорошо и что плохо, кому хорошо, а кому плохо, почему хорошо, а почему плохо и т. д. А потом приступать к фантазированию. Применяя прием комбинирования, следует основываться на существующих свойствах и качествах объектов. В) Агглютинация Фантастическую идею можно получить сочетанием свойств или частей двух, трех объектов. Например, рыба + человек = русалка, лошадь + человек = кентавр. Одна и та же пара объектов может дать различные идеи в зависимости от сочетаемых качеств. Задания. · Предложите 10 примеров сочетания неожиданных качеств различных реальных существ. · Придумайте фантастическое растение. Примеры: - На одном растении одновременно растут все известные фрукты: яблоки, груши, апельсины, авокадо, ананасы, манго, кокосы. - Удивительный арбуз: внутри мармелад, а вместо семечек - леденцы. Это тоже возможно, только поливать его надо сладкой водой и медом. · Придумайте новый вид транспорта. При применении приема агглютинации ограничительных рамок не существует. Г) Акцентуирование · Упражнение "Как мне повезло". Выбирается объект и какое-то определенное его свойство, качество. От ребенка требуется составить предложение, которое начинается словами «Как мне повезло», и в котором выбранное свойство объекта характеризуется с положительной стороны. Примеры: Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце. Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей. Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники. Прием акцентуирования позволяет ребенку выделять определенные, характерные для объекта черты и свойства. Д) Комбинация приемов. Наиболее высоким уровнем развития фантазии является использование многих приемов одновременно или последовательно. Использовали один прием и к тому, что получилось, добавляют новый прием. Это уводит очень далеко от начального объекта и куда приведет - совершенно неизвестно. Для использования комбинации приемов ребенок должен научиться владеть всеми приемами в отдельности. · Задание. Возьмите какой-нибудь сказочный объект (Буратино, Колобок) и примените к нему последовательно некоторые приемы фантазирования.
Вышеперечисленная группа методов была в основном направлена на развитие фантазии в такой деятельности, как сочинение сказочных и фантастических историй. А доктор психологии И. В. Вачков, обращаясь к дошкольникам, предлагает им такие упражнения для развития воображения, [15,с.28] в которых развитие фантазии идет в игровой деятельности, рисовании и также в сочинении: - Пусть мама назовет тебе любую известную детскую сказку. Расскажи ее так, чтобы в ней все было "наоборот" (заяц охотится за волком, слон величиной с горошину, а мышка - с гору и т. п.). - Нарисуй, как ты себе представляешь животное с другой планеты; самый необычный домик; доброго волшебника в детстве. - Пусть мама и папа назовут по одному сказочному или литературному герою (но обязательно из разных произведений). Придумай и расскажи короткую выдуманную историю, в которой бы действовали оба этих героя. - Поиграй с мамой в сочинение общих сказок. Один кусочек сказки придумывает и рассказывает мама, а потом ты продолжаешь.- Соедини в связный рассказ эти два предложения: "Далеко на острове произошло извержение вулкана..." - "...поэтому сегодня наша кошка осталась голодной"; "По улице проехал грузовик..." - "...поэтому у Деда Мороза была зеленая борода"; "Мама купила в магазине рыбу..." - "...поэтому вечером пришлось зажигать свечи". - Вообрази, что ты превратился в тигра, который пробирается в джунглях; робота; парящего над скалами орла; королеву Франции; инопланетянина; кипящую кастрюлю; авторучку, в которой кончились чернила. Изобрази все это в движении. Воображение играет очень важную роль в жизни ребенка. С одной стороны, это полет фантазии, которая вызывает бурю эмоций, а с другой - способ постижения мира, который снимает временные и пространственные ограничения. Благодаря фантазии можно перенестись в прошлое и будущее, представить и создать то, чего пока не существует в реальности. Это расширяет мир возможностей, вдохновляет познание и творчество. В практической части предложены методики диагностирования развития фантазии, а также способы, приемы и рекомендации развития фантазии в ведущем типе деятельности дошкольника – игре - и других видах, взаимосвязанных с ней - рисование, сочинение сказок и фантастических историй. Такие способы развития будут интересны и понятны ребенку, будут стимулировать дошкольника к их выполнению, а значит – к развитию фантазии, воображения, творческих способностей.
Общий вывод Действительно, дошкольный возраст – наиболее благоприятный для развития воображения, т.к. развивается речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, память. Все эти психические процессы создают предпосылки для развития фантазии, а так как воображение базируется на опыте, а опыт у ребенка формируется посредством игры, то и развитие фантазии дошкольника проходит в условиях сюжетно – ролевой игры. Кроме того, фантазию дошкольника необходимо постоянно развивать, а чтобы это делать требуется проводить диагностирующую работу для выявления уровня воображения. Методики и способы развития фантазии были предложены в практической части. Фантазия – это опыт и необходимо делать все возможное, чтобы формировать этот опыт у человека, а начинать нужно с детей дошкольного возраста.
1 | 2 | 3 | 4 | Поиск по сайту:
|