|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Кинопроизводство в условиях войныОднако не одни патриотические настроения военной поры определяют судьбу российского кинорынка в этот период. Едва ли не самую существенную роль играет для кино закрытие границ, прекращение массового доступа иностранной кинопродукции – пленки, аппаратуры, фильмов – в Россию. Увеличивается киносеть: к 1916 году она располагает огромным количеством установок (2800-3200) по всей России. Растет и количество фирм, производящих собственную продукцию. Если к концу 1913 года их было только 18, то к 1916 году их было уже 47! Однако крупными по-прежнему остаются уже известные, давно отлаженные предприятия, но и они претерпевают значительные изменения. Крупнейшие студии наращивают производство и за счет привлечения новых технических сил, и за счет значительного увеличения, усовершенствования съемочных площадей. Ведущие среди таких фирм – Ханжонкова, Ермольева, Харитонова, Тимана. Переживает трудные времена фирма «Тиман и Рейнгардт», хотя она и продолжает оставаться среди крупнейших фирм, в 1915 году Тиман как немецкий подданный был выслан в связи с военной обстановкой в Уфу, а Рейнгардту стало не до кинопроизводства. Дела фирмы взяла в свои руки жена Тимана. Сменилось и название: фирма именуется теперь «Русская золотая серия». После высылки Тимана фирму покинули и ведущие режиссеры – Я. Протазанов, В. Гардин. Видя спасение фирмы в ориентации на театр, жена Тимана привлекает известных театральных деятелей к работе над фильмами. Так в «Русской золотой серии» появился яркий новатор В. Мейерхольд, тонкий аналитик режиссер А. Уральский и группа Сушкевича. Фирма «Братья Пате» закрыла свое московское представительство. Но она не могла уйти с российского рынка совсем и в 1915 году открыла на свои капиталы новую фирму, во главе которой встал крупный прокатчик И. Ермольев. «Торговый Дом И. Н. Ермольева» становится в ряд ведущих фирм по производству кинопродукции. Фирма Ермольева приняла в штат Я. Протазанова и предложила сотрудничество актеру И. Мозжухину. Не стесненная в средствах, компании выплачивала самые крупные гонорары, ставка Протазанова была 12 тысяч в год при договоре на постановку 12 картин ежегодно. Однако самый прибыльной фирмой считается не фирма Ермольева, а возникшее на основе прокатной конторы предприятие Д. И. Харитонова. Основным постановщиком его фильмов являлся режиссер П. Чердынин. Стремясь дать зрителю возможность увидеть на экране одновременно всех известных исполнителей и в основном за счет этого добивается успеха. В его картинах снимались В. Максимов, В. Полонский, В. Холодная, принося огромные прибыли этой преуспевающей фирме. Среди других из более заметных кинопредприятий необходимо назвать «Товарищество В. Венгеров и В. Гардин». Один из его основателей, работающий в кино с 1913 года, В. Гардин последовательно придерживается ориентации, в основном, на русскую литературную классику. За годы предшествующие революции, им воссозданы на экран крупнейшие произведения Л. Толстого - «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Война и мир» (1915 год, совместно с Протазановым). Гардин создал фильмы по романам Тургенева, Островского, Д. Мамина – Сибиряка. Как сценарист и режиссер он снял фильмы «Вовочка» (1914) по роману А. Вербицкой, «Маска смерти» (1914) с О. Преображенской, «Привидения» (1915) по Г. Ибсену с Н. Орленевым в главной роли. В. Гардин работает на исторической драмой «Энвер-паша – предатель Турции» (1914). Постоянно сотрудничая как режиссер с фирмой «Русская золотая серия», Гардин активно работает и на собственном кинопредприятии. В «Товарищество В. Венгеров и В. Гардин» им поставлены «Крик жизни» (1915), «Маскарад чувств»(1915), «Барышня – крестьянка»(1916) Пушкина, «Лунный свет» (1916), «Мысль» (1916). Эта фирма также строила репертуарную политику, ориентируясь на известные имена исполнителей. Однако при этом последовательно придерживаясь и собственной линии в развитии экранного искусства: опираясь на репертуар лучших русских театров, привлекая классическую литературу. В разгар войны, к 1915 году активные позиции в кинопрокате пытается завоевать продукция Скобелевского комитета: киноотдел при этом военном ведомстве, созданный в начале войны, стал первой государственной организацией, проводящей целенаправленную агитационную работу. Прежде презрительно отзывавшаяся о кинематографе государственная власть, взяв на вооружение силу экранного воздействия на толпу, активно выпускает идейно ангажированные, монархические и патриотические агитки, официальную хронику военных событий. Но вскоре интерес у публики к военной теме оказался полностью исчерпанным и к 1916 году государственное ателье начинает выпускать коммерческую продукцию, а чуть позже и вовсе сдает позиции. К 1916 году объем русских картин на национальном рынке возрос до 60 % с 20% в предвоенное время. Опытные прокатчики зарубежных фильмов, открыв собственное ателье (в первую очередь, Ермольев, Харитонов, Гардин и Венгеров, фирма «Русь» Трофимова), изменяют соотношение сил, и в 1916 году выпускается уже 500 игровых фильмов. Почти все полнометражные (1000-1500 м). Если в довоенные годы основной проблемой российского кинопроизводства была конкуренция с развитым западным кинематографом, то теперь, с началом войны, до предела ожесточилась борьба между российскими предпринимателями. Стимулируя с одной стороны техническое развитие съемочной культуры, с другой же – порождая невиданно жесткие формы соперничества за лидерство в прокате (переманивание творческих кадров, снижение качества «проходных» картин, дутые киносенсации и т.п.). В таких условиях продолжает существовать и развиваться как самостоятельное искусство наш российский кинематограф.
За годы войны в России было создано около 1200 игровых фильмов. Лучшими из них можно считать экранизации, хотя в 1916 году, например, среди 500 картин их оказалось лишь 14. А резкое ослабление воздействия зарубежных кинематографий привело к тому, что до февральской революции 1917 года в России вышло всего 200-300 иностранных картин. К 1916 году русское кино целиком осваивает и определяет свой собственный путь, опирающийся на традиции национальной культуры. Сценические законы и условности, которые использует экран с учетом своих возможностей, трансформируются под воздействием новых форм, которыми постепенно, последовательно овладевает кинематограф. Важнейшие среди них – представление о светописи, обогащение фотографической природы кино посредством живописной выразительности, разработка начальных основ монтажного построения действия – эпизода, сцены, поведения актера перед камерой. Традиции театра менее всего поддавались видоизменению, ведь основной состав творческих работников по-прежнему представлял театр. Объединяющим началом, при такой принадлежности, в условиях отрицания всего иностранного, был поиск собственного пути. Что в итоге позволяет рассматривать единый кинопоток, в котором еще преобладает подражательное, некритическое начало, как процесс формирования своих собственных принципов – с учетом специфики кинематографических зрелищных форм кино. Одно из направлений этого пути берет свое начало в традициях русской литературы, понимаемых достаточно широко – от школы композиционного построения действия, бытоописания, до психологизма, пронизывающего всю систему художественной образности: от выразительной детали до попыток аналитической актерской игры. Другое направление, учитывающее опыт литературно - психологического воздействия и, со своей стороны, питающее его собственными открытиями и формами, опирается на живописно – пластический арсенал изобразительного искусства. Ему принадлежит решающая роль в формировании визуального языка кино. В атмосфере открытий этих двух основных тенденций развития, активно подхватывая найденное ими и приспосабливая к собственным потребностям для создания массовой экранной продукции относительно высокого вкуса и художественного уровня, обновляется и театральная традиция, не утрачивая своего собственного лица. Эти основные направления творческих поисков в предреволюционном кино по существу обозначают тот объем специфической самодостаточности, благодаря которому кино приобретает черты самостоятельного искусства. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |