АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обмен, экономика или ритуал? Является ли обмен дарами видом экономики или несет чисто символическое значение как вид коммуникации?

Читайте также:
  1. I. Возникновение в обществе социального государства является закономерным результатом
  2. I. Назначение, классификация, устройство и принцип действия машины.
  3. II. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
  4. III. Профиль обучения и отрасли экономики
  5. V1: Ресурсы и экономика природопользования
  6. Wadmerger: назначение звуков wad-файлам и объектам
  7. ААААААА Макроэкономика
  8. Абстрактне i «чисто конкретне»
  9. Автором таких работ, как «Социальная и культурная динамика» и «Социальная мобильность» является
  10. Активы организации, их назначение и использование.
  11. Актуальность логистики в условиях экономики России
  12. Анализ собственной мотивации и характеристик в соотнесении с видом деятельности

- Дюркгейм (дар как жертвоприношение)

- жертвоприношение - способ поддрежки единства социума социума, за счёт поддержки тотемического принципа (томич. принцип - когда тотемические фигуры становится символом и конкретным выражением общего жизненного принципа)

1) Родство жертвоприношения и совместной трапезы. Употребление тотема в пищу – род священнодействия с целью получить причащение и искупление.

2) Жертвоприношение – дар – следующая стадия: в результате одомашнивания животных у пастушеских народов их жертвование становится крайне редким (профанирование употреблением их в пищу). «Искупительная жертва» - смещение акцента с общего пиршества на символику кровопролития и казни.

 

- Марсель Мосс (ученик Дюркгейма) "Эссе о даре"

- проблема потлача (Пóтлач — представлял своего "борьбу" войну за максимальное влияние и авторитет, в которой использовалось имущество и материальные ценности, принадлежавшие племени. Когда какой-нибудь видный представитель племени проводил важную церемонию (свадьбы и т.д.), он приглашал всех родственников, а также недругов, чтобы поразить их своим гостеприимством и продемонстрировать свои возможности. причём последствиями этого ритуала часто были разорение и нищета.) Мосс- потлач - целостный социальный феномен (и религиозный и морфологический и эстетический)

- такой обмен неэквивалентен, но он имеет не столько экономический, сколько символический характер;

- альтернатива экономической системы обмена - система, в которой обмен не механический, а моральный акт, поддерживающий разнообразные личные и общественные взаимоотношения между индивидами и группами; до появления денег и рынка универсальным средством обмена в архаических обществах является дарение

- обмен не носит характера сделки. Но он предполагает компенсирующий взаимный дар в той или иной форме, но в отличие от обычной сделки оба эти акта отделены друг от друга во времени(которое может выходить за пределы длительности человеческой жизни). Будучи формально добровольными, дары являются обязательными (обязательный и универсальный характер дара)

- 3 элемента обмена (давать, брать и возвращать); В качестве субъектов обмена (обменивающихся) в архаических обществах выступают главным образом не индивиды, а группы, либо индивиды, символизирующие группы

- обмен как тотальный факт - точка сбора социума (Дары в рассматриваемых Моссом обществах составляют систему взаимных «тотальных поставок», непрерывно циркулирующих от дарителя и обратно, они универсальны, как универсален сам обмен в отношениях между людьми.) вокруг обмена строится религ., экономич., и проч. сферы общества (так проблема обмена связана с проблемой дорефлексивного, чувственного знания)

- в дарении существенен не сам подарок, а то что в нём очень снижена индивидуальная мотивация, обмен - минимально рационализируем (vs традиц. Бронислав Малиновский - всегда можно вычленить цепочку потребность - социальный институт)

- женщины, земля, труд, талисманы - необмениваемые вещи; на самом деле самый важный элемент символического обмена - бесценное связано с даром

 

- Клод Леви-Стросс (посещал семинары Мосса); символическое значение обмена; рассмотрение обмена с точки зрения структурной антропологии

Два вида обмена (Леви-Стросс)

1. Экономический обмен - присутствует эквивалентность, символическое присутствует неявно

2. Уникальные вещи, особо ценное; женщины, территории, труд - необмениваемые вещи - в действительности основной момент обмена; сокровище нельзя просто самому употребить- их нужно разделить с другим

- сам предмет становится символическим - символическая их ценность - включённость в обмен составляет основную ценность драгоценного

- эти правила укоренены через бессознательное в современной культуре

-бессознательное недоступно как наблюдателю, так и носителю

- брачные союзы между племенами имеют символическую природу- обмен женщинами (у человека нет природного инстинкта брачеваться вне племени)

- экзогамия и эндогамия не природный и не культурный факт- но они являются символическими бинарными оппозициями - структурное отношение

- структуры предшествуют индивидам

 

Просто про Дарение (как способ коммуникации в социуме)

дарение является фундаментальным для аристократизма в качестве способа выстраивания социальных отношений в античности и Средневековье, с одной стороны, а с другой – подаренность служит главным основанием аристократически ценного в противовес приобретаемому каким-либо иным образом – в результате труда, в первую очередь. То есть подлинно ценным может быть лишь подаренное, в первую очередь – самим рождением и принадлежностью к роду и родовой истории.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)