АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Спрашивание о методе заклания при сомнении или незнании

Читайте также:
  1. Ликвидируем незнание о незнании
  2. Ликвидируем незнание о незнании. Часть 2
  3. Основные свдения о методе имитационного моделирования
  4. Учение о сомнении и его преодолении

 

В первом разделе мы разъяснили, что дозволяется потреблять лишь мясо живот­ного, зарезанного мусульманином или обладателем Писания, который верит в своё Писание. Сейчас мы рассмотрим вопрос о спрашивании по поводу мяса. Некоторые современные учёные, в том числе ибн Махмуд, не считают нужным спрашивание о мясе и его источнике. В этом они опираются на хадис от Аиши (да будет доволен ею Аллах). Aль-Бухари передаёт, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывает, как некие люди обратились к пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Люди привозят к нам мясо, и мы не знаем, упоминалось ли имя Аллаха над ним или нет». Пророк ответил: «Вы упомяните имя Аллаха и ешьте». Аиша добавила: «Они недавно обратились в Ислам». [79]

Этот хадис никак не относится к разногласию в нашем вопросе, т.к. в нём идёт речь о мясе животных, зарезанных мусульманами, а мясо зарезанное мусульманином дозволено к потреблению даже без выяснения, было ли упомянуто имя Аллаха или нет. Именно поэтому аль-Байхаки посвятил этому целый раздел в своём сборнике «Сунан аль-Кубра» для данного хадиса под заглавием: «Раздел о том, как кто-то за­был упомянуть имя Аллаха при заклании, если его мясо дозволено в основе».[80] Аб­дуль-Барр в комментарии к хадису сказал: «Если мясо зарезано мусульманином, и при этом неизвестно, упомянул ли он имя Аллаха или нет. То можно потреблять это мясо, думая, что имя Аллаха было упомянуто. Так как следует хорошо думать о верую­щих, о зарезанном ими мясе, и об их охотничьей добычи».

В хадисе от Аиши (да будет доволен ею Аллах) рассказывается о бедуинах, недавно обратившихся в Ислам. Из этого хадиса шафииты сделали вывод, что упоминание имени Аллаха не является условием при заклании животного.[81]

Существует разногласие по поводу мяса на мусульманских рынках, о котором мы не знаем, было ли оно зарезано коммунистом, буддистом, индусом или атеистом, и не знаем, как оно было зарезано. Можно ли нам его есть, опираясь на хадис от Аиши (да будет доволне ею Аллах) о бедуинах, живших вокруг Медины, или же нам следует спрашивать прежде, чем потреблять это мясо? Основной вопрос по нашей теме – это спрашивание о привозном мясе, если мы не знаем, кто и как его резал?

Ответ: обязательно следует спрашивать, т.к. это было принято среди сподвижни­ков и салафов в соответствии с текстами, запрещающими мясо животных, зарезан­ных многобожниками и огнепоклонниками.

 

Предоставляем вашему вниманию следующие тексты:

Аль-Хайсами передаёт в сборнике «Маджма’ аз-Заваид» от Абу Саида аль-Худри: «Бедуины привозили к нам мясо, о котором в наших душах затаилось сомнение. Мы рассказали об этом посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветст­вует), и он сказал им: «Потребуйте у них клятв о том, что они зарезали его, а по­том поминайте имя Аллаха и ешьте его». Рассказал ат-Табарани в «Аль-Аусат» с до­верным иснадом.[82]

Абдур-Раззак передаёт в «аль-Мусаннаф» от Кайса ибн ас-Сакана, что ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если вы остановились в местности, где му­сульмане не режут животных, и где проживают набетяне или персы, то при по­купке мяса спрашивайте: если это мясо, зарезанное иудеями или христианами, то ешьте его, т.к. их пища дозволена вам». (Рассказчики хадиса – люди аль-Бухари и Муслима, кроме Кайса ибн ас-Сакана, который соответствует условиям Муслима по мнению ибн Хаджара)[83].

Рассказывают, что сподвижники спрашивали даже о происхождении сыра на рын­ках, опасаясь, что он был изготовлен с добавлением сычуги из желудков животных, зарезанных огнепоклонниками. Это не смотря на разногласие между ними, является ли сычуга мертвечины нечистой (наджаса) или нет, и не смотря на то, что соотноше­ние сычуги в сыре всего 0,001%.[84]

Аль-Байхаки передаёт, что некоторые учёные спрашивали насчёт сыра для под­тверждения достоверности в его чистоте. Подобное сообщают от ибн Аббаса, ибн Умара и других. Некоторые спрашивали об этом на всякий случай. Передают, что Абу Масуд аль-Ансари сказал: «Мне лучше упасть с этой скалы, чем поесть сыр, не спрашивая о нём».

Аль-Хасан аль-Басри сообщает, что сподвижники посланника Аллаха (да благосло­вит его Аллах и приветствует) спрашивали о сыре, но не спрашивали о жире.

Спрашивание о мясе при сомнении и незнании обязательно, особенно если про­блема широко распространена и люди покупают привозное мясо без стыда и за­труднения. Нет силы и мощи кроме как у Аллаха. В данном случае людям следует спрашивать, привозное ли это мясо или оно зарезано в мусульманских странах. Му­сульманин обязан спрашивать в магазине, что за мясо он покупает, дабы сохранить свою религию и честь и знать, что входит в его чрево: дозволенная пища или запрет­ная! И если даже после того как он спросил о дозволенности мяса, но остаются со­мнения, что делать в таком случае?- следует не покупать мясо, т.к. мясо при сомнении считается запретным.

Исходя из данной логики, можно опровергнуть слова шейха ибн Махмуда, кото­рый считает, что спрашивать о мясе не следует по следующим принципам:

 

Основа во всём это дозволенность;

Основание – хадис от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Помяните имя Аллаха и ешьте».

Основание – хадис, переданный ад-Даракутни: «Поистине Аллах вменил вам обязанности, посему не будьте небрежными к ним. Он запретил вам вещи, не на­рушайте их, и умолчал о некоторых вещах из милости к вам и не по забывчиво­сти. Не спрашивайте о них и не ищите их».

Что касается первого принципа о том, что основа во всём дозволенность, то этот принцип признан среди учёных, но с исключением, гасящим: «Кроме мяса и половых органов». Таким образом, принцип полностью звучит так: «Основа во всём дозволен­ность кроме мяса и половых органов». Мясо становится дозволенным только при правильном закланием, а половые органы становятся дозволенными при брачном договоре. Я разъясню об этом принципе подробнее по воле Аллаха. Это правило почти согласовано между учёными.

Что касается хадиса: «И умолчал о некоторых вещах из милости к вам и не по забывчивости. Не спрашивайте о них и не ищите их». То этот хадис является тол­кованием слов Всевышнего Аллаха:

О те, которые уверовали! Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если станут вам известны. (5:101) этот хадис растолковывается другим хадисом об этом аяте: «Величайшее преступление из мусульман совершает тот, кто спрашивает о чём-то, что не было запрещено, и оно становится запретным потому, что он спро­сил об этом».

Здесь подразумевается время ниспослания Корана пророку (да благословит его Аллах и приветствует), но сейчас, когда религия завершилась, а откровения прекра­тились, обязательно следует спрашивать. Всевышний Аллах сказал: Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания. (16:43)

Это и есть принцип при сомнении и незнании. При сомнении мы должны обра­титься к этому принципу, который внушил бы убеждённость. И если даже после под­тверждения убеждённости неожиданно появились сомнения, то убеждённость оста­ётся действительной по следующим принципам фикха:

 

Убеждённость не проходит из-за сомнения;

Основа в неожиданных вещах их отсутствие;

Каковым является мясо животного до заклания в основе?

 

В основе животное является дозволенным, пока нет запрета на какой-то вид. В ос­нове мясо животного является запретным, пока мы не выясним насчёт заклания жи­вотного. И если неожиданно появится сомнение, то оно не принимается во внимание, и мы возвращаемся к основе.

Об этом очень важном правиле забывают многие из тех, кто пишет о мясе. Они обязательно используют фразу: «Основа во всём дозволенность» и принцип: «Убеж­дённость не проходит из-за сомнения», и мол, если основа в мясе это дозволенность, то сомнительное мясо дозволено.

Это правило принято среди всех правоведов, но с дополнением: «Основа в жи­вотном – запрет, пока не выяснится способ заклания, разрешающий мясо». [85] Ан-Навави сказал об этом правиле, что оно согласовано среди учёных и в этом вопросе нет разногласий, затем он завершил свои слова хадисом от Ади ибн Абу Хатима[86], который мы приведём позже по воле Аллаха. «В хадисе разъясняется правило, что если есть сомнения насчёт правильности заклания животного, то мясо остаётся за­претным, т.к. сохраняется причина его запрета. В этом вопросе нет разногласий» - завершил имам ан-Навави.

Я изучил это правило и нашёл, что есть единогласие правоведов, комментаторов и знатоков хадисов. Я решил, что для подтверждения этого правила даже не нужен текст, т.к. оно является очевидной истиной.

Также мясо животного становится дозволенным только после заклания. И если, например, отрезать кусок от живой овцы, то он становится мертвечиной по доказа­тельствам из следующих источников:

 

Священный Коран;

Достоверная Сунна;

Арабский язык;

Мнения большинства ранних и поздних учёных;

 

Из Священного Корана: Всевышний Аллах говорит: Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произ­несено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или за­драно хищником, если только вы не успеете зарезать его. (5:3).

Здесь, если исключения из запретного «если только вы не успеете зарезать его» - связаны с началом предложения, то это означает, что задушенное, или упавшее с вы­соты или заколотое рогами животное запретно, если вы не застали его живым и не зарезали. Если же вы успели зарезать, то мясо становится дозволенным для вас. Если исключения не связаны с началом предложения, то смысл становится: вам запрещена мертвечина и всё остальное, что мы упоминаем здесь, но если вы заклали правиль­ным способом то, что Аллах дозволил вам, то это дозволено для вас. Так считает имам Малик и группа учёных из Медины. Это же мнение предпочёл аль-Джабаи.[87]

В обоих случаях аят указывает на запретность мяса до заклания шариатским мето­дом. Автор книги «аль-Бадаи’» сказал: «Всевышний Аллах сделал исключение из запретного то, что зарезано, и исключил из запретного всё дозволенное, т.к. за­прет на мясо животного сохраняется до заклания». [88]

Из пророческой Сунны: аль-Хаким передаёт в «аль-Мустадрике» от Абу Саида аль-Худри о том, что посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спро­сили об отрезанных горбах верблюда и о бараньем курдюке, он ответил: «То, что было отрезано от животного, которое было живым, является мертвечиной!» [89]

Аль-Байхаки передаёт в «Ас-Сунан» от Абу Вакида, что когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приехал в Медину люди ещё отрезали горбы верблюдов и курдюки баранов. Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «То, что было отрезано от животного, которое было живым, является мертвечиной!» [90]. из этих текстов ясно, что часть, отрезанная от живого животного до заклания, считается нечистотой и мертвечиной, и запрещается к потреблению, т.к. основа в скоте его запретность.

Хадис от Ади ибн Хатима (да будет доволен им Аллах), рассказанный аль-Бухари о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если ты спустишь свою собаку и произнесёшь имя Аллаха, а она схватит (дичь) и убьёт её, (можешь) есть, а если она успеет съесть что-нибудь, то не ешь, ибо (это значит, что) она схватила её для себя. Если в (охоте будут участвовать) разные собаки, над которыми имя Аллаха произнесено не будет, и они схватят (дичь) и загрызут её, (тоже) не ешь, ибо ты не знаешь, какая из них её убила. Если ты поразишь дичь стрелой и найдёшь её через день или два дня, не обнаружив на ней ничего, кроме следа от своей стрелы, то (можешь) есть, если же она обна­ружится (мёртвой) в воде, то не ешь». [91]

В варианте Муслима: «Ведь ты не знаешь, она (дичь) умерла от воды или от твоей стрелы». В этом хадисе пророк (да благословит его Аллах и приветствует) даёт ясно понять, что при сомнительных обстоятельствах следует возвращаться к основе, т.е. к запретности мяса. И если дело сомнительное для нас, дичь убита во­дой или стрелой, то следует склониться к запретности данной дичи. Имам ан-На­вависказал: «Если дичь нашли утонувшей в воде, то она запретна по единогла­сию учёных». [92]

Аль-Байхаки передаёт в «ас-сунан аль-кубра» с достоверным иснадом от Масрука то, что Абдулла ибн Масуд сказал: «Если один из вас застрелил добычу, и она упала с горы и умерла, то не ешьте её, ибо я боюсь, что она умерла от того, что упала с высоты. Или если она упала в воду и умерла, то не ешьте, ибо я боюсь, что вода убила её». [93] Хадис ибн Масуда в степени Маукуф (цепочка останавливается на спод­вижнике), подобен хадису от Ади ибн Хатима по смыслу. Из этих двух хадисов учё­ные вывели три важных фундаментальных правила:

Скотина в основе запретна, пока не выяснится факт заклания. [94] Она не стано­вится дозволенной сомнительным действием или добрым предположением. Основа в мёртвом животном его запретность. И если мы усомнились в дозволенно­сти мяса, то нам следует вернуться к этой основе[95].

Если смешались причины запрета и дозволения, то решение будет в пользу за­прета.

Доказательства из слов салафов о том, что отрубленный или сбитый с добычи ор­ган является мертвечиной, что подтверждает правило о мясе, гласящее: «Скотина в основе запретна, пока не выяснится факт заклания». Слова салафов по поводу стрелы, отрезавшей орган от добычи или дичи:

Катада сказал: «Если был нанесён удар по добыче, который отбил от него орган, но добыча умерла, то не ешьте эту отбитую часть, но можете есть остальную часть добычи» [96].

Ата сказал: «Если вы метнули в птицу камнем, и он оторвал её часть. Так вот если вы застали птицу ещё живой, то оторванная часть считается мертвечи­ной» [97]. Это согласовано между учёными.

Аль-Бухари сообщает, что аль-Хасан и Ибрахим сказали: «Если выстрелили по добыче, и от него отпала задняя или передняя лапа, то не ешьте то, что отпало, но можете есть остальную часть». [98]

Доказательства из арабского языка: смысл слова الذكاة (заклание) указывает на то, что основа в мясе запрет и нечистота, т.к. это слово означает очищение и облагора­живание, как говорится об этом в повествовании от последователя сподвижников Му­хаммада ибн Али ибн аль-Ханафия: «الذكاة الأرض (очищение земли) её высыхание».[99] الذكاة т.е. очищение и облагораживание животного посредством резания. الذكاة также означает мускус, как сказал об этом Кайс ибн аль-Хатим.[100]

Аш-Шаринблали сказал: «الذكاة (заклание) означает ликвидацию нечистоты, что является условием для очищения мяса. Это также имеет смысл различия между чис­тым и скверным»[101].

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) дал определение слову الذكاة, что это очищение в нескольких хадисах: «Дубление шкуры является его (الذكاة) очищением», в другом варианте: «Её дубление – очищение». «Очищение (الذكاة) его – дубление». Рассказал Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи, аль-Байхаки и ибн Хиббан.

Сам пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обозначил в этих текстах, что слово الذكاة это очищение.[102]

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)