АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВИДЫ ИНТОНАЦИЙ

Читайте также:
  1. Аннотация 4 страница
  2. БАЛЕТНОЕ ТВОРЧЕСТВО Е. А. ГЛЕБОВА
  3. БЕЛОРУССКАЯ МУЗЫКА XIX ВЕКА
  4. БЕЛОРУССКАЯ МУЗЫКА XVIII ВЕКА
  5. Билет 23
  6. Введение
  7. Вопрос 12. Чье восприятие образа другого человека более объективно?
  8. ВОСПИТАНИЕ ХАРАКТЕРА
  9. Гипнотический подход
  10. Лингвистическая значимость интонации. Связь интонации с другими уровнями языка.
  11. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В жизни мы пользуемся интонациями не заду­мываясь, а у микрофона врожденное умение говорить, как правило, сильно уменьшается. Глубоко заблуждается тот, кто считает, что у микрофона нужно читать как угодно, но только не так, как мы говорим в жизни. У микрофона надо уметь обычно говорить, соблюдая при этом несколько условий: говорить логически верно, приемлемым для вещания голосом, с не вызывающей раздражения у слушателей дикцией и грамотно. Интонационное же разнообразие речи присутствовать должно непременно. Главных интонаций всего четыре.

 

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ

Без овладения этой интонацией речь будет примитивной. Вот вам простая фраза: "Я сегодня больше никуда не пойду". Исходя из вашего настроения, выделяйте в ней любое слово, но в конце предложения ваш голос должен очень отчетливо опуститься вниз, всей своей тональностью давая понять, что вы фразу завершили и поставили точку. После вашей интонации "с точкой" собеседник уже не должен ждать продолжения фразы.

 

ПЕРЕЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ

"Мне сегодня надо сходить на завод, взять интервью, посмотреть отснятый материал, смонтировать его, озвучить и выдать в эфир". Слова "на завод" "интервью", "материал", "смонтировать его" и "озвучить" надо произнести интонацией, которую Станиславский называл "квакающей". Она и впрямь своим "подскоком" на перечисляемом слове похожа на кваканье. Перечисляя, вы словно загибаете поочередно пальцы и киваете при этом головой: мол, я обязан сделать тО-то, тО-то, тО-то - и, завершив перечисление, опять же ИНТОНАЦИЕЙ, резко уходящей ВНИЗ, поставьте точку.

 

ВОПРОСИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ

Задайте любой вопрос. Что вы сделали со словом, которым хотели "вопросить"? Вы его резко "подбросили" своей интонацией. Совсем не так, как вы подбрасывали слова при перечислении, но "подпрыгнули" голосом впечатляюще. Возьмем простенькое предложение: "Мы сегодня пойдем в Большой театр". Пока оно - сугубо повествовательное. Но, в зависимости от того, ЧТО вы хотите спросить, вы будете резко подпрыгивающей интонацией выделять нужное вам слово: "Мы сегодня пойдем в Большой театр?". Ответ может быть разным. "Нет, пойдут соседи, а мы будем торчать дома". Двигаемся со своими вопросами дальше: "Мы сегодня пойдем в Большой театр?". Вы слышите свою интонацию? Вы правильно ее применили? Собеседник поймет, о чем вы его спросили? В обычной жизни вы совершенно безошибочно выделяете нужное слово и блестяще применяете интонацию. Так же надо делать и у микрофона, если вам приходится задавать вопрос. Тренируясь, можете в любом повествовательном предложении уточнять вопросительную интонацию.

 

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ

Она характерна либо сильным (до "баса") понижением голоса на нужном слове, либо резким повышением его (словно вы капризничаете). Но не спутайте ненароком с интонацией вопроса. Впрочем, в жизни это невозможно. Попробуйте перенести свой опыт и в речь у микрофона: "Мы сегодня (!) пойдем в Большой театр!", "Мы сегодня пойдем (!) в Большой театр!". Восклицать, как вы понимаете, можно каждым словом. Это зависит от вашего настроения. Попробуйте воскликнуть каждым словом поочередно.

 

Но помимо "фундаментальных" интонаций есть и другие. С их помощью можно "рисовать" голосом текст, заключенный в кавычки, в скобки, давать понять, что вы прочитали вводное предложение, а потом вернулись к основному. Давайте попробуем разъяснить, как же можно голосом рисовать "нечто".

 

КАВЫЧКИ

"Министр назвал новое постановление "тяжелым, но совершенно в настоящее время необходимым", указав при этом, что оно вскоре "либо может быть изменено, либо отменено вовсе". Выделенные слова (закавыченные) следует читать чуть громче, чуть медленнее, более четко, чем основной текст предложения. И тональность тоже должна быть несколько иной, чтобы была слышна разница между цитатой и авторским текстом.

 

СКОБКИ

"Сто миллионов тонн зерна (а именно столько мы предполагали собрать в этом году) бывшим колхозам собрать никак не удастся". Как "нарисовать" голосом текст, заключенный в скобки? Начав "нормальным" голосом читать предложение, очень резко поднимите вверх слово "зерна". После этого значительно понизьте голос и текст в скобках прочитайте быстрее, чем текст вне скобок. Теперь слова "бывшим колхозам" прочитайте точно в той же тональности, какую до этого вы придали слову "зерна". Поняли? Слово "зерна" должно быть произнесено так, чтобы его интонационная окраска обязательно запомнилась слушателям своей резкой отчетливостью, а потом точно такую же окраску придайте словам "бывшим колхозам", то есть вернитесь интонационно к слову "зерна". Я не стал бы так подробно об этом рассказывать, если бы не знал, как трудно иногда бывает на уроках добиться желаемого результата.

Точно таким же понижением голоса и таким же ускоренным чтением текста можно "рисовать" вводные предложения, словно убирая их на второй план по сравнению с основным текстом информации (или любого другого текста): "И вот автомобиль, виляя и подпрыгивая, выскочил, наконец-то, на шоссе". Слова "автомобиль" и "выскочил" должны быть произнесены с совершенно одинаковой (высокой) тональностью, а текст, заключенный в запятые ("виляя и подпрыгивая"), надо сказать побыстрее и голосом пониже.

Сделав эти небольшие интонационные "хитрости" привычными для себя, вы значительно обогатите выразительность своей профессиональной речи. Разумеется, в жизни к этим основным интонациям помешивается масса эмоциональных оттенков речи: горечи, удивления, радости, раздражения, нежности, пренебрежения, скепсиса, ярости, недоверия, загадочности, намеков, нетерпения, недоумения, недопонимания и так далее. Для чтения у микрофона нам бывает необходим лишь намек на это эмоциональное разнообразие, да и то не в официальных материалах, а в авторских. Но, тем не менее, ваш намек на то или иное настроение, заложенное в тексте, слушатель должен ощущать.

Разумеется, применять это надо к месту и с чувством такта. Ведь будет странно, если вы придадите 'ехидный" оттенок заслуженной похвале в чей-то адрес или весело прочитаете о похоронах. Понятно, что мы не актеры, в образ нам входить не надо. Но читать мы обязаны ясно, четко и, конечно, с верным настроением.

 

ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ

Логический центр - это главное слово (или нес­колько слов), заключающее в себе основной смысл предложения. Поиск главного слова можно начать с очень простого действия: готовясь к чтению у микрофона, знакомясь с текстом, постоянно задавайте себе возрос: "О ЧЕМ в данном предложении идет речь?". О ЧЕМ? И, отвечая на него, определяйте главное слово. "Открылся очередной сезон в городском драматическом театре. Первой премьерой будет спектакль по пьесе Чехова "Иванов". В нем заняты лучшие силы театра. Показ спектакля намечен на декабрь".

Первое предложение в любой информации - это своего рода "афиша", "приманка" для слушателя. Поэтому читать его надо медленнее и явственнее, чем весь остальной текст. А о чем речь идет во втором предложении? О том, что будет поставлена пьеса Чехова "Иванов". А в третьем? О лучших силах. И в четвертом - показ в декабре.

Помимо этого правила, поиск логических центров в предложениях предполагает хорошее знакомство еще с рядом несложных правил, которые далеко не все и не всегда соблюдают.

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ

Если предложение состоит только из подлежащего сказуемого, то выделяются ОБА СЛОВА. Мальчик ушел. Редакция работает. Журналисты разбежались. Сеанс начался.

Постарайтесь запомнить, что в словах: принялсЯ, началсЯ, заперсЯ, отперсЯ, занялсЯ и нанялсЯ - ударение стоит на последнем слоге. Остальные произносятся так: поднЯлася, удАлся, отнЯлся, задАлся, отдАлся, нарвАлся, сорвАлся, дорвАлся и так далее. В общем, как вы поняли, я рекомендую запомнить шесть слов из этой огромной серии, и в окажетесь в рамках литературной нормы нашего языка. Разумеется, если вы случайно скажете "удалсЯ", это будет не так страшно, как если, к примеру, вы скажете: "Отдался" или "начАлся". Кстати сказать, еще лет тридцать тому назад нормой считалось ударение на конце в подавляющем большинстве приведенных мною выше слов. Потом норма была отменена.

 

ПРАВИЛО ВТОРОЕ

Если подлежащее и сказуемое поменялись местами, то выделять следует ТОЛЬКО ПОДЛЕЖАЩЕЕ. Гремел гром. Л ил дождь. Закрылась телестанция. Составлен каталог.

О словах, оканчивающихся на -лог. Вам наверняка прекрасно известны слова; астрОлог, идеОлог, геОлог, уфОлог, биОлог и т.п. Не менее известны и такие: диалОг, монолОг, каталОг, некролОг. Менее известны: аполОг, мартиролОг. И может так стать, что вас удивит слово минералОг. Не минерОлог, а именно минералОг!

Что во всем этом интересно? То, что в первой группе слов (идеОлог, астрОлог) - только профессии. Во второй: каталОг - список предметов, диалОг - разговор двух и более лиц, монолОг - речь одного лица, некролог -слово об умершем, аполОг - краткое иносказательное повествование о животных с моралью, положившее начало такому жанру, как басня. И только минералОг "затесался" в эту компанию инородным телом. Причину этого попробуйте поискать самосто­ятельно.

И в заключение этого краткого отступления от главной темы несколько слов о фамилии, которая вам, может быть, никогда не попадется в передачах, но я много раз слышал, как ее неправильно произносят. Речь идет о Софье ПалеолОг... Вы обратил внимание на ударение?... Софья была женой русского царя Ивана III. Он была из греческого рода ПалеолОгов, но никак не ПалеОлогов!

 

 

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ

Если при глаголе стоит слово (или несколько слов отвечающее на вопросы: как, куда, где, когда, - т центральным будет то слово, которое отвечает на один и этих вопросов: "Мальчик вышел на крыльцо", "Театр будет построен в будущем году", "Дума переехала в новое здание".

Если мы будем "ударять" по глаголу, то получите не повествование, а восклицание: "Мальчик вышел на крыльцо!". Или возможен вопрос: "вышел?".

 

ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ

Противопоставление ВСЕГДА находится по, ударением: "Я советую тебе обратиться не к рядовому, асразу к главному врачу", "Речь идет не о реформах, а только об оперативных постановлениях", "Мы говорим не обо всей партии товара, а только об отдельных парах носков".

 

Не забывайте, пожалуйста: есть:

носкИ, но нет носкОв;

чулкИ, но нет чулОк;

бАнты, нет бАнтов, с бАнтами;

тОрты, нет тОртов, с тОртами;

тУфли, нет тУфель, с тУфлями;

брелОк, нет брелОка, с брелОками;

подОл, пет подОла, с подОлами (во всех значениях: нет подОла у одежды и нет подОла - городского

района).

 

 

ПРАВИЛО ПЯТОЕ

И сравнения, и сопоставления находятся под ударением: "Петр Иванович Петров, как хорошо тренированный боксер, быстро усмирил своих политических противников". "Заря, словно изощренная о больстительница, покорила даже самые черствые сердца". "На стенАх, неожиданно принявших на себя роль ги гантских экранов, показались самые причудливые картины".

Постарайтесь запомнить, как видоизменяются слова:

стенА, полосА, сторонА, бороздА, доскА, скамьЯ, а также степь и мост.
Есть "родственное" правило использования ударений в таких словах:
стенА, по стенАм, о стенАх, стенАми,
но: как Об стену горох, лезть нА стену от злобы;
сторонА, по сторонАм, сторонАми, о сторонАх, Обе сторонЫ, обе договаривающиеся сторонЫ,
но: договаривающиеся стОроны;
бороздА, по бороздАм, о бороздАх, бороздАми;
скамьЯ, по скамьЯм, о скамьЯх, скамьЯми;
доскА, по доскАм, о доскАх, доскАми;
стЕпь, по степЯм, о степЯх, степЯми, в степИ,
но: о стЕпи и по стЕпи.

ПРАВИЛО ШЕСТОЕ

Прилагательное при существительном не выделяется. Директорская комната. Очередная планёрка. Т алантливые журналисты. Бесстрашные пожарные.

 

Кстати говоря, вас не удивляет слов планёрка? Тогда тем 'более непонятно, почем многие говорят: "плАнер" и "ПлАнерная", - в т время как говорить надо: планёр и Планёрная.

Но продолжим разговор о шестом правиле. Если в предложения, которые приведены в качестве примера к этому правилу, вмешивается противопоставление, то главные слова МЕНЯЮТСЯ МЕСТАМИ: "Эта планёрка очередная, а через час будет чрезвычайная", "Сегодня прекрасная погода, а вчера была отвратительная", "В прошлый раз приезжали ловкие пожарные, а вчера были какие-то усталые".

"Пожарный" и "пожарник" нынче, в общем, одно и то же, но еще не так давно слово "пожарник" было оскорбительным для пожарных. Да и сегодня профессионалы называют себя именно пожарными. Дело в том, что некоторые помещики посылали зимой своих крестьян в города на заработки. Те приезжали в плохой одежде, на обгорелый телегах и говорили, что они - погорельцы. Горожане быстро раскусили этих лжецов и прозвали их "пожарниками", что в общем мнении было презрительным словом.

 

ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ

Если хотят выделить ИМЕННО ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, то его ставят ПОСЛЕ определяемого слова... "Мне нужна работа очень интересная", "Я заинтересован в карьере честной", "На нашем канале новости обязаны быть только самые свежие", "Я предпочитаю говорить кратко и ясно, ноги на ногу в разговоре не переминаясь".

Чтобы не путаться, когда ставить ударение на нА, а когда непосредственно на подлежащем, запомните одно простое правило:

 

если вы употребляете то или иное выражение в ПЕРЕНОСНОМ СМЫСЛЕ, то "ударяйте" нА, а если в БУКВАЛЬНОМ, то ставьте ударение на подлежащем. Вот примеры:


"Робко начав карьеру, он затем быстро стал нА ноги".
Но: "На нОги ему положили очень теплый плед".
"Да что ты переминаешься с ноги нА ногу? Говори, что тебе надо?" (А человек в это время вообще может сидеть, но образное выражение вполне придется кстати).
Но: "Переступая с ноги на нОгу, можно давать ногам временный отдых".
"От этой новости стало тяжко нА сердце".
Но: "Операция на сЕрдце завершилась блестяще".
"Мошенника схватили зА руку на месте преступления".
Но: "Мать вела ребенка за рУку".
"Поговорим с глазу нА глаз".
Но: "На глАз наложили чистую повязку".
"нА душу грех не бери, пожалуйста!".
Но: "От молитвы на дУшу словно радость проливается".

И еще об одной тонкости.

 

"Я живу зА городом" (то есть не важно где точно, но, зА городом),
но: "За гОродом совершенно нет лесов" "Пошли гулять зА реку",
но: "За рЕку попасть не так-то просто".

 

ПРАВИЛО ВОСЬМОЕ

Если мы перечисляем прилагательные с одинаковыми признаками, то выделяем ТОЛЬКО ПОСЛЕДНЕЕ прилагательное, стоящее непосредственно перед главным словом: "На столе лежали синие, красные зеленые и черные карандаши".

ПРАВИЛО ДЕВЯТОЕ

Но если идет перечисление РАЗНОРОДНЫХ понятий, то выделять нужно КАЖДОЕ: "У нас в редакции работают толстые, расторопные, красивые и добрые журналисты", "В этом году в школу пришли работать молодые, хорошо подготовленные, современно мыслящие учителя".

Надо иметь в виду, что в школе есть учителЯ, а основоположник великих учений, религий, теорий называются учИтели.
И еще: у жён есть мужьЯ, большие государственные деятели мужья, а мужИ.

И еще один пример: награжденные люди носят орденА, но в мире существуют также монашеские О рдены.

 

ПРАВИЛО ДЕСЯТОЕ

Если при существительном стоят слова в родительном падеже, то они и являются главными: "Шум моря доносится до самого дальнего поселка", "Волны Невы бьются о гранит набережной", "Дом лесника стоит на опушке леса", "Этот поселок не имеет даже водопровода.

Поговорим о том, сколько у нас "провОдов", "прОводов" и "проводОв".

Начнем с самого знакомого, в котором никто не сделает неправильного ударения. Я имею в виду "водопров О д". Надеюсь, что и вы ни разу не слышали, чтобы кто-нибудь сказал "водопрОвод". Так почему же к иным "...провОдам" почтения нет? Поэтому запомните, пожалуйста, что все "провОды", что бы они ни проводИли, имеют одно и то же ударение на " вО ". Назову несколько "провОдов":нЕфтепровОд, гАзопровОд, мУсоропровОд, повИдлопровОд (есть и такой!), вАлопровОд, лЕсопровОд, УглепровОд, мАслопровОд, пУтепровОд, аммиАкопровОд, вИнопровОд, грУнтопровОд, дЫмопровОд, продУктопровОд, кОрмопро вОд, конденсАтопровОд, фрУктопровОд, сЕмяпровОд и еще, по крайней мере, около двадцати разных "провОдов". И у всех одно и то же ударение - на " вО "!Разумеется, не надо при этом путать "прОводы в армию" с электропровОдами.

Понятно, что у всех "провОдов" и производные одинаковые: "гАзопровОдная сеть", "нефтепровОдное хозяйство!" и так далее. В общем, "меряйте" все по водопровОду и водопровОдному крану и не ошибетесь во всех других "провОдах". Разумеется, если новобранцев лишат "прОводов" в армию, а начнут пересылать в военные городки и по какому-нибудь механическому устройству, то тогда у нас появится "солдАтопровОд". И не иначе.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)