АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Темы групповых проектов по философии

Читайте также:
  1. II. Формальная логика как первая система методов философии.
  2. Античная философия. Классический период греческой философии (V – IV вв. до н.э.). Сократ, Платон и Аристотель.
  3. Антропологический принцип философии Л.Фейербаха
  4. В русле античной философии.
  5. Взаимодействие философии и науки
  6. Виды инвестиционных проектов и их особенности.
  7. ВИЗНАЧЕННЯ ВИРОБНИЧОЇ ПРОГРАМИ ПРОЕКТОВАНОГО ЦЕХУ
  8. Возникновение философии. Исторические предпосылки.
  9. Вопрос 17. Учение о человеке в философии Н.С. Бердяева
  10. Вопрос 2. Основные этапы развития античной философии.
  11. Вопрос №1. Особенности и основные периоды развития философии Нового времени.
  12. Вопрос №4. Человек и общество в философии XVII- XVIII веков.

 

1. Генезис философии:

а) возникновение философии как переход от мифа к Логосу. В чем различие мифологического и философского мышления;

б) исторические этапы развития философии (основные школы и направления);

в) современный этап развития философии. Как вам видится ее будущее?

2. Философия как «душа культуры» (К. Маркс):

а) философское знание как интегратор культуры. Универсализм философии;

б) место и роль философии в системе духовного производства (философия и наука, философия и религия, философия и этика, философия и право, философия и политика, философия и эстетика);

в) своеобразие философии и ее значимость для каждого человека.

3. Раннегреческая философия:

а) социально-экономические, политические, духовные предпосылки возникновения философии и науки в Древней Греции. «Осевое время» в истории человечества;

б) формирование рационального философского и научного знания – космологизм;

в) зарождение диалектики (Гераклит);

г) соотношение бытия и небытия у Парменида;

д) атомистическое учение Левкиппа и Демокрита;

е) парадоксы Зенона;

ж) Б. Рассел считал, что научная смелость первых греков вдохновила их соотечественников.

Оцените значение этого периода греческой философии для последующего развития философии и науки.

4. Сократ как выдающаяся личность:

а) жизнь и смерть Сократа как пример служения Истине;

б) человек как основной предмет этики Сократа;

в) какими методами пользовался Сократ и почему его считают этическим рационалистом?

г) какие этические идеи Сократа приемлемы и сегодня в вашей общественной и личной жизни?

5. Выдающиеся представители патристики:

а) общее значение философии «отцов церкви» для формирования христианской теологии и философии;

б) восточные «отцы церкви» и формирование православного направления в христианской философии;

в) «последний римлянин» Боэций и его работа «Утешение философией»;

г) Августин Аврелий как «ключевая фигура» католического направления в развитии христианской философии. Неоавгустинизм как направление в современном католицизме;

д) общечеловеческая и историческая значимость трудов мыслителей периода патристики.

6. Христианская философия Ф. Аквинского – вершина средневековой схоластики:

а) философия Ф. Аквинского как значительное явление в истории средневековой мысли. Жизнь и творчество философа;

б) основные идеи Аквината: теория двойственной истины, пять доказательств бытия Бога и др.;

в) философия неотомизма в современном католическом мире.

7. Проблема соотношения общего и единичного (спор об универсалиях):

а) природа спора как выражение гносеологической деятельности человека;

б) истоки спора: философия Платона и Аристотеля, учение Порфирия;

в) анализ противоположных позиций: номинализм и реализм. Концептуализм как попытка примирить их;

г) категории общее и единичное в диалектическом учении;

д) современное представление об общем и единичном.

8. Философские открытия в эпоху Ренессанса:

а) социально-экономические, политические, духовные особенности эпохи для формирования нового стиля мышления;

б) исторические этапы развития философии Возрождения (от неоплатонизма к гуманизму и натурфилософии);

в) почему и сегодня этот период привлекает исследователей? Какие идеи вы открыли для себя в Ренессансе.

9. Социальное учение Н. Макиавелли:

а) отражение эпохи в главном произведении Макиавелли «Государь»;

б) учение Макиавелли о политике и политиках, его актуальность в наши дни;

в) что сегодня понимается под термином «Макиавеллизм».

10. Формирование новой картины мира:

а) эпоха Ренессанса как переходная ступень от средневековья к Новому времени;

б) рационализация теологии: Н. Кузанский о неисчерпаемости истины;

в) космологические концепции Дж. Бруно и Н. Коперника как революционный переворот в мировоззрении;

г) ориентация на эмпирические исследования (Г. Галилей).

11. Философия Ф. Бэкона:

а) философия Ф. Бэкона как первая научная система Нового времени. Критика схоластики;

б) эмпиризм и материализм в философии Ф. Бэкона. Проблема метода как гарантированного пути к истине;

в) учение об идолах;

г) использование научных достижений философа в современной науке.

12. Основные идеи французского Просвещения XVIII века:

а) рационалистический оптимизм Просвещения. Убеждение в том, что прогресс человечества зависит от развития науки и распространения знаний;

б) теория механистического материализма (Ламетри);

в) система природы П. Гольбаха;

г) теория «разумного эгоизма» и ее влияние на русских просветителей XIX века;

д) теория «географического детерминизма» Ш. Монтескье;

е) философский деизм;

ж) дискуссии о роли Просвещения XVIII века в истории человечества (от И. Канта до Адорно и Хоркхаймера).

13. Философское учение И.Канта:

а) философия Канта как «коперниканский» переворот в истории человеческой мысли;

б) докритический и критический периоды творчества Канта, его основные работы;

в) учение о противоречиях разума (антиномиях);

г) этическая концепция Канта. Принцип категорического императива.

14. Философское учение Г. Гегеля:

а) университетская революция в Германии как основа для появления философов-энциклопедистов;

б) методологические установки в философии Гегеля: учение об абсолютной идее;

в) разработка диалектического метода и диалектики как теории развития;

г) философия истории Гегеля;

д) непреходящее значение философии Гегеля для последующих этапов развития.

15. Философское учение Л. Фейербаха:

а) антропологический материализм как основополагающий принцип философской системы Л. Фейербаха;

б) критика религии как отчужденной сущности человека;

в) учение о свободе как главной человеческой ценности;

г) Л. Фейербах как последний философ немецкой классической философии. Его роль в формировании марксизма.

16. Философия экзистенциализма:

а) общественная ситуация как основа формирования философии существования. Человек как главная проблема;

б) два направления в западном экзистенциализме: немецкий и французский экзистенциализм;

в) главные экзистенциальные мотивы: свобода и ответственность, проблемы отчуждения человека в современном мире, взаимоотношения с другими людьми;

г) главные экзистенциальные понятия: пограничная ситуация, страх, одиночество и др.;

д) как экзистенциализм помог вам понять свою собственную сущность, осмыслить вопросы существования?

18. Философия неотомизма:

а) формирование неотомизма в XX столетии. Неотомизм после II Ватиканского собора;

б) традиции и новаторство в решении проблем веры и знания, Бога и мира, богопознания, Бога и человека;

в) отношение к естествознанию (гилеморфизм);

г) современное этическое учение в неотомизме;

д) оценивает влияние и роль современного неотомизма в светской и религиозной жизни Запада.

19. Возникновение русской философии в XVIII-первой половине XIX века:

а) век Просвещения в России как фундаментальная основа зарождения самостоятельной русской мысли;

б) линия мистицизма;

в) развитие «русской идеи»: история и современность. Дискуссии и роли русской нации в истории, спор об евразийстве, почвенническая теория;

г) влияние французских просветителей на развитие русской мысли: нигилизм, радикализм, новое национальное сознание;

д) роль философии этого периода в формировании менталитета русской нации.

20. Русская философия конца XIX-начала XX века:

а) «серебряный век» русской культуры. Многообразие философских течений в философии и литературе;

б) естественнонаучное направление в философии;

в) историософское учение В. Соловьева;

г) П. Флоренский и его учение о человеке как «микрокосме»;

д) «новое религиозное сознание» о судьбах русского народа (Н.А. Бердяев);

е) русская философия в контексте мировой философской мысли.

21. Понятие материи в философии:

а) материалистическая и идеалистическое понимание материи как два противоположных подхода к определению бытия;

б) исторические представления о материи;

в) принцип материального единства мира в диалектическом материализме;

г) современное естественнонаучное представление о материи.

22. Природа и сущность мифологии:

а) мифология как способ постижения мира в форме наглядных образов. Основные черты и функции мифа;

б) космологические мифы;

в) почему мы изучаем мифы в XX веке? Чем они интересны?

23. Религиозная и научная картина мира:

а) религиозная картина мира и ее специфика;

б) научная картина мира, основные принципы ее построения;

в) проблемы соотношения знания и веры;

г) религиозная и научная картина мира в XX столетии.

24. Исторические этапы диалектики и метафизики:

а) стихийная диалектика древнегреческих философов (Гераклит, Сократ) и метафизика Парменида;

б) диалектика в картине мира XVII- XVIII веков и метафизические учения (механицизм);

в) идеалистическая диалектика Гегеля;

г) материалистическая диалектика Маркса и Энгельса и современные метафизические учения (эволюционизм);

д) развитие идей диалектики в советской философии (Э. Ильенков, А. Лосев, М. Бахтин и др.);

е) перспективы развития диалектического учения в наши дни.

25. Основные принципы, законы и категории диалектики:

а) принцип развития и всеобщей связи;

б) закон единства и борьбы противоположностей;

в) закон перехода количественных изменений в качественные

г) закон отрицания отрицания;

д) основные категории диалектики (сущность и явление, целое и часть, свобода и необходимость и другие, по выбору).

26. Проблема свободы:

а) свобода как условие осмысленной жизни человека. Свобода «внутренняя» и «внешняя»;

б) диалектика исторической необходимости и свободы;

в) субъективная свобода. Свобода и ответственность;

г) гуманизация общества увеличение степеней личной свободы.

27. Человек в поисках смысла жизни:

а) смысл жизни как ценность. Смыслы ложные и истинные;

б) связь общезначимого и личностно-индивидуального смыслов во внутренней духовной жизни человека;

в) человек перед лицом жизни и смерти;

г) ваше собственное определение смысла жизни.

28. Взаимосвязь общества и природы:

а) общество и природа как объект философского анализа;

б) исторические формы отношения человека с окружающей средой;

в) теории происхождения общества;

г) перспективы развития общества в аспекте взаимодействия с природой в XXI веке;

29. Теоретические модели общества:

а) понятия «цивилизация» и «культура»;

б) цивилизационная концепция исторического процесса;

в) формационная концепция, дискуссионные проблемы формационного анализа;

г) концепция культурно-исторических типов от Н.Я. Данилевского до Л.Н. Гумилева;

д) каким вам представляется будущее России.

30. Проблема эволюционного гуманизма:

а) возникновение эволюционной этики как ответ на глобальные проблемы современности;

б) Дж. Хаксли о «филогенетической траектории» в назначении человека;

в) эволюционно-эпистемологическая этика К. Лоренса;

г) гуманистические аспекты в эволюционной этике.

31. Эстетика как способ ценностного освоения действительности:

а) красота как важнейшее отношение человека к миру;

б) типология прекрасного;

в) красота – составная счастья, источник радости, «ощутительное проявление истины и добра» (В.С. Соловьев);

г) взаимосвязь этических и эстетических воззрений.

32. Проблема генезиса человеческого сознания:

а) определение понятия «сознание»;

б) работа Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»;

в) общественно-историческая природа сознания;

г) язык как материальный носитель сознания;

д) происходит ли сегодня эволюция человеческого сознания?

33. Сущность сознания:

а) отражательно-информационная и социальная природа сознания;

б) исторические этапы формирования представлений о сознании;

в) активно творческий характер сознания;

г) сознание и самосознание.

34. Понятие истины:

а) образ истины как конечной цели познания в различные исторические эпохи;

б) истина и ложь, истина и заблуждение;

в) диалектика абсолютной и относительной истины. Принцип объективности истины;

г) практика как критерий истины.

35. Принципы научного познания:

а) научное и ненаучное знание. Проблема демаркации науки;

б) принципы здравого смысла;

в) диалектические принципы познания;

г) философские принципы эвристики;

д) здравый смысл и интуиция в познавательном процессе.

36. Методы познания и формы построения знаний:

а) наблюдение, эксперимент, измерение и описание в науке;

б) индукция аналогия как методы осмысления опыта. Метод моделирования в познании;

в) дедукция, его законы и формы. Гипотетико-дедуктивнй метод построения знаний;

г) форма научного знания. Требования к научной теории и закономерности ее развития.

37. Наука как социальный институт:

а) дискуссии о месте и времени возникновения научного знания, а также о социально-исторических условиях его возникновения;

б) современное учение о научных революциях;

в) социальные аспекты современного научного знания;

г) роль и социальная ответственность ученого в наши дни.

38. История развития техники:

а) техника традиционного общества и ее отличительные черты;

б) техника индустриального общества. Техника и техническое творчество;

в) техника постиндустриального общества. Феномен технократического сознания;

г) наука и технологии как причины глобальных проблем.

39. Инженерная деятельность и технические науки:

а) инженерный и научный стиль мышления;

б) инженерная деятельность в условиях машинного производства;

в) этические кодексы Инженерных сообществ и фирм;

г) интеграция научных и технических знаний в XX-XXI веке.

40. Сущность глобальных проблем:

а) осознание глобальных проблем с конца 60-х годов. Появление глобалистике;

б) критерии выделения глобальных проблем;

в) основные группы глобальных проблем;

г) роль философии в решении глобальных проблем.

41. Философские проблемы современной цивилизации:

а) принципы современной глобалистики (принцип биогеоцентризма, представления о нормальности и неизбежности конфликтов, управленческое управление кризисным развитием);

б) гуманистические направления в современной глобалистике. «Этика благоговения перед жизнью» (А. Швейцер);

в) работа Римского клуба и ее итоги;

г) о тенденциях развития общечеловеческой цивилизации («Гуманистический Манифест 2000»).


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.)