|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Диффузионизм
Диффузионизм рассматривает проблему повторяемости: повторяемость – результат заимствования. Т. о. абсолютизация в отличие от эволюционистов понятия преемственности. Если эволюционисты изучали, в первую очередь, целостный характер культуры, то диффузионисты изучали отдельные элементы. Согласно диффузионизму не все народы способны к культурному творчеству. Как следствие можно вывести европоцентризм. Особое внимание уделяется пространственной локализации и перемещениям культурных элементов. Соответственно, пространственные категории описания культуры: центр, периферия, культурная провинция. Основатель направления – профессор Мюнхенского университета Фридрих Ратцель (1844 – 1904). Другие представители: Флобениус, Гребнер, Анкерман. Анкерман. «Культурные круги и культурные слои в Африке»: подобие культурных предметов на географической карте с т. зр. диффузионистов ограничивается культурными кругами. Вся Африка – сетка таких кругов (всего 6 кругов). Лео Фробениус: Теория морфологии культуры. Исследовательский институт по морфологии культуры во Франкфурте-на-Майне. Исследование главным образом на материале африканской культуры. «Происхождение африканских культур» (1898), «Естественнонаучное учение о культуре» (1919). Основные причины диффузии Ø Торговля Ø Переселение Ø Завоевание. В связи с этим объяснительные модели: · инвайзионизм (от англ. invasion – вторжение) считающий успехи в развитии собственной культуры исключительно или преимущественно результатом чужеземного вторжения диких племен, военных завоеваний или мирных миграций, принесших с собой более высокий уровень культуры и техники; · теории культурного центра, изображающие распространение культуры в виде последовательных волн рассеяния норм и ценностей передовой культуры, зародившихся в центре, по периферии. Сценарий диффузии o Аккультурация: полный и быстрый перенос всего культурного комплекса o Ассимиляция: растворение одного типа культуры в другом, исчезновение одного из взаимодействующих культурных ареалов o Частичный перенос: перемещение и заимствование отдельных элементов культуры одним народом у другого. Малиновский Бронислав Каспер (1884-1942) (Великобритания, Польша, XIX-XX вв.) Английский этнограф и социолог польского происхождения, один из основателей и лидеров английской функциональной школы в британской антропологии. В 1914-1918 проводил интенсивные полевые исследования в Меланезии. С 1927 - профессор социальной антропологии в Лондонском университете. В 1938- 1942 работал в Йельском университете (США). Считается отцом этнографии, главой функционалистского крыла социальной антропологии. Как и большинство антропологов его времени, он был убежден в том, что задача этнографии заключается в изучении и записи культурного многообразия народов, находящихся перед угрозой вестернизации. С 1910 М. начинает интенсивно заниматься проведением полевых исследований культуры австралийских аборигенов. Основное исследование провел в Меланезии (острова Тробриан, Новая Гвинея) в 1915-1918. Его первая книга “Аргонавты Тихого океана” (1922), повествующая о культуре неизвестных племенах, живущих в Новой Гвинеи, стала поворотным пунктом в развитии социальной антропологии потому, что она положила конец господствовавшей прежде спекулятивной традиции изучения культуры, знаменовала начало эмпирическому этапу развития антропологии и культурологии. В основе его теории, изложенной в книге “Научная теория культуры” (1944), лежит система человеческих потребностей. Над первичными потребностями в добывании пищи, крова, обороны и воспроизводства надстраиваются вторичные, но уже не природные, а культурные. Культура выступает как инструмент удовлетворения первичных, базовых потребностей людей и одновременно как совокупность артефактов, организованных традицией. Следуя принципам функционализма, сторонником которого М. оставался всю жизнь, считал, что в культуре нет ничего лишнего, в ней все функционально связано друг с другом. А то, что кажется лишним, свидетельствует о нашем непонимании местной культуры. Всякое культурное событие или явление благотворно потому, что наделено функцией. Надо только обнаружить ее. У каждой социальной группы свои инновации, т.е. реакции на изменяющуюся реальность. Если бы все они сохранялись, человеческая культура представляла собой хаотическое образование. Множеству социальных и национальных групп в обществе соответствует множественность культурных ответов на одну и ту же потребность. Его метод получил в науке название включенного наблюдения. эта концепция культуры вполне может рассматриваться как дескриптивная. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |