|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эволюционизм
Антропология как естественная наука изучает человека, присущие ему особенности во все времена и во всех культурах. Как гуманитарное знание – изучение особенностей, присущих не всем и далеко не во все времена и во всех культурах; антропология понимается здесь как учение о высших способностях представителя рода «человек». Особенности предмета изучения задают иерархию наук о человеке: подчиненными представляются знания о природных особенностях человеческого рода, предопределенных климатом, расой, способом ведения хозяйства; определяющими будут собственно науки о сфере человеческого духа. Примат индивидуального над видовым. Этапы развития совпадают с открытием кафедр антропологии в крупнейших университетских центрах Европы и Америки в середине 19 века. Хронология возникновения школ в антропологии: 1800-60 гг. – этнографический этап; 1860-е – сер. 1890-х гг. – эволюционный этап; Сер. 1890-х – сер. 1920-х – исторический этап; Сер. 1920-х – сер. 1950-х – психологический этап; 1950-е – 1980-е – неоэволюционизм, полемика вокруг эволюционизма, интерпретативная антропология; 1980 – 1990-е – постструктурализм и влияние постмодерна. Современный тренд – увлечение метафизикой. Междисциплинарные влияния на культурную антропологию: Чикагская школа социологии Интерпретативно-семиотический подход веберовская «понимающая социология» Полемика между Бурдье и Гирцем: «культура как текст» – «культура как действие» Эволюционизм Представители: Тэйлор, Спенсер, Фрезер Тэйлор (1832-1917) - англ, этнограф, исследователь первобытной культуры; вместе со Спенсером был основоположником эволюционной школы в истории культуры и в этнографии. Рассматривал историю культуры как процесс поступательного развития, совершенствования не только орудий труда, но и видов искусства, верований, культов. Т. использовал сравнительно-исторический подход – сравнение культур, находящихся на одинаковых этапах развития. «Первобытная культура (англ. Primitive Culture) — философско-антропологическое сочинение Эдуарда Тайлора, написанное в 1871 году. В данной работе народам, которые прежде считались дикарями, впервые приписывается культура. Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, мир в целом, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это до- и бесписьменная культура. Первобытное искусство — искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки).». Он также вводит понятия анимизм (которое он считал синонимом слова спиритуализм — вера в духов) и «пережитки». Пережитки – то, что является важной частью С-И метода, кул-ра сохраняет пережики прошлого, т. е. сохраняет старые формы культуры. Тейлор - создатель анимистической теории происхождения религии, по которой источник религии заложен в психической деятельности индивидов. Ввел в историю религии понятие развития, генетическую связь между первобытными и развитыми религиями. Фрезер: Наиболее известная работа Фрэзера, принесшая ему мировую славу, — «Золотая ветвь» — была впервые опубликована в 1890 году. В этой книге собран и систематизирован огромный фактический материал по первобытной магии, мифологии, тотемизму, анимизму, табу, религиозным верованиям, фольклору и обычаям разных народов. Джеймс Джордж Фрэзер вывел три стадии духовного развития человечества: магия, религия и наука. Согласно Фрэзеру магия предшествует религии и почти полностью исчезает с её появлением. На «магической» стадии развития люди верили в свои способности изменять окружающий мир магическим способом. Позже люди разуверились в этом и господствующей стала идея, что мир подчиняется богам и сверхъестественным силам. На третьей стадии человек отказывается и от этой идеи. Преобладающей становится вера в то, что мир управляется не богом, а «законами природы», познав которые, можно управлять им. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |