|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Первые шагиСОДЕРЖАНИЕ Предисловие ПЕРВЫЕ ШАГИ Возникновение русского фильмопроизводства «Первое синематографическое ателье А. Дранкова» «Торговый дом Ханжонкова» «Торговый Дом Тиман и Рейнгардт» ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО КИНО Кинопроизводство в условиях войны ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПОИСКОВ Литературно – психологическое направление Изобразительно – живописное направление Эпилог Предисловие Двадцать восьмого декабря 1895 года в Париже, в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок, 14, состоялся первый публичный платный сеанс «синематографа Люмьера». Перед кинозрителями возникло несколько сцен из обыденной жизни: «Выход рабочих с фабрики Люмьер», «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота», «Завтрак ребенка», «Разрушение стены», «Игра в карты» и игровой фильм «Политый поливальщик». Публику поразило именно движение изображений – феномен «живой фотографии», как мыслили себе кинематограф сами изобретатели. Уже в следующем 1896 году «синематограф» появляется в репертуаре зрелищных предприятий Англии, Германии, Италии, а в начале мая, меньше чем через полгода с момента рождения демонстрируется в увеселительном заведении «Аквариум» в Санкт – Петербурге. Несколько дней спустя показ фильмов происходит в Москве, в летнем саду «Эрмитаж», по окончании спектакля оперетты «Славный тестюшка». В хроникальной рубрике «Театр и музыка» на третьей странице газеты «Санкт-Петербургские ведомости», № 123, понедельник 6 (18) мая 1896 года была помещена следующая заметка: «Вчера состоялось открытие театра «Аквариум». Несмотря на довольно холодную погоду, сад и особенно театр были переполнены публикой…Показанный перед третьим актом синематограф – люмиэр (живая фотография) имел громадный успех. Представьте себе целый ряд эффективных движущихся картин. Тут и прибытие поезда, и комическая борьба клоунов, и игра в карты, и купанье на берегу моря, причем зрителю представляется, что все это живые люди, а не фотографии на громадном экране…». Вслед за Петербургом и Москвой аппарат Люмьера появляется и в других городах страны. В течение лета он успел побывать в Нижнем Новгороде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону. Всюду успех аппарата Люмьер был поразительным. М. Горький, познакомившись с «синематографом» на Нижегородской ярмарке и ставший первым русским кинокритиком, без колебаний предсказал изобретению великую будущность. Первые шаги Изобретение Люмьер было не единственным аппаратом «живой фотографии», появившимся в эти годы в России. Почти одновременно с ним в разных странах демонстрировались приборы, с большим или меньшим успехом решавшие задачу съемки и воспроизведения на экране видимого мира в движении. Среди них были аппараты, сконструированные русскими изобретателями: «хрономотограф» А. Самарского, «стробограф» И. Акимова, но создателям не удалось найти предпринимателей для организации производства этих аппаратов. По другому пути пошли первые русские кинематографисты. Братья Люмьер несколько лет держали в секрете технику съемки и устройство аппарата, поэтому отдельные энтузиасты, приобретя аппаратуру у других фирм, все-таки сумели овладеть этим новым способом фиксации действительности. Актер театра Корш В. Сашин- Федоров освоил аппарат «Витограф» французской фирмы «Клемон и Жильмар», позволяющий производить не только съемку, но и печать позитивных копий, а также проекцию изображения. А фотограф А. Федецкий использовал привезенный им из-за границы «хронофотограф» Демени, выпускавшийся фирмой Гомон. Но ни одному из них не удалось наладить широкого сбыта, а потому вскоре их имена в связи со съемочной практикой больше не упоминаются. В то же время крупный парижский фабрикант Шарль Пате, завладевает одним из патентов на «синематограф», в дополнение он организует производство кинопроекционных аппаратов и кинолент. Дела идут настолько успешно, что вскоре фирма Пате превращается в огромное предприятие, получившее всемирную известность под именем «Братья Пате». С этой фирмой оказалась связанной и история первых лет распространения кино в России. Предприимчивые дельцы из России едут в Париж, покупают у Пате проекционные аппараты с комплектом фильмов к ним и, возвратившись на родину, отправляются путешествовать по городам и весям необъятной страны. Включая «живую фотографию» в программы цирков, ярмарочных балаганов, а где- то организуя самостоятельные сеансы, устроители, спустя несколько показов в городе или селе, передвигались дальше. Сотни таких «передвижек» вдоль и поперек исколесили страну, в короткий срок сделав «живую фотографию» популярнейшим из массовых аттракционов. Оценив потребительские возможности русского кинорынка, фирма «Братья Пате», а вслед за ней и «Гомон» первыми открыли свои представительства в Москве. Начиная с 1903 – 1904 годов наряду с бродячими кинематографами появляются стационарные «электротеатры» («Иллюзион», «Мираж», «Грезы», «Мир чудес»). В пустующих помещениях ставили три-четыре десятка стульев, а иногда и просто несколько рядов деревянных скамеек плюс экран, а сам киноаппарат устанавливался в соседней комнате, из которой проделывалось отверстие для луча проектора. В 1905 – 1907 годах «электротеатры» получают массовое распространение, но владельцам стационаров в скором времени стало невыгодно приобретать ленты в собственность, ибо после нескольких дней демонстрации они теряли всякую потребительскую ценность для данного театра. Однако они могли с успехом идти на других экранах. Так возникает практика сначала перепродажи и обмена картин, а затем с 1906 года, проката фильмов, то есть предоставления их во временное пользование специально созданными для этого предприятиями. Как и представления в балаганах, демонстрация картин в «электротеатрах» идет непрерывно - с утра до позднего вечера. Продолжительность сеанса варьируется от 30 до 60 минут. Программа состояла из 5 – 8 короткометражек длиною от 20 до 250 метров. Показ сопровождался «музыкальной иллюстрацией», в той или иной мере созвучной происходившему на экране. В течение первых десяти – одиннадцати лет распространения кино в России, репертуар состоит исключительно из иностранных, главным образом французских лент. Обычно в программу входили: «видовая» (или «научная»), «кинохроника», «феерия», от одной до трех «кинодрам», одна–две «комические». По способу производства все фильмы того времени можно разбить на две группы: 1) натурные, документальные, фиксировавшие события реальной жизни; к ним относились кинохроника, видовые, научные, ленты, показывающие картины природы, политические события, производственные процессы. Натурные фильмы явились зародышем в той области кинематографа, которая впоследствии получила наименование просветительной. Удельный вес этой группы в кинорепертуаре того времени был, однако, весьма скромным и не превышал 10 – 20 % от общего числа демонстрировавшихся картин; 2) фильмы игровые, актерские – мелодрамы, комические, феерии, - создатели которых ставили перед собой задачи увеселительные, развлекательные, и это оправдывало себя. Игровое кино составляло в прокате не менее 80 -90 % кинорепертуара. Но все эти ленты, которые демонстрировали в русских «электротеатрах» были исключительно иностранными. Вслед за представительством «Братьев Пате» и «Гомон» в Москве появляются представительства и других фирм: итальянских – «Чинес» и «Амброзио», датской «Нордиск», немецкой «Местер», американской «Витограф». Таким образом русский зритель видел все страны мира, кроме одной, - России. Правда, отдельные эпизодические киносъемки производятся в России еще в самые первые годы существования кино. Летом 1896 года Люмьер выпускает в продажу документальный фильм «Коронация Николая II», снятый в Москве французским кинооператором Камиллем де ля Серф. Начиная с 1900 года съемку «придворной хроники» ведут «собственный его императорского величества» фотограф К. Ганн и его компаньон А. Ягельский. Фиксируются торжественные события из жизни царской семьи, но эта хроника показывается в узком кругу придворной знати и на обычные экраны не поступает. В 1896 - 1897 годах уже упомянутый харьковский фотограф А. Федецкий снимает несколько сюжетов из своего города – народные гуляния, перенос чудотворной иконы, вид харьковского вокзала, а также фильм «Джигитовка казаков первого Оренбургского казачьего полка». В те же годы и В. Сашин – Федоров организует просмотры снятых им фильмов: «Конножелезная дорога в Москве», «Вольная богородская пожарная команда», «Игра в мяч», «Публика, толпящаяся у входа в театр». Таким образом, на протяжении первых лет распространения кино фильм «русской тематики» появляются на наших экранах лишь в виде редких исключений. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |