|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
I. Рондо и его исторические формыАнализ музыкальных форм.
Назад На главную
Предисловие. Средства выразительности в музыке: мелодия, 1.Форма имеет два смысла: как структура, и как вместилище содержания. 2.Состоит из перечисленных выше средств. Цель - не комбинирование, а создание эмоционального художественного образа. Стиль - совокупность выразительных средств, выбираемых композитором в соответствии с некими субъективными потребностями. Структура сочинений. Процесс написания отражает смысл произведения. Сочинение соединяет несколько музыкальных кусков: мотив - мельчайшая единица, которую нельзя раздробить, субмотив - слог, лишённая смысла частица. Музыкальный текст имеет расчленённость: есть мимолётное расчленение и формообразующие цезуры. Анализ форм - наука не точная, а статистическая: цезуры определяются по совокупности признаков. Вверх
Период. Период - наименьшая, законченная и относительно развитая форма. Любой период будет содержать 50% стандартных черт: единого строения, простой, из 3-х предложений, сложный.
Период - это форма, которая пришла из танцевальной музыки, отражает физиологические особенности человеческого восприятия. Вверх
Простые формы. Все формы разделяются на типы. Таких типов 7-8. 1 - период. Типы изложения: экспозиционный (в нём пишется период), развивающий (так пишутся середины, разработки, связки, предыкты), заключительный (коды, дополнения, заключительные партии), вступительный. Зкспозиционный тип изложения: гармоническая, мелодическая устойчивость, динамика, инструментовка. Развивающий тип изложения: гармоническая, мелодическая неустойчивость + секвенции. Заключительный тип изложения: самое устойчивое изложение.
Простой называется форма, состоящая из периода и развивающей части пропорциональной периоду. В дальнейшем эти части могут повторяться в различных вариантах. Схема: а - период, имеет экспозиционную форму развития b - развивающая часть (как правило). Изредка вторая часть может иметь тоже экспозиционную форму, тогда - это контрастная двух частная форма. Но, как правило, часть b строится на материале части а в неустойчивом варианте и заканчивается полным совершенным К в главной тональности (обычно), тогда образуется простая двух частная безрепризная форма.
Эти основные различия могут видоизменяться за счёт повторения частей, при этом повторение считается точным, если совпадает структура (количество тактов), и гармоническая сетка внутри этой структуры может варьироваться: а) фактура, б) мелодическая фигурация, в) инструментовка, г) динамика. Повторение считается неточным, если меняются: а) структура, б) гармоническая сетка и т. д.
Примечание: маленькими буквами обозначаются простые формы, а большими - сложные. Вверх
Сложные формы. Сложная 3-х частная и 2-х частная форма. К этой разновидности можно отнести и куплетную форму. Сложная 3-х частная форма ( A B A ). Первая часть сложнее периода. Разновидность: с трио или с эпизодом. A - первая часть. Как правило, написана в простой форме (см. Простые формы). Очень редко бывают особые формы: вариации, сонатные экспозиции, сонатная форма целиком (Чайковский 5 симфония, 2 часть), сложная 3-х частная форма. B - средняя часть. Бывает эпизод и трио. Трио - это средняя часть, имеющая завершённую структуру (чёткие каденции, ярко выраженная квадратность, очень часто повторяются части внутри). Трио всегда написано в простой форме (реже период). Трио имеет происхождение от прикладной музыки (танцы, марши) и перешло в 3 части сонатно-симфонического цикла. Сначала - это был менуэт, потом скерцо. Отличительной чертами трио также является упрощёние фактуры (переход в одноимённый лад). Трио - это форма и одновременно жанр. Вступление и кода. Вступление - довольно редко встречается в сложной 3-х частной форме. Обычно бывает, если - это отдельная пьеса (Чайковский - "Франческа да Римини"). Промежуточная форма ( а B a ). Это форма, находящаяся между простой и сложной, то есть крайние части у неё как в простой (период), а средняя часть как сложная (простая форма). Сложная 2-х частная форма. В ней одна из частей сложнее периода: a B, A b, A B. Два основных варианта построения: первая часть, как бы разросшееся вступление, превратившееся в самостоятельную часть (Глинка - "Каватина и рондо Антониды"), вторая часть, как бы разросшаяся кода (Чайковский - "Ариозо Лизы": "Откуда эти слёзы"). Чаще всего, эта форма применяется в драматической музыке: опера, балет (связано со сценической ситуацией). Крайне не логично, когда нет репризы как таковой в инструментовой музыке (Шопен - Ноктюрн g-moll, Рахманинов - Этюд-картина c-moll). Куплетная форма (куплетно-вариационная). Начальное построение - куплет. Повторяется многократно, буквально и с вариантом. А А (1) А (2)... - минимально количество - 2. Примечание: маленькими буквами обозначаются простые формы, а большими - сложные. Вверх
Сонатная форма. Сложные формы - составные, а сонатная форма, рондо и вариации - более цельные. Это - подвижные, прорастающие, динамические формы. Каждое следующее построение связано с предыдущим. Сонатная форма - такая сложная 3-х частная форма, в которой вторая половина первой части (П. П.) в репризе транспонируется в главную тональность. Экспозиция - состоит из 2-х частей: Г. П и П. П., а каждая из них делится на подразделы: Св. П. и З. П. Г. П. - внешний признак - это экспозиция существенных тем материала в главной тональности. Бывает контрастной и однородной. Может быть периодом: замкнутым (завершённым) и разомкнутым (незавершённый). Окончанием замкнутого периода является последняя убедительная каденция (в главной тональности). Может быть в простой форме (начиная от романтиков). Заканчивается Г. П. в главной тональности. Св. п. - её функция смодулировать главную партию: фактуру, тональность, причём незаметно. Начинается, где заканчивается Г. П. Св. П. имеет 3 этапа: 1 - это примыкание к Г. П. (устойчивый), 2 - модуляция и 3 - предыкт. Первый этап начинается со второго предложения Г. П. или в начале дополнения. П. П. - производный контраст. Признак начала П. П. - это экспозиция значительной темы в новой тональности (D). П. П. контрастная и лиричная, но бывает и наоборот. Чащё больше по размером Г. П. В ней может быть несколько тем. Контраст внутри П. П. - это пролом, прорыв, вторжение, сдвиг (вторжение в П. П. материала и характера Г. П. З. П. - признак - предпоследняя каденция (полная совершенная) в новой тональности, после которой следует заключительная форма изложения. З. П. - кода экспозиции. Очень часто проходит новая тема (обычна красивая). Окончание экспозиции - каденция в новой тональности. Разработка. Это средняя часть сонатной формы. По сравнению аналогична эпизоду (средняя часть сложной 3-х частной формы). Несколько вариантов: нормальная разработка, эпизод вместо разработки - это используется в медленных частях (не требуется конфликтность), либо в специальном случае: Шостакович - 7 симфония: нашествие немцев. Возможен вариант пропуска разработки - это тоже используется в медленных частях, когда не нужна конфликтность. Разработка состоит из 3-х разделов. Вступительный раздел (примыкание к экспозиции), пишется на материале начала или конца экспозиции (Г. П. или З. П). Этот раздел устойчив. Второй раздел может строиться на любых темах экспозиции: развивающий тип изложения (дробность, неустойчивость, фугато). В этой части важен тональный план, может появиться новая музыка в устойчивой форме изложения (эпизод внутри разработки). Третий раздел - предыкт. Органный пункт. Часто бывает красивая музыка. Здесь же бывает "ложная" реприза - вступление Г. П. не в главной тональности. Реприза. Не может быть абсолютно точной из-за транспонированной П. П. Г. П. динамизированная. Иногда, начало репризы - продолжение разработки, и начинается она с П. П. Старинная сонатная форма. С пропущенной Г. П. в репризе. Она возникла из старинной 2-х частной сонатной формы. Встречается в эпоху Барокко: у Баха, у ранних классиков - Гайдн. Зеркальная реприза. Сначала П. П., а потом Г. П. Вверх
Рондо. Рондо - музыкальная форма, в которой главная тема (рефрен) повторяется не менее 3-х раз, чередуясь с различными эпизодами: A B A C A... А - главная тема -рефрен. I. Рондо и его исторические формы. II. Рондо-соната. III. Рондообразные формы. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |