|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Русская религиозная философия конца 19 – нач. 20 вРассматриваемый период стал для русской культуры религиозным ренессансом. Его причины были связаны с кризисом западного рационализма и его дискредитации в России. Он выразился в поисках нового религиозного сознания: внецерковная религия Толстого, попытки синтеза христианства и восточных религий (А.Белый, Д.Мережковский). Однако наиболее философское признание получило осмысление христианства, в корне не противоречившее канонам православия. Наиболее яркий пример такого осмысления – философия В.С.Соловьева. Будучи знатоком западной философии, он подверг ее резкой критике за отсутствие цельности воззрений. Одни подчеркивали всеобщее и рационализм, другие — эмпиризм, частное. Даже пытаясь объединить эти принципы, философы рассматривали мир с позиций мертвых абстрактных понятий. Альтернативу такому видению мира Соловьев увидел в платонизме, у раннехристианских мыслителей, Г.Сковороды. Предельно высшим единством сущего является Бог. С одной стороны, это воплощение принципа любви как всеединства, с другой - энергично-волевая, всеблагая, любящая и милостивая, но наказующая за грехи абсолютная личность. Все материальное одухотворено Божественным началом, а точнее, его женской ипостасью — мировой душой, Софией. Стержневой принцип философии В. Соловьева — положительное всеединство. Сущее содержит в себе: благо как проявление воли; истину как проявление разума; красоту как проявление чувства. Из этого вытекает принцип: абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Эти три начала — благо, истина и красота — в нерасторжимом единстве, предполагающем любовь — силу, подрывающую корни эгоизма. Реальный мир представал у В. Соловьева как самоопределение или воплощение абсолютно сущего: это — тело Божие, или материя Божества, проникнутая началом Божественного единства. Посредником между Богом и материей выступает София — мудрость Божия. Разделяя таким образом, общехристианский взгляд на природу как на творение Бога, В. Соловьев не мог признать его совершенным, а лишь идущим к совершенству. Эмпирический, материальный мир, в котором действуют временная и пространственная разорванность и механическая причинность, находится в хаотическом состоянии. Призванием человека, который является, по словам В. Соловьева, «центром всеобщего сознания природы», выступает его мессианская по отношению к природе роль — освободителя и спасителя. Именно человечество является потенциальным мостом между Божеством и природой. В его сознании уже содержится форма всеединства. Рассматривая проблему «человек и общество», В. Соловьев утверждал, что человек — вершина творения Бога. Общество — расширенная личность, а личность — сосредоточенное общество. Идеалы совершенного добра открывает христианство. Юридическое право не в состоянии это сделать: оно способно преградить путь проявлению лишь крайних форм зла. Требования любви-всеединства необходимы в политике, экономике и вообще во всех сферах социума. В итоге богочеловек Христос претворится в богочеловечестве. Как центральная фигура во всей истории российской философской мысли (это утверждали и его современники) В. Соловьев оказал огромное влияние на целую плеяду русских мыслителей, которые строго придерживались религиозно-философского направления. Прежде всего это С.Н.Булгаков, который развивал идею Софии (божественной мудрости и души мира). С связи с этим он предлагал рассматривать Софию как 4-ю ипостась Бога и преодолевать женоненавистнические начала в религии. П.Флоренский развивал идеи Соловьева о несовершенстве научного познания мира, противопоставляя ему цельное религиозное мировоззрение.
4. Русский космизм Русский космизм — мировоззрение, сочетающее в себе начало пантеизма, христианства и научный анализ. Никола́й Фёдорович Фёдоров полагал, что средневековое мировоззрение несостоятельно после Коперниканского переворота, открывшего человеку космическую перспективу. Однако он не отвергал христианство. Главное в учении Христа — весть о грядущем телесном воскрешении, победе над «последним врагом» — смертью. Федоров выдвинул парадоксальную мысль о том, что эта победа свершится при участии творческих усилий и труда объединившегося в братскую семью Человечества («Философия общего дела»). Благодаря успехам науки в итоге удастся воскресить всех умерших. Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935)придерживался принципов гилозоизма (одушевленности материи на всех уровнях). С этой точки зрения все тела — живые и мертвые — обладают одинаковой по качеству, но различной по количеству степенью раздражительности.Разум, основанный на «эгоизме атома», доводится до совершенства в человеческих существах. По мнению К. Циолковского, разум должен стремиться не только к самосовершенствованию, но и к совершенствованию окружающего мира. На этом основании Циолковский считал, что земля – это колыбель человечества. Преобразовав и одухотворив землю, человечество выйдет в космос, осваивая и преобразовывая другие планеты и эволюционируя ускоренными темпами вплоть до обретения бессмертия. Фундаментальное открытие Влидимира Ивановича Вернадского (1863—1945)— осознание того, что современная эпоха ознаменовывается переходом от биосферы к ноосфере. Биосферу В. Вернадский определил как область Земли, охваченную живым веществом (совокупностью живых организмов). Первая роль в деле полного заселения биосферы человеком принадлежит развитию научной мысли и неразрывно связанным с этим успеху техники передвижения и мышления, возможностям мгновенной передачи мысли на расстояния. Биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере («сфере разума») — к такому состоянию, когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ. Ныне подобные эксперименты кажутся губительными для окружающей среды, но Вернадский был оптимистом. Человек — часть биосферы и его вред не абсолютен. Человек — залог того, что биосфера Земли в будущем распространится на окрестные планеты. Хаотичному развитию жизни на Земле должно прийти упорядоченное человеческим разумом развитие. Але́ксандр Леони́дович Чиже́вский (1897-1964) – русский философ и биофизик, изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе, в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе, на социально-исторические процессы. Циклически (периодически) усиливающаяся солнечная активность задает циклы социального развития, приводят к революциям, войнам и другим социальным потрясениям и изменениям.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |