|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психические процессы и состояния при слепоте и слабовиденииГЛАВА 8. ОЩУЩЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ § 1. Сенсорная организация человека при дефектах зрения Перед теорией познания и психологией стоит важнейшая задача — установить, «каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным»1, выявить общую диалектику процесса познания, его источники и формы, определить, какие системы обеспечивают адекватное отражение мира и какие последствия влечет за собой их нарушение. Зрение, слух, обоняние и другие виды чувствительности входят в состав чувственного познания, разные уровни которого — ощущение, восприятие и представление — образуют его структуру. Состав и структура чувственного познания характеризуют сенсорную организацию человека. Сенсорная организация сложилась в процессе общественно-исторического развития человека и целиком отражает образ его жизни и характер деятельности. «Лишь благодаря предметно развернутому богатству человечес- 1 Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм//Поли. собр. соч. Т. 18. С. 102. кого существа, — писал К. Маркс, — развивается, а частью и впервые порождается богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, — короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы. <.„> Образование пяти внешних чувств — это работа всей до сих пор протекшей всемирной истории»1. В сенсорной организации человека отражается его образ жизни и деятельности. Именно от этого зависит сложившееся соотношение анализаторов, преобладание зрительной системы, общее развитие анализаторных систем. В процессе трудовой деятельности в основу сенсорной организации человека легли зрительно-тактильно-кинесте-зические связи и оптико-вестибулярная установка. Серьезные нарушения или полная утрата функций зрительного анализатора, приводящие к слабовидению или слепоте, разрушают частично или полностью сложившиеся в процессе общественно-исторического развития межанализаторные связи. Нарушение исторически сложившегося взаимодействия между зрительным и другими анализаторами отражается на всей сенсорной организации человека, что в свою очередь вызывает определенные отклонения в сферах логического познания и практики. Все это могло бы привести к необратимым патологическим изменениям в развитии психики, если бы сенсорная организация не обладала большой динамичностью и пластичностью. Эти качества сенсорной организации проявляются в том, что, сложившись в процессе общественно-исторического развития, они продолжают развиваться и претерпевают определенные изменения в зависимости от трудовой деятельности индивида и окружающих его условий. 1 Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К. Энгельс Ф. Иэ ранних произведений. М., 1956. С. 593—594. I Известный советский психолог Б.Г. Ананьев, рассматривая условия, выделяет следующие, наиболее существенные факторы развития ощущений в норме: 1) непосредственное влияние трудовой деятельности на повышение чувствительности тех анализаторных систем, которые включены в трудовые акты; 2) прогрессивное развитие орудий труда, технических средств, опосредствующих развитие соответствующих видов чувствительности; 3) обратное влияние логического мышления, имеющего своим источником чувственное познание, на совершенствование способов этого познания. Нетрудно заметить, что перечисленные условия развития ощущений почти полностью совпадают с основными социальными факторами компенсации дефектов зрения, откуда можно сделать вывод, что сенсорное развитие как в норме, так и при патологии органов зрения идет в одном направлении и подчиняется одним и тем же закономерностям. Различие заключается лишь в том, что в процессе деятельности у лиц с нарушенными функциями зрения участие зрительного анализатора определяется степенью патологических изменений в нем и характером производимых операций. Нарушения деятельности зрительного анализатора приводят к перестройке у слепых и слабовидящих взаимоотношений анализаторов, образованию новых внутри- или межанализаторных связей, относительному или полному (при тотальной слепоте) доминированию иных, нежели у зрячих, анализаторных систем. В свою очередь относительное преобладание слуха или осязания над зрением у некоторой части частичнозрячих (при наиболее низкой остроте остаточного зрения) и их абсолютное доминирование у незрячих приводят не только к перестройке межанализаторных связен, но и к образованию нового, иного по сравнению с нормой ядра сенсорной организации. В процессе деятельности у слепых складывается тактильно-кинестезически-слуховое ядро сенсорной организации. Аналогичным образом в оптико-вестибулярной установке происходит замена зрительного компонента двигательным. ^ Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что изменения в сенсорной организации при слепоте и слабо-видении имеют частный характер. Наблюдающаяся перестройка межанализаторных связей не меняет структуры, сущности и назначения сенсорной организации — адекватного чувственного отражения окружающего мира. Несмотря на имеющиеся в составе чувственного познания изменения (выпадение или редуцирование зрения) и вызванное этим своеобразие протекания процессов отражения и возникновения образов, слепые и слабовидящие правильно, адекватно отражают действительность, что подтверждается результатами их познавательной и практической деятельности. Хотя слепота и слабовидение не изменяют структуры чувственного отражения, отдельные ее компоненты — ощущения, восприятия и представления — как качественно, так и количественно отличаются от одноименных процессов у нормально видящих. В первую очередь эти изменения проявляются в сфере ощущений, что объясняется их местом и ролью в процессе познания. § 2. Критика знаковой теории ощущений Первые попытки объяснить особенности ощущений слепых были связаны с идеалистической теорией символов. Основной тезис знаковой теории ощущений в тифлопси-хологии был сформулирован А.А. Крогиусом, который считал, что «оценка и определение значения их (знаков. — А. Л.) зависят от контекста, в который они вписываются, от внутреннего строя души, которая их принимает»1. Данная трактовка практически совпадает с основным положением автора знаковой теории Г. Гельмгольца, утверждавшего, что между объектом и его изображением на сетчатке, с одной стороны, и переживаемым ощущением — с другой, нет ' Крогиус А.А. Из душевного мира слепых. Ч. I. СПб., 1909. С. 229. и не может быть никакого соответствия. Именно это утверждение является наиболее уязвимым и порочным в знаковой теории, так как неизбежно ведет к отрицанию возможности познания мира, к агностицизму. Действительно, если ощущение является только знаком, если его оценка сугубо субъективна и является решающим фактором для познания, то следует признать, как это делали тифлопсихологи-идеалисты, что отсутствие зрения не только не затруднит познавательной деятельности, но, напротив, будет стимулировать развитие высших психических функций, способствовать самопознанию (познанию духа). В то же время сторонники знаковой теории признают, что в чувственном опыте слепых имеются значительные пробелы, что полная замена зрения другими органами чувств невозможна, что между зрительными и осязательными ощущениями имеются определенные различия и т. д. Возникает неразрешимое противоречие между чувственным и логическим познанием. Выход из него тифлоп-сихологи идеалистического толка находят в отрицании зависимости и взаимосвязи между «низшими» и «высшими» функциями психики. Подобное отрицание влияния непосредственно получаемых чувственных образов на формирование понятий и развитие интеллектуальных способностей слепых, отрицание их значения в образовании общих понятий пространства, времени, причины и других привели к разрыву между чувственным и понятийным. В отличие от этой концепции материалистическая психология утверждает, что ощущение, будучи отражением отдельных свойств, качеств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в то же время является начальным моментом сенсомоторной реакции, первой ступенью познания. Нарушение функций зрительного анализатора приводит к тому, что, с одной стороны, у слепых и слабовидящих либо выпадают полностью, либо ослабляются, редуцируются зрительные ощущения, а с другой — ощуще- 6 Зак. 4450 ния других модальностей получают в процессе деятельности компенсаторную гиперфункцию. Однако выпадение или редуцирование зрительных ощущений и замена их ощущениями иных модальностей не может принципиально изменить характер отражения слепыми и слабовидящими объективного мира, нарушить соответствие между образами и оригиналами, превратить ощущения и знаки отображаемой действительности. Об этом свидетельствует адекватность поведения инвалидов по зрению в самых разнообразных ситуациях. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |