АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культура России в ХIХ веке

Читайте также:
  1. C) Подтвердили присягу на верность России
  2. E) Обратиться за помощью к России
  3. II. Культура речи
  4. II. Национальные интересы России
  5. III. Истоки психологии в России: работы И.М. Сеченова
  6. III. МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
  7. Servitutes praediomm в дореволюционной России
  8. Servitutes praediorum в дореволюционной России
  9. Servitutes praediorum в дореволюционной России
  10. Servitutes praediotum в дореволюционной России
  11. А.Н.Сысин, его роль в развитии отечественной гигиены и в становлении сан-эпид.службы в России
  12. Адвокатура России в период до судебной реформы 1864 г.

Культура России в I-ой половине ХIХ в. В первой половине ХIХ в. в экономической и общественной жизни страны обозначались процессы, связанные с разложением крепостнической системы., развитием капиталистического уклада, формированием новой социальной структуры общества. Начало века - это время культурного и духовного развития общества. Отечественная война 1812 г. способствовала росту национального самосознания русского народа, сплочения всех слоёв населения в борьбе с неприятелем.
Важнейшей особенностью русской культуры первой половины XIX в. является ее демократизация. В русскую культуру всё больше приходят представители непривилегированных сословий: мелких дворян, разорившихся помещиков, мещан, крестьян. Демократизация культуры проявлялась и в изменении тематики произведений литературы, живописи, музыки: с 30-40-х гг. сильнее стала звучать тема простого народа.

  • Особое место в развитии культуры занимало просвещение. В стране создавалось три ступени школ:
    • низшая (приходские, уездные училища),
    • средняя (гимназии),
    • высшая (университеты).

Возросло влияние Церкви на школу.

Показателем развития просвещения в России был рост изданий книг, журналов и газет. Помимо государственных типографий, появились и частные. Число периодических изданий за половину века увеличилось в 3,5 раза. Большую роль в общественной жизни играли журналы, особенно "Современник", "Отечественные записки". Росло число общественно-культурных заведений (библиотеки, выставки, музеи). Первой публичной библиотекой стала Петербургская (1814 г.). Наиболее известными были промышленные, сельскохозяйственные выставки.
Существенных успехов в первой половине века добилась русская наука: в математике (Н.И. Лобачевский), физика (Б.С. Якоби), химии (А.М. Бутлеров), медицине (Н.И. Пирогов), агрономии, географии, в области гуманитарных наук. Важными центрами науки, кроме Академии Наук, были университеты: Московский, Петербургский, Казанский, Дерптский. В 1839 г. открылась Пулковская обсерватория.
В начале века были организованы и проведены научные экспедиции, результатами которых были географические открытия в Ледовитом и Тихом океанах. Осуществлены геологические, биологические и этнографические исследования Сибири, Урала, Дальнего Востока, Средней Азии, Алтая, Саян. В 1803 г. И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский совершили первое кругосветное плавание, в результате которого были открыты новые острова в Тихом и Ледовитом океанах. В 1821 г. экспедиция М.П. Лазарева и Ф.Ф. Беллинсгаузена отправилась к южному полюсу. Центром географических исследований стало Русское географическое общество.
Успешно развивались историческая наука: Н.М. Карамзин написал "Историю государства Российского" в 12-ти томах. Крупнейшим представителем российской историографии был С.М.Соловьев - профессор Московского университета, автор "Истории России с древнейших времен" в 29-ти томах. Изучение всеобщей истории было представлено трудами профессора Московского университета Т.Н.Грановского.
В ХIХ в. ведущей областью культуры становится литература, для которой была характерна быстрая смена различных направлений: классицизм ХVIII в. сменяется сентиментализмом, на смену ему идет романтизм, а затем и реализм. Для романтизма декабристов, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова характерны оптимизм, героика, борьба за идеалы свободы и достоинство личности. Реализм в русской литературе связан с именами А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.И. Герцена, Н.А. Некрасова и др.
Крупное общественное значение приобрел русский театр. Классическими произведениями драматургии этого периода являлись "Ревизор" Н.В. Гоголя, "Горе от ума" А.С. Грибоедова и позднее, к 50-м гг. - пьесы А.Н. Островского. Лучшими актерами были М.С. Щепкин, П.С. Мочалов, А.Е. Мартынов и др., ведущими драматическим театром был Малый театр в Москве.
В первой половине ХIХ в. в России формируется музыкальная школа. Впечатляющи были достижения русской музыки в создании национальной оперы (А.А. Алябьев, А.Н. Верстовский, М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский).
В направлении классицизма развивалось русское зодчество. В столице было возведено здание Главного Адмиралтейства (арх. А.Д. Захаров), ансамбль стрелки Васильевского острова со зданием Биржи (арх. Тома де Томон), Главный штаб, Александринский театр, Сенат и Синод (К.И. Росси). В этот период построены два прекрасных собора в Петербурге - Казанский (А.Н. Воронихин) и Исаакиевский (А.А. Монферран). В Москве О. И. Бове создает в классическом стиле ансамбль Театральной площади с Большим театром, здание Московского университета на Манежной площади возводит Д.И. Жилярди. Лучшими произведениями скульптуры этой эпохи были: памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади в Москве (скульптор И.П. Мартос), монумент М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли (скульптор Б.И. Орловский), скульптура "Укрощение коня" на Аничковом мосту через реку Фонтанка в г. Петербурге (П.К. Клодт).
В живописи происходил отход от академизма, для которого были характерны библейско-мифологическая тематика, преклонение перед канонами античного искусства.
Новые тенденции в русской живописи развивалась вне ее стен. В.А. Тропинин, О.А. Кипренский (оба крепостные) в портретах передают духовный мир человека. А.Г. Венецианов создавал картины бытового жанра, изображавших сельский быт крестьян, его называют "отцом русского жанра". Его кисти принадлежали картины "Гумно", "На пашне". В духе критического реализма работал П.А. Федотов, его называли "Гоголем в живописи". В жанровых картинах и в больших полотнах он высмеивал царство купечества, армейский быт офицерства, спесь чиновничьего мира ("Свежий кавалер", "Сватовство майора", "Игроки" и др.). П.А. Федотов был предшественником передвижников. Картины и портреты К.П. Брюллова отражают его тяготение к реализму ("Последний день Помпеи", "Автопортрет" и др.). Особое место в живописи занимает творчество А.А. Иванова. Главным его произведением стала картина "Явление Христа народу", которую он писал в течение 20 лет. Лучшие творения мастеров попадали в коллекции дворян, оставались в запасниках Академии Художеств, их мало кто видел. Создание общедоступных художественных музеев в России началось в 1852 г., когда свои двери открыл Эрмитаж.
Русская культура других народов России 1-й половине ХIХ в. внесла значительный вклад в общемировой культурный процесс.

Культура России во II-ой половине XIX века. Успешное развитие экономики после отмены крепостного права непосредственным образом сказались на развитии культуры России второй половины XIX в. Рост промышленности, совершенствование техники производства нуждалось в грамотных людях, большого числа специалистов, что вызвало развитие просвещения и науки. Ведущей областью духовной жизни оставалась литература. В художественной жизни России этого периода появляются два центра - Товарищество художников-передвижников и "Могучая кучка" композиторов. Ведущим направлением в живописи становится критический реализм.
Просвещение. В пореформенный период в России увеличивается сеть начальных школ, которые подразделялось на церковно-приходские школы, народные училища и земские школы. Основными типами средних школ были гимназии (мужские и женские) и реальные училища, в которых больше преподавались естественные дисциплины.
Дальнейшее развитие получило и высшее образование. Увеличилось число университетов: к общему количеству прибавилось еще два - в Одессе (1865 г.) и Томске (1888 г.). Университеты собирали большие научные силы. Расширялось и высшее техническое образование: открылось Высшее техническое училище в Москве, политехнические институты в Варшаве, Киеве, Риге, Электротехнический институт в Петербурге и др.
В России было много частных школ, лицеев, пансионатов, в которых уровень обучения был выше, чем в казенных школах, но плата за обучение оставалась очень высокой.
Важную роль в распространении образования играли общественные организации, публичные библиотеки, читальни, музеи. Большую культурно-просветительную работу проводили музеи, различные научные общества, комитеты грамотности.
Развитию образования способствовали и периодические издания: книги, журналы, газеты. Появились новые типографии. Крупнейшими издателями были И.Д. Сытин, А.С. Суворин и др. Издавались книги для народа по более дешевым ценам. Ф.Ф. Павленков начал издавать серию "Жизнь замечательных людей". Большой популярностью пользовались журналы "Современник", "Отечественные записки", "Русское слово" и др.
Наука и техника. Русские ученые добились крупнейших успехов во всех областях научных знаний и внесли свой вклад в сокровищницу мировой науки. В 60-х гг. началась эпоха развития естествознания. Всемирное значение имели открытия И.М. Сеченова, И.И. Мечникова, К.А. Тимирязева. И.М. Сеченов был автором обобщающих трудов "Рефлексы головного мозга", "Физиология нервной системы" и др., стал основоположником физиологический школы. И.И. Мечников - создатель российской школы микробиологии, иммунологии и сравнительной патологии, лауреат Нобелевской премии. К.А. Тимирязев - основоположник русской школы физиологии растений, его книга "Жизнь растений" издана на многих языках народов мира.
Вкладом в мировую науку явились труды российских ученых-химиков - Д.И. Менделеева, А.М. Бутлерова, Н.Н. Зинина и др. Д.И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов. А.М. Бутлеров создал теорию химического строения, которая стала фундаментом современной ограниченной химии.
Крупнейший математик второй половине ХIХ в. П.Л. Чебышев работал в различных областях научных знаний, им был доказан закон больших чисел. Первой женщиной математиком стала С.В. Ковалевская, которая была избрана членом-корресподентом Академии наук, ей были присуждены премии Парижской и Шведской академии наук.
Мировое признание получили труды ученого-физика А.Г. Столетова. Он первый открыл закон фотоэффекта, внес вклад в исследование теории газового разряда, был организатором Физического института при Московском университете.
Впечатляющи были достижения русских исследователей в области техники. Талантливый инженер П.Н. Яблочков изобрел электрическую свечу (дуговую лампу), которая имела огромный успех на всемирной выставке 1878 г. и была внедрена в ряде стран. Электротехник А.Н. Лодыгин изобрел электрическую лампу накаливания с угольным стержнем, а затем с металлическими нитями.
Основоположник радиосвязи А.С. Попов, профессор Петербургского электротехнического института создал радиостанцию и радиоприемник и продемонстрировал их 7 мая 1895 г. В 1881 г. А.Ф. Можайский запатентовал первый в мире самолет. Отцом освоения космоса по праву считается К.Э. Циолковский, который занимался теорией движения реактивных аппаратов.
Русская географическая наука сделала значительные успехи, благодаря экспедициям ряда выдающихся ученых. Руководитель Географического Общества академик П.П. Семенов-Тян-Шанский организовал несколько крупных экспедиций по изучению Центральной Азии под руководством Н.М. Пржевальского, в Новую Гвинею - Н.Н. Миклухо-Маклая.
Русский ученый В.В. Докучаев явился создателем новой науки - почвоведения. Его труд "Русский чернозем" стал классическим в мировой науке почв.
Глубокий след в развитии философии оставили труды русских мыслителей В.С. Соловьева, К.Н. Леонтьева и др.
В области гуманитарных наук следует назвать крупнейшего русского историка С.М.Соловьева, создавшего 29-томную "Историю России с древнейших времен", являвшегося сторонником сравнительно-исторического метода исследования. Он отмечал общие черты развития России и стран Европы. Его ученик В.О.Ключевский был автором многих исторических исследований, а также "Курса русской истории", вызывавший большой интерес у студентов различных факультетов.
Литература. Основным направлением в русской литературе был критический реализм, который отличался обличением крепостнических порядков, его пережитков, отображением реальной жизни людей. Крупные писатели этой эпохи (М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, А.П.Чехов) в своих произведениях изображали жизнь со всеми ее светлыми и темными сторонами, но каждый через собственное восприятие. По тематике художественная литература была многообразной.
Представителем обличительной литературы был М.Е.Салтыков-Щедрин. Он раскрыл все пороки и слабости человеческой натуры. Его художественным приемом является гротеск. Ф.М.Достоевский затронул самые глубинные темы - мир человеческих страданий и унижений, которые обрекали людей на одичание, нищету и даже на преступления. Его произведения заставляли лучших представителей интеллигенции задумываться над выходом из тяжелого положения. Эти искания он передал в своих бессмертных романах "Бедные люди", "Братья Карамазовы", "Идиот" и др. В Божественной Идее Ф.М. Достоевский видел главную опору.
Показателен для второй половине ХIХ в. роман И.С. Тургенева "Отцы и дети", в котором он вывел образ нового героя-нигилиста, человека действия, не желавшего мириться с окружающей его действительностью.
Для последовательного сторонника критического реализма Н.А. Некрасова главной темой его произведений была народная жизнь, вера в силы народа ("Кому на Руси жить хорошо" и др.)
Перелом в русской живописи наступил в начале 60-х гг. Лучшие выпускники Академии Художеств создали свою художественную артель, идейным руководителем которой был И.Н. Крамской. По их мнению, он и П.М. Третьяков были самыми компетентными судьями в оценках произведений живописи.
В 1870 г. в столице было создано Товарищество передвижных художественных выставок на кооперативных началах, членами - учредителями, которых были И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, Н.Н. Ге. Товарищество организовывало выставки в крупных городах страны. В Товарищество входили в разное время И.Е. Репин, В.Н. Суриков, К.Е. Маковский, А.К. Саврасов, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, И.И. Шишкин, Н.А. Ярошенко, И.И Левитан, А.И. Куинджи и др. П.М.Третьяков создал великолепную национальную картинную галерею.
Музыка. Во второй половине ХIХ в. продолжает развиваться русская музыкальная школа. Традиции М.И. Глинки развивали композиторы "Могучей кучки": М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. Эта группа единомышленников стала творческим коллективом, для которого было характерно единство взглядов: горячая любовь к народу, вера в его силы. По примеру М.И. Глинки композиторы использовали народную песню в симфонических и оперных произведениях. Они использовали и сюжеты русской литературы. Так, драма А.С. Пушкина "Борис Годунов" стала основой оперы М.П. Мусоргского. По мотивам "Слова о полку Игореве" А.П. Бородин написал оперу "Князь Игорь". Композиторы обращались и к историческим сюжетам. М.П. Мусоргский создал оперу "Хованщина", Н.А. Римский-Корсаков - "Псковитянку" и "Царскую невесту".
С большой симпатией и теплотой к "кучкистам" относился П.И. Чайковский. Он создал ряд опер по произведениям А.С. Пушкина ("Евгений Онегин", "Пиковая дама"), Н.В. Гоголя ("Черевички"). Его прекрасные балеты "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица" и др. до сих пор являются шедеврами балетного искусства. В 1866 г. Г.Н. Рубинштейн основал Московскую консерваторию.
В русском театре второй половине ХIХ в. большое место заняли пьесы А.Н. Островского, которые ставились на сценах театров в течение трех десятилетий. В цикле сатирических комедий ("Бешеные деньги", "На всякого мудреца довольно простоты", "Лес", "Волки и овцы") показаны типы купцов-толстосумов и новых дельцов-хапуг. Другой цикл составляют драмы и комедии о трагических судьбах одаренных и чистых людей ("Бесприданница", "Последняя жертва", "Таланты и поклонники").
Известным драматургом был А.В.Сухово-Кобылин. В его трилогии "Свадьба Кречинского", "Дело", "Смерть Тарелкина" обличается бюрократическая система.
Главными драматическими театрами были Малый в Москве и Александринский в Петербурге. Широко распространялось театральное искусство и на провинциальной сцене.
Архитектура. Значительные изменения происходят в архитектуре. Строятся дома различного типа: здания крупных фирм, банков, гостиниц, вокзалов, магазинов, доходных жилых домов, фабрик и заводов. Новые заказчики требовали украшательства зданий. Преобладающим стилем в архитектуре стала эклектика (смешение разных стилей). Использование разных стилей характерно для А.И.Резанова и В.А. Шретера. По проекту А.И. Резанова был построен дворец Великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной в Петербурге (ныне Дом ученых). В.А. Шретер перестроил здание Мариинского театра (фойе), был автором проекта вокзала в Одессе, театров в Тифлисе, Нижнем Новгороде, Иркутске.
В церковном строительстве возник эклектический русско-византийский стиль, основателем которого был К.А.Тон, автор проекта Храма Христа Спасителя (строился с 1837 по 1883 гг.)
Скульптура. Достижения скульптуры были связаны с творчеством М.М. Антокольского и А.М. Опекушина. М.М. Антокольский сыграл важную роль в развитии русской реалистической скульптуры. Для его творчества характерен интерес к историческим сюжетам ("Иван Грозный", "Нестор-летописец").
Творчество А.М. Опекушина связано с развитием монументальной скульптуры. Он является создателем памятника А.С.Пушкину, открытого в Москве в 1880 г. и созданного на добровольные пожертвования.
Развитие культуры второй половине ХIХ в. было временем подъема науки, просвещения, печати, расцвета русского национального искусства.
Художественные промыслы. Вторая половина ХIХ в. возродила интерес к древним русским ремеслам. Изделия умельцев и мастеров становятся произведениями искусства. Востребованными видами ремесел стали вышивка, художественная обработка металла, камня, дерева, кости и др.
В Дымковской слободе около г. Вятки сохранился художественный промысел по изготовлению детских игрушек, раскрашенных яркими красками. Гжельская посуда сохранила свое своеобразие и пользовалась по-прежнему большим спросом. Популярна была и хохломская роспись на дереве.
Конец ХIХ в. вызвал интерес к возрождению народного фольклора, народной художественной культуре. Народное искусство оказывало большое влияние на профессиональное. Сохранялись не только старые промыслы, но появлялись новые. В конце века в Троице-Сергиевым Посаде родился промысел, связанный с изготовлением деревянных кукол-матрешек, ставших символом России. После показа русской матрешки на Парижской выставке в 1900 г. мастерская по их изготовлению стала получать не только внутренние заказы, но и внешние, для зарубежных стран.
Павловский посад Подмосковья стал центром по производству платков и шалей. Мастера Мстеры и Палеха, ранее занимавшиеся росписями икон, перешли на изготовление изделий с росписью лаковой миниатюрой.
Таким образом, народное творчество и традиции становятся источником вдохновения мастеров культуры.
Развитие культуры 2-й половины ХIХ в. в России - это одна из замечательных страниц в истории русской и мировой культуры. Это период подъема науки и техники, развития просвещения и печати, время расцвета русского национального искусства.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Контрольные вопросы

  1. Назовите, что являлось основным содержанием экономического развития России в первой половине XIX в.
  2. Охарактеризуйте государственный строй России в начале XIX в.
  3. Покажите признаки кризисного состояния помещичьего хозяйства в начале XIX в.
  4. Докажите, что в 30-е-40-е гг. XIX в. в России начался промышленный переворот.
  5. Назовите стадии промышленного переворота в России.
  6. В чём была новизна правления первых лет Александра I по сравнению с его предшественниками?
  7. Раскройте сущность проекта М.М. Сперанского.
  8. Почему во внутренней политике Александра I начинается отход от либерального курса?
  9. Дайте оценку решениям Венского конгресса.
  10. Какую роль стала играть Российская империя в международных делах после победы над Наполеоном?
  11. Каковы обстоятельства вступления Николая I на престол?
  12. Дайте общую характеристику внутренней политики Николая I.
  13. Подтвердите фактами укрепление роли государственного аппарата при Николае I.
  14. Комплекс каких проблем в европейской политике получил название "восточного вопроса"?
  15. Назовите причины Крымской войны?
  16. Назовите основные положения реформы 1861 г.
  17. В чём историческое значение отмены крепостного права?
  18. Какую цель преследовали реформы Александра II?
  19. Можно ли утверждать, что реформы 60-х - 70-х гг. представляли собой единую систему? Обоснуйте свой ответ.
  20. Какая из проведённых реформ Александра II была наиболее радикальной и почему?
  21. Назовите основные направления внешней политики Александра II.
  22. Каковы были итоги Крымской войны для России?
  23. Каковы были причины Кавказской войны?
  24. Когда были отменены ограничительные для России статьи Парижского мирного договора 1856 г.?
  25. Назовите причины активизации внешней политики России в Средней Азии?
  26. Каковы были причины отхода Александра III от либерального курса его отца?
  27. Кто из государственных деятелей имел наибольшее влияние на Александра III в начальный период его правления?
  28. Как можно охарактеризовать внутреннюю политику Александра III?
  29. Каковы итоги экономического развития России к концу XIX в.?
  30. Назовите причины балканского кризиса в правление Александра III.
  31. Какими причинами был предопределён культурный подъём в России в начале XIX в.?
  32. Назовите важнейшие особенности русской культуры первой половины XIX в.
  33. Назовите самые значительные, на Ваш взгляд, достижения русской архитектуры, живописи, музыки и театра в первой половине XIX в.
  34. Какие причины способствовали бурному развитию русской культуры во второй половине XIX в.
  35. Назовите самые значительные, на Ваш взгляд, достижения русской культуры во второй половине XIX в.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Список рекомендуемой литературы

  1. История России с начала XVIII до конца XIX века. Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2000.
  2. Ковальченко И.Д. Русское крепостное крестьянство в первой половине XIX в.М.,1967.
  3. Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. М., 1998.
  4. Пашков Б.Г. Русь, Россия, Российская империя. М., 1997.
  5. Романовы. Исторические портреты. Книга вторая. М., 1999.
  6. Романовы. Исторические портреты. Книга третья. М., 2001.
  7. Троицкий Н.А. Александр I и Наполеон. М., 1994.
  8. 1812 год в воспоминаниях современников. М.. 1995.
  9. Эйдельман Н.Я. Из политической истории России XVIII-XIX вв. М., 1993.
  10. Шильдер Н.Н. Император Николай I. Его жизнь и царствование. В 2-х тт. М.,1997.
  11. Чулков Г.И. Императоры: Психологические портреты. М., 1991.
  12. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX столетия. М.,1990.
  13. Казиев Шапи. Имам Шамиль. - М., 2001.
  14. Великие реформы в России (1856-1874) (Сборник) под ред. А.Г. Захаровой. М.,1992.
  15. Епанчин Н.А. на службе трёх императоров. Воспоминания. М., 1996.
  16. Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. М., 1998.
  17. Ляшенко Л.М. Александр II, или История трёх одиночеств. М., 2002.
  18. Виноградов В.И. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и освобождение Болгарии. М., 1978.
  19. Дьяков В.А. Славянский вопрос в общественной жизни России. М., 1993.
  20. Потто В.А. Кавказская война. Ставрополь, 1994.
  21. Керсновский А.А. История Русской Армии.- М., 1999.
  22. Боханов А.Н. Император Александр III. - М., 1998.
  23. Чулков Г.И. Императоры: Психологические портреты. - М., 1991.
  24. Чернуха В.Г. Александр III // Вопросы истории. 1992. № 11-12.
  25. Твардовская В.А. Александр III //Российские самодержцы (1801-1917). М.,1993.
  26. Шмурло Е.В. История России (IX-XX вв.). М., 1997.
  27. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX вв.). СПб. 1994.
  28. Очерки истории русской культуры второй половины XIX века под ред. Н.М. Волынкина. М., 1976.
  29. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России: IX-XX вв.:Учебное пособие. М., 1998.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)