|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
После КантаСредневековая философия Основная статья: Трансценденталии В схоластике своеобразным прототипом и первым употреблением слова транцендентальное были трансценденталии (лат. transcendentalia) — предельно общие, философские категории, посредством которых определялось все сущее. Трансценденталии - это разновидность универсалий[1]. Так Фома Аквинский выделил 6 транценденталий: сущее, единое, истинное, благое, вещь и нечто. В философии Дунса Скотта трансценденталии также являлись синонимами философских категорий[2]. Кант В философии И. Канта трансцендентальными называются априорные формы познания, которые обуславливают и определяют возможность всякого опыта и организовывают наше познание. Трансцендентальными формами чувственности являются пространство и время, трансцендентальными формами рассудка — категории (субстанция, причинность и др.), трансцендентальными формами разума — регулятивные идеи чистого разума (идеи Бога, души, мира как целого). Трансцендентальное (априорное) противостоит, с одной стороны, эмпирическому (опытному, апостериорному), которое оно оформляет, а с другой стороны, — трансцендентному — выходящему за пределы опыта, вещам в себе. Соответственно, субъекту познания присуще трансцендентальное единство апперцепции. К области трансцендентальной диалектики Кант относит неразрешимые[ прояснить ] вечные[ прояснить ] философские вопросы о начале мира, Боге и нашей свободе. Трансцендентальное познание, по Канту, — это познание априорных условий возможного опыта. Именно оно является задачей трансцендентальной философии: Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori. Система таких понятий называлась бы трансцендентальной философией.[3]. После Канта После Канта слово «трансцендентальное» приобрело необычайную популярность. Гуссерль говорил о трансцендетальной редукции, а Деррида о трансцендентальном означаемом[4]. В XIX веке понятие «трансцендентальное» подхватили американские романтики-трансценденталисты, которые понимали под этим словом нечто изначальное, неиспорченное, девственное и близкое к природе. В XX веке в околофилософской литературе слово «трансцендентальное» стало синонимом понятия духовности и приобщенности к потустороннему божественному миру[5]. Одной из первых это новое посткантовское понимание предложила теософ Елена Блаватская, введя понятие трансцендентальной физики [6]. В современном кришнаизме широко используется термин «трансцендентальное» для характеристики Бога. Так трансцендентальное тело — это нетленное, неограниченное тело Бога[7]. Трансцендентальный образ — это изначальный, божественный образ, а трансцендентальное знание — это божественная наука[8]. В рамках синтеза восточных и западных учений появилось даже такое понятие как трансцендентальный секс (см. Тантрический секс)[9]
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |