|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Servitutes praediorum в дореволюционной Россиинепользовании, а законодательством императора Юстиниана этот срок был увеличен до 10 лет для inter praesentes и до 20 лет для inter absentes. Если во время течения Юстиниановых сроков происходила смена сервитуария, то они не прерывались, а продолжали свое течение. Под действие поп usus не подпадал только iter ad sepulchrum (право прохода через чужой участок к кладбищу), который не прекращался и по истечении двадцатилетнего неиспользования. Usucapio libertatis - другой вид погасительной давности, применявшийся только к городским сервитутам. Для прекращения s. urbanorum недостаточно было только поп usus'a сервитуария, а требовалось еще и usucapio libertatis со стороны хозяина служащей земли, т.е. необходимо было, чтобы владелец praedium serviens нарушил право соседа и сохранял такое положение не насильственно (пес vi), не тайно (пес clam) и не пре-карно (пес precario) в течение 10 или 20 лет. Например, после того как управомоченный на s. tigni immitendi вынимал бревно из чужой стены, хозяин дома заделывал это отверстие, и такое положение существовало в течение упомянутых сроков. Таким образом, рассмотрев историю возникновения и развития земельных сервитутов, а также исследовав собственно сервитутное право, можно сделать следующий вывод: распад общинного землевладения, исключавшего необходимость сервитутных отношений между членами общины, и последующее развитие мелкой поземельной собственности в Древнем Риме привели к возникновению сначала сельских, а затем и городских земельных повинностей, являвшихся самостоятельным вещно-правовым институтом. Предиальные сервитуты стали первым (и отнюдь не последним) шагом, ограничивавшим свободу земельного собственника в пользу других лиц. 2. Servitutes ptaediomm в дореволюционной России История возникновения сервитутов в России Права на чужие вещи, аналогичные древнеримским сервитутам, возникли на Руси еще в древние времена под названием угодий. Дело в том, что в ту пору главную ценность в сельском имении составляла пахотная земля. Другие земли имения, иным образом служившие владельцу недвижимости (леса, луга, места звериных и иных промыслов), назывались по отношению к пашне угодьями. 39 Глава I. Сервитуты в римском, русском дореволюционном и современном российском гражданском праве _______________ Первоначально угодья принадлежали землевладельцам на том же праве, что и пашня: на вотчинном праве, на поместном праве или на праве тяглых имуществ. Однако иногда по древним законам право угодий принадлежало лицу в ограниченном виде, когда собственник имения не обладал в отношении угодий правами в таком объеме, в каком он пользовался пахотной землей. Это могло выражаться, например, в том, что он не мог воспрепятствовать определенным лицам рубить лес на его участке на дрова или для строительства, заготавливать сено на его лугах, заниматься пчеловодством, бобровым гоном, рыбной ловлей, охотой и другими промыслами в его лесах. Следовательно, права третьих лиц на эти угодья являлись правами на чужую землю в определенном отношении, т.е. по своей юридической природе они относились к iura in re aliena. Самым распространенным способом происхождения угодий являлось пожалование в различных видах: например, правительство жаловало известному лицу земельное имение в собственность, сохраняя за собой права угодий в этом имуществе, которые затем предоставлялись другим лицам; или лицо получало право на угодья в государственной земле, потом этот участок жаловался другому лицу с сохранением в отношении него прав первого лица - владельца угодий. Права на угодья в чужом имуществе предоставляли их владельцу возможность физического воздействия на чужую землю (рубка леса, заготовка сена, разведение пчел и т.д.). Следовательно, используя римскую терминологию, их можно отнести к положительным сервитутам. В тот же исторический период возникает другая группа прав, получивших наименование прав участия частного. Эти права предоставляли их субъектам главным образом возможность запрещать соседу совершать определенные действия в отношении своей земли. Так, еще по Соборному уложению 1649 г. были предусмотрены следующие ограничения: никто не мог возвести постройку на меже между своим и соседним участком; никто не должен был делать печи и кухни, примыкающие к стене своего соседа; никто не имел права из своих более высоких хором лить воду, сметать сор или делать «другую какую-либо пакость» на более низкие хоромы соседа; запрещалось примыкать плотину к другому берегу, а также строить плотину или мельницу, если от этого подтоплялись находившиеся вверх по реке мельницы, пашни и покосы других землевладельцев (ст. 238, 277-279 гл. 10)'. Субъект права участия частного реализовывал принадлежащее ему право путем воспрещения соседу совершать определенные действия: 1 Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 3: Акты Земских соборов. М, 1985. С. 142-143, 149. 40 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |