АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона

Читайте также:
  1. I. Классическая теория.
  2. I. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ
  3. II. Квантовая теория А. Эйнштейна.
  4. III. Теория П. Дебая.
  5. Анализ спроса и предложения( теория спроса и предложения)
  6. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения
  7. Атомно-молекулярная теория.
  8. Базовые теории воспитания и развития личности
  9. Безопасность и теория риска
  10. Бергер о взимоотношении личности о общества.
  11. Важнейшими факторами развития личности являются (фактор — движущая сила, причина какого-л процесса, явления) противоречия, обусловленные наследственностью, средой и воспитанием.
  12. Влияние жизнестойкости на развитие личности в юношеском возрасте

Психоаналитические теории детского развития

Два открытия 3. Фрейда - открытие бессознательного и открытие сексуального начала - составляют основу теоретической концепции психоанализа. В последней модели личности 3. Фрейд выделил три основных компонента: Оно, Я и Сверх-Я. Оно - наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, "бурлящий котел влечений", подчиняется принципу удовольствия. Инстанция "Я" следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира. "Сверх-Я" служит носителем моральных норм. Поскольку требования к "Я" со стороны "Оно", "Сверх-Я" и реальности несовместимы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого личность спасается с помощью специальных "защитных механизмов" -таких, например, как вытеснение, проекция, регрессия, сублимация. Все стадии психического развития 3. Фрейд сводит к стадиям преобразования и перемещения по различным эрогенным зонам либидозной, или сексуальной, энергии.

Оральная стадия (0—1 год). Основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением.

Анальная стадия (1—3 года). Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности.

Фаллическая стадия (3—5 лет) характеризует высшую степень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. Сексуальность этой стадии предметна и направлена на родителей. Либидозную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд назвал эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек.

Латентная стадия (5—12 лет). Снижение полового интереса. Энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта.

Генитальная стадия (12—18 лет). По мнению 3. Фрейда, подросток стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению, все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сексуального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыдущих стадий.

Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона

Теория Э. Эриксона возникла из практики психоанализа. Принимая структуру личности 3. Фрейда, он создал психоаналитическую концепцию об отношениях "Я" и общества. Обратив внимание на роль "Я" в развитии личности, Э. Эриксон перенес ударение с "Оно" на "Я". По его мнению, основы человеческого "Я" коренятся в социальной организации общества. Применяя психоанализ в послевоенной Америке, он видел различные явления - тревожность, апатию, жестокость, смятение, - как результат воздействия сложного периода войны на личность. Э. Эриксон посвящает свои исследования главным образом процессам социализации. Работы Э. Эриксона знаменуют собой начало нового пути исследования психики - психоисторического метода, который представляет собой применение психоанализа к истории. Этот метод требует равного внимания как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек. Э. Эриксон проводил полевые этнографические исследования воспитания детей в двух индейских племенах и пришел к выводу, что стиль материнства всегда определяется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та социальная группа, к которой он принадлежит. Если индивид отвечает ожиданиям общества, он включается в него и наоборот. Эти соображения легли в основу двух важных понятий его концепции - "групповой идентичности" и "эго-идентичности".

Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу. Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего "Я", несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. Э. Эриксон выделил стадии жизненного пути личности, для каждой из них характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Младенчество (оральная ст.) - доверие - недоверие. Ранний возраст (анальная ст.) - автономия - сомнение, стыд. Возраст игры (фаллическая ст.) - инициативность -чувство вины. Школьный возраст (латентная ст.) - достижение - неполноценность. Подростковый возраст (латентная ст.) - идентичность - диффузия идентичности. Молодость - интимность - изоляция.

Зрелость - творчество - застой.

Старость - интеграция - разочарование в жизни.

Формирование всех форм идентичности сопровождается кризисом развития.


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)