|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Русская философия 19 вВ русской философии 19 в. появлялись оригинальные идеи, в которых осмысление феномена человека сочеталось с социальной проблематикой. Произошло это благодаря тому, что в университетах на системную основу было поставлено преподавание философии. Однако вплоть до 19 в. не было мыслителей, целиком посвятивших себя философии. То есть, она была уделом дилетантов-энтузиастов, занимающихся в полуподпольных кружках, писателей и публицистов. Причина такого положения дел – жесткий авторитаризм государственной власти, для которой было невыгодно свободомыслие. Первыми представителями оригинальной русской философии были западники и славянофилы. Западничество – это философское течение, для которого характерно признание европейской культуры последним словом мировой цивилизации, стремление к полному культурному воссоединению с Западом, использованию его опыта для процветания России. Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856) — сделал первый шаг в самостоятельном философском творчестве России XIX в., положил начало идеям западников. Философское миропонимание — в «Философических письмах» и в «Апологии сумасшедшего». Название последней работы связано с тем, что его за критику России великосветские круги объявили его сумасшедшим. В сближении России и Запада П. Чаадаев видел не механическое заимствование европейского опыта, а объединение на общей христианской основе, требующей реформации, обновление православия. Он имел в виду не подчинение католицизму, а освобождение от застывших догм и придание религиозной вере жизненности и активности, чтобы она могла способствовать обновлению всех сторон жизни. Представители классического западничества: Т. М. Грановский, В. П. Боткин, Б.Н.Чичерин, К.Д.Кавелин.Они придерживались либеральных идей и выступали за эволюционное преобразование общества путем постепенного реформирования. Революционно-демократические западники (А. И.. Герцен, В.Г.Белинский) не исключали революционного пути, опираясь на наиболее свежие западные веяния (материалистическая философия Л.Фейербаха, социалистов Ш.Фурье и А.Сен-Симона). Продолжателями этой линии стали революционные демократы Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов, а также русские марксисты Г.В.Плеханов и В.И.Ленин. Славянофильство – это философское течение русского либерального дворянства, провозглашающее особое историческое предназначение России, особые пути развития ее культуры и духовной жизни. Признавая и высоко ценя западноевропейскую идеалистическую философию и культуру (Ф. Шеллинга, Г. Гегеля), они выступали за самобытность пути России, которую они видели в крестьянской общине, в православии и в соборности (религиозно обусловленном коллективизме) русского народа. В центр новой философии Иван Киреевский ставил принцип непротиворечивой цельности, устранения болезненных противоречий между умом и верой, истиной духовной и естественно-жизненной. Религии, несмотря на достижения западноевропейского либерализма и рационализма, должны быть возвращены все права духовного лидера. Алексей Хомяков считал истинной христианской религией православие: в католицизме есть единство, но нет свободы, в протестантизме, напротив, свобода не подкрепляется единством. Только для православия характерна соборность, или общинность, сочетание единства и свободы, опирающееся на любовь к Богу. Другие представители: Ю.Ф.Самарин, Ап.Григорьев. Продолжателем славянофилов стал Н.Я. Данилевский, прославился своей книгой "Россия и Европа". Ранее Шпенглера, автора книги "Закат Европы" и других получивших широкую европейскую известность работ, Данилевский развивал концепцию культурно-исторических типов: общечеловеческой цивилизации нет, а есть определенные типы цивилизаций. Первобытные общества имели синкретическую культурную основу (нерасчлененность религии, экономики, искусства и др.). Одноосновные общества характеризуются преобладанием одной культурной основы. Это ранние очаги цивилизации: еврейское общество – религиозная основа, Рим – политико-правовая, Греция – эстетическая. В период Нового времени формируются многоосновные общества. Германо-романское – соединение научной и индустриальной основ. Российское общество идет по пути органичного объединения научной, индустриальной, эстетической и религиозной основ. будучи славянофилом, он доказывал превосходство русской цивилизацией над европейской в труде «Россия и Европа». Продолжателем славянофильства был известный русский дипломат К.Н.Леонтьев. Он считал главной опасностью для России и других православных стран либерализм («либеральный космополитизм») с его «омещаниванием» быта и культом всеобщего благополучия, выступал против эгалитаризма («бессословности»), «демократизации». Проповедовал «византизм» (церковность, монархизм, сословная иерархия и т. п.) и союз России со странами Востока как охранительное средство от революционных потрясений. Оригинальные философские идеи представлены русскими писателями-классиками. В философских исканиях Достоевского различают следующие периоды. 1. Увлечение идеями утопического социализма и участие в подпольном кружке петрашевцев (конец 1840-х гг.). 2.Перелом, связанный с усвоением идей христианской нравственности во время каторги (1850-е гг). 3. Начиная с 60-х гг. XIX в. исповедовал почвенничество: религиозно-философское осмысление судеб русской истории в духе славянофиьства. Вся история человечества — история борьбы за торжество христианства. Самобытность пути России в этом движении: на долю русского народа выпала мессианская роль носителя высшей духовной истины. Он призван спасти человечество через «новые формы жизни, искусства» благодаря широте его «нравственного захвата». Ф. Достоевский — выразитель начал, которые стали основанием нашей национальной нравственной философии. Он — искатель искры Божьей во всех людях — даже дурных и преступных. Миролюбие и кротость, любовь к идеальному и открытие образа Божия даже под покровом временной мерзости. «Русское решение» социальных проблем — отрицание революционных методов борьбы, разработка темы особого исторического призвания России, способной объединить народы на основе христианского братства. Л.Н.Толстой во многом сближался с Ф.М.Достоевским. Однако, будучи религиозным человеком, он активно критиковал официальные формы религии.». В религии Л. Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты и роль церкви в общественной жизни. Самосовершенствование человека он связывал с отказом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви. В дальнейшем этот принцип опровергался философом Иваном Ильиным в работе «О сопротивлении злу силой». Считая всякую власть злом, Л. Толстой пришел к отрицанию государства. В общественной жизни он отвергал насильственные методы борьбы, а упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественных и государственных обязанностей, ухода от цивилизации и опрощении быта.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |