АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проявление психофизических закономерностей ощущения при слепоте и слабовидении

Читайте также:
  1. О СООБЩАЕМОСТИ ОЩУЩЕНИЯ
  2. Общее понятие об ощущениях
  3. Общее представление о сенсорно- перцептивных процессах(СПП). Ощущения: классификация. Строение анализаторов. Основные закономерности.
  4. Ощущения
  5. Проявление симптомов
  6. Психические процессы и состояния при слепоте и слабовидении
  7. Раздел III. Психические процессы и состояния при слепоте
  8. РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЯ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ»
  9. Разрывные нарушения и их проявление в рельефе
  10. РАЗРЫВНЫЕ НАРУШЕНИЯ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ В РЕЛЬЕФЕ
  11. СКЛАДЧАТЫЕ НАРУШЕНИЯ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ В РЕЛЬЕФЕ

В определении ощущений как субъективных образов объективного мира раскрывается их зависимость от ха­рактера и силы внешнего воздействия, с одной стороны, и состояния воспринимающего субъекта — с другой. Между ощущением и вызвавшим его раздражителем существует определенная связь, которая проявляется в качестве, ин­тенсивности и длительности ощущения. В процессе раз­вития человеческих ощущений постепенно сложился их определенный диапазон, относительно строго ограничен­ный минимальной и максимальной силой раздражите­лей, вызывающих адекватную реакцию. Психофизичес­кими исследованиями показано, что диапазон, например, зрительных ощущений растянут для электромагнитных волн в пределах длин от 360—390 ммк (фиолетовый цвет) до 780—800 ммк (красный цвет); для слуховых ощуще­нии — от 16—20 до 20000 Гц и т. д. Эти установившиеся в процессе эволюционного и исторического развития гра­ницы наиболее полно отвечают тем задачам, которые встают перед человеком в процессе чувственного отраже­ния, соответствуют условиям и образу его жизни.

Минимальная и максимальная интенсивность раздра­жителей определяет верхний и нижний абсолютные поро­ги чувствительности. Абсолютный порог характеризует


чувствительность рецептора, которая выражается вели­чиной, обратно пропорциональной порогу. Помимо абсо­лютных, существуют разностные пороги ощущений, пока­зывающие способность человека к дифференцированию раздражателей различной интенсивности.

Так как последствия нарушений зрения сказываются в первую очередь в области ощущений, тифлопсихологиче-ские исследования, начиная с 80-х гг. прошлого века, были направлены главным образом на измерение поро­гов чувствительности различных модальностей.

Кроме области зрительных ощущений частичнозрячих и слабовидящих, где повышение порогов и соответственно снижение чувствительности совершенно очевидно и нахо­дится в прямой зависимости от глубины дефекта, исследо­вания не дали однозначных результатов.

Широко распространенное среди тифлопсихологов мнение об «изощренности» ощущений слепых подтвердилось в иссле­дованиях Чермака, Крогиуса и др., обнаруживших у слепых повышение чувствительности сохранных рецепторов. У ряда других исследователей (Грисбах, Купи и др.) данные о порого­вой чувствительности имеют диаметрально противоположное значение и свидетельствуют о повышении порогов. Несмотря на это, упомянутые исследователи пытались представить по­лученные ими данные как общие для всех слепых психофизи­ческие закономерности ощущений (снижение или повышение чувствительности, обусловленное слепотой). Однако получен­ные ими данные свидетельствуют лишь о наличии большого диапазона индивидуальных и возрастных колебаний абсолют­ной чувствительности слепых, которые наблюдаются и в нор­ме. Противоречивость результатов исследований чувствитель­ности слепых объясняется рядом причин: недостаточным количеством испытуемых, недифференцированным подхо­дом, не учитывающим возраст, время и степень потери зре­ния, профессию испытуемых, а также несовершенством экспе­риментальных методик.

В большинстве же исследований, как старых, так и со­временных, при измерении порогов абсолютной чувстви-


тельности различных модальностей у слепых не выявле­но никаких значительных отклонений ни в сторону повы­шения, ни в сторону понижения по сравнению с нормой.

Изучение абсолютных порогов чувствительности не может полностью раскрыть способность человека реаги­ровать на всю ту массу раздражений, которые он получа­ет как извне, так и из внутренней среды организма. Весь­ма существенной для жизнедеятельности человека является его способность различать одноименные (звуко­вые, температурные, вкусовые и т. д.) раздражители по их силе. Эта способность определяется пороговой чувст­вительностью к различению.

Сравнительное изучение порогов различительной чув­ствительности слепых и зрячих показывает, что по мере увеличения возраста различительная чувствительность повышается как у тех, так и у других. Однако различи­тельная чувствительность сохранных анализаторов раз­вивается при прочих равных условиях (включение в дея­тельность и др.) у слепых быстрее и достигает более низ­ких порогов, нежели у нормально видящих. Этот факт легко объяснить, если обратиться к деятельности сле­пых, в которой они в гораздо большей степени, чем зря­чие, используют слух, осязание, обоняние, что и дает эф­фект сенсибилизации, проявляющийся в снижении поро­гов и повышении различительной чувствительности.

Кроме того, необходимо отметить, что пороги чувстви­тельности (абсолютной и различительной) при дефектах зрения так же, как и в норме, не являются величинами постоянными и меняются как на протяжении жизни (воз­растные изменения), так и под влиянием физического со­стояния индивида, его отношения к той или иной деятель­ности и ряда других факторов.

Итак, компенсаторные изменения в сфере ощущений происходят преимущественно на уровне порогов чувстви­тельности к различению. Снижение порогов различитель­ной чувствительности, способствующее более быстрому и тонкому дифференцированию раздражителей, осуществ-


ляется в процессе активного участия в деятельности со­хранных анализаторов и в значительной мере возмещает утраченные или редуцированные зрительные функции.

Известно, что колебания абсолютных и различительных порогов чувствительности связаны с действием ряда психо­физических закономерностей, к которым относятся явле­ния адаптации, одновременного и последовательного кон­трастов, взаимодействия ощущений, сенсибилизации и др. Все эти закономерности в равной мере присущи как нор­мально видящим, так и лицам с дефектами зрения, хотя их проявления у последних имеют некоторые особенности.

В учебниках по общей психологии основные законо­мерности ощущений рассматриваются обычно на приме­ре протекания зрительных ощущений, которые либо пол­ностью выпадают, либо ослабляются при патологии зрения. Очевидно, что при нарушениях зрительных фун­кций проявление закономерностей ощущений в деятель­ности зрительного анализатора будет зависеть от его со­стояния. Например, сенсибилизация зрения хотя и имеет место у частичнозрячих и слабовидящих, однако повы­шение остроты зрения, цветовой и световой чувствитель­ности, расширение поля зрения под влиянием зрительной работы происходит очень медленно и снижение порогов оказывается весьма незначительным.

Закономерности ощущений и их проявления при слепоте и слабовидении изучены еще крайне недостаточно. Однако в тифлопсихологии имеется ряд фактов, на основании кото­рых можно утверждать, что все известные закономерности ощущений действуют и при нарушениях анализаторных функций, хотя их проявление имеет некоторые особеннос­ти. Так, например, известно, что в ходе темновои адаптации у слабовидящих и частичнозрячих повышается световая чувствительность, но при сильной близорукости, глаукоме, дегенерации сетчатки, атрофии зрительного нерва и некото­рых других заболеваниях происходит ослабление темновои адаптации. Явление одновременного положительного кон­траста ведет у них к некоторому повышению остроты зре-


 


ния. Последействие раздражителя проявляется в наличии последовательных образов, хотя возможность возникнове­ния отрицательного последовательного образа наблюдает­ся не у всех слабовидящих и частичнозрячих. Кроме того, возникающие у них последовательные образы часто иска­жены по форме, цветности, величине. Однако наличие спе­цифических особенностей последовательных образов не искажает самой сущности закономерности последействия раздражителей.

Среди закономерностей ощущений для компенсации дефектов зрения очень большое значение имеет взаимо­действие ощущений, в результате которого под влиянием деятельности одной анализаторной системы повышается чувствительность другой. Например, зрительная чувстви­тельность у слабовидящих и частичнозрячих повышается под воздействием слабых звуковых раздражителей; мы-шечно-суставные ощущения резко повышают тактиль­ную чувствительность; аналогично действуют на послед­нюю слабые температурные раздражители, тогда как сильные температурные раздражители влекут за собой ее понижение. Возможно также и взаимодействие ощуще­ний одной модальности. Например, воздействие на глаз зеленым цветом повышает световую чувствительность. Более подробно упомянутые закономерности будут рас­смотрены при анализе ощущений различных модальнос­тей в последующих параграфах этой главы, но уже сейчас нужно подчеркнуть, что их знание помогает педагогу уп­равлять учебным процессом, добиваться более высокой работоспособности учащихся. Так, для достижения высо­кого темпа и правильности чтения брайлевского (рельеф­но-точечного) шрифта или при осязательном обследова­нии объектов, находящихся в определенной зависимости от уровня тактильной чувствительности, необходимо поддерживать в классе нормальную температуру, так как при ее резких повышениях или понижениях острота ося­зания снижается. Для поддержания зрительной работос­пособности и предотвращения преждевременного утом-


ления в школах для слепых и слабовидящих применяет­ся зеленая окраска помещений, столов и т. д.

У некоторых лиц с дефектами зрения наблюдается явле­ние синестезии, при которой происходит переход ощуще­ний одного вида в другой, а точнее, при воздействии раздра­жителя одной модальности возникающее ощущение вызывает ассоциативным путем ощущение в другой анали­заторной системе. Например, при раздражении слухового анализатора у некоторых лиц возникают ощущения цвета (так называемый цветной слух). У слепых и слабовидящих имеют место все виды синестезии. Так, фотизмы (световые) и хроматизмы (цветовые синестезии), возникающие под действием звуковых раздражителей, проявляются как у лиц с пониженной остротой зрения, так и у ослепших, име­ющих зрительные представления. Кроме того, у незрячих часто наблюдаются тактильные синестезии — возникнове­ние тактильных ощущений при звуковом раздражении. На­пример, у некоторых слепых звук трубы вызывает ощуще­ние прикосновения к зубцам пилы, звук флейты — ощущение холодных и гладких поверхностей и т. д.

Очевидно, что для практики обучения слепых и слабо­видящих и включения их в трудовую деятельность наибо­лее важным является изучение тех закономерностей ощущений, которые дают эффект сенсибилизации. Изу­чение условий, при которых наиболее полно проявляют­ся закономерности ощущений, имеет большое значение для компенсации дефектов зрения, организации практи­ческой деятельности инвалидов по зрению.

§ 4. Виды ощущений и их роль в жизнедеятельности слепых и слабовидящих

В общей психологии существует несколько классифика­ций видов чувствительности, которые основаны на раз­личных признаках:

1. По месту расположения рецепторов выделяют инте-роцепцию (внутренняя чувствительность), проприоцеп-


 
 


цию (мышечно-суставная чувствительность) и экстеро-цепцию (поверхностная чувствительность).

2. По способу рецепции выделяют дистантную, способ­
ную реагировать на раздражения, исходящие из удален­
ного на некоторое расстояние источника, и контактную
чувствительность, реагирующую лишь при непосред­
ственном соприкосновении с источником раздражения.

3. По рецепторам, через которые в мозг поступает ин­
формация об изменениях во внешнем мире и внутренней
среде организма.

Эти классификации сохраняются в тифлопсихологии, причем наиболее значимыми для изучения ощущений слепых и слабовидящих являются две последние. Полное или частичное выпадение функций зрения — основного дистантного способа рецепции, играющего ведущую роль в деятельности человека, — вносит изменения в иерар­хию анализаторных систем.

С момента возникновения и до самого последнего време­ни тифлопсихология решала, какой вид чувствительнос­ти, какие ощущения становятся ведущими при полной или частичной утрате зрения. От ответа на этот вопрос за­висели не только пути развития тифлопсихологии, но и практика обучения, организация реабилитационной рабо­ты, разработка тифлотехнических средств и т. д.

В конце XIX — начале XX в. тифлопсихологи при ре­шении вопроса о том, какой рецептор становится веду­щим после полной или частичной утраты зрения, отдава­ли предпочтение слуху. Выдвигая слуховые ощущения как ведущие, они исходили из имевшей в то время место классификации, делившей ощущения на высшие (зри­тельные и слуховые) и низшие (все остальные). В основе этой классификации лежало положение, согласно кото­рому зрительные и слуховые ощущения сложились исто­рически, а все остальные имеют чисто биологическую природу. Однако теоретический анализ и практика с большой убедительностью доказывают, что все челове­ческие ощущения есть продукт «всемирной истории» (К.


Маркс) и каждый вид ощущений приспособлен для отра­жения объективных свойств материального мира.

Еще одно подтверждение ведущей роли слуха при слепо­те тифлопсихологи видели в том, что выпадение функций дистантного рецептора может быть возмещено только де­ятельностью другого одноименного, то есть дистантного,

рецептора.

Выдвижение на первый план слуховых ощущений ос­новывалось на умозрительном анализе деятельности сле­пых, принижало роль других видов чувствительности в компенсации дефектов зрения и направляло по неверно­му пути обучение слепых, обосновывая как ведущие так называемые слуховые, вербальные методы обучения.

Бесспорно, что роль слуха очень велика, и совершенно справедливо утверждение выдающегося физиолога А.А. Ух­томского, который писал, что «слух — важнейший из орга­нов чувств человека. Именно он в особенности помогает чело­веку стать тем, что он есть... На слух человека ложится исключительная и ответственнейшая задача... служить опо­рой и посредником в великом деле организации речи и собесе­дования»1. Однако это утверждение относится к психической деятельности человека в целом. В области же чувственного познания, где наиболее существенным является отражение пространственных свойств и отношений объектов, слуховые ощущения отодвигаются на второй план, уступая место зри­тельным, кинестезическим и тактильным.

Только благодаря деятельности кожно-механического и двигательного анализаторов слепой может правильно отразить в своем сознании действительные пространст­венные свойства и отношения окружающего мира. Эта возможность заключена в сходстве деятельности зрения и осязания, их способности отражать одни и те же катего­рии признаков предметов (форму, величину, удаленность, объемность и т. д.), в то время как слух многие пространст­венные категории непосредственно отразить не в состоя-

Ухтомскии А.А.. Поли. собр. соч. Т. IV. С. 220.


 
 


нии. Раскрытая великим русским физиологом И.М. Сече­новым роль осязания в процессе чувственного отражения имеет огромное значение как для развития теории ощуще­ний в общей психологии, так и для решения многих важ­нейших вопросов в психологии слепых и слабовидящих.

В настоящее время экспериментально доказано, что утра­ченные зрительные функции замещаются большей частью деятельностью тактильного и кинестезического анализато­ров. Старый спор тифлопсихологов, каким ощущениям — слуховым или кожно-двигательным — отдать пальму пер­венства, окончательно решился в пользу последних.

Но необходимо иметь в виду, что однозначно решать вопрос о ведущей роли тактильно-кинестезической чувст­вительности можно лишь в отношении тотально слепых и лиц, имеющих светоощущение Когда же речь заходит о частичнозрячих, имеющих зрение (от 0,005 и выше), сле­дует учитывать не только состояние зрительного анали­затора, но и характер тех операций, в которых человек принимает участие. Так, в деятельности, требующей лишь грубого, малодифференцированного анализа (на­пример, элементарные операции пространственной ори­ентировки), даже у частичнозрячих с наиболее низкой ос­тротой остаточного зрения последнее занимает главенствующее положение. В операциях же, требующих более тонкого анализа, на первый план выступает осяза­ние. Поэтому при наличии форменного зрения доминиро­вание кожно-механического и двигательного анализато­ров не абсолютно, а относительно.

Что касается слабовидящих, то у них ведущим видом ощущений во всех видах деятельности остается зрение.

Нужно иметь в виду также и то обстоятельство, что выделение ведущей деятельности какого-либо одного ана­лизатора не исключает участия в процессе отражения ощущений других модальностей и не снижает их роли в компенсации утраченных или частично нарушенных зри­тельных функций.


В процессе чувственного отражения на уровне ощуще­ний обычно принимает участие несколько анализатор­ных систем, причем выделение ведущего анализатора в каждый определенный момент зависит не только от сте­пени и характера нарушения зрительных функций, но и от объективных свойств отражаемых предметов, от за­дач, стоящих перед человеком.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)