|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности, истоки и становление русской философииРусская философия – это сложный и многоплановый комплекс идей, однако с некоторой долей условности можно выделить ряд ее общих (преобладающих) особенностей. 1.Во многом вторичный, заимствованный характер, связанный с тем, что становление русской культуры как таковой происходило через внешние влиянии: сначала византийское, потом западноевропейское (хотя это не означает, что не было оригинальных концепций). 2.Антропологическая направленность, то есть явления действительности рассматривались с точки зрения роли в них человека (то есть, проблемы бытия и познания сами по себе рассматривались очень мало). В связи с этим одно из центральных мест занимала смысложизненная проблематика. 3. Историсофичность, или внимание к проблемам истории. 4.Несмотря на наличие материалистических идей, в русской философии преобладал нравственно-религиозный характер при недоверии к западному рационализму и утилитаризму. Главной предпосылкой для возникновения русской философии стало распространение христианства. Не случайно просветитель славян Кирилл был назван Кириллом-философом. А его брат впервые дал определение философии на старославянском языке (это знание вещей божественных и человеческих и насколько человек может приблизиться к Богу). В целом средневековая русская философия наследовала принципы христианской патристики. Одним из первых философских трудов в России стало «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (11 в). В этой историософской концепции развитие общества рассматривается сквозь призму религии: идольский мрак, иудейский закон, основанный на строгих моральных предписаниях и принуждении; христианская благодать, основанная на свободном нравственном выборе. Опираясь на концепцию Града Божьего Августина, он рассматривает принятие Русью христианства как путь к построению царства Божьего на земле. Другой яркий памятник философской мысли - Поучение Владимира Мономаха (12 в.). Это обращение киевского князя к своим детям, в котором утверждаются принципы христианской этики: иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях. Одновременно здесь содержался призыв не допускать княжеских междоусобиц в борьбе за власть. Таким образом, подчеркивалась зависимость социального бытия от уровня нравственности. Первой оригинальной философской концепцией стала идея «Москва – третий Рим» псковского монаха Филофея (16 в.). Россия здесь рассматривалась как единственная носительница неискаженных христианских идей, связанных с христианством. 1-й Рим пал из-за язычества, 2-й (Константинополь) – из-за отклонения от православия и стремлению к союзу с католиками (что действительно было в 14-15 вв.). Здесь закрепляется выдвинутая еще Илларионом богоизбранничество России. 18 в. стал поворотным моментом для русской культуры, которая стала ориентироваться на западный опыт, в том числе в сфере науки и философии. Именно тогда стал формироваться светский тип философствования. Наиболее известные мыслители в этот период интерпретировали и популяризировали западноевропейский философский опыт, ориентируясь на эмпиризм, рационализм, идеи Просвещения. Яркий пример – М.В.Ломоносов. На основе идей И.Ньютона он развивал идеи корпускулярной теории Материю он понимал как состоящую из мельчайших частиц — атомов, образующих более сложные формы — корпускулы (или молекулы), которые, сочетаясь в разных комбинациях и количествах, порождают все многообразие видимого в природе. Опыт как метод познания был для него лишь основой достоверности; для того же, чтобы извлечь из опыта истину, обобщить экспериментальные данные и на этой основе разработать новый закон природы, необходима аналитическая и синтетическая деятельность разума. Поэтому в ходе познания ученый должен выдвигать гипотезы в качестве предварительного логического объяснения опытных данных. Таким образом он органично сочетал принципы эмпиризма и рационализма. Кроме того, он был приверженцем деизма, то есть, стоял на позиции примирения научного и религиозного объяснения мира. А.Н.Радищев в своих публицистических и художественных произведениях (Письмо к другу, жительствующему в Тобольске», Путешествие из Петербурга в Москву») популяризировал просветительские идеи естественных прав, равенство людей перед законом и право народа на революционное свержение власти, нарушающей естественные права. За это он был отправлен в ссылку. Во время ссылки он занимался вопросами антропологии и смысла человеческой жизни. Свои взгляды он изложил в трактате “О человеке, его смертности и бессмертии”. В нем подводились итоги осмысления этой проблемы через диалог материалиста и идеалиста. Первый комплекс идей связан с неразделенностью тела и сознания и ее опытной подтверждаемостью, второй комплекс идей – с наличием высшего смысла бытия. Будучи деистом, Радищев колебался между двумя точками зрения, не находя окончательного ответа. Наибольшей оригинальностью отличались идеи Григория Сковороды (1722-1794). Подобно Ломоносову он был выходным из народа (сыном казака), получив духовное образование, он попытался совместить русскую православную духовность с достижениями европейского идеализма. Последние 25 лет своей жизни он провел вольных странствиях, излагая свое учение в устной форме, за что получил прозвище «русский Сократ». Онтология Сковороды строилась на учении о трех мирах: мир великий (Бог и природа, макрокосм); мир малый (человек); мир символов (Библия). Последний является связующим звеном между первыми двумя. Основные категории в сфере антропологии: 1.Сродность – сопричастность и подобие Богу и природе (любовь как всеединство). 2.Несродность – греховный эгоизм, уводящий от всеединства. Условие сродности – самопознание, как у Сократа. Она задается религиозностью. Однако человек не должен уходить от мира, проявляя высшую любовь во всех сферах: быт, медицина, хлебопашество, воинская служба.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |