|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ1. Вводящие предложения следует непременно отделять паузой от последующего текста. Примеры: "Как стало известно, (пауза) в будущем году начнется строительство нового вокзала", "Как пишет газета (пауза), раковая опухоль уже стала разъедать и военную промышленность". К сожалению, у многих текст звучит так: " Как стало известно в будущем году.. начнется строительство нового вокзала", " Как пишет газета раковая опухоль (пауза)...", " Как мы уже сообщали послезавтра в Кремле (пауза) состоится совещание...". УМЕЙТЕ СЛЫШАТЬ то, что произносите, не изобретайте газету "Раковая опухоль" и прочие несуразицы.
2. Подлежащее нужно отделять паузой от сказуемого: "Тщеславие и честолюбие (пауза) мешали ему стать приятным человеком в обществе", "Иван Иванович Иванов (пауза) рассказал нашему корреспонденту..."."Люди искусства, их талант и творения (пауза) имеют право быть широко популярными". 3.Если имя собственное стоит в начале предложения, то его желательно отделить паузой от остального текста: "Иванов (пауза), председатель межведомственного комитета, выступил очень неудачно", "Максим Виноградов (пауза), солист городской оперы, был сегодня не в голосе", "Депутат Думы Сергеев (пауза) потребовал отзыва лицензий у частных торговцев водкой". Обратите внимание на то, что есть слово О тзыв (рецензия на книгу) и есть отзЫв (депутата из Думы, лицензии). А между тем, это слово кровный родственник таким словам, как: призЫв, созЫв, зазЫв и позЫв. 4. Когда определяющее слово стоит перед именем собственным, то имя собственное паузой НЕ ОТДЕЛЯЕТСЯ: "Певец городской оперы Максим Виноградов (пауза) на этот раз был в прекрасной вокальной форме".
5. Слова, разъясняющие или дополняющие основной текст, полезно выделять небольшими паузами. "Во время приема: (пауза), прошедшего в очень теплой обстановке (пауза),водки никто так и не попросил", "В Чечне (пауза), несмотря на все старания (пауза), мира так и не добились".
6. Пропуск подразумеваемого слова выделяется ПАУЗОЙ: 'Воздух и вода (пауза) - наша природная жизненная среда".
7. Умейте предвидеть "коварное" построение предложения и обязательно делайте паузу в нужном месте. Вот один из примеров: "У Жени (пауза) надо спросить". А, будучи небрежным, можно прочитать и так: "Уже не надо спросить".
8. Текст, взятый в скобки или кавычки, неплохо выделять небольшими паузами. Хочу особо подчеркнуть: когда речь идет о паузе, то это не означает, что надо делать длинную паузу. Нынче принято читать новости в стремительном темпе, и настоящая пауза там нежелательна. Но и во время быстрого чтения надо уметь сделать еле заметную мини-паузу. Разумеется, еще есть и так называемые "психологические паузы", но для информационных текстов они излишни.
Запомните, перед что, чтобы, который, какой ПАУЗУ ДЕЛАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ, так как она нарушает логику предложения. Поэтому читайте СЛИТНО: "Надо приложить немало усилий, чтобы такое устройство сделать", "Из этого документа становится ясно, что не все потеряно".
ТЕХНИКА РЕЧИ
Полный курс по технике речи в учебных заведениях рассчитан, как правило, на три года. Целый семестр уходит на постановку правильного дыхания, еще один семестр на соединение освоенного дыхания со все более совершенствуемой дикцией. Немало времени уходит на укрепление голоса, расширение его диапазона. Потом очень вдумчиво осваивают законы логического чтения и так далее. Практика показывает, что заниматься техникой речи можно и самостоятельно. При этом важно внимательно и последовательно выполнять рекомендуемые упражнения и ни в коем случае нельзя экспериментировать самому. Более того: если вы заметили, что те или иные упражнения доставляют вам неприятные ощущения (жжение связок, возникновение сипоты, чрезмерной сухости в горле и т.п.), то следует их оставить и возвратиться к более легким. Правильно же выполняемые упражнения могут дать первые вполне положительные результаты уже через несколько недель или месяцев. Методика, которую я привожу в пособии, разработана моим педагогом Е.А.Юзвицкой и продолжена ее учениками З.К.Груздевой и С.Н.Куцкой. Мне знакомы и симпатичны многие рекомендации, содержащиеся в учебных пособиях С.К.Макаровой и очень интересного педагога из Екатеринбурга Э.М.Чарели. Это пособие дает основные упражнения, которые (судя по моей многолетней практике работы с совсем "зеленой" молодежью) способны дать занимающимся возможность укрепить свой речевой аппарат, устранить значительные недостатки в дыхании, голосе, дикции и логике чтения. Эта доза знаний и умения выделит вас из среды неподготовленных коллег, снабдит определенным опытом, освободит от налета самодеятельности в выбранной профессии.
ДЫХАНИЕ
Дыхание не только обеспечивает жизнедеятельность организма, дыхание еще определяет "срок годности", долголетия в нашей профессии. От дыхания зависят тембр голоса, прелести и погрешности дикции и, наконец, способность произносить в случае необходимости длинные фразы на одном дыхании, словно играючи. И, повторяю, дыхание позволяет голосу профессионала долго не стареть, оно оздоровляет легкие, а следовательно, и весь организм человека. Различают несколько типов дыхания. КЛЮЧИЧНОЕ Самое неглубокое и потому малоэффективное. Он приподнимает плечи, а ключицы в это время сдавливают основание шеи, затрудняя свободное звукообразование. Полость груди не становится резонатором, придающим голосу большую звучность, объемность. ГРУДНОЕ Более полное, чем ключичное, но и оно недостаточно подключает к дыханию самую обширную, нижнюю часть легких. У этого дыхания есть еще один недостаток - частое поднимание и опускание грудной клетки утомляет человека. ДИАФРАГМЕННОЕ Его еще называют реберно-диафрагменным. Многие педагоги считают это дыхание самым предпочтительным. Я решительный сторонник такого дыхания. Именно в нем залог долгой свежести голоса. Грудь, плечи, шея, ключицы при таком дыхании абсолютно не напряжены, ничто не сдавливает мышц гортани, воздух минует путь свободно, мягко, плавно и продолжительно, не раздражая связок. Мой педагог Е.А.Юзвицкая говорила, что при диафрагменном дыхании "хоть трехчасовой доклад читай! Мышцы живота устанут, а связки будут свежими"! И я проверял это неоднократно на своем опыте. Как усвоить такое дыхание? Если есть возможность, покажитесь хотя бы для первого урока знающему дело педагогу. Если такого педагога у вас нет, то начинайте учиться самостоятельно. Упорство и последовательность должны принести хороший результат. Итак, начнем. Встаньте. Ладонь левой руки положите на верх живота. Ладонью правой руки обхватите нижние ребра (большой палец обхватывает их со спины, остальные спереди). Вдохните носом. Живот (под ладонью левой руки) должен выпятиться вперед. Задержите дыхание на две секунды. Подтяните внутрь самый низ живота. Нижние ребра от этого слегка раздвинутся. Теперь начинайте выдох. Рот слегка открыт, выдыхайте беззвучно, мягко, медленно. Приложите ладонь ко рту. Она должна ощущать тепло и даже легкую влажность. Сначала постепенно должен опадать живот, а под самый конец выдоха и нижние ребра.
трудно? Да. Но на первых порах. Если будете заниматься внимательно и регулярно, то через какое-то время это дыхание станет для вас автоматическим.
Если правильно набирать дыхание стоя у вас не получается, лягте на плоский диван, делайте вдох - живот должен подняться. Потом это будет у вас получаться и стоя. Почему этот тип дыхания так важен для человека читающего? Он подключает к дыханию нижние участки легких, которые при других типах дыхания почти не задействованы. А именно нижние части легких являются истинным "резервуаром" для большого запаса воздуха. Ведь что такое диафрагма? Это своего рода мускулистый купол над желудком. Когда вы набираете воздух, диафрагма становится плоской, освобождая место для набора воздуха в нижнюю часть легких. Легкие при этом прекрасно вентилируются, а мы получаем возможность читать длинные фразы без напряжения. ПОМНИТЕ: вдыхать надо через расширенные ноздри. Педагог Э.М.Чарели, например, считает, что вдох через рот деформирует лицо, которое становится от этого длиннее. Я уже не говорю о том, что при дыхании через рот в организм попадает масса вредных частиц воздуха. Вдыхая, следите за тем, чтобы при этом ни в коем случае не поднимались плечи, не вздымалась грудь, чтобы были неподвижными ключицы. Движутся только живот и нижние ребра. Все остальное абсолютно неподвижно. Тщательно контролируйте себя на первых порах перед зеркалом, пока не убедитесь, что выполняете упражнение правильно. И не переходите к следующему упражнению. пока не освоили предыдущее. Когда научились правильно делать вдох и выдох, приступайте к упражнениям, способствующим развитию дыхания, увеличению его запасов и наиболее рациональному расходованию набранного воздуха. Но перед этим несколько предварительных советов. 1. Некоторые педагоги сначала рекомендуют "прочистить нос". Для этого вдыхайте через одну ноздрю (другая зажата пальцем), а выдыхайте через другую, меняя при этом "функции" ноздрей. Делайте это мягко, без усилий, но достаточно глубоко, словно вам нравится аромат любимого цветка.
2. Зажгите свечу и сделайте так, чтобы во время выдоха (в данном случае выдох делайте уже через рот) свеча была сантиметрах в десяти ото рта. Желательно, чтобы пламя свечи колебалось минимально.
3. Набирая воздух, не сопите и не надувайте живот до предела. Упражнения не должны вызывать у вас ощущения непосильной работы. С самого начала приучайте себя получать своего рода удовольствие от того, что вы вдыхаете плавно, мягко, "чувствуя аромат". Выдыхайте без толчков, постепенно, поначалу ни в коем случае не гоняясь за рекордно долгим выдохом.
4. Если во время упражнения вы начинаете видеть "искры" перед глазами или у вас начинает кружиться голова, прекращайте упражнение и в следующий разделайте его менее продолжительное время и с меньшими усилиями. Постепенно ваш организм привыкнет к более полному кислородному обогащению и "светлячки" с головокружением исчезнут, а продолжительный выдох придет попозже.
Занимайтесь каждым упражнением не более полутора минут в день, то есть упражнения, рекомендуемые на день, надо повторять до десяти раз. Во второй день два раза повторите упражнение первого дня, потом 9-10 раз второго. На третий день два раза повторите упражнение второго дня, потом 9-10 раз третьего дня. И так далее. Если вы почувствовали, что предварительные упражнения у вас получаются без усилий, переходите основным упражнениям.
ОСНОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Обратите внимание на то, что задерживать дыхание более чем на 5 секунд не рекомендуется. Вдох и выдох можете удлинять до 10 секунд, а если получится (хотя бы ради спортивного интереса), то и больше. Вспомните про зажженную свечу. Ее пламя должно слегка отклоняться, но только без рывков. Никогда не переходите к новому упражнению, пока вам не стало легко делать предыдущее. Первые два месяца занимайтесь не более полутора минут в день. Затем можете увеличить продолжительность до двух минут. И помните: "светлячки" перед глазами, сердцебиение и головокружение - это признак того, что вы слишком усердствуете и вам следует уменьшить продолжительность занятия. В таком случае на развитие дыхания у вас уйдет несколько больше времени, чем у тех, кто здоровее вас, но неприятные ощущения не надо преодолевать силой. Потом они пройдут сами, не вредя вашему здоровью.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |